Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием техники коллажа по теме «Профессии»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Белкина Таисья Сергеевна

 

Тема: «Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием техники коллажа по теме «Профессии»

 

 

 

 

Подготовила:

учитель-логопед

Белкина Т.С.

 

 

 

 

 

Володарск, 2022 г.

Коррекционно-образовательные цели:

1) расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости;

2) активизация и актуализация словаря по теме «Профессии»;

3) совершенствование грамматического строя речи;

4) совершенствование слогового анализа слов;

5) совершенствование синтаксической стороны речи;

 

Коррекционно-развивающие:

1) Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, творческой активности.

 

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, коллективной работы.

 

Оборудование и материалы:

Картинки по теме с изображением профессий, колокольчик, загадки о профессиях, коллаж «Кому что нужно?», коллаж «Что без чего?», интерактивный коллаж-мнемосхема для рассказывания по теме, картинки-пазлы «Кто где работает?», дидактическая игра  «Слоговое лото».

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход занятия:

 

 

1. Организационный момент

Логопед сообщает о начале занятия, приглашает детей пройти на ковёр в центре группы и встать рядом с наборным полотном. Четверо из детей рассказывают загадки-рифмовки о профессиях, остальные дети отгадывают их. Логопед после каждой правильно сказанной отгадки выставляет картинку с соответствующим изображением человека, представителя профессии.

 

1) На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает… (продавец)

 

2) Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит… (шофёр)

 

3) Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и учитель –

Проведёт урок… (учитель)

 

4) Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель

Дом нам выстроит… (строитель)

 

 

2. Основная часть

1) Рассматривание картинок с изображением профессий, беседа по теме, закрепление понятия «Профессии», актуализация понятий по теме.

Логопед совместно с детьми рассматривает картинки с изображением профессий, просит детей назвать их и обобщить. Сообщает тему занятия.

 

 

 

2) Пальчиковая гимнастика «Повар»

Логопед с детьми выполняют пальчиковую гимнастику.

Повар готовил обед,                  Ребром ладоней бьют по столу.

А тут отключили свет.                Имитируют выключение света правой рукой.

Повар леща берёт                            Загибают большие пальцы на обеих руках.

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,                    Загибают указательные пальцы.

В печку кладёт варенье.                     Загибают средние пальцы.

Мешает суп кочережкой,                   Загибают безымянные пальцы.

Угли бьёт поварёшкой.                      Зигабают мизинцы.

Сахар сыплет в бульон.                     Изображают, как сыплют сахар.

И очень доволен он.                           Опускают руки, пожимают плечами.

              0. Григорьев

 

3) Картинки-пазлы «Кто где работает?»

Логопед предлагает детям собрать двухсоставные картинки-пазлы и ответить на воспрос: Кто где работает?

4) Игра-имитация «Кто что делает?»

Логопед приглашает детей выйти на ковёр. Логопед читает стихотворный текст, а дети изображают т человека той профессии, о которой говорится в стихотворении, не используя при этом слова, а только жесты и мимику.

 

 

 

 

 

Повар варит кашу.

Плащ портниха шьёт.

Доктор лечит Машу.

Сталь кузнец куёт.

Дровосеки рубят.

Строят мастера.

Что же делать будет

Наша детвора?

5) Игра «Кому что нужно?»

Логопед предлагает детям пройти за столы и рассказать по коллажам, которые они совместно изготавливали заранее, какой профессии,  что нужно для работы (предметы-помощники).

6) Коллаж «Чего не хватает?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинку-коллаж, на которой изображены предметы, необходимые для работы людям разных профессий. Дети называют, что они видят на картинках. Далее логопед убирает пособие и выставляет похожий коллаж, но предметы на нём изображены без некоторых частей: шприц без иглы, кастрюля без крышки и т.д. Логопед просит детей назвать, чего не хватает этим предметам-помощникам.

7) Игра с колокольчиком

Логопед приглашает вновь выйти детей на ковёр, встать в круг и поиграть в игру с колокольчиком. В центр встаёт водящий и закрывает глаза, логопед идёт за спиной у детей и отдаёт одному из них колокольчик, ребёнок звенит в него, пряча за спиной. Водящий открывает глаза и угадывает, кто звенел.

8) Составление рассказа о профессии по коллажу-мнемосхеме

Логопед вновь приглашает детей присесть и обращает внимание на интерактивную доску. На ней  изображение коллажа для составления описательного рассказа о профессиях, созданного с помощью интернет-программы. Дети составляют рассказ-описание, используя коллаж.

 

Алгоритм для составления рассказа:

1) Кто это?

2) Где работает? 

3) Что делает?

4) Что нужно для работы?

 

9) Игра-соревнование «Слоговое лото»

Логопед делит детей на две команды и выдаёт каждой из команд игровое поле, которое разделено на четыре части. В каждой части нарисовано по несколько кружков. Дети должны распределить картинки по секциям, разделив названия на слоги и посчитав количество слогов в них. Сколько слогов, столько и кружков в секторе игрового поля. Побеждает та команда, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия

Логопед предлагает вспомнить, о чём они говорили на занятии, какие задания выполняли, что им понравилось на занятии. Он положительно оценивает деятельность детей.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_teme_professii.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ   №  8

Тема: «Коррекционно-развивающее занятие по развитию связной речи с использованием техники коллажа по теме «Профессии»

Подготовила:

учитель-логопед

Белкина Т.С.

Володарск, 2022 г.

Коррекционно-образовательные цели:

1) расширение представлений о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости;

2) активизация и актуализация словаря по теме «Профессии»;

3) совершенствование грамматического строя речи;

4) совершенствование слогового анализа слов;

5) совершенствование синтаксической стороны речи;

Коррекционно-развивающие:

1) Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного внимания, тонкой и общей моторики, творческой активности.

Воспитательные:

Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, коллективной работы.

Оборудование и материалы:

Картинки по теме с изображением профессий, колокольчик, загадки о профессиях, коллаж «Кому что нужно?», коллаж «Что без чего?», интерактивный коллаж-мнемосхема для рассказывания по теме, картинки-пазлы «Кто где работает?», дидактическая игра  «Слоговое лото».

Ход занятия:

1. Организационный момент

Логопед сообщает о начале занятия, приглашает детей пройти на ковёр в центре группы и встать рядом с наборным полотном. Четверо из детей рассказывают загадки-рифмовки о профессиях, остальные дети отгадывают их. Логопед после каждой правильно сказанной отгадки выставляет картинку с соответствующим изображением человека, представителя профессии.

1) На витрине все продукты:

Овощи, орехи, фрукты.

Помидор и огурец

Предлагает… (продавец)

2) Правила движения

Знает без сомнения.

Вмиг заводит он мотор,

На машине мчит… (шофёр)

3) Громко прозвенел звонок,

В классе начался урок.

Знает школьник и учитель –

Проведёт урок… (учитель)

4) Кирпичи кладёт он в ряд,

Строит садик для ребят.

Не шахтёр и не водитель

Дом нам выстроит… (строитель)

2. Основная часть

1) Рассматривание картинок с изображением профессий, беседа по теме, закрепление понятия «Профессии», актуализация понятий по теме.

Логопед совместно с детьми рассматривает картинки с изображением профессий, просит детей назвать их и обобщить. Сообщает тему занятия.

2) Пальчиковая гимнастика «Повар»

Логопед с детьми выполняют пальчиковую гимнастику.

Повар готовил обед,                  Ребром ладоней бьют по столу.

А тут отключили свет.                Имитируют выключение света правой рукой.

Повар леща берёт                            Загибают большие пальцы на обеих руках.

И опускает в компот.

Бросает в котёл поленья,                    Загибают указательные пальцы.

В печку кладёт варенье.                     Загибают средние пальцы.

Мешает суп кочережкой,                   Загибают безымянные пальцы.

Угли бьёт поварёшкой.                      Зигабают мизинцы.

Сахар сыплет в бульон.                     Изображают, как сыплют сахар.

И очень доволен он.                           Опускают руки, пожимают плечами.

              0. Григорьев

3) Картинки-пазлы «Кто где работает?»

Логопед предлагает детям собрать двухсоставные картинки-пазлы и ответить на воспрос: Кто где работает?

4) Игра-имитация «Кто что делает?»

Логопед приглашает детей выйти на ковёр. Логопед читает стихотворный текст, а дети изображают т человека той профессии, о которой говорится в стихотворении, не используя при этом слова, а только жесты и мимику.

Повар варит кашу.

Плащ портниха шьёт.

Доктор лечит Машу.

Сталь кузнец куёт.

Дровосеки рубят.

Строят мастера.

Что же делать будет

Наша детвора?

5) Игра «Кому что нужно?»

Логопед предлагает детям пройти за столы и рассказать по коллажам, которые они совместно изготавливали заранее, какой профессии,  что нужно для работы (предметы-помощники).

6) Коллаж «Чего не хватает?»

Логопед выставляет на наборное полотно картинку-коллаж, на которой изображены предметы, необходимые для работы людям разных профессий. Дети называют, что они видят на картинках. Далее логопед убирает пособие и выставляет похожий коллаж, но предметы на нём изображены без некоторых частей: шприц без иглы, кастрюля без крышки и т.д. Логопед просит детей назвать, чего не хватает этим предметам-помощникам.

7) Игра с колокольчиком

Логопед приглашает вновь выйти детей на ковёр, встать в круг и поиграть в игру с колокольчиком. В центр встаёт водящий и закрывает глаза, логопед идёт за спиной у детей и отдаёт одному из них колокольчик, ребёнок звенит в него, пряча за спиной. Водящий открывает глаза и угадывает, кто звенел.

8) Составление рассказа о профессии по коллажу-мнемосхеме

Логопед вновь приглашает детей присесть и обращает внимание на интерактивную доску. На ней  изображение коллажа для составления описательного рассказа о профессиях, созданного с помощью интернет-программы. Дети составляют рассказ-описание, используя коллаж.

Алгоритм для составления рассказа:

1) Кто это?

2) Где работает?  

3) Что делает?

4) Что нужно для работы?

9) Игра-соревнование «Слоговое лото»

Логопед делит детей на две команды и выдаёт каждой из команд игровое поле, которое разделено на четыре части. В каждой части нарисовано по несколько кружков. Дети должны распределить картинки по секциям, разделив названия на слоги и посчитав количество слогов в них. Сколько слогов, столько и кружков в секторе игрового поля. Побеждает та команда, кто быстрее и правильнее выполнит это задание.

3. Заключительная часть. Подведение итогов занятия

Логопед предлагает вспомнить, о чём они говорили на занятии, какие задания выполняли, что им понравилось на занятии. Он положительно оценивает деятельность детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия по развитию связной речи с использованием элементов мнемотехники в старшей группе

Предлагаю Вашему вниманию конспект занятия, где используется элементы мнемотехники.Основные задачи:·               Учить составлят...

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий языка и развитию связной речи в старшей логопедической группе по теме «Профессии».

Тема: «Профессии».Цель: Расширять и закреплять представления детей о разных профессиях. Активизировать лексический словарь по теме. Совершенствовать грамматический строй речи: согласовыват...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотехники на тему "Весна"

Дети начинают осваивать взрослый мир с помощью прикосновений, зрительных и слуховых образов. Для развития образного мышления, ассоциативной памяти и улучшения запоминания применяется мнемотехника для ...

Конспект занятия по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц на тему «В гости к Лесовичку» в средней группе

Способствовать развитию связной речи детей через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц....

Конспект открытого подгруппового коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи посредством сюжетно-ролевых дидактических игр. Тема: «Волшебники в гостях у Колобка». «Автоматизация звука «Л»

Правильное произношение необходимо ребенку для уверенного общения, успешно­го обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития....

Программа самообразования: «Логосказка в коррекционной развивающей работе как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста»

В современном дошкольном образовании связная речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как с развитием речи связано формирование как личности в целом,...