Диагностика фонематического восприятия у дошкольников.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Гилева Ольга Петровна

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

     Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка  имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.

     Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

     По мнению Д.Б, Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.

     Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте  способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

     Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и  контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

     Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также  слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий – назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка- камень. Ребенок с ОНР как правило выделяет слог. Встречаются перевороты слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2,3, 4 звуков.

     Типичные ошибки детей с ОНР – пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове  сон – н –о- с.

     Значительные трудности у детей с ОНР  вызывают задания на добавление звука в начале и в середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

     Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.

     Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет ЗРР в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет на устную и письменную речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

     Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка  имеет фонематический слух – способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.

     Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов – важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4-5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

     По мнению Д.Б, Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.

     Развитый фонематический слух – важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте  способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

     Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и  контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

     Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также  слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий – назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка- камень. Ребенок с ОНР как правило выделяет слог. Встречаются перевороты слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу – определение количества звуков в слове и нахождение 2,3, 4 звуков.

     Типичные ошибки детей с ОНР – пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове  сон – н –о- с.

     Значительные трудности у детей с ОНР  вызывают задания на добавление звука в начале и в середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

     Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.

     Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет ЗРР в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет на устную и письменную речь.

Диагностика фонематических процессов.

     Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

  • определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для программы коррекционной работы с детьми;
  • выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся процессов отклонений;
  • оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.
  1. Исследование фонематического восприятия.

Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

дифференциация слов различающихся одной из парных согласных па-ба, сА-за, то-до;

диффернциация  изолированных пар согласных п-б, ж-ш, с-з, к-г;

дифференциация слов – квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка- почка, коза- коса, крыша – крыса;

деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку) Хозяйка сварила зуб. На лугу паслась коса.

  1. Исследование фонетических процессов.
  1. Повторение слогов с оппозиционными звуками: са-ша, ша-са, са-за, за-са, жа-за, за-жа.
  2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п]- [б], [ш]- [с].
  3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.
  4. Перечисление слов с заданным звуком.

Исследование фонематического анализа  и синтеза.

  1. Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину).
  2. Установление различительной функции фонем.
  3. Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Простой (элементарный) фонематический анализ

Сложный фонематический анализ.

Фонематический синтез.

Исследование слоговой структуры слова.

  1. Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных.
  2. Повторение многосложных слов со стечением согласных.
  3. Повторение чистоговорок с многосложными словами.

Восприятие и воспроизведение ритмов.

  1. Восприятие ритмов.
  2. Слухомоторные координации.

Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации.

  1. Послушать и определить (тихо-громко).
  2. Воспроизвести самостоятельно все задания.

Фонетические представления.

  1. Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов.
  2. Дифференциация звуков в произношении слов.

Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений.

1.Звуковой анализ слов.

2. Звуковой синтез.

Слоговая структура слова.

Материалом исследования служат предметные картинки.

Литература. Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2010г.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика фонематического восприятия детей подготовительной группы (конец года)

Подробная диагностика фонематического восприятия детей подготовительной группы при выпуске из детского сада...

Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у дошкольников

Развитие фонематического слуха является важной задачей в исправлении речевых недостатков у детей. Без полноценного восприятия звуков, без четкого их различения невозможно становление чистой речи....

Консультация."Развитие фонематического восприятия у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры".

Консультация "Развитие фонематического восприятия  у дошкольников. Развитие фонематического слуха в процессе игры....

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников

В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонемати­ческого восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормаль­ным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для...

Материал для диагностики фонематического восприятия

Материал для диагностики фонематического восприятия....