Дикие животные. Развитие лексико-грамматических категорий.
план-конспект занятия по логопедии

Шарко Татьяна Владимировна

Необычный подход к известной теме. У человека информация приходит  в большей части  через зрительный анализатор.. На этом занятии  мы с ребятами работаем со всеми анализаторами  человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Удивительное путешествие к себе». Изучение лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» с подключением всех анализаторов человека.

Цель:
- воспитание речевой активности детей с помощью активизации различных анализаторов…..Сенсорно-интегративная терапия в коррекционной работе.  

Задачи:
-развивать связную речь и творческое мышление;
- повышать уровень речевой активности;

-развивать звуковую культуру речи (автоматизация звуков, словарь, грамматический строй, связная речь);
- развивать внимание, сознательный анализ языкового материала;
-формировать умение сравнивать и обобщать;
-развивать коммуникативные навыки, психологическую раскованность и уверенность в себе;
- воспитывать сотрудничество и уважительное отношение друг к другу;

Оборудование: картинки диких животных, скульптурная масса, дощечки, домики-картинки анализаторов (руки, нос, рот, ухо, глаз, сердце), фигурки диких животных из фамерана, сюжетная картина «В лесу», мягкие игрушки-детеныши диких животных.

Предварительная работа:

Предварительная работа включает использование разных видов деятельности для развития творческого потенциала детей
               -вопросно- ответный метод ;
               -сочетание чтения, показа и продуктивной деятельности;
               -сотворчество педагога с детьми;
               -беседа;
               -введение правил .

Подготовка к занятию: Использование логопедом в учебном процессе материалов и упражнений для всех анализаторов.

Демонстрационный материал:

 Картинки с заданиями; фигурки диких животных из фамерана; заготовки из скульптурной массы для изготовления корма для зверюшек; карточки-домики для городка человеческих анализаторов; сюжетная картинка «лес»; мягкие игрушки диких животных.

Ход занятия:

1.Находим конверт с письмом: «Дорогие дети, приходите в гости. Мы вам расскажем много интересного.» Вдалеке городок с домиками. Идем в гости в новенький городок.

2. Домик с картинкой «РУКИ». Предлагаю задание. Определить животных по фигуркам из фамерана. Не глядя, на ощупь ребенок называет признаки и определяет своего животного. В качестве приза берем карточку с рисунком помощников-рук и баночку со скульптурной массой. Потом изготовим своими руками лакомства для диких животных. Благодарим наши умные ручки.
     СЛОВА-ПРИЗНАКИ.
3. Домики «НОС» и «РОТ». Каждому ребенку логопед подает стаканчик с кубиком- морковь, яблоко, капуста, зелень, колбаска. Какой зверек будет рад такому угощению? Что лишнее? Благодарим наш умный нос и наш умный «рот». Забираем карточки с рисунком помощника-носа и помощника-рта. Благодарим умный нос и умный рот.

       СЛОВА-ПРИЗНАКИ.

4.Домик «УХО». Все дети закрывают глаза и слушают звуки. По очереди каждый ребенок издает звуки- трещит ветками, прыгает, грызет, шуршит, воет- дети отгадывают действия и отвечают (трещит-треск, прыгает-звук прыжка, хрустит- хруст, шуршит- шорох, воет- вой). Берем карточку с рисунком помощника-уха. Благодарим умное ухо.
       СЛОВА-ДЕЙСТВИЯ, СЛОВАРЬ ЗВУКОВ.

5.Домик «ГЛАЗ». Дети составляют предложения. «Я вижу лося» и т.д. Логопед лишь мотивирует и ВЕДЕТ эмоционально.  Берем карточку с рисунком помощника- глаза. Благодарим наши умные глаза.

        СОСТАВЛЯЕМ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ.

6. Раскладываем карточки. Дети говорят, что это есть у всех и помогают все помощники- анализаторы. Находим карточку- «ДУМАТЬ». Дети размышляют. Думать –это главное.

      НО САМОЕ ГЛАВНОЕ-ЭТО СЕРДЦЕ. Идем к домику «СЕРДЦЕ».

7. Домик «СЕРДЦЕ». На каждом стульчике сидят детеныши диких животных. В качестве приза всем взрослым и детям умная ласковая колыбельная «Гаснут, как фонарики огоньки последние…». Дети качают и поют.

      КОРРЕКЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ. ПСИХОЭНЕРГОПЛАСТИКА,  

 Я открыла для себя мысль о преобладании развития зрительного анализатора   много лет назад. Но мы все разного плана развития. У каждого в приоритете разные анализаторы. Пособия этого плана находятся сами или их делаем я, мамы и дети из различного материала. Используем минимум атрибутов. А еще- всегда составляем мнемотаблицу, иногда интеллект-карту. ВСЕ ПОД РУКОЙ ДОЛЖНО ПОМОГАТЬ. Главное – замотивировать, детям знать сюжет и обрести в руках фигурки или даже просто бумажки с самостоятельно нарисованными предметными картинками. Результатами использования этих приемов в развитии связной речи наших детей являются:

    -повышение концентрации внимания, которое, как правило, у детей с нарушениями речи очень неустойчивое ;
    -повышение уровня понимания речи, активизация средства общения, обогащение словарного запаса , формирование правильного лексико- грамматического строя речи;
    -формирование навыков связной речи с прослеживанием логики событий и изображение схематично ;
    -развитие изобретательских способностей и мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса;
    -положительная  динамика в развитии  памяти, где ребенку нужно запомнить и правильно употребить словесно;
    -активизация мыслительной деятельности, где ребенку необходимо разрешить ситуацию и объяснить словесно;
    --снятие с детей комплексов, развитие их эмоциональной  стороны.

Сюжет всегда сопровождается речью. Ребенок не знает, что ОН НЕ УМЕЕТ говорить. Речь проистекает сама. Активно, как получается. Логопед последовательно из занятия в занятие речь корректирует.  Это очень интересная и в речевом плане активная практическая совместная работа. Именно это я с ребятами и применяю много лет. Меняются материалы, жизнь и пособия становятся краше. Появилась возможность видео. Успехами хотелось поделиться.      

Я рассказала лишь о моем видении использования человеком всех анализаторов. Хочется находить интересное воплощение этой темы.Думаю возможно и вам создать свою собственную модель сенсорной интеграции … Дети помогают делать ВСЕ. А если сделали САМИ, то и САМИ могут рассказать! Моим давним девизом и руководством к деятельности с институтских времен служит высказывание Л. С. Выгодского: «Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-то деятельности, ЗАИНТЕРЕСУЙ его, позаботься о том, чтобы обнаружить, что ОН ГОТОВ к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее. Тогда учащийся будет ДЕЙСТВОВАТЬ САМ. Преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность»      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Дикие животные весной"

Целями данного конспекта является систематизация и обобщение знаний детей о диких животных и их детёнышах, а также развитие грамматической стороны речи, психических процессоов....

Конспект логопедического занятия Дикие животные. Формирование лексико-грамматических категорий.

Конспект логопедического занятия разработан для старших дошкольников с  ОНР III-IV уровня....

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий по теме «Дикие животные» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Коррекционно - образовательные задачи: Расширить и активизировать словарь по теме.Формировать согласование числительных от 1 до 5 и слова «много» с существительными. Продолжать учить испол...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности по теме «Дикие животные и их детёныши».

Конспект логопедического занятия по развитию лексико -​грамматических категорий  с детьми подготовительной группы компенсирующей направленностипо теме «Дикие животные и их детёныши»....