"Использование "Умных дорожек", как нейропсихологический прием в практической деятельности учителя- логопеда
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Применение "Умных дорожек" в работе учителя-логопеда для коррекционных занятий с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umnye_dorozhki.docx20.7 КБ

Предварительный просмотр:

Использование «Умных дорожек»,                                       как нейропсихологического приема,                                            в практической деятельности учителя-логопеда                     с детьми ОВЗ

 

 

Как правило, дети, страдающие нарушениями речевого развития, относятся к категории так называемых «моторно неловких» детей. Это те дети, у которых в разной степени можно наблюдать нарушения крупной моторики.

А многие авторы утверждают, что развитие двигательной сферы влияет на развитие высших психических функций, в том числе и РЕЧИ. Движения стимулируют деятельность нервной системы и ускоряют процессы речевого развития ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за моторику, – необходимый элемент в системе логопедического воздействия. 

Без специальных нейрокоррекционных упражнений, направленных на оптимизацию работы подкорковых структур, современным детям не справиться с моторными и речевыми нарушениями. 

На логопедических  занятиях проводим упражнения  с использованием «Умных дорожек», рекомендованных нейропсихологами. Занятия с дорожками  имеют большое значение и для развития крупной моторики, что особенно актуально в коррекционной работе.

Работа с «Умными дорожками» создает эмоционально положительный настрой ребенка на занятие, позволяет в игровой форме формировать чувство ритма,  активизировать  словарь детей, автоматизировать поставленные звуки; закреплять правильность употребления в речи различных грамматических категорий.

Игры и упражнения с применением «Умных дорожек»

 «Слушай сигнал».  Ребенок должен прыгать в каждую клетку «Дорожки», но очередной прыжок он должен сделать только по сигналу педагога  – «Хлопок». 

 «Прыгалки». Ребенок прыгает в 1 клетку на правой ноге, в 2 клетку он прыгает на левой ноге, в третью клетку – двумя ногами вместе и так до конца дорожки. Инструкция может быть разной, например, прыгать в 1 клетку на правой ноге, в 2 клетку - на левой ноге, в третью клетку - присесть.

  

«Прыгни, хлопни, назови» Ребенок встает около дорожки, а педагог дает задание - прыгни на двух ногах, хлопни и назови, что лежит в клеточке. Это задание выполняется до конца дорожки. Прыжки могут быть разные – на одной ноге, двумя ногами, попеременно. Данное упражнение можно, например,  использовать  и для  автоматизации звуков.

«Посчитай-ка».  На дорожке, в разных клетках расположены цифры от одного до пяти. Взрослый говорит: «Посчитай сколько роз». Ребенок, прыгая двумя ногами по клеткам, с расположенными цифрами, называет количество предметов. Например, 1 Роза, 2 Розы   и т.д. Таким образом, можно автоматизировать, к примеру звук Р и отрабатывать согласование числительных с существительными.

Упражнение «Хозяюшка». На дорожке в разных клетках расположены картинки с предметом, в названии которого присутствует проблемный звук. Предварительно, перед началом прыжков по дорожке, ребенку проговаривается предложение, в которое он будет вставлять название предметов изображенных на картинке. Например, У Иры   вкусное мороженное.  

 «Один - много». Ребенок прыгает по дорожке,  поочередно одной ногой в одну клетку, двумя ногами в две клетки. При прыжке одной ногой проговаривает слово с проблемным звуком в единственном числе. При прыжке двумя ногами - соответственно во множественном числе. Например, рыба - рыбы.

«Что где лежит».  На дорожке  расположены различные предметы, (по одному в каждой клеточке), например,  фрукты и овощи. Ребенок, стоя перед дорожкой, называет предмет расположенный, справа, слева или между какими-то предметами. 

 «Рифмовки».  Ребенок должен прыгать либо только в клетки, либо только на полоски. Проговариваем чистоговорки, например: Ру-ру-ру – скачет в поле кенгуру. 

«Умные дорожки» являются универсальным пособием, так как могут быть использованы специалистами, воспитателями, а также родителями  для занятий и игр с ребенком дома.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагога по теме «Домашние животные»

Совместная  деятельность учителя-логопеда и учителя-олигофренопедагогас детьми 4 года обучения с речевой патологией и интеллектуальнойнедостаточностью (VIII вид) по теме «Домашние животные» с исп...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

Конспект интегрированной образовательной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: «Перелетные птицы»

В процессе занятия дети закрепили представление о перелетных птицах, отгадывали загадки, выполняли занимательные упражнения. Вместе со сказочными героями "Лисой" и "Журавлем" отпра...

Конспект интегрированной подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога для детей с ОВЗ подготовительной группы с использованием элементов кинезиологии и дыхательных упражнений (по А. Н. Стрельниковой) по теме: «Такая ра

Нарушение речи зачастую является причиной школьной неуспеваемости. Использование в процессе занятий элементов кинезиологии и других здоровьесберегающих технологий способствует развитию речи, внимания,...

специфика деятельности учителя-логопеда и учителя-дефектолога в инклюзивной (комбинированной) группе

особенности работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе инклюзивной...