Постановка звуков С.Сь,З,Зь,Ц
консультация по логопедии (старшая группа)

Ирина Владимировна Хораськина

Упражнения для постановки свистящих звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika_svistyashchie.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Свистящие звуки: [c],[ c’], [з], [з’],[ ц].
  • Заборчик
  • Трубочка
  • Непослушный язычок
  • Качели
  • Чистим зубки (нижние!)
  • Мостик
  • Кто дальше загонит мяч

Заборчик

Цель. Выработать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Развивать круговые мышцы губ.

Описание. Улыбнуться так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти–десяти.

Указание.

Приготовься.

  Улыбнись.

    Покажи зубы.

       Удержи под счёт до 10 секунд.

Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы. 2. Если ребенок не показывает нижние зубы, нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу. Сначала это упражнение можно проводить так: положив палец под нижнюю губу, опускать и поднимать ее. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

Качели

Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка.
Описание. Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от одного до пяти. Так поочередно менять положение языка 4 – 6 раз.
Указание.

Приготовься.

    Улыбнись.

        Покажи зубы.

             Широко открой рот.

                 Тянись языком попеременно то за верхние зубы, то за нижние.

                   Повтори 5 раз.

Методические рекомендации. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными.

Кто дальше загонит мяч

Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на противоположный край стола.

Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.

2. Нельзя надувать щёки.

3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы воздушная струя была узкой, а не рассеянной.

Мостик

Цель. Развивать подвижность мышц СРЕДНЕЙ спинки языка.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            Боковые края прижми к верхним коренным зубам.

               Кончиком языка упрись в нижние передние зубы.

                  Приподними среднюю часть языка. Изобрази горку.

                     Удержи под счёт до 10 секунд.

Непослушный язычок

Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его широким и распластанным.

Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя …». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти – десяти.

Указание:

Приготовься. Начинай.

   Улыбнись.

         Покажи зубы.

            Приоткрой рот.

               Высуни язык, положи на нижнюю губу.

                  Кусай язык: «та-та-та-та-та-та-та».

                     Шлепай язык «пя-пя-пя-пя-пя-пя».

                         Удержи язык широким под счет до 10 секунд.

Окошко

Цель. Вырабатывать умение детей удерживать рот в открытом положении
Описание. На счет «раз» широко открыть рот (окошко открыто), на счет «два» закрыть рот (окошко закрыто).

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

          Приоткрой рот.

             Удержи под счёт до 10 секунд.

Трубочка

Цель. Выработать движение губ вперед. Укреплять круговую мышцу рта.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до 5-10.

Указание.

Приготовься.

    Вытяни губы вперёд.

  Удержи под счёт до 10 секунд.

Методические рекомендации. 1. Следить, чтобы при вытягивании губ вперед не открывался рот; зубы должны быть сомкнуты. 2. Если ребенок не умеет вытянуть губы вперед, предложите дотянуться ему губами до конфетки, находящейся на расстоянии 1,5 – 2 см от губ, и взять ее губами.

Чистим зубки

Цель. Вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.

Описание. Широко открыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком с верху вниз и наоборот.

Указание.

Приготовься.

   Улыбнись.

      Покажи зубы.

         Приоткрой рот.

            «Почисти» кончиком языка нижние зубы с внутренней стороны сверху вниз.

                 Нижняя челюсть неподвижна.

                    Повтори 10 раз.

Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.

2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...