Рекомендации учителя – логопеда для родителей по формированию речевых способностей у детей дошкольного возраста 4-5 лет
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему

Давыдова Елена Юрьевна

В материале представленфы игры, направленные на речевое развитие детей 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendatsii_4-5_let.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителя – логопеда для родителей

по формированию речевых способностей

у детей дошкольного возраста 4-5 лет

Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно своевременно.

  Нормально развивающийся ребёнок в 4 года активно вступает в разнообразные отношения с окружающими людьми; всё большую роль в его жизни играют сверстники, другие дети.  Умение общаться со сверстниками и другими людьми – одно из необходимых условий нормального личностного и социального развития ребёнка.

     Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми , снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребёнок с различными речевыми отклонениями становится «сложным» собеседником; ему трудно быть понятным другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

               Чтобы наши дети уверенно владели речью необходимо проводить следующее. Всевозможные игры, упражнения, развивать мелкую моторику, слуховое внимание, речевое дыхание, развивать диалогическую речь.

  Например,  упражнение «Звуки» (имея предметы, обращать внимание на то , как они звучат, например, поиграть на спрятанном инструменте, а малыш должен отгадать по звучанию ),  «Подуй» (ребёнок дует на султанчики /мелко нарезанные салфетки/ или другое, при этом не надувая щёк), «Падают листья» (дети говорят куда какой листик упал, например, на крышу, в цветник и т.д. ),  «Знакомство» (знакомство с ребёнком в определённой игровой ситуации, например, приходит в гости тётя или, кто другой и ребёнок представляет всех присутствующих и себя), «Приглашение» ( ребёнок с помощью взрослого пишет письмо – приглашение на праздник), «Прощание» (взрослый помогает организовать проводы кого – либо).

      «Я дарю тебе словечко» (подготовка слов – подарков, например, Оля – поле, день рождения – день варенья и т.д.), «День рождения звука» (при появлении ранее не существующего звука у ребёнка,  устраивается праздник, в честь этого).

«Угадай- ка» (загадывание загадок. А дети говорят отгадки, например,

Большая, лохматая, коричневая?(медведица)

Коричневая, весёлая, смешная? (обезьяна) и т. д.

«Узнай по описанию» (описывается предмет, дети его не видят, взрослый задаёт вопросы типа: какое оно, какого размера, из чего  и т.д., а ребёнок отгадывает по описанию, что это).

«Петрушкины команды» (например, Петрушка говорит  - скачите, пейте и т.д., дети выполняют, а потом дети дают ему команды).

Учитель – логопед Е.Ю. Исакова     

«Почтальон принёс открытки» (с ребёнком рассматриваются 4-5 открыток. Он запоминает, какую кому будет дарить и по мере того, как их достают, называет, кому она адресована, например, на этой открытке – зайцы, она для бабушки).

«Полетушки» ( называют слово, а ребёнок говорит – летает или нет).

«День рождения Вини – Пуха» (взрослый называет взрослое животное, а ребёнок добавляет название его детёныша, например, в гости пришла свинья со своими детёнышами – поросятами  и т.д.)

«Чаепитие» (приходят гости, ребёнок называет, что нужно к чаю, например, сахарница, чашка с блюдцем и т. д.)

«Магазин посуды» (например, чтобы купить посуду, надо знать . где она находится и для чего нужна и т.д.)

 Успех нашей деятельности зависит от вас.  Больше читайте детям;

 придумывайте рифмовки к словам (например, солнце – донце, трава – мурава и т.д.); описывайте предметы и др. (например, это слон - животное, живёт в жарких странах, у него есть голова. Туловище. Ноги и т.д.);   в разных видах деятельности показывать различные качества предметов (бумага в воде размокает, железо тяжёлое и в воде тонет и т.д.); многое детям показывайте и возите на экскурсии; рассматривайте отдельные предметы и игрушки; при посещении магазинов и др. мест обобщайте значение понятий «овощи» (то, что растёт на грядке и т.д.), «фрукты» (то, что растёт на дереве и т.д.), «игрушки» ( то с чем играют и т.д.) ; после просмотра сказок, фильмов помочь ребёнку подобрать глаголы (Иван – царевич выстрелил, коту дали шляпу и он пошёл охотиться и т.д.), раскрывающие действия понравившегося персонажа; «Мальчик, девочка» и  другие темы, подбирайте антонимы(скажи наоборот, например, высокий – низкий ит.д.) «Волшебная палочка» (прикосновением палочки увеличивать в количестве, изменять слова, например, один стул, два стула и т.д.); «Великий Нехочуха» (ребёнку говорят глаголы, а он отказывается, говоря, я не хочу сидеть и т. д.); «Представь и опиши» и др.

       

 Придумывайте и фантазируйте, у вас, получится.

Учитель – логопед Е.Ю. Исакова     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда "Развития лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста через логосказки"

Перспективно - тематический план работы учителя-логопеда по развитию лексико - грамматических категорий у детей дошкольного возраста. В плане отражаются следующие разделы работы: лексико - грамматичес...

Рекомендации для родителей от учителя - логопеда «Особенности и трудности речевого развития детей дошкольного возраста"

Данная презентация и памятка для родителей были представлены мною на  общем родительском собрании  27.02.2017 в ГБОУ ШМК Бибирево ДО №4. Я расширила знания родителей об особенностях и трудно...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Взаимодействие учителя-логопеда с родителями по обучению грамоте детей дошкольного возраста с нарушениями речи»

Обмен опытом обучения и воспитания детей с нарушением речи, посредством демонстрации методов и приемов работы при активном участие педагогов...

Презентация "Особенности использования планшетного компьютера в работе учителя-логопеда на этапе автоматизации звуков у детей дошкольного возраста"

Современный мир невозможно представить без компьютеров, планшетов, мобильных телефонов, и других гаджетов. На сегодняшний день компьютер, а с ним и компьютерные игры, достаточно прочно вошли в жизнь с...

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК ДИСГРАФИИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА....