Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Грибы и ягоды». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Грибы и ягоды».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Грибы и ягоды».

3. Графический материал по лексической теме «Грибы и ягоды».

4. Домашнее задание по лексической теме «Грибы и ягоды».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Грибы и ягоды»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Грибы», «Ягоды».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме: «Грибы», «Ягоды».
  • учить слушать и выполнять многоступенчатую инструкцию;
  • продолжать учить образовывать относительные прилагательные;
  • закреплять умения согласовывать прилагательные с существительными, числительные с существительными;
  • закреплять употребление предлогов: в, на, за, из, под;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки про грибы.

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом,

Очень дружные сестрички,

Золотистые ... (Лисички)

Несъедобен этот гриб,

Хоть красавец он на вид.

Называют с давних пор

Гриб тот – красный... (Мухомор)

Нет грибов дружней, чем эти, –

Знают взрослые и дети –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (Опята)

Бледная она стоит,

У неё съедобный вид.

Принесешь домой – беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб – обманка,

Враг наш – бледная... (Поганка)

Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с … (Малиной)

Много тёмно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины — … (Черника)

На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка… (Морошка)

Ярко-красных, чёрных, белых

Ягодок попробуй спелых.

Сельский сад — их родина.

Что это?.. (Смородина)

II. Основная часть:

Отлично. Вы отгадали загадки и сразу догадались, что сегодня мы начнем с вами разговор о грибах и лесных ягодах, о том, что дарит нам лес осенью.

Какие вы знаете съедобные грибы? (шампиньоны, белые грибы, опята, лисички, боровики, подосиновики, подберезовики, грузди). А ядовитые? (мухомор, бледная поганка, ложные опята, ложные лисички). А какие вы знаете ягоды? Ягоды бывают лесные и садовые.

1. Массаж биологически активных точек «Ягоды»

С веток ягоды снимаю,

И в лукошко собираю. (постучать пальцами по лбу)      

Ягод – полное лукошко! (круговыми движениями погладить щеки)

Я попробую немножко. (пощипать щеки)

Я поем ещё чуть-чуть –

Я поем еще малинки. (пожать уши)

Сколько ягодок в корзинке?

Раз, два, три, четыре, пять… (похлопать по щекам)  

Снова буду собирать. (пощипать нос)

2. Артикуляционная гимнастика

  1. Наступила осень, пора сбора грибов. Язычок, взяв большую корзину (упраж. «Чашечка»), отправился верхом на лошадке (Цокаем как Лошадка) в лес.
  2. По дороге в лес увидел «Ручеек» - холодная струйка воздуха «стекает» посередине широкого языка, кончик которого упирается в основание нижних передних зубов; губы раздвинуты в улыбке. Язычок подставил ладошку и почувствовал, какая холодная вода в ручейке. (Дети подставляют ладошки под подбородок; взрослый проверяет правильность выполнения упражнения каждым ребенком: «А какая вода в твоем ручейке?»)
  3. Язычок долго ходил по лесу и наконец вышел на поляну. Увидел на ней много-много грибов. Упражнение «Грибок» - широкий язык «присасывается» к нёбу.
  4. Язычок скакал на лошадке от одного гриба к другому, приговаривая: «Вот лисичка, вот подберезовик, а вот подосиновик, вот еще свинушка, а это сыроежка. (Дети цокают 3-4 раза, задерживают язык наверху в позе «Грибок» на каждое название гриба.) 
  5. Набрав полную корзину грибов, Язычок присел на пенек отдохнуть (упр. «Блинчик») и услышал звук мотора. пр. «Моторчик» - во время длительного произнесения звука: д-д-д-д за верхними зубами быстрыми движениями чистым прямым указательным пальцем сам ребенок производит частые колебательные движения из стороны в сторону.
  6. Язычок поднял голову и увидел в небе пролетающий вертолет. Язычок помахал ему и вернулся домой с урожаем.

3. Физкультминутка

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (Шагаем)

Белочки скакали, (Скачут вприсядку)

Рыжики срывали. (Срывают воображаемые грибы)

Лисичка бежала, (Бег на месте)

Лисички собирала. (Собирают воображаемые грибы)

Скакали зайчатки, (Скачут стоя)

Искали опятки. (Срывая воображаемые грибы)

Медведь проходил, (Идут вразвалку)

Мухомор раздавил. (Затем топают правой ногой)

4. Чтение рассказа «За грибами» по схеме

Брат и сестра пришли в лес за грибами. Девочка набрала полную корзину красивых крепких грибов. Мальчик нашёл только два грибочка. Мальчик был ещё очень маленький.

Он устал и начал капризничать. Сестра сказала, что ей тяжело нести полную корзину, и предложила разделить грибы поровну. Она переложила несколько грибов в корзину брата, и малыш успокоился. Девочка была очень заботливой сестрой.

Беседа по тексту.

Кого вы видите?

Куда пришли дети?

Что же произошло в лесу?

Почему? Как вы думаете?

Как старшая сестра успокоила малыша?

Девочка правильно поступила?

5. Игра «Скажи одним словом»

Из грибов — грибной суп.

Из малины — малиновое варенье.

Из черники — черничное варенье.

Из земляники — земляничное варенье.

Из клюквы — клюквенный морс.

Из брусники — брусничное варенье.

6. Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять, (пальчики обеих рук «здороваются», начиная с большого.)

В лес идем мы погулять. (обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу.)

За черникой, за малиной, (Загибают пальчики, начиная с большого.)

За брусникой, за калиной.

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

7. Игра «Один-много»

Одна сыроежка – много сыроежек.        Один опенок – много опят.      

Одна поганка – много…                        Одна земляника – много ...                    

Один гриб – много…                        Одна шляпка – много…      

Одна ножка – много…                        Один подосиновик – много…

Один подберезовик – много….                 Одна лисичка – много…

Одна ягода – много...                        Одна малина – много…

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какие грибы и ягоды мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 115-131


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Грибы и ягоды»

Цель: закрепление представлений о грибах и ягодах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность пересказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить пересказу по схеме.
  • Учить определять грибы и ягоды по их описанию.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление пересказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

I. Вводная часть. Организационный момент.

Лес кругом. Ау! Ау!

Вот грибов я наберу!

И лисичек, и маслят,

Белых, рыжиков, опят.

Я всю осень не скучал,

Ягоды в лесу искал

Землянику и бруснику,

И малину, и чернику.

Есть корзина для грибов,

Банка есть для ягод.

Столько ягод наберу,

Хватит всем нам на год.

II. Основная часть.

1. Массаж биологически активных точек

Скачет шустрый воробей (постучать пальцами по лбу)

Все быстрей, быстрей, быстрей! (постучать пальцами по щекам)

Крошки хлеба поклевал, (пощипать щеки)

Над землею полетал, (погладить пальцами щеки по кругу)

На березе посидел. (пожать уши)

Кыш. Куда-то улетел! (похлопать по щекам)

2. Артикуляционная гимнастика

• Представьте, что мы все вместе отправились на прогулку в осенний лес. Шли-шли, к Мишкиной берлоге подошли. А там медведь уже ложится спать и широко-широко зевает. (Широко открыть рот, показать, как зевает медведь, ему осенью хочется спать. Раскрывать и закрывать рот.)

• Рядом с Мишкиной берлогой всегда растет много ягод. Попробуйте ягоды на вкус, хорошенько прожуйте их. (Имитировать жевание.)

• Нам радостно и весело в осеннем лесу, давайте широко-широко улыбнемся друг другу и лесным обитателям. (Улыбнуться (губы и зубы сомкнуты).

• Вот несет в свою нору орехи Хомячок-толстячок. Бежит и перекатывает орешек из одной щеки в другую. (Показать, какие толстые щечки у хомячка, который несет в норку запасы.)

• Хомячок высыпал зерно в норке. (Надуть обе щеки одновременно. Втянуть щеки.)

• Белочка грызет орешки. (Улыбнуться и постучать зубами.)

• Мы с вами зашли в самую чащу леса. Пробираемся через колючие еловые ветки. (Показать, как Язычок пролезает между густыми деревьями (зубами). Губы в улыбке. Медленно высовывать язык, покусывая его по всей поверхности.)

• А теперь нам нужно пробраться через густые деревья и кусты, это называется бурелом. (Губы в улыбке. «Широкий» язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка. Следы от зубов на языке — это тропинки в лесу.)

• В чаще леса мы увидели рыжую, яркую белку. По деревьям мелькает беличий хвостик. (Рот открыт, губы в улыбке. Поворачивать сильно высунутый изо рта язык вправо и влево так, чтобы его кончик касался уголков рта. Челюсти и губы при этом неподвижны.)

• Белочка угостила нас орешками. Мы их съели, сейчас «почистим» зубки. («Почистить» языком сначала верхние, затем нижние зубки. После этого проделать языком круговые движения. Следить, чтобы челюсти не двигались, губы не раздвигались.)

• Здорово и свежо в осеннем лесу. Вдыхаем аромат леса. (Вдох носом, пауза, под счет «раз», «два», «три» выдох ртом.)

3. Физкультминутка

Мы отправились гулять, грибы-ягоды искать (шаг на месте)

Как прекрасен этот лес, полон разных он чудес (руки в стороны)

Светит солнце в вышине (руки вверх, встать на носочки)

Вот грибок растет на пне (присесть)

Дрозд на дереве сидит (руки вверх, встать на носочки)

Ежик под кустом шуршит (присесть)

Слева ель растет- старушка (наклон влево)

Справа сосенки-подружки (наклон вправо)

Где грибочки вы, ау! Все равно я вас найду!

(несколько наклонов вниз)

4. Пересказ рассказа «За грибами» по схеме

Брат и сестра пришли в лес за грибами. Девочка набрала полную корзину красивых крепких грибов. Мальчик нашёл только два грибочка. Мальчик был ещё очень маленький.

Он устал и начал капризничать. Сестра сказала, что ей тяжело нести полную корзину, и предложила разделить грибы поровну. Она переложила несколько грибов в корзину брата, и малыш успокоился. Девочка была очень заботливой сестрой.

5. Игра «Что это? Кто это?» по пройденным лексическим темам

Береза, осина, дуб – это… (деревья).

Морковь, помидор, кабачок – это… (овощи).

Груша, дыня, слива – это… (фрукты).

Ромашка, василек, незабудка – это… (цветы).

Комар, кузнечик, жук – это… (насекомые).

Кукушка, соловей, ласточка – это… (перелетные птицы).

Опенок, боровик, мухомор – это… (грибы).

Клюква, смородина, черника – это… (ягоды).

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Какие грибы и ягоды мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР: методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 115-131

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ГРИБЫ И ЯГОДЫ

1. Какие грибы ты знаешь? Назови их: _____________________________

_________________________________________________________________

2. Какие ягоды ты знаешь? Назови их: _____________________________

_________________________________________________________________

3. Найди лишнее слово:

Осина, подосиновик, сыроежка, груздь.

Рыжик, мухомор, волнушка, подосиновик.

Клубника, смородина, малина, компот.

Клюква, болото, брусника, голубика.

Солить, варить, подметать, мариновать.

4. Сосчитай:

Пример: Один опенок, два опенка, пять опят.

1

2

5

Малина

Лисичка

Клюква

Мухомор

Смородина

Подосиновик

Ежевика

5. Ответь на вопросы:

Какое получится варенье?

Какой получится сок?

из черники

из ежевики

из морошки

из малины

из брусники

из клюквы

из клубники

из смородины

из земляники

из рябины

Домашнее задание

ГРИБЫ И ЯГОДЫ

1. Какие грибы ты знаешь? Назови их: _____________________________

_________________________________________________________________

2. Какие ягоды ты знаешь? Назови их: _____________________________

_________________________________________________________________

3. Найди лишнее слово:

Осина, подосиновик, сыроежка, груздь.

Рыжик, мухомор, волнушка, подосиновик.

Клубника, смородина, малина, компот.

Клюква, болото, брусника, голубика.

Солить, варить, подметать, мариновать.

4. Сосчитай:

Пример: Один опенок, два опенка, пять опят.

1

2

5

Малина

Лисичка

Клюква

Мухомор

Смородина

Подосиновик

Ежевика

5. Ответь на вопросы:

Какое получится варенье?

Какой получится сок?

из черники

из ежевики

из морошки

из малины

из брусники

из клюквы

из клубники

из смородины

из земляники

из рябины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Осень. Осенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматически...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Насекомые и пауки». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные жарких стран». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Животные холодных стран». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «День защитника Отечества». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...