Советы логопеда родителям по развитию фонематического восприятия
консультация по логопедии на тему

Гринь Анна Борисовна

Консультация для родителей. Одной из причин трудностей у детей, возникающих при обучении, является нарушение фонематической системы - основы устной и письменной речи. Ребенка окружает множество звуков, и задача родителей способствовать формированию предпосылок для развития фонематического восприятия на первом этапе и непосредственно формированию фонематического слуха на втором этапе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей.44 КБ

Предварительный просмотр:

Советы логопеда родителям

 по развитию фонематического восприятия.

Консультация для родителей

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Нарушение любой стороны речи может отразиться на дальнейшем обучении в школе, овладении письмом и чтением.

 Большинство родителей полагают, что достаточно как можно раньше выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но не всегда так получается, и ребенок может столкнуться при обучении с большими трудностями. Одной из причин этого явления может быть нарушение фонематической системы, которая является основой устной и письменной речи.

Фонематическая система включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез. Эти составляющие, как кирпичики образуют единый фундамент. Нарушение хотя бы одного из перечисленных компонентов этой системы влечет изменение ее в целом, приводит к трудностям в овладении письмом.

Несформированность фонематической системы у детей дошкольного возраста с особенностями в речевом развитии проявляется по-разному. Так, у одних – нарушены фонематическое восприятие и фонематические представления, у других – в большей степени количественный и последовательный анализ звуков, у третьих – фонематический синтез, у четвертых – нарушения отмечаются на всех уровнях.

Самую многочисленную группу составляют дети с нарушениями фонематической системы на всех уровнях. Поэтому необходимо проводить работу по формированию всех фонематических процессов и начинать её как можно раньше.

Первым из перечисленных компонентов начинает формироваться фонематическое восприятие. Фонематическое восприятие или фонематический слух – это способность воспринимать и различать в речевом потоке отдельные  звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Известно, что фонематическое восприятие как одна из составных частей процесса восприятия речи не является врожденной способностью человека. Оно формируется постепенно, в ходе развития ребенка.

Ребенок начинает реагировать на любые звуки с 2-4 недель от момента рождения, в 7-10 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребенок начинает реагировать на его звуковую оболочку.

Далее фонематическое развитие происходит бурно, и примерно к трем годам ребенок пользуется фонематическим восприятием всех звуков родного языка. Но, к сожалению это не всегда оказывается действительностью. В большинстве своем дети в 3 года заменяют одни звуки на другие, не замечают своего неправильного произношения, путают близкие по звучанию слова.

Как же вовремя помочь своему малышу? В первую очередь необходимо обратиться к специалистам. Ведь фонематическое восприятие  - очень  сложный процесс и его формирование проходит несколько этапов.

первый этап - формирование предпосылок, способствующих дальнейшему развитию фонематического восприятия.

второй этап – непосредственное формирование фонематического восприятия.  

 Вы, уважаемые родители, можете оказать огромную помощь педагогам. Ведь только комплексный, системный подход дает хорошие, устойчивые результаты.

Начинать заниматься можно с любого возраста, но обязательно с первого этапа. Но все же чем раньше начнётся работа, тем лучше будет усваиваться материал.

 Сначала у детей воспитывается интерес к окружающим их звукам. Они  учатся прислушиваться и внимательно слушать, узнавать и различать неречевые звуки, различать одинаковые звукокомплексы по высоте, силе и тембру голоса. У них формируется умение сопоставлять речевые звуки со звуками окружающей природы.

Ребенка окружает множество звуков: как неречевых - шум ветра, шелест листвы, крики птиц, работа двигателей машин и многие другие, так и речевых: чтение книг, рассказ взрослого, беседы. Необходимо помочь ему ориентироваться в этом огромном мире звуков.

Итак, как построить свои игры-занятия?

Сначала по дороге домой или из дома с вашим ребенком, попробуйте послушать, какие звуки можно услышать на улице, во дворе, в парке, возле дороги. Поиграйте с ним в игры: «О чем говорит улица (двор, лес)?», «Кто больше услышит», «Какая машина проехала, большая или маленькая?». Дома можно проводить кратковременные «минутки тишины», чтобы послушать, какие звуки могут быть в квартире.

Во время прогулок привлекайте внимание детей к предметам, которые могут издавать звуки. Например, осенью во время листопада пошуршите листьями, походите по опавшей листве, прислушиваясь к ее шуршанию. Зимой послушать скрип снега, весной – звон капели, пение птиц, жужжание насекомых. Кроме того, гул самолета и машин пусть тоже становится предметом внимания детей.

Приучать детей вслушиваться в звуки можно дома при прослушивании аудиозаписей звуков живой и неживой природы, музыки. А еще дома можно организовать интересные игры, используя различные бытовые предметы.

Цель приведенных ниже игр и упражнений — учить детей узнавать и различать неречевые звуки, развивать слуховое внимание и слуховую память.

Узнай, что звучит?

Оборудование. Звучащие игрушки: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушки и т.д.

На столе несколько звучащих игрушек. Предложите ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ему нужно только на слух, без зрительной опоры определить, что звучит. Название каждого звучащего предмета проговаривается. Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно с двух до пяти. Упражнение проводится до достижения стойкого различия громких и контрастных звуков.

Разные звуки

Оборудование. Металлическая коробка, стеклянная банка, деревянная шкатулка, пластмассовый стаканчик.

Перед ребенком выставляется от двух до пяти предметов, при постукивании о которые можно услышать разные звуки. С помощью карандаша вызовите звучание каждого предмета, воспроизводите его многократно, пока малыш не уловит характер звука. Начинается упражнение с двух контрастных звучаний при зрительной опоре, позже добавляются другие варианты звучания. Затем только на слух предлагается определить, что звучит. Упражнение проводится до достижения стойкого различия звучаний.

Узнай, что в коробочке.

Оборудование. Металлические баночки, сыпучие продукты различной величины: манная и гречневая крупа, горох, фасоль, сахарный песок и др.

В одинаковые металлические баночки помещаются сыпучие продукты с частицами различной величины. Ребенку предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого продукта о металлическую коробочку при ее встряхивании. Потом по очереди встряхивая коробочки, педагог каждый раз просит отгадать, что в коробочке. Так как звуковые различия незначительны, то количество банок ограничивается вначале двумя, затем увеличивается при постоянном сравнении акустических восприятий.

Представленные ниже дидактические игры способствуют развитию фонематических процессов у дошкольников

Грузовик.

Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.

Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.

Задание: загрузи в кузов машинки столько игрушек, сколько раз услышишь заданный звук.

Наряди ёлку .

Цель: научить детей определять позицию звука в слове.

Оборудование: трёх-ярусная ёлка из картона, шары из цветного картона с приклеенными на них картинками на заданный звук. Звук должен находиться в разных позициях.

Ход игры: ребёнок берёт шар, если заданный звук находится в начале слова, то шар с картинкой помещается в нижнем ярусе ёлки; если звук находится в середине слова, то шар помещается в среднем ярусе ёлки; если звук в конце слова, то шар помещается в верхнем ярусе ёлки.

Выложи домик.

Цель: научить детей отбирать слова на заданный звук.

Оборудование: предметные картинки на заданный звук, несколько картинок на другие звуки.

Задание: выложить домик из предметных картинок: три этажа и крыша, отбирая только картинки на заданный звук.

Назови звук.

Цель: развитие слухового внимания.

Взрослый произносит несколько слов ребенок должен назвать звук, который повторяется во всех слова: шуба, машина, малыш, сушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста (профилактическая деятельность логопеда)

Практический и консультативный материал для воспитателей, цель которого - профилактика ФФНР. Дается краткое описание проблемы нарушения фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольно...

Консультация для родителей "Роль развития фонематического восприятия в формировании речи детей дошкольного возраста"

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четко...

Конспект ООД учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда по развитию фонематического восприятия, звуки [Х], [Х, ] у детей с ограниченными возможностями здоровья старшего дошкольного возра...

Советы логопеда родителям по развитию речи

Несколько советов родителям по развитию речи ребенка Начнем с вас. Даже если Вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную к нему речь, если она...

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж], у детей старшего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности учителя-логопеда вусловиях детского сада по развитию фонематического восприятия, звук [Ж],у детей старшего дошкольного возраста...