Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников
книга по логопедии на тему

Морозова Жанна Вячеславовна

В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонемати­ческого восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормаль­ным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звуко­вого синтеза. Представлены методические разработки преодоления не­доразвития фонематического восприятия у детей с ОНР. В основе при­веденных логопедических занятий лежат комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты.

Материал поможет осуществлять контроль за развитием и форми­рованием фонематического восприятия у детей с ОНР, выявлять фак­торы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррек­ции фонематического восприятия.

Пособие предназначено для практической работы логопедов, вос­питателей логопедических групп

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дьякова Н.И.

Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. — М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с. (Библиотека журнала « Логопед »). (1) ISBN 978-5-9949-0250-9

В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для исследования фонематического восприятия, фонемного анализа, звукового синтеза. Представлены методические разработки преодоления недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР. В основе приведенных логопедических занятий лежат комплексно-игровой метод, сказочные сюжеты.

Материал поможет осуществлять контроль за развитием и формированием фонематического восприятия у детей с ОНР, выявлять факторы и условия, обеспечивающие оптимальность процесса коррекции фонематического восприятия.

Пособие предназначено для практической работы логопедов, воспитателей логопедических групп.

УДК 373 Дьякова Наталья Ильинична                    ББК 74.102

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Главный редактор Т.Е. Цветкова

Научный редактор ОЛ. Степанова

Литературный редактор Л.С. Киммель

Дизайнер обложки О.В. Максимова

Корректор Л.Б. Успенская Компьютерная верстка Т.Н. Полозовой

гарина, д. 2. ISBN 978-5-9949-0250-9. ООО «ТЦ Сфера», 2010 Дьякова Н.И., 2010


Введение

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех фонем родного языка. Д.Б. Эльконин фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании».

Важнейшее значение для овладения звуковой стороной языка имеет фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи (фонем) и умение различать звуки речи в их последовательности в словах и близкие по звучанию звуки.

Правильное восприятие звуков речи, фонематического состава слова возникает не сразу. Это результат постепенного развития. На самом раннем этапе ребенок воспринимает слова как единый, нерасчленимый звуковой комплекс, обладающий определенной ритмико-мелодической структурой. Последующий этап характеризуется постепенным развитием умения различать фонемы, входящие в состав слова. Одновременно происходит интенсивное овладение активным словарем и правильным произношением слов.

Фонематическое восприятие начинает формироваться у детей в период от 1 до 4 лет при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемым образцом. Проговаривание слов — важное условие выделения и обобщения дифференциальных признаков фонем и их закрепления в памяти. Для дальнейшего развития фонематического восприятия важно сознательное и произвольное выделение детьми отдельных звуков в словах и сравнение речевых звуков (в возрасте 4—5 лет). Механизм фонематического восприятия при овладении чтением и письмом существенно перестраивается в процессе разложения слов на составляющие их речевые звуки, соотношения звуков с буквами и формирования новых звукобуквенных образов слов.

По мнению Д.Б. Эльконина, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные — согласные, звонкие — глухие, твердые — мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, затем включается артикуляция.

Развитый фонематический слух — важная предпосылка успешного усвоения детьми грамоты. В свою очередь, обучение грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонематического анализа слов, мысленному расчленению на основные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов, слов.

Нарушение фонематического слуха у детей с ОНР чаще носит вторичный характер, так как их собственная речь не способствует формированию четкого слухового восприятия и контроля. Трудности отмечаются уже при восприятии и воспроизведении простых ритмов, воспроизведение сложных ритмов им, как правило, недоступно.

Недостаточность фонематического восприятия обнаруживается при выполнении заданий на повторение пар слов, близких по артикуляторно-акустическим признакам, а также слов сложной слоговой структуры и скороговорок. Звуковой анализ нарушен в меньшей степени, однако и здесь выявляются отчетливые затруднения при выполнении заданий — назвать первый или последний согласный звук в словах типа кошка камень. Ребенок с ОНР, как правило, выделяет слог. Отмечаются реверсы (перевороты) слов (в слове шар первый звук [р]). Затрудняется сравнение слов по звуковому составу — определение количества звуков в слове и нахождение 2-, 3-, 4-го звука.

Типичные ошибки детей с ОНР — пропуск гласных звуков, согласных в словах со стечением звуков, реверсы слов при назывании по порядку звуков в слове сон — н-о-с.

Значительные трудности у детей с ОНР вызывают задания на добавление звука в начале и середине слова, перестановку звуков в слове, синтез слов из звуков и слогов.

Частая встречаемость реверсов слов указывает на нарушение не только фонематического восприятия, но и на пространственные нарушения, влияющие на правильность выполнения заданий.

Значимость исследования фонематического восприятия связана с тем, что на сегодняшний день большая часть детей с ОНР имеет задержку речевого развития в звене звукоразличения, которое отрицательно влияет не только на устную (импрессивную и экспрессивную), но и на письменную речь.

Диагностика фонематических процессов

Диагностика фонематических процессов предполагает выявление факторов и условий, обеспечивающих его динамику для определения оптимального характера коррекции фонематического недоразвития.

В ее задачи входят:

  • определение исходного состояния и перспектив развития фонематического слуха, фонематического восприятия и фонематических представлений для разработки программы коррекционной работы с детьми;
  • выявление динамики развития фонематических процессов у детей с ОНР для осуществления коррекции имеющихся отклонений;
  • оценка эффективности коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений.

Диагностические критерии, показатели, инструментарий

Исследование фонематического восприятия

Оценка способности различать особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

- дифференциация слов, различающихся одной из парных согласных

па — ба; са — за; то — до;

- дифференциация изолированных пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г;

- дифференциация слов — квазиомонимов (различающихся одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса;

- деформированные фразы (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

У детей с ОНР нарушения фонематического восприятия возникают в результате отрицательного влияния стойких  дефектов произношения на становление слуховых эталонов фонем. Как правило, у детей нарушена дифференциация одной или нескольких групп фонем при сохранной способности к различию остальных (даже более сложных) звуков. Иногда те же звуки смешиваются и в экспрессивной речи.

Исследование фонематических (фонетических)

представлений

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками (серии из двух слогов предъявляются детям старше 4 лет, а из трех слогов детям 5 — б лет):

са — ша;

ша — са;

са — за;

за — са;

за — жа;

жа — за;

ша — жа;

са — са — ша;

са — ша — са;

ша — ша — жа;

жа — ша — жа.

На качество выполнения задания влияют два фактора:

—  состояние кратковременной слуховой памяти;

— дифференцированность перцептивных эталонов фонем, составляющих ряд.

При трудностях воспроизведения ряда из трех слогов дети с ОНР допускают ошибки в сериях, составленных из любых слогов. Если же более сильное влияние оказывает фонематическая близость слогов в ряду, ошибки носят избирательный характер.

Если у детей фонематические представления, соответствующие определенным парам согласных, нечетко дифференцированы, то при воспроизведении серии слогов, содержащих эти пары, они допускают устойчивые ошибки, остальные же серии воспроизводятся правильно.

2. Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук или начинаются с заданного звука: [п] — [б]; [ш] — [с]; [с] - [з]; [д] - [т].

При оценке результатов этого задания следует принять во внимание состояние навыков фонематического анализа. Если ребенок не владеет навыком выделения согласного в начале слова, он может не справиться с данным заданием по этой причине. Поэтому предварительно необходимо оценить состояние навыков фонемного анализа.

3. Подбор слов, начинающихся с определенных звуков или содержащих определенный звук.

4.  Перечисление слов с заданным звуком:

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп                                                             

На приправу пойдет.

Данное задание психологически более сложное, чем предыдущее, так как оно требует большей степени произвольности и зависит от объема активного словаря ребенка.

Исследование фонематического анализа и синтеза

При обследовании состояния фонематического анализа и синтеза логопед должен учитывать условия выделения звука. Ударные гласные выделяются легче, чем безударные в начале слова; щелевые согласные выделяются легче из начала слова; взрывные согласные из конца слова; твердые согласные выделяются легче, чем мягкие; звук [р] как более длительный выделяется легче в начале слова. Наиболее трудно детям с ОНР определить наличие гласного и выделить его из конца слова, так как гласный воспринимается ребенком не как самостоятельный звук, а как оттенок согласного.

Фонемный анализ (по Д.Б. Эльконину)

1.  Выяснение порядка следования фонем в слове.

2.  Установление различительной функции фонем.

3.  Выделение основных фонематических противопоставлений, свойственных данному языку.

Объекты фонемного анализа:

  • Слово как элементарная единица общения.
  • Структурно-морфемные части слов как носители возможных сообщений.
  • Артикуляторно-произносительные части слов — слоги.

Простой (элементарный) фонематический анализ

1.  Выделение звука на фоне слова:

—  слышится ли звук [м] в слове дом?

—  слышится ли звук [к] в слове мак?

2.  Выделение начального ударного гласного звука:

  • какой первый звук слышится в слове?

Аня — Оля — утро — ива — эхо.

3.  Выделение начального согласного:

  • с какого звука слово начинается?

Мак — рыба — щука — мяч — лапа.

4.  Дифференциация звуков по противопоставлениям:

рожки — ложки;

укол — угол;

уточка — удочка;

зайка — сайка;

шаль — жаль;

лук — люк.

Сложный фонематический анализ

1.  Определение последовательности звуков в слове.

2. Определение места звука в слове (логопед интонированно произносит тот звук, который ребенок должен определить).

3.  Определение количества звуков в слове (слова подбираются из звуков, сохранных в произношении детей).

Мак — мука — комок.

4.  Определение количества звуков в словах, которые ребенок произносит неправильно (дефектно).

Сок — коса — шум — шапка — гора.

Принцип отбора слов, предлагаемых детям для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например [с], [hi], [p], то остальные звуки должны быть простыми.

Фонематический синтез

1. Составление слова из звуков, данных в правильной последовательности: [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а].

2. Составление слова из звуков, данных в нарушенной последовательности: [м], [о], [с]; [у], [ш], [а], [б].

Исследование слоговой структуры слова

Для исследования состояния слоговой структуры слова используются следующие приемы.

1.  Повторение одно-, двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных (13 серий заданий)[1].

2.  Повторение (называние многосложных слов со стечением согласных):

простыня, сковорода, милиционер, экскаватор, аквариум, водопроводчик, велосипедист.

3.  Повторение чистоговорок с многосложными словами:

Водопроводчик починил водопровод.

Милиционер остановил велосипедиста.

Полполдника проболтали.                                               

Оцениваются:

—  особенности нарушений слоговой структуры слов;

— элизии слогов (опускание согласных в стечениях контура);

—  парафазии (перестановки при сохранении слова);

—  итерации, персеверации (добавление звуков, слогов);

—  контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

Данные задания позволяют выявить реальные проблемы в развитии фонематического восприятия у детей с ОНР и направить усилия логопеда на их разрешение. Они — часть проектирования, контроля и регулирования процесса формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Диагностические задания

Восприятие и воспроизведение ритмов

При выполнении задания руки логопеда должны быть закрыты экраном.

  1. Восприятие ритмов: прослушать удары и посчитать их:

2. Слухомоторные координации: повторить:

простые ритмы:

сложные ритмы:

(полужирным шрифтом выделены акцентированные громкие удары).

Оценка:

5 баллов — правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления;

4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла — правильное восприятие и воспроизведение ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией;

2 балла — нарушение восприятия и воспроизведения простых ритмов (правильное воспроизведение после 3— 4 предъявлений, невозможность воспроизведения сложных ритмов);

1 балл — невозможность выполнения.

Восприятие и воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации

1.  Послушать и определить:

  • близко или далеко (громко или тихо) кричат в лесу: ау;
  • взрослое животное или детеныш издает звук мяу;
  • ласково или грубо, радостно или грустно говорит человек:

—  ты хороший малыш, я тебя люблю;

—  ура! каникулы!

—  сказка «Три медведя».

2.  Воспроизвести самостоятельно все задания. Оценка:

5 баллов — правильно выполнены оба задания;

4 балла — правильно выполнено задание 1, в задании 2 единичные ошибки;

3 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 не точно воспроизведена интонация;

2 балла — при выполнении задания 1 затруднено воспроизведение интонационной окраски голоса, а при выполнении задания 2 — воспроизведение высоты голоса и интонации;

1 балл — неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

Просодическая сторона речи

Проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказа.

При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи, наличие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.

Характеристика голоса дается по следующим параметрам:

  • сила голоса — нормальный, громкий, тихий;
  • высота — низкий голос, высокий, смешанный, нормальный;                                                                                   тембр — монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка.

Фонематические представления

После предъявления на слух нескольких коротких стихотворных текстов: определить, какой звук чаще других встречается в тексте (тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи):

Мышонку мама-мышка

Шептала: «Шалунишка!

Шумишь, шуршишь, болтаешь!

Ты маме шить мешаешь!»

Осень. Осень. Осень.

Ясень листья сбросил.

На осинке листик

Огоньком горит.

Осень. Осень. Осень.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Земляника Зою с Зиной

Заманила в сад с корзиной:

Заработали два рта,

А корзина-то пуста.

Оценка:

5 баллов — правильно выполняются все задания;

4 балла — единичные ошибки, но исправляются самостоятельно;

3 балла — допускаются ошибки, нужен повтор текста;

2 балла — выполняется часть задания, нужна помощь логопеда;

1 балл — задание не выполняется.

Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов

А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Если ребенок дефектно произнесет звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).

Предлагаемый материал

Ответы

Начало года

Конец года

да – та – да

та – да – та

га – ка - га

ка – га – ка

ба – па – ба

па – ба – па

ка – ха – ка

ха – ка – ха

са – за - са

за – са – за

са – ша – са

ша – са – ша

жа – ша – жа

ша – жа – ша

ча – тя – ча

тя – ча – тя

са – ща – ся

ща – ся – ща

ра – ла – ра

ла – ра – ла

ва – фа - ва

фа – ва – фа

Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

кот – год – кот

том – дом – том

почка – бочка – почка

тапки – тяпки – тапки

Оценка:

5 баллов — все задания точно воспроизводятся;

4 балла — имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары точно;

2 балла — большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно — слоговые (словесные) пары;

1 балл — задания не выполняются.

Дифференциация звуков в произношении слов

А. Инструкция: повтори пары слов.

Смешиваемые звуки

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

ш - с

крыша – крыса

ж – з

рожи – розы

ч – т '

челка - тёлка

л' - й

галька – гайка

л - л'

галка - галька

р – л

рак – лак

р – й

марка - майка

р' – й

моряк – маяк

п – б

почка – бочка

т – д

дочка – точка

к – г

кости - гости

ы – и

мышка – мишка

с – з

коса – коза

Б. Инструкция: повтори за мной предложение.

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

Старший братишка рассказывал страшную сказку

Старушка сушила пушистую шубу

Речка течет, а печка печет

Юля уронила фарфоровое блюдце

Чайка отличается от цапли

У Сони цветик-семицветик

Жутко жуку жить на суку

В домишке жили мышки

Оценка:

5 баллов — все задания выполняются верно;

4 балла — встречаются единичные ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном);

3 балла — задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок;

2 балла — задания выполняются с ошибками, большинство заданий недоступно;

1 балл — неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Различение на слух оппозиционных фонем на материале слов и предложений

А. Инструкция: если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно — не хлопай.

Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Лексический материал

Ответы

Начало года

Конец года

шанки — фанки — сянки — санки танки

птенец — птенесь — тинеть  —  птинеч

фтаруфка — штарушка — сталуска  — старушка — стаюська

сляпа — шьяпа — фляпа — шляпа — хляпа

Б. Инструкция: повтори за мной предложения.

—  Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

—  Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.

—  Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню. Оценка:

5 баллов — все задания выполняются верно;

4  балла — часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

3  балла — ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2 балла — часть заданий недоступна, при выполнении требуется повторное воспроизведение;

1  балл — задания не выполняются.

t

Звуковой анализ слов

Задания:

1)  выделить первый и последний звуки в словах:

аист — ослик — угол;

2)  назвать все звуки в слове по порядку:

рыба — мухи — котик — жабы;

3)  определить количество слогов в слове:

дом — рука — метро — кенгуру;

4)  определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка;

5)  добавить звук в словах:

вор — двор; вол — волк; елка — телка;

6)  заменить звук в словах:

сок — сук — лук; лиса — липа — лупа.

Оценка:

5  баллов — правильно выполняются все задания;

4  балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3  балла — правильно выполняются задания 1, 2, 3, в остальных допускаются ошибки;

2  балла — правильно выполняется только задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выполняется;

1 балл — задания не выполняются.

Звуковой синтез

Слова для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.

Задания:

1) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3 с), и воспроизвести его слитно:

р, о, г; р, о, с, а; г, р, о, т; к, а, с, к, а;

2) прослушать слово, произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5 с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:

к, л, а, н; б, у, с, ы; к, у, с, т, ы;

3)  прослушать слово с переставленными звуками или слогами, воспроизвести его правильно:

н, с, ы — сын; р, г, у, к — круг;

шад, ло, ка — лошадка.

Оценка:

5 баллов — правильно выполняются все задания;

4 балла — единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла — правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда — название звука или слога);

2 балла — правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;

1 балл — задания не выполняются.

Слоговая структура слова

Материалом исследования служат предметные картинки.

Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто или что это?

Предлагаются 13 серий заданий, в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:

1) двухсложные слова из двух открытых слогов: мама, уха;

2)  трех-четырехсложные слова из открытых слогов: панама, пионы, пуговица;

3)  односложные слова: мак, лес, дом;

4)  двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток, мешок;

5) двухсложные слова со стечением согласных звуков: тыква, утка, мышка;

6)  двухсложные слова с закрытыми слогом со стечением согласных: компот, лыжник, ландыш;

7)  трех-, четырех-, пятисложные слова с закрытым слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер;

8)  трехсложные слова со стечением согласных: конфета, калитка;

9)  трех-, четырехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: памятник, маятник, одуванчик;

10)  трех-, четырехсложные слова с двумя стечениями согласных: винтовка, морковка, сковородка;

11) односложные слова со стечением согласных: кнут, мост, клей;

12) двухсложные слова с двумя стечениями согласных: кнопка, клетка;

13) четырех-, пятисложные слова из открытых слогов: паутина, батарея, мороженое.

Оцениваются:

—  особенности нарушений слогов структуры слов;

—  элизии слогов, опускание согласных в стечениях;

— парафазии, перестановки при сохранении контура слова;

—  итерации, персеверации (добавление звуков, слога);

— контаминации (часть одного слова соединяется с частью другого).

Оценка:

5 баллов – без ошибок;

4 балла – одна-две ошибки;

3 балла – три-четыре ошибки;

2 балла – пять-шесть ошибок;

1 балл — ошибки почти во всех сериях.



Диагностика фонематических процессов

п/п

Ф.И. ребенка

Фонематическое восприятие звуков

Фонемный анализ слов

Звуковой синтез

Дифференциация изолированных пар согласных

Дифференциация слогов с парными согласными

Слова – квазиомонимы

Бочка – почка; коза – коса; крыша – крыса

Исправь ошибку:

Хозяйка сварит зуб.

У девочки болел суп.

Выделить первый и последний звуки в словах:

аист, ослик, угол.

Назвать звуки в словах по порядку:

рыба, мухи, котик.

Определить количество слогов в словах:

дом, рука, метро, кенгуру.

Определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук — врач, 3-й — мышка, 4-й — крот, лодка

Добавить звук в словах:

вор — двор; вол — волк; елка — телка

Заменить звук в словах:

сок — сук — лук; лиса — липа — лупа

Воспроизвести слово, произнесенное по звукам (пауза 3 сек.)

Воспроизвести слово, произнесенное по звукам (пауза 5 сек.)

Воспроизвести слово

правильно

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Оценка:

5 баллов – правильно выполняются все задания;

4 балла – единичные ошибки, исправляются самостоятельно;

3 балла – правильно выполняется часть задании, в остальных допускаются ошибки, требуется повтор заданий;

2 балла – требуется помощь, часть заданий не выполняется;

1 балл – задания не выполняются.

Пути коррекции недостатков

фонематического восприятия

При обучении 5—6 -летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность лексико-грамматических средств языка, дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия.

Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план выдвигается коррекция звукопроизношения и недооцениваются значение формирования слоговой структуры слова, умения слышать и различать звуки речи (фонемы), а это одна из причин возникновения дисграфий и дислексии у школьников.

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры и упражнения уступают свое место компьютеру. Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.

По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять, но, к сожалению, часто относятся к учебе несерьезно. Для «вхождения» детей в обучение необходима система коррекционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию) (приложение 1).

Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них деятельности — игры, взрослым нужно отнестись к игровому обучению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы (звуки речи) на слух, выделять их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б. Эльконин пишет о I периоде пропедевтики чтения и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная структура слова» для подготовки детей к новой языковой ориентации на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладевают первичными навыками моделирования. Чтобы занятия были динамичными и веселыми, следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.

Один из центральных принципов методики — достаточно долгий (20—25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий до-буквенный этап звукового анализа позволяет решить еще одну едва ли не самую сложную проблему — начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться слитно-протяжным чтением звуковой схемы.

В букварный период для обучения детей чтению по м,ето-дике Д.Б. Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а — я, о — ё, у — ю, ы — и, э — е. Этот метод имеет два преимущества:

  • читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
  • моделируют отношения согласных и гласных.

В этот период (период пропедевтики чтения) уместен прием: буква отдает команду:

а, о, у, ы, э — читаются твердо;

я, ё, ю, е, и — читаются мягко.

Позднее при знакомстве с согласными это звучит как «две работы согласной буквы».

Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания-«ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ.)

Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка).

В играх используются условные персонажи, которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Бура-тино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают различение мягкости и твердости согласных (и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ — охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ — заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.

ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение слогоударных схем слов.

В качестве поощрения используются медали — знаток слогов;

  • знаток слов;

                                 

—  знаток гласных... и т.д.;

—  знаток согласных.

В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система — речь. Логопеду очень важно добиться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ, в свою очередь, должен находить выражение в слове.

Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм необходим наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора, отрывки из сказок, басни) (приложение 2). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра, доставляющая им удовольствие, а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга, улучшает когнитивную деятельность.

Игры со словами:

—  хвостоглав;

—  слоги рассыпались;

—  шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);

—  пословицы в стиле «ребус»;

—  сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;

—  собери паз л, прочти слово;

—  где слог? кому слово?;

—  отыщи слово, спрятанное в картинках.

Чтение в усложненной ситуации:

—  найди способ прочтения (по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);

—  изографы;

—  деформированные тексты.

Кроссворды

Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

Виды кроссвордов:

  • на заданные звук и букву;
  • кроссворды-« загадки »;
  • «времена года»;
  • кроссворды-« шутки ».

Игры для профилактики и коррекции оптической дисгра-фии и дислексии

Найди слева такие же:

—  букву;

—  цифру;

—  сочетание букв;

—  геометрическую фигуру.

Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь, формировать обобщающие понятия, осуществлять грамматическое оформление фразы.

Игры, позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

—  поговорим на языках (вороньем, гусином);

—  загадочный круг;

—  для кого этот звуковой домик?;

—  волшебный круг;

—  веселый поезд;

—  звуковой тир;

—  звуковая стройка.


Конспекты занятий

Дифференциация звуков [с] — [з], [с'] — [з]

ЦЕЛИ

* Развивать фонематический слух.

* Обучать звукобуквенному анализу и синтезу слов.

* Закреплять навык послогового чтения.

* Активизировать словарь по теме «Зима».

* Обучать словообразованию.

* Развивать память, внимание, абстрактное мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты с заданиями; портреты детей; изографы; ребусы; зашифрованные слова; головоломки; сюрприз; снежинки с пожеланиями.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие приехали из далекой и очень теплой Австралии Сэм и Лизи. Они очень плохо говорят по-русски и ничего не знают о русской зиме и снеге. Давайте расскажем им обо всем, что сами знаем и откроем некоторые секреты грамоты.

Выставляется картинка мальчика и девочки.

Звуковая разминка

Логопед. Назовите первый и последний звук в слове СОК — ЛЕС — СЫР — НОС — ЗОНТ — ЛОСЬ — ЗВУК — СТОЛ — ЗАЛ.

Я дам характеристику согласному звуку, а вы назовите его имя:

—  согласный, звонкий, твердый?

—  согласный, глухой, мягкий?

—  согласный, звонкий, мягкий?

—  согласный, глухой, твердый?

Игра «Звуковой тир»

4 стрелы: кра[с]ная, [с']иняя, [з']еленая, ро[з]овая стрелы летят в слова-картинки: собака, змея, зонт, гусь, миска, корзина, синица, капуста, кукуруза.

Игра «Буквы заблудились»

       • Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нем.

Лишь вошла туда буква-озорница,

Очень странные дела начали твориться...

       • Закричал охотник: «Ой, двери гонятся за мной!»

       • Забодал меня котел, на него я очень зол.

       • Говорят, один рыбак в речке выловил башмак.

       • Но зато ему потом на крючок попался дом.

       • На виду у детворы крысу красят маляры.

А. Шибаев

Читаем буквы С и 3

Логопед. Как умеют читаться эти буквы? (Твердо мягко.)

Прочитать слоги: са; ся; за; зя; сы; си; зы; зи и др.

Слова рассыпались (чтение слов по стрелкам и объяснение их значения)

Чтение слов в усложненной ситуации

Логопед. Поучим Лизи и Сэма читать русские слова: а) расположить буквы по величине от самой высокой к самой низкой и наоборот:

б)  какие слова зашифрованы буквами-картинками лиса, заяц;

в)  изографы ЛИСТ ЗОНТ СУМКА ГУСЬ

Шифровка

Сумка оказалась волшебной, а в ней шифровка. Какие слова в записке?

1.  Зима — коса — коза — маска.

2.  Чем отличаются слова: коСа — коЗа?

Динамическая пауза

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам

Делать по-порядку:

Весело шагать: раз-два-раз-два.

Руки поднимать: раз-два-раз-два.

Приседать и вставать: раз-два-раз-два.

Прыгать и скакать: раз-два-раз-два.

Урок русского языка

Логопед. Сэм и Лизи писали слова буквами русского алфавита, все ли у них получилось правильно?

СЭМ

ЛИЗИ

ЗАНОЗА

СУСЫНЯ

РЕЗИНКА

МАГЗИН

КЕНРУГУ

ЗАНОЗА

ГУСЫНЯ

РЕЗИКА

МАГАЗИН

КЕНГУРУ

Словообразование. Игра «Подскажи словечко»

Логопед. Лизи и Сэму очень понравилась наша русская зима и снег. Они научились произносить эти слова, но они не подозревают, как много новых слов можно образовать от слова снег. Поможем им?                                                       

Я буду читать стихи про снегопад, а вы добавлять подходящее слово (все слова образованы от слова снег).

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю... СНЕГ.

С неба все скользят пушинки —

Серебристые... СНЕЖИНКИ.

Кружатся над головою

Каруселью... СНЕГОВОЮ.

На поселки, на лужок

Сыплет беленький... СНЕЖОК.

Землю белой, чистой, нежной

Застелил постелью... СНЕЖНОЙ.

Вот веселье для ребят

Все сильнее... СНЕГОПАД.

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть... в СНЕЖКИ.

Снежный ком на снежный ком

Все украшено... СНЕЖКОМ.

Словно в белый пуховик

Нарядился... СНЕГОВИК.

Рядом снежная фигурка

Эта девочка... СНЕГУРКА.

На снегу-то, посмотри,

С красной грудкой... СНЕГИРИ.

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил... СНЕГ.

Работа в тетрадях

Логопед. Научим Лизи и Сэма работать в тетрадях

—  отгадать загадку:

Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила И на санках прокатила.

—  закончить дорожку на звуковую стройку;

—  записать слогоударную схему;

—  построить звуковой домик;

—  раскрасить комнаты для звуков;

—  записать слово буквами.

Итог «Сюрприз» (Какое слово спрятано в гармошке?)

На снежинках мальчики пишут слово СНЕГ, девочки — ЗИМА и дарят снежинки Сэму и Лизи.

Занятие-сказка «Сказание о Ролане»

ЦЕЛИ

* Формировать звукобуквенный анализ и синтез слов. » Закреплять навыки послогового чтения.

* Развивать и совершенствовать познавательные способности (слуховое и зрительное восприятие, внимание, память).

* Воспитывать чувство взаимопомощи, доброты.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты-иллюстрации; тетради; цветные карандаши; ручки.

Организационный момент

Логопед. Друзья мои, предлагаю сегодня отправиться за знаниями в сказку. Дело в том, что у жителей этой сказки случилась беда и им необходима помощь. Но чтобы попасть в сказку, нам нужна книга, а их две: добрая и злая! Какую выбираете?

 (Выбор правильной слогоударной схемы слова КНИГА.)

Игра « Дорога в замок»

Итак, открываем добрую и волшебную книгу, перед нами дорога в замок, но она заколдована, расколдуем ее:

—  поделим слово ДОРОГА на слоги;

—  определим ударный слог;

—  запишем слогоударную схему слова.

А вот по дороге мчатся кони и видны только их следы. Если звуковая схема слова КОНИ верная, то проскакал добрый и отважный рыцарь, а если с ошибками, то злой и коварный. Вам бы с каким хотелось встретиться?

Где звуковая схема слова КОНИ?[2]

Перевернем страницу, впереди рыцарь на белом коне, назовите его имя, собрав его по первым звукам слов-картинок: рубашка, овощи, лампа, абрикос, ножи. (Ролан.)

А вот куда он скачет, об этом сказано на следующей странице книги.

Рисунок замка

На горе замок.

Значит, Ролан скачет в замок.

Чтобы приблизиться к заколдованной горе и узнать, кто живет в этом замке, буквы надо выстроить по росту (от самой маленькой до самой большой) и узнать его имя.

Назовите хором имя злого и коварного волшебника (МЕРЛИН).

Поиск нужных вещей

Чтобы победить хитрого и злобного Мерлина, рыцарю нужны две очень важные вещи, но Мерлин заколдовал их названия:

а) слово спрятано в картинках (по первым звукам в названии картинок составить слово — КЛИНОК).

б) КРЕМ — волшебный, он защитит Ролана от ран (буквы рассыпались).

Рыцарь вооружился, смазался защитным кремом и подошел к воротам замка, как вдруг из-за двери к нему протяну лись... (прочтение слов в усложненной ситуации):

а)                                                     б)

Игра «Сравни картинки»

Ворота свободны. Но вот незадача — дорогу рыцарю преградили две отвратительные старушки-ягушки, которые заявили, что они близняшки и вы их не различите. Надо найти 9 отличий:

—  у Бабы Яги справа — платок в горошек;

—  у Бабы Яги слева — платок в клетку и т.д.

Динамическая пауза

Логопед. Уморили нас старушки-ягушки, отдохнем.

А сейчас все по порядку

Дружно встали на зарядку.

Руки в стороны — согнули,

Вверх подняли — помахали,

Спрятали за спину их,

Оглянулись:

Через правое плечо,

Через левое еще.                                         \

Дружно все присели.

Пяточки задели,

На носочки поднялись,

Опустили ручки вниз.

Игра «Расколдуем принцессу»

Ролан вошел в замок, а перед ним огромный зал, в нем КАМИН (прочитать слово на плакате с изображением камина).

Ролан нагнулся, чтобы разжечь огонь, а из-за камина выползала страшная и огромная змея. Рыцарь хотел разрубить ее клинком, но она вдруг заговорила человеческим голосом: «Не убивай меня, Ролан. Это злой Мерлин превратил меня из принцессы в змею и сказал, что расколдует меня тот, кто вернет мне корону, а спрятал ее он в трех словах.

КОЛОКОЛ

КО

МАКАРОНЫ

РО

ЛУНА

НА

Только дотронулся Ролан до короны, как раздался страшный гром и полетели камни. Чтобы не случилось никакой беды, надо в этом квадрате отыскать эти слова:

По стрелкам какого цвета можно их прочитать?

Рухнул замок Мерлина и к Ролану вышла прекрасная принцесса: «Спасибо тебе, доблестный рыцарь! — Умоляю тебя восстановить мое доброе имя, иначе я умру к вечеру.

В ее имени пять звуков и пять букв:

—  оно начинается и заканчивается четвертым звуком и буквой твоего имени — А;

—  вторая буква имени стоит на третьем месте твоего имени — Л;

— четвертая буква имени стоит в конце твоего имени — Н;

  • последнюю гласную надо взять в слове ТРИ — И:

Принцессу зовут АЛИНА.

Работа в тетрадях

Логопед. Чтобы имя вновь не рассыпалось, нужно закрепить его в тетрадях:

  • записать слогоударную схему;
  • построить звуковой домик;

  • раскрасить комнатки;

  • записать слова буквами АЛИНА;
  • прочитать слово.

Итог занятия

Логопед. Попробуйте вечером вспомнить все, что с вами случилось в сказке, и расскажите ее маме с папой.

Принцесса Алина благодарит вас и благородного рыцаря Ролана за свое спасение.

СПАСИБО! (Прочитать хором)

Занятие-сказка «Сорока-воровка»

ЦЕЛИ

* Формировать звукобуквенный анализ слов.

* Уточнить представления о слоге.

* Совершенствовать навыки чтения слов со стечением согласных.                                                                           

* Формировать адекватную самооценку.

ОБОРУДОВАНИЕ

Плакаты-иллюстрации; тетради; цветные карандаши; ручки.

***

Логопед. Друзья мои! Сегодня мы снова отправляемся в сказку, которая называется?

СОРОКА-ВОРОВКА

Те, кто верно будет читать звуковые схемы и слова, получит цветной кружок:

—  с картинкой;

—  со слогом.

Жила-была сорока, которая любила все блестящее. Летит она и видит... ЗОЛОТО (слово выложено на доске). Хитрая сорока утащила одну букву, а золото мгновенно превратилось в... БОЛОТО.

—  Какую букву утащила сорока? 3.

—  Какую поставила вместо з? Б.

В болоте сразу же завелась? (Прочитать плакат.)

Рисунок Кикиморы

Кикимора Болотная

Звуковой анализ слов

Логопед. Чтобы она нас с вами не утащила в болото, ее надо победить. Найдите для слова КИКИМОРА звуковой домик.

Чтение слов в усложненной ситуации

Логопед. Пока мы с вами сражались с Кикиморой, Со рока-воровка упорхнула от нас и прилетела в... (прочитать).

ЗАМОК

ЗЛАТОВЛАСКИ

В замок мы сможем войти, так как многие из вас уже имеют пропуска. Но у хозяйки замка неприятности: сорока утащила у волшебницы Златовласки.... (прочитать плакат с иллюстрациями).

Волшебница потеряла свою волшебную силу. Надо ей помочь вернуть сокровища.

а) Добавить украденные вороной буквы и отыскать слово КОРОНА.

б) Разгадать ребус и корона окажется видимой.

Поиск слогов

Корона найдена, надо найти БУСЫ, а слово БУСЫ сорока разорвала на слоги (поделить слова на слоги БУ-СЫ, выложить из букв разрезной азбуки) и рассыпала их по разным словам.

Задания:

—  прочитать слова, найти в них слоги БУ и СЫ;

—  записать слоги в нитки бус;

— обратить внимание на то, что в слове СЫР — СЫН, есть нужные буквы, но они не выделяются в отдельный слог и их брать нельзя.

Чтение скороговорок

КОРОНА и БУСЫ найдены. А вот БРАСЛЕТ Сорока успела утащить в свое подземелье, куда она стаскивает все свои украденные сокровища.

Вставайте, пойдем в подземелье. Двери закрыты? Откроются перед тем, кто сумел прочитать заклинание, написанное на дверях.

Задания:

—  прочитать скороговорки хором;

—  в разном темпе повторить 2—3 раза, сопровождая хлоп-

ками.

Уточнение представления о слогоударении

Логопед. Двери подземелья открылись, перед нами сундуки с сокровищами. Где искать браслет? Сорока воровала все блестящее (плакат с сундуками, на сундуках слогоудар-ные схемы).

В сундуках ЗОЛОТО, АЛМАЗЫ, ИЗУМРУДЫ, СЕРЕБРО.

Дети. Волшебный браслет хранится в сундуке, на котором ничего не написано.

Закрепление в связной речи слов-антонимов

Логопед. Мы нашли все сокровища ЗЛАТОВЛАСКИ, но когда она их надела и собралась совершить для нас волшебство, у нее ничего не получилось. Все сокровища подменили.

Кто из двоих мог это сделать? КРИВДА — ПРАВДА.

Задания:

—  прочитать слова;

—  объяснить значение слов;

—  кто может победить КРИВДУ?

Дети читают слова КРИВДЫ и находят у ПРАВДЫ слова-антонимы, «отбивая удары» КРИВДЫ.

Плакат

Прочитать последнее слово КРИВДЫ — БЕДА, к сожалению, у ПРАВДЫ нет ответного слова. Подумайте, при помощи каких букв слово БЕДА может превратиться в слово ПОБЕДА

Работа в тетрадях

Задания:

—  раскрасить комнатки для звуков;

—  записать слово буквами;

—  прочитать слово.

Игра «Да — нет»

Логопед. Друзья мои! Победа ПРАВДЫ будет окончательной, если вы, ее друзья и помощники, правдиво ответите на все ее вопросы словами Да и Нет, но честно!

Задания:

—  прочитать вопрос;

  • записать ответ (ДА или НЕТ);

Меня зовут...

Правда, я умею читать?

Правда, я читаю быстро?

Правда, я знаю все буквы?

Правда, я всегда говорю правду?

Итог занятия

Логопед. У каждого из вас по две фишки:

1  — с картинкой — придумать предложение, в котором три слова;

2 — со слогом — придумать слово, первый слог у вас уже есть. Пусть это будут слова и предложения из этой сказки.

Занятие «Сказка про клоуна»

ЦЕЛИ

* Обучать звукобуквенному анализу слов.

* Закреплять навык послогового чтения слов.

* Развивать зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, воображение, память.

ОБОРУДОВАНИЕ

Тетради; цветные карандаши; ручка; ребус «Вася»; плакаты; портрет клоуна; цветные фишки для анализа; разрезная азбука.

* * *

Организационный момент

Прочитать слова и нарисовать то, о чем прочитали.

Плакат:

ГЛАЗА, БРОВИ, НОС, УЛЫБКА, ГОЛОВА

КУДРИ, КОЛПАК, ДВЕ ПУГОВКИ, РУКАВА,

РУКИ, БРЮКИ, САПОГ, ВАЛЕНОК, В РУКАХ

БУБЕН, ДУДКА.

Подписать рисунок — КЛОУН.

Звукобуквенный анализ слова КЛОУН

Задания:

— поделить слово на слоги;

— записать слогоударную схему;

— построить звуковой домик;

— раскрасить комнатки для звуков;

— записать слово буквами.

Решение буквенного ребуса: как зовут клоуна? (Вася.) Клоун ожил и зашагал по стране слов веселить народ. Пришел в город и вывесил афишу: «Показываю фокусы. Плата за фокусы килограмм мусора. Мусор со двора не беру. Клоун Вася».

Прочитав это объявление, хозяйки стали срочно убирать свои квартиры.

И это был первый фокус, который клоун показал людям. Весь город сразу выяснил, кто у них является грязнулей. Тех, кто так и не смог наскрести целый килограмм мусора, клоун Вася посадил на самые лучшие места и представление началось.

Превращения слов

Клоун просит выложить буквами на доске и на партах слово СОР, а затем превращает его в слово СЫР, которым угостил своих зрителей. Из кучи мусора он взял фантик и превратил его в бантик (как он превратил слово ФАНТИК в слово БАНТИК?)

Клоун подарил девочке бантик, достал палку, превратил слово ПАЛКА в слово ГАЛКА и отпустил птицу на волю (самостоятельно превратите слово ПАЛКА в слово ГАЛКА, какие буквы надо поменять?)

Физкультминутка «Зарядка для клоуна»

Используются любые знакомые детям упражнения.

Фокусы из слов

Клоун Вася приглашает всех в свою школу фокусников. Чтение плаката:

* Как тыква заквакала?

* Как из бани построили избу?

* Как клоун из дыма сделал дом?

* Как превратил кота в крота?

* Как запустил карету в космос? Перед игрой прочитать:

Если взять большое слово,

Вынуть буквы раз и два,

А потом собрать их снова —

Выйдут новые слова.                                       

Подсказка: тыКВА, кРот, ИЗ Бани, дЫм, РАКета. Работа в тетрадях: записать получившиеся слова: КВА, РАК, ИЗБА, ДОМ, КРОТ, РАКЕТА.

Итог занятия

Рассказать историю про клоуна Васю родителям и воспитателю.

Спасибо тебе, Азбука!

(итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе)

ЦЕЛЬ

* Закрепить и обобщить знания и умения детей, полученные на логопедических занятиях в течение года.

ОБОРУДОВАНИЕ

Тетради; цветные карандаши; ручка; ребус «Хочу все знать»; плакаты; изограф «Пенал».

* * *

Логопед. Друзья мои! Поздравляю вас, вы выучили все буквы русского алфавита, научились анализировать звуко-слоговой состав слов, писать, читать, разгадывать ребусы, шарады, головоломки, кроссворды. И в этом вам помогли: трудолюбие, терпение, любознательность и настойчивость и, конечно же, друзья, которые помогали открывать секреты грамоты. Они пришли попрощаться с вами. Это ТИМ и ТОМ, ЗВУКОВИЧКИ, КОЛОКОЛЬЧИК КОЛЯ, АМУ, ПОВЕЛИТЕЛЬ  СЛОГОВ, БУКВОЕД, СЛУЖАНКА ОШИБКА. Среди них нет только ее величества КОРОЛЕВЫ ГРАМОТЫ.

К ней и отправимся. Мне бы очень хотелось, чтобы наше сегодняшнее путешествие было...

Дети читают слова, заканчивая фразу логопеда.

Разминка: вспомним стихотворение про звуки и буквы

Ухо звук определит,

Язычок проговорит,

Глаз запомнить букву сможет

И руке писать поможет.

Задания:

—  какие бывают звуки и буквы?

—  вспомните гласные звуки;

—  назовите твердых командиров;

—  какую команду отдадут согласной букве буквы Я — Е — Ю — Е — И? (Читайся мягко!);

—  какие бывают согласные?

—  кто вам рассказал секрет про твердые и мягкие? (ТИМ и ТОМ);

—  кто познакомил со звонкими и глухими согласными? (КОЛОКОЛЬЧИК КОЛЯ);

—  какие буквы не обозначают звука? (Ь, Ъ.)

Шифровка

Чтобы не заблудиться по дороге в страну ГРАМОТА, ее КОРОЛЕВА прислала нам КЛУБОК, но СЛУЖАНКА ОШИБКА запутала его следы.

Какой из трех следов укажет нам правильную дорогу? Первое задание от КОРОЛЕВЫ ГРАМОТЫ:

—  что это? (ШИФРОВКА);

—  надо выяснить, для какого слова построен этот звуко вой домик?

Гласные? Согласные? Ничего непонятно, а вот и две подсказки.

а) ребус (слово школа загадано первыми звуками слов-картинок);

б)  в этом слове есть только правые половинки, мысленно допишите левые, что получилось?

Загадано было слово ШКОЛА. Произнеси слово по звукам.

Загадки (развитие логического мышления)

Есть еще игра для вас. Я начну стихи сейчас, Я начну, а вы кончайте, Хором дружно добавляйте...

Игра «Подскажи словечко»

—  Буквы все от А до Я на страницах ...? (БУКВАРЯ)

—  Должен каждый ученик в школу брать с собой ...? (ДНЕВНИК)

—  Кто альбом раскрасит ваш? Ну, конечно, ...? (КАРАНДАШ)

—  Чтобы вдруг он не пропал, уберем его в ...? (ПЕНАЛ)

— Чтобы было где писать, в школе нам нужна...? (ТЕТРАДЬ)

Чтение слов в усложненной ситуации

Логопед. Еще несколько необычных загадок:

—  изограф «Пенал»;

—  из каких букв построена школа;

  • ребус в картинках и буквах «Хочу все знать»

Игра «Все расставим по местам»

Логопед. Послушайте перепутанную историю и попы таитесь рассказать ее правильно.

Вам сейчас задачу дам — все расставить по местам:

Воробей дремал в беседке,

Далматин сидел на ветке,

Старичок же в это время

Громко лаял у соседки.

Ой, запуталась опять, помогите разобрать:

Далматин дремал в беседке,

Старичок сидел на ветке,

Воробей же в это время

Громко лаял у соседки.

Все, запуталась опять.

Перепутала — хоть плачь.

Фразы исправляем, рассказик составляем (сопровождается движениями):

Воробей сидел ... НА ВЕТКЕ. Старичок дремал ... В БЕСЕДКЕ. Далматин же в это время Громко лаял у ... СОСЕДКИ.

Логика в грамматике

Задания:

—  перенести буквы в новые кружочки по стрелкам;

—  прочитайте получившиеся слова

Игра «Составим ПАЗЛЫ»                                                                         

Детей делят на три команды, каждый получает один пазл. Задания:

—  собрать слова;

—  кто справится быстрее?

Слова: УРОКИ — АЗБУКА — ЗВОНОК.

Чтение поговорки в усложненной ситуации

Логопед. Еще одно задание, пожалуй, самое трудное. Если вы с ним справитесь, то наверное, наконец-то увидите ее величество Королеву ГРАМОТУ.

Задания:

—  прочитать поговорку, зашифрованную цветными буквами (Азбука — к мудрости ступенька);

—  рассмотреть способ прочтения;

—  объяснить, как понимаете смысл этой поговорки.

Работа в тетрадях

Логопед. И последнее задание от меня: поработайте шифровальщиками.

Итог занятия

Встреча с Королевой ГРАМОТОЙ (портрет).

* Чтение указа.

* Награждение. Сюрприз от логопеда,

УКАЗ: наградить детей подготовительной группы медалью ЗНАТОК звуков, слогов

Сюрприз от логопеда — конфеты с пожеланиями радости, успеха, удачи.

Логопед. Пусть школьная жизнь будет какая? Радостная, успешная, удачная.

Приложение 2

Дополнительный речевой материал

«Подскажи словечко»

Слово спряталось куда-то

Слово спряталось и ждет.

Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка! Кто меня найдет?!

А. Грачев

У норы добычи ждет,

Притаившись, серый ... КОТ.

Мышь осталась без хвоста,

Вырываясь от ... КОТА,

А теперь и за версту

Не приблизится к ... КОТУ.

Крыса старая — и та,

Видя грозного ... КОТА,

Удерет в нору под дом,

Чтоб не встретиться с ... КОТОМ,

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о ... КОТЕ.

Долго, плавно лился стих,

Вдруг споткнулся и притих.

Ждет он и вздыхает,

Слова не хватает.

Чтобы снова стих потек

В долгий путь, как речка,

Помоги ему чуть-чуть,

Подскажи словечко.

Е. Серова

Задания:

1. Угадай, какое слово стоит в конце строки: мальчики или девочки, а может быть, мальчонки, девчонки!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только ...

Болты, шурупы, шестеренки

Найдешь в кармане у ...

Коньки на льду чертили стрелочки,

В хоккей с утра играли ...

Болтали час без передышки

В цветастых платьицах ...

При всех помериться силенкой,

Конечно, любят лишь ...

Боятся темноты трусишки —

Все, как один, они ...

Шелк, кружева и в кольцах пальчики —

Выходят на прогулку ...

2. Закончи предложения.

Я захотел устроить бал

И гостей к себе ...                                         \

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый ...

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости не ...

Я ждал, пока хватило сил,

Потом кусочек ...

Потом подвинул стул и сел

И весь пирог в минуту ...

Когда же гости подошли,

То даже крошек не ...

Д. Хармс

Затеем-ка игру! — промолвил... (кенгуру).

Быстрей сходитесь в круг, — пробормотал... (индюк).

Нам вовсе не до игр! — за всех ответил... (тигр).

Да и какой в них толк, — добавил серый... (волк).

Скорее прочь уйду, — воскликнул попугайчик... (какаду).

А я уж поскакал, — протявкал трус... (шакал).

Жаль, поиграть нам не пришлось,

Вдруг промычал печально... (лось).

Ах! Ах! Оставим эту тему, —

Сказал капризно страус... (эму).

Сыграем в следующий раз, — всех успокоил... (дикобраз).

Нет, ты меня теперь не трожь!

Ведь я колюч, — профыркал... (ёж).

«Путаница-перепутаница»

«Слушай, запоминай, думай»

ЦЕЛИ

  • Развивать слуховое внимание и память.
  • Контролировать содержание услышанного или прочитанного.

Задание. Вот пять рассказов. В каждом — только одна правильная фраза, остальные — путаница-перепутаница. Составь из пяти фраз правильный рассказ.

У реки стоит ДОМ. Около ДОМА растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ПАРОХОД. По реке ПТИЦА плывет и гудит: «Плы-ву-у-у!» А на небе ДЕРЕВО сияет и всем улыбается.

У ДОМА стоит река. Около ДОМА растет ДЕРЕВО. На ДЕРЕВЕ сидит ПАРОХОД. По реке плывет СОЛНЦЕ и гудит: «Плы-ву-у-у-у!» А на небе сияет ПТИЦА и всем улыбается.

У реки стоит СОЛНЦЕ. Около СОЛНЦА растет ДОМ. По реке плывет ДЕРЕВО и гудит: «Плыву-у-у-у!» На ДЕРЕВЕ сидит ПТИЦА. А на небе ПАРОХОД сияет и всем улыбается.

У реки стоит ПТИЦА. Около ПТИЦЫ растет СОЛНЦЕ. На СОЛНЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке ПАРОХОД плывет и гудит: «Плыву-у-у-у!» А на небе ДОМ сияет и всем улыбается.

У реки стоит ПАРОХОД. Около ПАРОХОДА растет ПТИЦА. На ПТИЦЕ сидит ДЕРЕВО. По реке плывет ДОМ и гудит: «Плыву-у-у-у!» А на небе СОЛНЦЕ сияет и всем улыбается.

Про Дядю Гогу, который все перепутал

Жил художник дядя Гога,

Он рассеян был немного.

Дали дяде как-то раз

Иллюстрировать рассказ.

В том рассказе вот что было:

Тетя Маша суп варила,

Старичок читал газету,

Васька-кот стащил котлету,

Зуб лечил больному врач,

Игроки забили мяч.

Дядя Гога взял рассказ,

Прочитал пятнадцать раз,

Сел и тут же, без заминки,

Сразу сделал все картинки.

Что в картинках этих было?

Тетя Маша гол забила,

Васька-кот читал газету!

Старичок стащил котлету,

Врач варил с лапшою суп,

Игроки лечили зуб.

Все придется дяде Гоге

Переделывать в итоге.

Л. Каминский

Объявление

На трубе водосточной

Объявление читаю:

«Продаются очень срочно

Два зеленых попугая,

Кот породистый (сиамский),

Зонт складной, японский (дамский),

Стол обеденный, дубовый,

Плащ мужской, почти что новый

И старинный граммофон.

Вот для справок телефон».

Чтобы все запомнить прочно,

Я иду и повторяю:

«Продаются очень срочно

Два старинных попугая,

Плащ породистый (сиамский),

Кот складной, зеленый (дамский),

Зонт обеденный, дубовый,

Стол мужской, почти что новый

И японский граммофон.

Вот для справок телефон».

Нет, запомнил я неточно!

Снова быстро повторяю:

«Продаются очень срочно

Два японских попугая,

Зонт породистый (сиамский),

Стол складной, старинный (дамский),

Плащ обеденный, дубовый,

Кот мужской, почти что новый

И зеленый телефон.

Вот для справок граммофон».

Не выходит как нарочно!

Повторяю монотонно:

«Продаются очень срочно

Два кошачьих телефона,

Дуб обеденный (сиамский),

Попугай старинный (дамский),

Новый стол, почти японский,

Зонт зеленый, граммофонский,

А внизу для справок плащ...».

Перепутал все, хоть плачь.

Л. Каминский

Задание: восстановить первоначальный текст объявления (по цепочке, индивидуально).

К игре «Буква-озорница»

Г — К

Не давали буквам дела,

Им безделье надоело!

Надоело им скучать

И пошли озорничать...

Тащит мышонок в норку

Огромную хлебную Горку.

Не учил Егор уроки,

А играл Егор в футбол.

Оттого в его тетради

Появился Гол.

С — 3

Русская красавица

Своей коЗою славится.

З — Д

На поляне весной Вырос

ЗУБ молодой.

П — Р

У Печки с удочкой сижу

И с рыб я глаз не отвожу.

И — О

Выбрал теплое местечко:

Усатый КИТ сидит на печке.

Р — М    

На лужайке, вот так-так!

Распустился ярко-красный Рак

Д — П

Под березками, где тень,

Притаился старый День.

Н — Р

Тучи на небе кругом,

Загремел весенний гНом.

У — Е

Кто, ребята, смелый и при этом ловкий,

Может у Ужонка посчитать иголки.

Коллекция забавных ошибок

Задание: внимательно послушать стихотворения В. Викторова и найти «виноватые» звуки, которые меняют их смысл.

Возле дома у дорожки

Воробьи клевали Брошки.

Час клевали, два клевали,

Но насытятся едва ли.

В слове звук замени

И насытятся они.

У вратаря большой «улов»:

В его воротах — пять Волов.

Когда бы он проворней был,

Ни одного б не пропустил.

Обжора, встав едва с кровати,

Уже мечтает о Халате.

Лежит лентяй на раскладушке,

Грызет, похрустывая, Пушки.

Был доктор на движенья скуп,

Схватил щипцы и вырвал Дуб.

А я сидел разинув рот,

И в страхе думал: «Вдруг не тот!»

В гости спешил человек налегке.

Связку бараноВ

Держал он в руке.

Пугал крестьян окрестных сёл

Паривший в воздухе оСёл.

Поэт придумал строчку,

В конце поставил Бочку.

Задание: прослушай фразу и найди слово, которое попало не на свое место.

Лук — на кочке.

Мох — на грядке.

Грузди — в строчке.

Буквы — в кадке.

Сук — в бутыли,

Сок — на ветке,

Птицы — в мыле.

Лошадь — в клетке.

Испорченная книга

Как-то раз изгрызла мышка

По краям большую книжку,

Половины букв не стало —

Вышла чепуха:

Было слово МУХА

Сделалось — УХА.

Из веселой СКРИПКИ

Вышел только СКРИП...

На рыбалку плыли

Пять усатых РЫБ...

Вместо злого ВОЛКА

Выл из чащи ВОЛ...

Плотник делал ПОЛКУ,

Получился ПОЛ…

Вместо праздничной ХЛОПУШКИ

 ...ПУШКИ начали стрелять,

А потом остались... УШКИ —

Только чьи? — нельзя понять.

У МАШИНЫ по пути

Откусили... ШИНЫ.

Не на шутку стал расти

Аппетит мышиный.

Съела ОСЬМИНОГА

С головы до... НОГ,

Но отгрызла букву О мышка у ОКОШКА,

И мгновенно из него появилась... КОШКА!

Мышка начала дрожать,   

Мышка бросилась бежать.

Кошка хитро щурит глазки —

Сторожит конец у сказки.

«Учимся слушать звуки в словах»

Данные упражнения можно использовать, как организационный момент и как отдельное упражнение на формирование фонематического слуха.

Задания:

1)  прослушать текст;

2)  сколько слов с заданным звуком в нем прозвучало?

3)  назвать эти слова.

Звуки [т], [т']

Тетя-тыква

Так толста,

Высится горою.

Тетю-тыкву

Неспроста

Тащат сразу Трое.

Звук [у]

Утром рано Ульяна

Уйдет в огород.

Утром рано Ульяна

Укропу нарвет.

У хозяйки укроп

На приправу идет.

Что в кармане

—  Папа! – сказал Петя. – Отгадай, что у меня в кармане на звук [в]?

—  Винтик?

—  Нет.

—  Веревочка?

—  Нет.

—  Ватрушка?

—  Нет.

—  Вафли?

—  Нет.

—  Вишня?

—  Нет.

—  Водопроводный кран?

—  Нет.

—  Воробей?

—  Нет.

— Ну тогда я сдаюсь, — сказал папа. — Говори, что у тебя в кармане.

—  Ничего!

—  Как ничего?! Ведь ты же сказал — предмет на звук [в].

—  На звук [в] — это воздух. Карман пустой. Понятно?

—  Понятно, — сказал папа. — И очень хорошо, что пустой. Нечего набивать карманы всякими предметами.

Список использованной и рекомендуемой литературы

Волкова ГЛ. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. СПб., 2006.

Гаврина С.Е., Топоркова И.Г. Тесты для дошколят. М., 2006.

Иваненко С.Ф. Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями произношения. М., 1984.

Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. М., 2001.

Конёнкова ИД. Обследование речи детей с ЗПР: Картинный диагностический материал. М., 2003.

Косинова ЕМ. Уроки логопеда. Игровые тесты. М., 2005.^

Логопедия: учеб. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М., 2003.

Межецкая ТТ. Различаем буквы и звуки: Пропедевтика нарушений письменной речи. М., 2009.

Метлина Н.О. Слушай во все уши (опыты со звуком). М., 1996.

Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями. М., 2007.

Мисаренко Г.Г. Обучение фонемному анализу в первом классе. М., 2008.

Пожиленко Е.Л. Волшебный мир звуков и слов. СПб., 2008.

Соловьёва Н.В. Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи. М., 2009.

Ткаченко ТА. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. СПб., 1999.

Уварова Т.Е. Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками. М., 2009.

Чиркина Г.В., Филичева Т.Е. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2007.

Элъконин Д.Б. Обучение чтению детей шести лет. М., 1989.

Содержание

Введение.......................................................................

Диагностика фонематических процессов ..........................

Диагностические критерии, показатели,

инструментарий.........................................................

Диагностические задания ...........................................

Пути коррекции недостатков фонематического

восприятия..............................................................

Конспекты занятий.......................................................

Дифференциация звуков [с] — [з], [с'] — [з']...............

Занятие-сказка «Сказание о Ролане» ..........................

Занятие-сказка «Сорока-воровка»...............................

Занятие «Сказка про клоуна» ....................................

Спасибо тебе, Азбука! (итоговое занятие

по обучению грамоте в подготовительной

к школе группе)........................................................

Приложение 1. Планирование занятий по развитию

фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте (подготовительная к школе группа)...............

Приложение 2. Дополнительный речевой материал..........

Список используемой и рекомендованной литературы…….


[1] См.: Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова: Методическое пособие. Дидактический материал. М,, 2007.

[2] В книге использованы условные обозначения: С — синий квадрат, К красный, 3 — зеленый.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

   Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...

«Особенности фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией и методы ее коррекции».

Изучение особенностей фонематического восприятия у дошкольников со стёртой дизартрией по данным литературы.реферат предназначен для педагогов логогрупп ....

Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.

Диагностические задания. Пути коррекции недостатков фонематического восприятия....

Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Материал «Методика  коррекции фонематического  восприятия  у дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи» предлагается для учителей ...

Диагностика фонематического восприятия у дошкольников.

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность к дифференциации и категориальной идентификации всех...