Весна пришла
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Соловьева Владлена Витальевна

Конспект индивидуального логопедического занятия для ребенка с заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx24.81 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия для заикающегося ребенка

возраст – 6 лет.

Заикание тонического типа, дыхательной формы.

Невротическая форма заикания средней степени тяжести.

Течение – рецедивирующее.

Тема занятия «Весна пришла»

Цель – совершенствование навыка плавной интонированной  речи

Задачи

Коррекционно-развивающие:

- продолжать учить  регулировать напряжение и расслабление мышц своего тела;

- развивать  длительность и плавность речевого выдоха;

-  формировать  темп, ритм и плавность речи;

- создать условия для координации речи с движением

- развивать чувство ритма, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память логическое мышление;

Коррекционно-образовательные:

- расширять и уточнять представления  о приметах весны,  изменениях, происходящих в природе весной.

- продолжать активизировать словарь за счет слов, обозначающих названия птиц, цветов, упражнять в классификации птиц.

- закреплять вопросно-ответную, сопровождающую формы речи с помощью на основе  наглядного материала,

- побуждать употреблять существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные  во множественном числе.

Коррекционно-воспитательные:

- создать условия для  положительной мотивации к занятию.

- способствовать развитию уверенности в своих силах;

- воспитывать бережное отношение к природе;

Оборудование

корзинка с предметными картинками – цветы, конверт с предметными картинками – птицы перелетные и зимующие; насекомые; кукла Весна, аудиозапись «звук дождя»

Ход занятия.

Организационный момент (создание положительного настроя на занятие, активизация защитных сил организма).

Я хочу передать тебе тепло солнышка (Приветствие с использованием невербальных средств выражения эмоций: встать друг напротив друга, положить руки друг другу на плечи. Приветливо посмотреть в глаза друг другу, улыбнуться, поздороваться за руку, затем ладошками)

- Сегодня мы с тобой будем встречать весну. Повторяй за мной.

  • Распевка: «Весна» - поется на двух нотах

Весна, Весна, хорошо, что ты пришла!

Весна, Весна, что с собой ты принесла?

- А вот сейчас мы вспомним, что происходит с приходом весны.

  • Самомассаж лица «Весна». Смотри внимательно и делай, как я.

Если тает снег и лед,                                   Поглаживающие движения обеими

                                                                       ладонями сверху

Звонкий ручеек течет,                                 вниз по боковым сторонам лица и шеи,

Распускается листва -                                  по центральной части лица и шеи.

Это к нам пришла весна

Первые капели                                              Постукивающие движения

В полдень зазвенели.

Они весело бегут

Звонко песенку поют.

Шлепаем по лужам                                        Пошлепывающие движения

После зимней стужи.

Каждый год весной потоп.

Под ногами: шлеп, шлеп, шлеп.

Обогрела всех весна,                                      Спиралевидные движения

Пробудился лес от сна.

Все, кто спал, весной проснулись.

Птицы  с юга к нам вернулись.

Землю солнышко согрело,                             Поглаживающие движения

И трава зазеленела.

День весенний стал длиннее,

Небо ярче и синее.

Основная часть

  • Упражнения  для  пальчиков  (при назывании  птицы  –  загибать  пальчики  на  руке).

                           «Птичек  стайка». И.  Токмакова

           Пой-ка,  подпевай-ка,  десять  птичек  –  стайка.

           –  Эта  птичка  –  соловей,  эта  птичка  –  воробей.

           Эта  птичка  –  совушка,  сонная  головушка.

           Эта  птичка  –  свиристель,  эта  птичка  –  коростель.

          Эта  птичка  –  скворушка,  серенькое  пёрышко.

           Эта  –  зяблик, это  –  стриж,  это  –  развесёлый  чиж.

           Ну,  а  это  –  злой  орлан.  Птички,  птички,  по  домам.

           (Сжать  пальчики в  кулачки)

- О ком это стихотворение? Сегодня мы будем говорить о перелетных птицах. Птицы возвращаются из теплых стран, когда пригреет солнышко, и воздух становится теплым. Давай покажем птицам теплый весенний воздух.

  • Упражнение «Тёплый выдох» (работа над диафрагмальным выдохом) - сделать вдох через нос, поднести руки ко рту, медленно выдохнуть через открытый рот. Затем, вдохнув через нос, продолжить  выдох. Проделать 5-6 раз подряд, непрерывно ощущая на руках тепло выдыхаемого воздуха.

 И жуки расправляют свои крылышки (работа над голосом).  

  • Упражнение «Жук жужжит» - руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, произносить «ж-ж-ж», опуская руки вниз.

         Они жужжат по-разному.

  • Произнести на одном выдохе следующие согласные: ЖЖЖЖЖЖЖЖ –ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ – НЬНЬНЬНЬНЬ. (звук Ж – ближе грудному звучанию, З – середине, НЬ – верхнему, головному, лицевому).

Послушай, что это стучит? (аудиозапись «звук дождя») Это весенний дождик. Общая моторная зарядка (работа над умением регулировать напряжение и  расслабление).

  • Упражнение Дождик (проводится после предварительного показа логопедом, совместно).

– Дождик, дождик,

Лей, лей (руки вверху, движения кистями рук: вверх – вниз, тело и руки напряжены)

Земля, земля,

Пей, пей (постепенный наклон туловища вперед, голова опущена вниз, руки свободно повисают; обратить внимание на ощущение расслабления).

- Дождик напитал землю, и стали появляться первые весенние цветы. Сейчас  мы с тобой покажем, как появляются первые весенние цветы. 

  • Упражнение «Подснежники» (релаксация). Присесть на корточки. Солнышко пригревает, дождик поливает, цветы вырастают. Медленно поднимаем руки, ростки тянутся к солнышку. Почувствовать напряжение. Солнышко спряталось, замерзли наши растения. Расслабиться, уронить голову, руки, опустить плечи и туловище. Опуститься на пол. Полил теплый дождик, ожили цветы, тянутся к солнышку. Повторить несколько раз.
  •         Дидактическая игра «Один - много».  

А   какие весенние цветы ты знаешь?  Ребенок отбирает картинку и называет цветок.

А теперь я буду называть один цветок, а ты назови, как будет, если этих цветов много.

Один одуванчик – много одуванчиков

Один подснежник – много подснежников

Один тюльпан – много тюльпанов и т.д.

- Весна (кукла) принесла с собой  конверт с картинками, на которых изображены разные птицы.

  • Дидактическая игра «Узнай  птицу  по  описанию». (Логопед описывает  внешние  признаки  перелётной  птицы,  а  ребёнок  называет  её. При правильном ответе логопед демонстрирует картинку. Ответы сопровождаются дирижированием ведущей рукой).

Например, эта птица с длинными ногами красного цвета и красным длинным клювом. У нее длинная шея и белое оперенье, на концах крыльев – черные перья. (АИСТ) и т.д.

-   Как называют таких птиц? (Перелетные).

- Как называют птиц, которые не улетают в теплые края?

- Почему они улетают?

-   Чем питаются перелетные птицы?

- Чем питаются зимующие птицы?

  • Игра «Чем питаются птицы?»

- Ты картинку покажи,

Чем питаются, скажи.

У ребенка картинки с изображением насекомых. Он показывает картинки и вслед за логопедом повторяет:

Перелетные птицы питаются червяками.

Перелетные птицы питаются бабочками.

Перелетные птицы питаются жуками. и т.д.

Произнося предложения, ребенок кладет ведущую руку на бедро возле колена и делает легкие нажатия пальцами при проговаривании каждого слова (воспроизведение ритмико-интонационного рисунка фразы).

- Физкультминутка. Логопед читает стихотворение, ребенок выполняет движения.

«Грачи»

На этой неделе грачи прилетели. («летит» по кругу)

Хоть трудна была дорога, (остановиться)

Старший грач прикрикнул строго: (грозит пальчиком)

«За работу! Дела много!» (повороты туловищем)

Помни сам, других учи, да по-настоящему: (машут «крыльями»)

Наши черные грачи («летит» по кругу) птицы работящие!

  • Чистоговорки. - Повторяй со мной вместе, а потом сама повтори чистоговорки.

А–А– А: к нам пришла весна

У–У– У: я на улицу хочу

О–О– О: как весною хорошо

ЦЫ–ЦЫ– ЦЫ: прилетели к нам скворцы

Ы–Ы– Ы: зацветают все сады

НА–НА– НА: травка первая видна

ДА–ДА– ДА: в ручейке журчит вода

ГА–ГА– ГА: тают белые снега

  • Дидактическая игра «Назови ласково» (образование уменьшительно-ласкательной формы имен существительных)

- Весна – доброе, ласковое время года, давай и мы назовем ласково весенние слова. Например,

Солнце – солнышко

Гнездо – гнездышко

Птенец - птенчик

Трава – травушка

Ручей – ручеек

Верба – вербочка

Росток - росточек

Соловей – соловушка

Скворец – скворушка

Журавль - журавушка

  • Я знаю красивое стихотворение о весне. Давай его выучим. (Работа по закреплению навыков правильной речи).

О Весне (Н. Найденова).

О весне сказали нам

Песни из скворечника

И сережки желтые

На ветвях орешника.

О весне сказали нам

Воробьи драчливые,

Вербочки мохнатые,

Ручейки шумливые.

Бабочка-крапивница

На лесной проталинке,

Синие подснежники

И сырые валенки.

План работы над стихотворением.

1. Сопряженная речь. Ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносят стихотворение.

2. Отраженная речь. Ребенок повторяют фразы вслед за логопедом.

3. Вопросно-ответная форма. Логопед задает вопросы по тексту стихотворения:

4. Самостоятельная форма. Ребенок попробует сам пересказать стихотворение.

Заключительная часть.

- Какое время года наступило? - Тебе понравилось играть в разные игры с Весной? Какая игра тебе понравилась больше всего? Как ты себя чувствуешь? Мне тоже понравилось с тобой играть и заниматься, ты большая умница. Нарисуй дома  картинку о весне, а мы вместе ее рассмотрим в следующий раз.

Игра «Встретимся опять». Педагог и ребенок встают друг напротив друга  протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” и говорят традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"

Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"

Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...

Организация игровой программы «Пришла весна, пришла, красна»

Основными целями в организации игровой программы должно быть создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Основными задачами в организации игровой прогр...

Смотр-конкурс "Пришла весна - пришла победа!" Муниципальный уровень 2015г.

Поздравляем участников городского  смотра-конкурса чтецов - воспитанников МДОУ "Пришла весна - пришла Победа!". Наши воспитанники и музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевн...