консультация для родителей и педагогов
консультация по логопедии

Елена Любимова

Знакомство с понятием дислексии и способами её коррекции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disleksiya_i_ee_korrektsiya.docx31.69 КБ

Предварительный просмотр:

Дислексия .Методы коррекции.

Цель: Познакомить педагогов и родителей с понятием - дислексия и методами её коррекции.

Дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению.  Дислексия - это в общем понятии какое-то нарушение. Сама по себе приставка dis говорит о дисгармонии, но в более расширенном смысле дислексия как понятие – это нарушение в любых знаковых системах. Дислексия может включать в себе и дискалькулию - нарушение и проблемы в математике, и диспракцию то есть неумение планировать движение Неумение сконцентрировать свое внимание, неумение долго просиживать за уроками все это относится к одному и тому же ряду проблем.

Во всем мире около 20 процентов людей страдает дислексией причем у мужчин она встречается в 3-4 раза чаще чем у женщин. Ученые пока затрудняются сказать почему. Генетики, физиологи, психологи до сих пор спорят о том, как и отчего возникает дислексия.

Так например, нейро-психологи предполагают что причина возникновения дислексии кроется в мозге. Во время чтения и письма полушария головного мозга выполняют разные функции.

Правая запоминает и опознает буквенные символы, левая обобщает все это в связный рассказ и помогает понять смысл. Когда полушарии недостаточно взаимодействуют между собой, текст распадается. Есть дети, у которых прекрасная техническая сторона чтения, но при этом не формируется смысловая. Они читают правильно, но не понимают прочитанного, не в состоянии установить каких-то связей внутри текста, ответить на вопросы по содержанию текста. Есть обратные ситуации, когда техническая сторона достаточно плохая. Ребенок читает медленно, спотыкаясь, допускает большое количество ошибок. При этом они понимают содержание, может передать его.

Иногда избавиться от дислексии просто невозможно. Причина этому - некий генетический сбой. Американские ученые недавно обнаружили два гена, ответственных за усвоение чтения и письма. Один отвечает за содержание в мозге белка, второй - за выработку веществ, связывающих работу правого и левого полушарий. Изменения в этих двух генах приводит к тому что, полушария недостаточно взаимодействуют между собой. Из-за этого дислексикам трудно понять смысл текста или наоборот при хорошем понимании могут возникнуть трудности в технике чтения.

У врачей есть другая версия. Они полагают что дислексия может развиться у ребенка из-за родовой травмы или из-за осложнений беременности матери. Патологии беременности, родов, токсикоз матери, обвитие пуповины, щипцы, затяжные, со стимуляцей, роды и болезни ребенка первых месяцев жизни, особенно желудочно-кишечные расстройства - это все ослабляет ребенка оставляет след надолго.

 Ученые из Оксфорда определили что дислексия может быть как врожденной так и приобретенной. Она может передаться ребенку по наследству от родителей, но может появиться и позже.

Швейцарские ученые доказали, что ребенок, которого в первые годы жизни насильно пичкают едой будет сопротивляться усвоению и духовной пищи в школе.

Кроме того ученые предполагают что причиной дислексии может быть телевизор, точнее хаотичное мелькания изображения на экране. Подрастая малыш не может сосредоточиться на неподвижном объекте. Так что в семьях с маленькими детьми, где постоянно работает телевизор есть большая вероятность что у ребенка со временем разовьется дислексия.

Обнаружить дислексию легче в самом раннем возрасте. Первый ее признак - маленькие дети плохо учатся говорить. Они могут глотать окончания в словах ли путать буквы, например л и р, с трудом запоминают буквы.

Наиболее ярко дислексия проявляется к 7 - 8 годам. Очень часто практикующие учителя сталкиваются с учениками, которых трудно научить писать или читать. И происходит это иногда не потому, что ребенок ленив или глуп, а потому, что он страдает дислексией или дисграфией. Ему трудно писать, он читает медленно, по слогам, ему трудно даются публичные выступления. Им трудно рифмовать слова, а текст легче запоминать сразу целиком чем перечитывать отдельные предложения.

Если у ребенка наблюдается нарушение пространственного мышления, то он не различает начертания букв - р и ь да ему очень трудно понять и там и там черточка, но одна направлена вниз, а другая вверх. Подобные ошибки он сделает в буквах д-б, е-з или ц и щ. При нарушении фонематического слуха, ребенок не будет слышать разницы в парных согласных (глухой-звонкий) и делать ошибки в словах. Так бывает при дисграфии. И поскольку нарушено пространственное мышление, и он не различает это графическое написание букв, то он и пишет неграмотно. Поэтому, чем раньше отвести ребенка к специалисту, тем лучше.

Для лечения дислексии существуют специальные программы, корректирующие упражнения и обучающие методики. Родители также должны овладеть всеми этими методами и применять их в домашних условиях.

  • Одновременно с развитием речевых предпосылок чтения необходимо формировать стабильный графический образ буквы (графемы). Для этого используются такие упражнения, как обводка пальцем контура выпуклых рельефов букв (педагог «рисует» на ладони ребенка букву, а он должен опознать ее), тактильное опознание «наждачных» букв и т.д. Дополнительная опора на кинестетический анализатор облегчает дифференциацию букв.
  • Группировка стилизованных букв. Ребенку предлагают сгруппировать одинаковые стилизованные буквы.
  • Автоматизация чтения слогов с уже усвоенными буквами. Этот прием позволяет одновременно автоматизировать чтение слогов и упрочить звуко-буквенные связи. В коррекции дислексии первостепенное значение принадлежит выработке навыков слогослияния:
  1. МА ОК ИМ        БА СО АП ЕЛ         МЕ АШ РИ АМ КУ ЛЕ
  2. УМ МИ ГО        ЛЕ ИЛ СА ПУ         ОП СУ ВЕ СИ ОК ПИ
  3. КО АМ МУ        БУ ЛИ БЕ ЗО          ТУ ОР ИМ ЛЯ УС ДО
  4. ОС БИ ПА         АС ШИ УК РУ         ВЕ ИП ЧУ ХА ДИ ИК
  • На начальном этапе овладения чтением дети с дислексией затрудняются не только в слогослиянии, но и в делении читаемых слов на слоги. Это создает определенные трудности в чтении:
  1. для преодоления этого можно использовать цветовую маркировку слогов. Например: Наступила зима. Валя и Саша лепят снеговика (на карточке выделенные слоги обозначаются другим цветом, например, красным);
  2. целесообразно включать упражнения по делению слов текста на слоги.
  • Формируя навыки фонематического анализа и синтеза, следует делать акцент на операциях со слогами. Могут быть использованы следующие упражнения:
  1. отхлопывание слоговой структуры слов;
  2. игра «Телеграф»: педагог отстукивает слоговую структуру слова, и дети должны догадаться, какое это могло быть слово (например, чье имя из присутствующих отстучал педагог?);
  3. игра «Магнитофон»: учитель поочередно с паузами называет слоги, из которых дети должны сложить слово;
  4. синтез слов из слогов при одном постоянном и одном сменяющемся слоге:
  • -бан                       -са
  • Ка  -лач                 ро     -та
  • -мень                    -за
  • Упражнения:
  • 1. Работа с мячиком.
  • Купить резиновый мячик с шипами.
  • Чтение слов по слогам, при каждом слоге – сжимаем мяч всеми пальцами, следим за безымянным и мизинцем – это очень важно!!! Эти пальцы не развиты!!!
  • Усложнение – перекладываем с одной руки в другую.
  • 2.Читать слова наоборот.
  • 3. Артикуляционная гимнастика.
  • а) разминка
  • - вдох носом, выдох через рот;
  • - вдох, задержка дыхания, выдох;
  • - вдох, выдох по порциям.
  • б) упражнения для развития четкости произношения:
  • Самолеты взлетают: у-у-у.
  • Машины едут: ж-ж-ж.
  • Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
  • Рядом ползет змея: ш-ш-ш.
  • Муха бьется в стекло: з-з-з-з.
  • в) чтение чистоговорок шепотом и медленно:
  • ра-ра-ра – начинается игра,
  • ры-ры-ры – у нас в руках шары,
  • ру-ру-ру – бью рукою по шару.
  • г) чтение тихо и умерено:
  • арка арца
  • арта арда
  • арла арча
  • арса аржа
  • д) чтение громко и быстро:
  • гарь – парь – жарь
  • дверь – зверь – червь
  • е) чтение скороговорок, пословиц, поговорок
  • 1. Водовоз вез воду из-под водопада.
  • 2. Говори, говори, да не заговаривайся.
  • 3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.
  • 4. Наш голова вашего голову головой переголовит, перевыголовит.
  • 5. Наш дуда и туда и сюда.
  • 6. Дерево скоро садят, да не скоро плоды едят.
  • 7. На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
  • 8. Возле горки на пригорке встали 33 Егорки: раз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д.
  • 9. Летят три пичужки через три пусты избушки.
  • 10. В один, Клим, клин колоти.
  • 11. Каково волокно, таково и полотно
  • 12. Клюет курка крупку, курит турка трубку.
  • 13. Либретто “Риголетто”.
  • 14. Полили ли лилию, видели ли Лидию?
  • 15. Бежит лиса по шесточку, лизни, лиса, песочку.
  • 16. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
  • ж) чтение согласных
  • Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:
  • КВМСПЛБШГРДБЛСТ
  • БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
  • ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ
  • ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН
  • ФЩМЖДШХЧМКПБРВС
  • ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ
  • Чтение согласной с какой-нибудь гласной, используя эту же таблицу.
  • После этого упражнения учащиеся тренируются в чтении ряда гласных с ударением на одном из них: а о у ы и э.
  • 4. Тренировочные упражнения для отработки навыка и техники чтения.        
  • “Буксир-1”.
  • Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением.
  • “Буксир-2”
  • заключается в одновременном чтении взрослого и ребенка вслух. Взрослый читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.
  • Многократное чтение.
  • Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать! Избегайте утомления. Закрепите ситуацию успеха. Похвалите ребенка.
  • Чтение в темпе скороговорки.  
  • Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.
  • Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста
  • Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста, выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.
  • “Бросок – засечка”.
  •  Его цель – развитие зрительного умения ориентироваться в тексте. Заключается оно в следующем:
  • Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.
  • Для повышения верхней границы индивидуального диапазона скорости чтения применяется упражнение “Молния”.
  • Его смысл -  в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд /вначале/ до 2 минут /после освоения упражнения/. Тренировки могут проводиться по несколько раз на каждом занятии чтением, при этом в качестве дополнительного стимулятора можно использовать метроном.
  • Детям всегда хочется посоревноваться – кто быстрее читает. В этом случае полезно упражнение “Спринт”.
  • Если к ребенку пришли одноклассники, предложите им отыскать в книге одинаковый отрывок и по команде начать читать одновременно вслух, кто быстрее, правильно проговаривая окончания слов. По сигналу - «Стоп», дети пальчиком показывают, кто где остановился.
  • При этом упражнении маленькие читатели учатся еще вниманию и сосредоточенности. Ведь рядом другие дети читают вслух и мешают сосредоточиться. Ребенку нужно быть внимательным и не отвлекаться на посторонний шум. А это умение нужно развивать.
  • Любимый у учащихся вид чтения – ролевое чтение, вызывает массу чувств, эмоций. Устройте «Радиоспектакль».
  • Чтение текста с прикрытой верхней частью строчки:
  • В этом упражнении есть секрет – упражнение с хитринкой. Дело в том, что любой сколько-нибудь смышленый ребенок заметит, что когда читается верхняя строчка по половинкам букв, в это время нижняя полностью открыта, и сообразит, что гораздо выгоднее успеть быстро прочитать ее, пока она открыта, чтобы потом, когда ее закроют быстро выдать готовый результат. Многие дети быстро переходят на эту стратегию, а это именно то, что нужно для увеличения скорости чтения!
  • Это упражнение формируют сразу несколько значимых учебных качеств:
  • * Чтение про себя (т.к. это надо скрыть);
  • * Словесно-логическую память (т.к. необходимо удержать в памяти сразу несколько слов и сохранять их несколько секунд).
  • * Распределение внимания и умение выполнять одновременно как минимум 2 задачи (чтение заданной строчки вслух и чтение нижележащей строчки про себя). Большую часть времени школьник должен читать «про себя», молча. Это и понятно. Вслух читать трудно, усталость приходит раньше.
  • “Губы”.
  • При команде - “Губы” к плотно сжатым губам ребенок прикладывает палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. При команде -  “Вслух” убирает палец и читает вслух текст.
  • По мере привыкания школьника к чтению без внешних признаков проговаривания, команда “Губы” подается все реже и, наконец, отменяется совсем.
  • Таким образом, чем меньше проговаривание, тем выше скорость!
  • Основная цель следующей группы упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказывается на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.
  • Постепенно глаз получает возможность забегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:
  • 1.Исправь ошибки.
  • Бьётся как рыба о мёд.
  • Лентяй да шалопай - два родных врата.
  • Рог до ушей - хоть завязки пришей.
  • На безрыбье и бак - рыба.
  • Под лежачий камень мода не течёт.
  • Купить кита в мешке.
  • 2. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:
  • Ли-са-ды-ра-ки-ты
  • ла-па-ра-но-ша-лун.
  • 3.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.
  • ФЫВАИВАНГОР  _________
  • САШАИТЮБЬЛТ  _____________
  • ОНМАКНГТАНЯ   _________________
  • Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.
  • ФЫВАПРЕНОТМ
  • ЯЧСМЕДВЕДЬ
  • ЭЖДВОРОНАПА
  • КЕНРОМЫШИ
  • 3.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.                            
  • РЕКА,              КАЗАК,                 СУМКА,
  • РЮКЗАК,        ШАЛАШ,              БЕРЁЗА.
  • 4. Вычеркни буквы, которые повторяются дважды.  Что написано?
  • ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Взаимодействие педагога и родителей в процессе адаптации к детскому саду"

Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при кажд...

Консультация для родителей и педагогов «Особенности организации и проведения совместной деятельности детей и родителей по физической культуре»

Участие в совместных с детьми физкультурных занятиях, организованных в ДОУ, позволит родителям лучше узнать своего малыша, наладить с ним отношения....

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Консультация для родителей«Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»Одна из определяющих функций семьи – функция экономическа...

Консультация для родителей и педагогов "Детский спорт: что нужно знать родителям о спорте для дошкольников" Фотоколлаж "Мы спортсмены".

Здоровье, сила, ловкость-Вот спорта пламенный заветПокажем нашу дружбу, смелостьВеселым стартам шлем привет!...

Консультация для родителей «Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач экономического воспитания дошкольников»

Одна из определяющих функций семьи – функция экономическая. К ней примыкает хозяйственно - бытовая. В реальной жизни они преследуют цель – содействовать материальному благополучию семьи, в...

Консультация для родителей и педагогов "Развитие речи ребёнка - одна из наиболее важных проблем воспитания. консультация (старшая, подготовительная группа) Чопанова Индира Сыравовна

Правильная, хорошо сформированная речь – непременное условие готовности  к школьному обучению.Но, как и всякий другой, материал по развитию речи лучше всего усваивается детьми, если ...