ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ ОВЗ
материал по логопедии (старшая группа)

Александрова Юлия Олеговна

Нйротехнологии, опыт применения некоторых игр и упражнений, в работе с детьми имеющими ОВЗ, как в индивидуальной, так и в групповой работе, с применением.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЕ, КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИМЕЮЩИМИ ОВЗ

Юлия Олеговна Александрова,                                                          учитель - логопед МКДОУ                                                                                                          «Детский сад № 4» г. Зимы

В наше время число детей с ОВЗ повышается с каждым годом. Данная категория детей обладает хроническими заболеваниями, соматически ослаблены, у них отмечается нарушение общей и мелкой моторики, речевого дыхания, заторможенность.

Одна из актуальных проблем современного образования, это проблема повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса при организации обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Для данного контингента воспитанников характерно: задержки и искажение речевого развития, несформированность общей и мелкой моторики, рассогласованность работы полушарий мозга, незрелость всех психических процессов, недостаток физической активности.

Исходя из значимости проблемы, мной была определена цель: повышение эффективности коррекционно-образовательного процесса через движение и игру, с применением нейротехнологий.

В основе метода лежит системный подход к коррекции развития ребёнка, в том числе, к коррекции речевых нарушений.

Для этого мною был разобран и апробирован подобранный комплекс нейроигр и пособий в работе с детьми, создана образовательная среда для реализации поставленной цели.

Мною были определены основные задачи для реализации нейропсихологического подхода в коррекционно – образовательном процессе:

1. Пополнить развивающую среду с учетом применения методов нейротехнологий (пополнение уголка логопеда нейротренажерами, пособиями, дидактическими играми).

2. Проектировать коррекционную работу с детьми имеющими ОВЗ в различных формах организации (занятия, игра, индивидуальная и подгрупповая деятельность).

3. Продолжать работу по развитию умений детей в правильном произношении, развивать лексическую и грамматическую стороны речи, связную речь, познавательные процессы.

Хотелось бы поделиться опытом применения некоторых игр и упражнений, которые практикую в работе с детьми имеющими ОВЗ, как в индивидуальной, так и в групповой работе, с применением нейропсихологической коррекции:

1. Межполушарные доски, лабиринты-трафареты. На логокоррекционных занятиях использую данный метод, он помогает активизировать одновременно два полушария головного мозга, влияет на согласованность движения рук, согласованность движения глаз, также в совместной деятельности с детьми провожу отработку произношения поставленных звуков.

Основные плюсы употребления межполушарных досок:

- межполушарные доски можно применять с детьми дошкольного и школьного возраста;

- большая результативность формирования межполушарного взаимодействия, закрепления определенного звука речи, мелкой моторики;

- безопасность в применении;

- метод доступен каждому человеку;

- очень прост в применении;

- несколько вариантов использования;

- развитие ручной умелости и мелкой моторики, памяти, усидчивости, логического и пространственного мышления;

- вырабатывание координации в речи с движением, чувством ритма, межполушарным взаимодействием.

Применение игр с межполушарными досками при автоматизации и дифференциации звуков:

Начинаем знакомиться с досками, предлагая ребенку обводить спираль одной рукой (ведущей – правой или левой) и наоборот. Приступать можно с внешнего края спирали, а также из центра. После ребенок водит двумя руками одновременно.

Автоматизация поставленного звука изолированно:

Обводим типовую спираль пальцем правой или левой руки и говорим назначенный звук, после в противоположном направлении. Например: звук С или Ш. Далее можем усложнить задание, предложить ребенку работать двумя руками одновременно, затем вести пальцами обеих рук и произносить звук. Например: Сссс.

2. Упражнения на развитие графических способностей: «рисующие пальчики», «раскрути спираль, закрути спираль» и другие. Очень полезное упражнение, с помощью которого у ребенка развивается пространственная ориентация, межполушарная связь, что в свою очередь очень важно для развития речи.

«Рисующие пальчики». Даем ребенку чистые листы бумаги различной формы и размера, гуашевые краски и совершенная воля фантазии и творчества. Данное рисование и свобода для движения каждым пальцем обеих рук приносят ценную информацию о латеральных и цветовых предпочтениях ребенка. Для работы с правой рукой отдается предпочтение остроугольным формам (треугольник, ромб, квадрат). Левой рукой лучше работать с кругом и овалам и неправильным округлым формам с волнообразными краями.

«Раскрути спираль, закрути спираль». Предлагаю ребенку «раскрутить» рисунки правосторонней спирали, а потом — «закрутить», непременно показывая линию направления указательной стрелкой. Упражнение выполняется изначально отдельно каждой рукой, а далее одновременно двумя руками в одном и противоположном направлениях. Нужно начинать его из центра спирали, а далее от наружной точки.

3. Нейроскакалка – данный тренажер применяется на индивидуальных занятиях, можно с легкостью вовлечь ребенка в игру, также тренажер способствует развитию общей моторики, межполушарному развитию, развитию речи.

В данной скакалке необходима разнонаправленная работа ног. Одна нога делает прыжки, а другая вращательные действия. В данный момент мозг питается кислородом, пробуждается энергетический тонус, концентрация внимания улучшается, меняется быстрота переключения мыслительных процессов. Включив музыку, ребенок начинает скакать в ритм, тем самым улучшается развитие ещё и правого полушария. В данный момент ребенку нужно дать задание (например, произносить звук «ш»), далее его усложнить и попросить произносить слово с данным звуком (например, «Шапка»).

4. Балансиры – этот тренажер, также применяется на индивидуальных занятиях, представляет собой неустойчивую поверхность, учит ребенка чувствовать расположение и вес тела, контролировать равновесие, развивает межполушарные связи, речь.

Методика и опыт работы Френка Бильгоу меня заинтересовала. Американский учитель Френк Бильгоу придумал балансировочную доску для мозжечковой гимнастики (или мозжечковой стимуляции).

Данная методика использовалась им для работы с детьми, неуспевающими по школьной программе. Реализовывая упражнения на балансировочной доске, им было замечено, что ребятам стало проще выполнять задания, справляться с обучением. Стали лучше развиваться навыки письма, речи, соображения, координации движений и даже математические способности. Отметив для себя, данную методику, начала применять ее в своей работе.

Ребенок поднимается на балансировочную доску, стараясь удержать равновесие. Далее он приступает к выполнению заданий (например, произносит определенный звук, называет животных или имена девочек, мальчиков). Можно усложнить данное упражнение, дав, ребенку палочку. Он держит ее перед собой и делает вдох, а на выдохе начинает прокатывать палочку между ладонями, произнося поставленный звук.

Опыт показывает, что применение методов и приемов нейротехнологий способствует достижению качественных результатов в коррекционно-образовательном процессе. Уровень речевого развития с сентября 2021 года по май 2022 года повысился на 18 %. Степень успешности повысился с 1 до 3 уровня.

Считаю, что дети, имеющие ОВЗ показали хороший результат, у них активизировалось межполушарное взаимодействие, что дало более продуктивно корректировать имеющиеся у детей речевые, двигательные, интеллектуальные недостатки, поведенческие расстройства. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованное деятельность как одно из средств повышения коррекционной работы с детьми, имеющие нарушения речи"

Видиоролик который раскрывает важностьзанятий детей в   художественноречевой студии "Речецветик"  из опыта моей работы...

Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии

В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...

Педагогический проект "Фитбол-гимнастика - как средство коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи"

Слабость развития двигательной координации, обусловленная особенностями мозговой деятельности, более всего выражается в низкой способности к удержанию равновесия, как в статическом, так и в динамическ...

Практический опыт организации и использования предметно-развивающей среды как средства экологического образования детей.

Одним из условий познавательного развития детей является правильная организация экологической развивающей предметно - пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, э...

Статья на тему:"Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как средства обогащения представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста."

В данной статье рассказывается о построении и принципах построения РППС для детей младшего дошкольного возраста....