Советы логопеда родителям по развитию речи
консультация по логопедии (средняя группа)

Наталья Мысина

Несколько советов родителям по развитию речи ребенка

 

Начнем с вас. Даже если Вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Сопровождайте свои действия словами.

Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту. Смотрите ему прямо в глаза. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

Говорите четко. Проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно выразительнее.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз и не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, т.е. – изучать различными способами.

В основе речи – стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребенок говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ ( жест, выразительный взгляд, вокализацию).

Уважайте попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит один или с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у ребенка нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.  И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

Учите играя. Играя, учите подражать. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.

Расширяйте словарь. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают, имена вещей и существ на картинках, в книжках, имена родственников и близких людей.

Развивайте фонематический слух. Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (дом – ком, уточка - удочка).

Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это сделать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики прямо пропорцианально развитию речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны. Если Ваш ребенок неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим. Не фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.

Только вы. Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности ребенка, помогут ему развиться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_roditelyam.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Несколько советов родителям по развитию речи ребенка

Начнем с вас. Даже если Вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Сопровождайте свои действия словами.

Встреча взглядов. Озвучивайте любую ситуацию – но только если Вы видите, что ребенок слышит и видит Вас. Не говорите в пустоту. Смотрите ему прямо в глаза. Старайтесь, чтобы он видел Вашу артикуляцию.

Говорите четко. Проговаривая каждое слово, каждую фразу. Известно, что дети очень чутки к интонации, поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, старайтесь произносить как можно выразительнее.

Не переусердствуйте. Не употребляйте слишком много длинных фраз и не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.

Все чувства – в союзе с речью. Очень важно, чтобы ребенок, постигая, узнавая что-то новое, имел возможность не только видеть новый предмет, но и трогать, нюхать, щупать его, т.е. – изучать различными способами.

В основе речи – стремление к общению. Как бы несовершенно Ваш ребенок говорил, принимайте и поддерживайте его желание вступить с Вами в контакт. Даже если он вообще еще не говорит, чаще вовлекайте его невербальный диалог, приветствуя и одобряя любой ответ ( жест, выразительный взгляд, вокализацию).

Уважайте попытки говорить. В те моменты, когда ребенок говорит один или с Вами, выключайте громкую музыку и старайтесь дать ему возможность слышать Вас и себя. Речь развивается на основе подражания и самоподражания – поэтому ему необходимо слышать себя.

Не предупреждайте его желания. Некоторые родители пытаются угадать желания своего ребенка, часто предупреждая их в тот самый момент, когда они только появляются. В этом случае у ребенка нет необходимости произносить что-либо – достаточно просто посмотреть, протянуть руку. В такой ситуации есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.  И хотя жест – это тоже общение, не стоит задерживаться на этом уровне.

Учите играя. Играя, учите подражать. Специально создавайте такие игровые ситуации, где ребенку понадобится звукоподражание, либо надо будет произнести какие-то слова, чтобы игра состоялась. Обратите внимание: побуждаете не Вы, а ситуация.

Расширяйте словарь. Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – это пассивный словарь; говорит – это активный. Активный может быть совсем мал. Но если Вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к так называемому лексическому взрыву. И в дальнейшем он перенесет в активный словарь то, чему Вы научили его, разглядывая вместе картинки, читая книжки и комментируя свои действия. Старайтесь ввести в пассивный словарь названия вещей, которые его окружают, имена вещей и существ на картинках, в книжках, имена родственников и близких людей.

Развивайте фонематический слух. Побуждайте различать слова, отличающиеся одним звуком (дом – ком, уточка - удочка).

Читайте, читайте, читайте. Читайте короткие стихи, сказки. Перечитывайте их много раз – не бойтесь, что это надоест ребенку. Дети гораздо лучше воспринимают тексты, которые они уже много раз слышали. Дождитесь, пока ребенок хорошо запомнит стихотворение, уловит его ритм, а затем попробуйте не договаривать последнее слово каждой строчки, предоставляя это сделать малышу. Пойте простые песенки, помогая ему воспринимать ритм и воспроизводить его.

Пальцы помогают речи. Обратите особое внимание на развитие мелкой моторики – точных движений пальцев рук. Развитие мелкой моторики прямо пропорцианально развитию речи. Лепка, рисование, пальчиковый театр, игры с мелкими предметами – все это поможет речи, а в будущем и письму.

Будьте терпеливы, снисходительны и… осторожны. Если Ваш ребенок неверно произносит какой-либо звук, никогда не смейтесь, не повторяйте за ним неправильное произношение слова. Тут же повторите слово правильно, стараясь перехватить взгляд ребенка. Возможно, он сможет повторить за Вами. Если не сможет или не захочет, не расстраивайтесь. Будьте терпеливы! Он обязательно повторит за Вами, когда придет время. Он учится и на своих собственных ошибках, постоянно сравнивая свое произношение с Вашим. Не фиксируйте внимание на неправильном произношении – это может вызвать обратную реакцию.

Только вы. Помните: только Вы и Ваша вера в силы и способности ребенка, помогут ему развиться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы логопеда родителям. Как развивать речь ребенка:

Для каждого родителя его ребеное самый важный, но нельзя забывать за заботой и опекой ребенка о его развитии. Речь для ребенка является важным компонентом общения......

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

В  буклете содержится необходимая для родителей информация о норме речевого развития детей 3-4 лет, даны полезные рекомендации по развитию детской речи, а также приведены примеры игр по развитию ...

Консультация для родителей «Советы для родителей по развитию речи у детей младшего возраста»

Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАСРечь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Р...

Советы логопеда родителям по развитию фонематического восприятия

Консультация для родителей. Одной из причин трудностей у детей, возникающих при обучении, является нарушение фонематической системы - основы устной и письменной речи. Ребенка окружает множество звуков...

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

Памятка -  буклет для родителей«Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи  детей 4-го года жизни»...

Советы логопеда для речевого развития речи детей 1-й младшей группы

Советы логопеда для речевого развития речи детей 1-й младшей группы. Консультация для родителей. ...