Рекомендации учителя-логопеда родителям старших дошкольников «Формирование словаря антонимов»
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Пожидаева Валентина Васильевна

Одним из критериев сформированности речи детей старшего дошкольного возраста является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. С детьми мы называем их слова наоборот или слова неприятели.

Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна и для интеллектуального развития детей, так как помогает усваивать смысл отвлеченных слов.

Дети с интересом подбирают к названным словам,  противоположные по значению. Но иногда, чтобы облегчить себе задачу, дети в ответ произносят слова с частицей не   (небыстрый  вместо медленный, недлинный вместо короткий, неглубокий вместо мелкий, неострый вместо тупой и т. д.).
Для обогащения и активизации словаря антонимов  используются специальные задания,  упражнения, игры, некоторые из которых предлагаю в данной публикации..

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя-логопеда родителям старших дошкольников

«Формирование словаря антонимов»

Одним из критериев сформированности речи детей старшего дошкольного возраста является умение использовать в своей речи слова с противоположными значениями – антонимы. С детьми мы называем их слова наоборот или слова неприятели.

Работа по сопоставлению слов-антонимов чрезвычайно полезна и для интеллектуального развития детей, так как помогает усваивать смысл отвлеченных слов.

Дети с интересом подбирают к названным словам,  противоположные по значению. Но иногда, чтобы облегчить себе задачу, дети в ответ произносят слова с частицей не   (небыстрый  вместо медленный, недлинный вместо короткий, неглубокий вместо мелкий, неострый вместо тупой и т. д.).
Для обогащения и активизации словаря антонимов  используются специальные задания,  упражнения, игры.

Хочу предложить вам некоторые из них.

 «Подбери нужное слово»

Взрослый предлагает ребенку подобрать подходящее по смыслу слово.

Речевой материал:

Медведь осенью засыпает, а весной… (просыпается)

Пешеходы на красный свет стоят, а на зелёный…(идут)

Люди в метро сначала спускаются, а потом… (поднимаются)

Вечером солнце заходит, а утром … (выходит)

Старую мебель надо вынести, а новую…(занести)

Мальчик рукавичку уронил, а потом… (поднял)

По одёжке встречают, а по уму… (провожают)

Птицы осенью улетают, а весной… (прилетают)

Осень заканчивается, а зима ... (начинается)

Весна уходит, а лето… (приходит)

Ученик отвечает, а учитель… (спрашивает)

Пчела в улей влетела, а затем… (вылетела)

Дождь траву намочил, а солнышко… (высушило)

Пластилин мягкий, а камень.... (твердый)

Ручей мелкий, а речка... (глубокая).

Ягоды смородины мелкие, а клубники... (крупные).

Кашу варят густую, а суп... (жидкий).

После дождя земля сырая, а в солнечную погоду... (сухая).

Покупаем картофель сырой, а едим... (вареный).

Купили свежий хлеб, а на другой день он стал... (черствый).

Сахар сладкий, а лимон ... .(кислый).

Луна видна ночью, а солнце ....(днем).

Огонь горячий, а лед .....(холодный).

Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий).

Река широкая, а ручей ....(узкий).

Камень тяжелый, а пух ..... (легкий).

Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

Если суп негорячий, то, значит, какой? (Холодный.)

Если в комнате несветло, то в ней ...(темно) Если сумка нетяжелая, то она .... (легкая)

Если нож не тупой, то он ....(острый).

 «Подбери словечко» 

Взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

Речевой материал:

Утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день)

Воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплая, горячая, холодная)

Лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)

Деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым) Детей воспитывают, чтобы они становились (добрыми, злыми, высокими)

Ножи точат, чтобы они становились (тупыми, кривыми, острыми)

Батареи в доме нужны, чтобы было (холодно, тепло, жарко)

На празднике стараются, чтобы гостям было (грустно, весело, горько)

 «Назови и покажи» 

Взрослый демонстрирует какое-либо действие (сел, опустил руки, поднял  руку, выгрузил кубики из кузова машинки, развязал бант у куклы и т. д.) и задается вопрос: «Что я сделала?».  Ребенок  отвечает (называет действие) и подбирает к нему антоним (слово-неприятель) , а так же показывают его (выполняет противоположное действие).    

- опустить руки – поднять;

- закрыть глаза – открыть;

- вдохнуть – выдохнуть;

- показать левую руку – показать правую руку;

- завязать бант – развязать;

- расстегнуть пуговицы – застегнуть;

- смять – разгладить;

- построить – сломать;

- бросить – поймать и т. д.

«Скажи  наоборот» 

Взрослый произносит слово, а ребенок  называет  противоположное по смыслу.  

Речевой материал:

Большой - маленький,  высокий - низкий, старый - новый, веселый – грустный,  быстрый – медленный,  красивый – безобразный,  пустой – полный,  худой – толстый,  умный – глупый,  трудолюбивый – ленивый,  тяжелый – легкий,  трусливый – храбрый,  твердый – мягкий,  светлый – темный,  длинный – короткий,  острый – тупой,  горячий – холодный,  больной – здоровый,  широкий – узкий,  направо – налево, вверх-вниз,  далеко – близко,  высоко - низко,  внутри - снаружи,  дальше – ближе,

грязь  - чистота, скука  - веселье, добро  - зло,  радость - грусть , аккуратный -  неряшливый, робкий  - смелый, полезный – вредный, одеть  - раздеть, смеяться – плакать, поднять  - опустить и т. д.

«Пословицы»

Взрослый читает ребенку пословицу или поговорку, разбирает с ним ее значение, а затем предлагает найти в ней противоположные слова.  

Речевой материал:

«Ученье - свет,  а неученье - тьма»

«Меньше говори, а больше делай»

« Готовь сани летом, а телегу зимой»

«Большая работа лучше большого безделья»

«Добро всегда побеждает зло»

«Умная ложь лучше глупой правды»
«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»

«Счастье на крыльях, несчастье на костылях»

«Рано снарядились, да поздно в путь пустились»

«Корень учения горек, да плод его сладок»

«Горька работа, да сладок хлеб»
«Подальше положишь, поближе возьмешь»

«В молодости – труд, в старости – достаток» и т. д.

«Закончи предложение» 

Взрослый предлагает ребенку закончить начатое им предложение.

Речевой материал:

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Снег белый, а сажа …

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Слон большой, а комар ….

Камень тяжелый, а пух ….

Буратино веселый, а Пьеро ….

Работать тяжело, а отдыхать ….

Днем светло, а ночью …

Золушка добрая, а мачеха...

Суп горячий, а компот...

Лев смелый, а заяц...

Молоко жидкое, а сметана...

Заяц скачет быстро, а черепаха ползает...

Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом...

Кричат громко, а шепчут...

Я больна, но скоро буду...

Я живу близко от реки, а мой друг...

Продавец продает, а покупатель...

Друзья часто ссорятся, но легко...

Легко заболеть, но трудно...

Воспитатель спрашивает, а дети...

Утром дети приходят в детский сад, а вечером...

Сначала гостей встречают, а потом...

При встрече здороваются, а при расставании...

Вечером ложатся в кровать, а утром...

 «Сравни» 

Взрослый называет 2 предмета, а ребенок подбирает к ним  признаки, противоположные по значению.

Речевой материал:

По вкусу: горчицу и мед.

По цвету: снег и сажу.

По высоте: дерево и цветок.

По толщине: канат и нитку.

По ширине: дорогу и тропинку.

По возрасту: юношу и старика.

По весу: гирю и пушинку.

По размеру: дом и шалаш.

«Что лишнее?»

Взрослый называет цепочку из трех слов, а ребенок должен найти лишнее слово, а затем назвать слова-неприятели.

Черный, синий, белый.

Добро, нежность, зло.

Бедный, денежный, богатый.

Быстро, медленно, тихо

Сладкий, горький, кислый.

Грусть, печаль, радость

Глупый, веселый, умный.

Зима, осень, лето

Сильный, храбрый, слабый.

Друг, печаль,  враг.

Ночь,  сутки, день

Тяжелый, длинный, легкий

Высокий, большой, низкий

Поднимать, опускать, брать

Давать, продавать,  отдавать

«Найди  картинку, противоположную по значению»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинки и найти среди них, обозначающие противоположные предметы, явления, признаки.

Например: высокая кастрюля – низкая кастрюля;  полная чашка – пустая чашка;  глубокая тарелка - мелкая тарелка ;  утро – вечер;  сверху – снизу;  закрытое окно – открытое окно и т. д.

«Говори правильно»

Выучите с ребенком стихотворение. Затем обсудите, какие слова наоборот вы встретили в этом стихотворении.

Скажу я слово «ВЫСОКО»

А ты ответишь - …(НИЗКО)

Скажу я слово «ДАЛЕКО»

А ты ответишь - …(БЛИЗКО)

Скажу тебе я слово «ТРУС»

Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ)

Теперь «НАЧАЛО», я скажу,

Ну, отвечай - … (КОНЕЦ)

   

«Измени предложение».

Взрослый предлагает детям  внимательно послушать предложения  и заменить действие на противоположное, причем «маленькое слово к» нужно заменить словом от. (При трудностях построения предложений взрослый уточняет пространственные отношения, выраженные предлогом  от.)

Правило:  маленькое слово «к» появляется тогда, когда кто-то или что-то приближается к предмету. Маленькое слово «от» появляется, когда кто-то или что-то удаляется от предмета.

Речевой материал:

Алексей подошел к тренеру.

Плот подплыл к берегу.

Зайчик подпрыгнул к капусте.

Ящерица подползла к мосту.

Грузовая машина подъехала к магазину.

Футбольный мячик подкатился к вратарю.

Голубь подлетел к крыше дома.

Ирина подбежала к санкам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая гостиная для родителей "Организация взаимодействия учителя - логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР"

  Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с...

Рекомендации учителя - логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей 5-6 лет

В материале предложены игры по формированию грамматического строя речи у детей 5-6 лет....

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей старшей группы компенсирующей направленности (17 лексических тем)

Представленны методические рекомендации учителя-логопеда по лексическим темам, направленные на закрепление изученной темы, развитие лексико-грамматического строя речи и связной речи. Удобно распечатат...

Методические рекомендации учителя-логопеда для родителей старших дошкольников "Играем-речь развиваем!"

В материале представлены упражнения для развития речи детей,автоматизации звуков (Р),(Ш),(Л), а так же мелкой моторики пальцев рук для  домашних занятий родителей с детьми.Приведены активные ссыл...

Консультация учителя-логопеда для родителей : «Игры для обогащения словаря дошкольника».

laquo;Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»К. Д. Ушинский...