Диагностика и коррекция фонематического восприятия у старших дошкольников.
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Диагностические задания. Пути коррекции недостатков фонематического восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_i_korrektsiya.doc123.5 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

   «Детский сад № 12  «Звездочка»  г. Ртищево  Саратовской  области

Диагностика  и коррекция

фонематического восприятия

у старших  дошкольников

Диагностические задания.

Пути коррекции недостатков

фонематического восприятия.

                  Учитель – логопед :             Андрианова Л.М.

Ртищево  2019

                                                     Диагностические  задания.

Восприятие  и воспроизведение  ритмов.

       При выполнении задания руки логопеда должны быть закрыты экраном.

1.  Восприятие ритмов: прослушать удары и посчитать их:

      || - ||| ;   ||| - | ;   ||| -|| ;   | - || - |||                                                                                                                                        

2. Слухомоторные  координации:   повторить:

     Простые  ритмы:   | - || - ||| ;   ||| - || - | ;   || - | - |||

     Сложные  ритмы:    || - ||| - | ;   | - ||| - || ;   || - | - |||

     ( полужирным шрифтом выделены  акцентированные громкие удары).

    Оценка:

    5 баллов – правильное восприятие и воспроизведение простых и сложных ритмов с первого предъявления;

    4 балла – имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения;

    3 балла – правильное восприятие и воспроизведение ритмов со второго предъявления, ошибки в воспроизведении сложных ритмов с самокоррекцией;

    2 балла -  нарушение восприятия и воспроизведения простых ритмов (правильное воспроизведение после 3-4 предъявлений,  невозможность воспроизведения сложных ритмов);

    1 балл -  невозможность выполнения.

Восприятие  воспроизведение громкости, высоты звуков, интонации

  1. Послушать и определить:

а)   близко  или  далеко  (громко или тихо) кричат в лесу: ау;

б)   взрослое животное или детеныш издает звук  мяу;

в)   ласково или грубо, радостно или грустно говорит человек:

      -  ты хороший малыш, я тебя люблю;

      -  ура!  каникулы!

      -  Сказка  «Три медведя».

2.  Воспроизвести самостоятельно все задания.

  Оценка:                                                                                                                                                  5 баллов -  правильно выполнены оба задания;

  4 балла   -  правильно выполнено задание 1, при выполнении задания 2  единичные ошибки

  3 балла   -  правильно выполнено задание 1, в задании 2 не точно воспроизведена интонация;

  2 балла   -  при выполнении задания 1 затруднено воспроизведение интонационной окраски                голоса, а при выполнении задания 2 – воспроизведение высоты голоса и интонации;

  1 балл     -  неверное восприятие и воспроизведение громкости, высоты и интонации.

Просодическая сторона речи

     Проводится по традиционным методикам на материале стихов, рассказов.

При оценке учитываются данные, полученные в ходе обследования воспроизведения громкости, высоты, интонационной окраски голоса (модулированности), а также тембра голоса, темповой и динамической организации речи,  наличие смазанности и носового оттенка речи, тип дыхания, длина речевого выдоха.

     Характеристика голоса дается по следующим параметрам:

-  сила голоса  -  нормальный, громкий, тихий;

-  высота          -  низкий голос, высокий, смешанный, нормальный;

-  тембр            -  монотонный голос, наличие или отсутствие  носового оттенка.

Фонематические  представления.

      После предъявления на слух нескольких коротких стихотворных текстов: определить, какой звук чаще других встречается в тексте (тексты предъявляются вне зависимости от наличия правильного звука в речи):

     Мышонку мама-мышка                                     Земляника  Зою с Зиной

     Шептала: «Шалунишка!                                    Заманила в сад с корзиной:

     Шумишь, шуршишь, болтаешь!                       Заработали два рта,

     Ты маме шить мешаешь!»                                 А корзина-то пуста.

     Осень. Осень. Осень.                                         На горе  Арарат

     Ясень листья сбросил.                                        Растет  крупный виноград.

     На осинке листик

     Огоньком горит.

     Осень. Осень. Осень.

Оценка:

5   баллов -  правильно выполняются все задания;

4    балла   -  единичные ошибки, но исправляются самостоятельно.

3    балла   -  допускаются ошибки, нужен повтор текста;

2   балла    -  выполняется часть задания, нужна помощь логопеда;

1    балл    -   задание не выполняется.

Отраженное воспроизведение рядов слогов и слов

А. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

 Если ребенок дефектно произносит звуки в предложенных пробах, обследуется различение фонем на невербальном уровне (хлопнуть в ладоши, поднять руку и т.д.).

Предлагаемый материал

                Ответы

начало года

конец года

    да – та - да

 та – да - та

    га – ка - га

 ка – га - ка

    ба – па - ба

 па – ба - па

    ка – ха - ка

 ха – ка - ха

    са – за - са

 за – са - за

    са – ша - са

 ша – са - ша

    жа – ша - жа

 ша – жа - ша

    ча – тя - ча

 тя – ча - тя

    ся – ща - ся

 ща – ся - ща

    ра – ла - ра

 ла – ра - ла

    ва – фа - ва

 фа – ва - фа

  Б. Инструкция: слушай внимательно и повтори за мной.

Лексический  материал

                    Ответы

начало  года

конец года

кот – год - кот

том – дом - том

почка – бочка -почка

тапки – тяпки - тапки

Оценка:

5  баллов –  все задания воспроизводятся;

4   балла   -   имеются единичные случаи  ошибочного воспроизведения;

3    балла   -  задание выполняется в замедленном темпе,  но пары точно;

2   балла    -  большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом  чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно – слоговые (словесные пары);

1    балл    -   задания не выполняются.

                                   Дифференциация звуков в произношении слов

А. Инструкция:   повтори пары слов

Смешиваемые

звуки

Лексический

материал

                        Ответы

начало  года

конец года

ш -с

крыша - крыса

ж - з

рожи – розы

ч - ть

челка - телка

ц - с

цапля – сабля

с - ч

каска – качка

ч - щ

челка – щелка

ль - й

галька – гайка

л - ль

галка – галька

р - л

рак – лак

р - й

марка – майка

рь - й

моряк – маяк

п - б

почка – бочка

т - д

точка – дочка

к - г

кости – гости

ы - и

мышка - мишка

с - з

коса - коза

Б. Инструкция:   повтори  за мной предложение.

Лексический материал

Ответы

начало года

конец года

Старший братишка рассказывал страшную сказку.

Старушка сушила пушистую шубу.

Речка течет, а печка печет.

Юля уронила фарфоровое блюдце.

Чайка отличается от цапли.

У Сони цветик - семицветик.

Жутко жуку жить на суку.

В домишке жили мышки.

Оценка:

5  баллов –  все задания выполняются верно;

4   балла   -  встречаются  единичные  ошибки, которые исправляются самостоятельно (в темпе несколько замедленном);

3    балла   -  задание выполняется в замедленном темпе, много ошибок;

2   балла    -  задания выполняются с ошибками, большинство заданий  недоступно;

1    балл    -   неадекватные ответы, отказ от выполнения.

Различение на слух оппозиционных фонем

на материале слов и предложений

А. Инструкция:   если я правильно назову картинку, хлопни в ладоши, если неправильно – не хлопай.

Картинки: санки, шляпа, старушка, птенец.

Лексический материал

Ответы

начало года

конец года

Шанки-фанки-сянки-санки-танки

Птенец-птенесь-тинеть-птинеч

Фтаруфка-штарушка-сталуска-старушка-стаюська

Сляпа-шьяпа-фляпа-шляпа-хляпа

Б. Инструкция:   повтори  за мной предложение

- Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

- Стерегла цыплят Варвара, а ворона воровала.

- Не водили Фаню в баню, искупали в ванне Фаню.

Оценка:

5  баллов –  все задания выполняются верно;

4   балла   -   часть заданий выполняется с ошибкой, но она исправляется самостоятельно;

3    балла   -  ошибки исправляются после повторного воспроизведения;

2   балла    -  часть  заданий  недоступна, при выполнении  требуется  повторное воспроизведение;

1    балл    -   задания не выполняются.

Звуковой анализ слов.

Задания:

  1. выделить первый и последний звуки в словах:  аист – ослик – угол
  2. назвать все звуки в слове по порядку:  рыба – мухи – котик – жабы
  3. определить количество слогов в слове:  дом – рука – метро – кенгуру
  4. определить 2-, 3-, 4-й звук в словах:

2-й звук – врач,  3-й звук – мышка,  4-й звук – крот, лодка;

5)   добавить звук в словах: вор –двор,  вол- волк,  елка- телка;

6)  заменить звук в словах:  сок – сук – лук;  лиса – липа – лупа.

Оценка:

5  баллов –  все задания выполняются верно;

4   балла   -   единичные  ошибки,  исправляются  самостоятельно;

3   балла   -  правильно выполняются задания 1, 2, 3,  в остальных допускаются  ошибки;

2   балла    -  правильно выполняется  только  задание 1, требуется помощь логопеда, последнее задание не выпоняется;

1    балл    -   задания не выполняются.

Звуковой  синтез

        Слова  для обследования должны быть малоупотребляемыми во избежание смысловой догадки.

         Задания:

1)  прослушать слово,  произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 3с),  и воспроизвести его слитно:  р, о, г;   р, о, с, а;   г, р, о, т;   к, а, с, к, а;

2)  прослушать слово произнесенное по отдельным звукам (пауза между звуками 5с, во время паузы дается звуковой сигнал), и воспроизвести слово слитно:  

     к, л, а, н;   б, у, с, ы;   к, у, с, т, ы;

3)  прослушать слово с переставленными  звуками или слогами, воспроизвести его правильно:

     н, с, ы – сын;   р, г, у, к – круг

     шад, ло, ка – лошадка.

Оценка:

5  баллов –  все задания выполняются  правильно;

4   балла   -  единичные ошибки,  исправляются  самостоятельно;

3    балла   -  правильно выполнены задания 1 и 2, при выполнении задания 3 требуется повторение слов (помощь логопеда – название звука или слога);

2   балла    -  правильно выполнено задание 1,  при выполнении задания 2 требуется помощь логопеда, задание 3 не выполняется;

1    балл    -   задания не выполняются.

Слоговая структура слова

    Материалом исследования служат предметные картинки.

    Инструкция: посмотри внимательно на картинку и назови кто  или что это?

    Предлагаются 13 серий заданий,  в которые входят одно-, двух-, трех-, четырех- и пятисложные слова с открытыми и закрытыми слогами и со стечением согласных звуков:

  1. двухсложные слова из двух открытых слогов:  мама,  уха;
  2. трех-четырехсложные слова  из открытых слогов:  панама, пионы, пуговица;
  3. односложные слова:  мак,  лес,  дом;
  4. двухсложные слова с одним закрытым слогом: каток,  мешок;
  5. двухсложные слова со стечением согласных звуков:  тыква,  утка,  мышка;
  6. двухсложные слова с закрытым слогом  со стечением согласных звуков:  компот, лыжник,  ландыш;
  7. трех-,  четырех-,  пятисложные слова  с  закрытым  слогом: котенок, самолет, колобок, милиционер;
  8. трехсложные слова со стечением согласных звуков:  конфета,  калитка;
  9. трех-,  четырехсложные слова  со стечением  согласных и  закрытым  слогом: памятник, маятник, одуванчик;
  10.  трех-,  четырехсложные слова  с  двумя  стечениями   согласных:  винтовка,  морковка,

сковородка;

  1. односложные слова со стечением согласных звуков:  кнут,  мост,  клей;
  2. двухсложные слова  с  двумя  стечениями   согласных:  кнопка,  клетка;
  3. четырех-,  пятисложные слова  из  открытых   слогов:  паутина,  батарея,  мороженое.

Оцениваются:

-  особенности нарушений слогов структуры слов;

-  элизии слогов,  опускание согласных в стечениях;

-  парафазии, перестановки при сохранении контура слова;

-  итерации,  персеверации (добавление звуков, слога);

-  контаминации  (часть одного слова соединяется с частью другого).

Оценка:

5  баллов –  без  ошибок;

4   балла  -  одна – две  ошибки;

3    балла -  три – четыре  ошибки;

2   балла  -  пять – шесть  ошибок;

1    балл   -   ошибки  почти во всех сериях.

Пути  коррекции  недостатков

фонематического  восприятия

    При обучении 5-6-летних детей с ОНР и подготовке их к школе выявляются несформированность  лексико-грамматических средств языка,  дефекты произношения и недоразвитие фонематического восприятия.

    Практика логопедической работы показывает,  что часто на первый план выдвигается коррекция  звукопроизношения и недооцениваются значение формирования  слоговой структуры слова, умения слушать и различать звуки речи (фонемы), а это  одна из причин  возникновения дисграфий и дислексий у  школьников.

    Сегодня наши дети живут  в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, а речевые игры,  упражнения уступают место компьютеру.  Пожалуй, не будет ошибкой сказать, что современные дети много знают, а восприятие, воображение их менее продуктивны.

     По своей природе дети очень любознательны, они хотят многое познать и многое понять,но, к сожалению, часто относятся к учебе не серьезно. Для вхождения детей  в обучение необходима система корреционно-развивающих игр и упражнений, направленных как на выявление  имеющихся у детей слабых звеньев в развитии фонематического восприятия, так и на их выравнивание (коррекцию).

     Стараясь организовать обучение и развитие детей с ОНР в виде самой привлекательной, а главное основной для них деятельности – игры, взрослым нужно отнестись к игровому обучению как к развлечению, проникнуться духом игры. Ведь учить и учиться можно увлекательно. Но чтобы этот замысел был реализован, нужно научить дошкольников с нарушениями речи хорошо и быстро запоминать, размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим содержанием слова, научить различать фонемы (звуки речи) на слух, выде-

лять  их из слова, сравнивать между собой. А это и есть главное условие успешного обучения чтению и письму дошкольников с ОНР.

       В своей книге «Обучение чтению и письму шестилеток» Д.Б.Эльконин пишет о  I периоде пропедевтики  чтения  и предлагает начать обучение с темы «Слогоударная  структура слова» для подготовки детей к новой языковой  ориентации на форму слова. Слогоударные схемы слов строятся гораздо легче, чем звуковые. Работая с ними, ребята овладевают первичными навыками моделирования. Чтобы занятия были динамичными и веселыми,  следует использовать стихи, считалки, забавные игры с перестановкой ударения.

      Один из центральных принципов методики – достаточно долгий (20-25 занятий) этап звукового анализа, который предшествует этапу введения букв. Сравнительно долгий добуквенный этап звукового анализа позволяет решить ещё одну едва ли не самую  сложную проблему – начальное обучение чтению. В этот период подготавливается будущее чтение закрытых слогов и слогов со стечением согласных. Каждый этап звукового анализа должен сопровождаться  слитно-протяжным чтением звуковой схемы.

            В букварный период для обучения детей чтению по методике  Д.Б.Эльконина целесообразно гласные буквы вводить парами: а – я,  о – ё,  у – ю,  ы – и,  э – е. Этот метод имеет два преимущества:

  • читая первые слоги, дети овладевают общим способом чтения любых слогов, учатся ориентироваться на гласную букву, следующую за согласной;
  • моделируют отношения согласных и гласных.

В этот период ( период пропедевтики чтения)  уместен прием : буква отдает команду:

а,  о,  у,  ы,  э – читаются твердо;

я,  ё,  ю,  е,  и – читаются мягко.

Позднее при знакомстве с согласными  это звучит как  «две работы согласной буквы».

            Методика тем хороша и интересна, что помогает детям учиться. Для воспитания самостоятельности детского мышления чрезвычайно ценны такие учебные ситуации, где нет готовых способов действия, ребята не копируют логопеда, а ищут собственные способы работы. Весьма интересны задания- «ловушки», которые учат детей самостоятельному, а не имитационному ответу на вопрос. (Логопед спрашивает и сам же предлагает неверный ответ).

             Игры, которые используются на занятиях по обучению грамоте, вносят в учебную работу дополнительную мотивацию, придают однообразному тренажу радостный, эмоциональный оттенок. На каждом занятии детям предлагается такая игра, в результате которой у них формируются новые понятия, перестраивается представление о слове, задается воображаемая игровая ситуация (страна живых слов, звуковой лес, звуковая стройка).

             В играх используются условные персонажи,  которые персонифицируют собой вводимые понятия. Ведь Незнайка и Буратино не могут олицетворять содержание лингвистических понятий. Зато ТИМ и ТОМ прекрасно воплощают  различение мягкости и твердости согласных ( и ничего другого не делают), колокольчик КОЛЯ  рассказывает детям о звонких и глухих согласных, единственное предназначение АМУ – охотиться за согласными. Смысл жизни ЗВУКОВИЧКОВ – заботиться о звуках, заниматься строительством звуковых домиков для слов.

              ПОВЕЛИТЕЛЬ СЛОГОВ отвечает за построение  слогоударных схем слов.

                                     

         

               В качестве поощрения используются медали:

  -  знаток слогов;

  -  знаток слов;

  -  знаток гласных …;

  -  знаток согласных.

              В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развиваются образные формы познания: зрительное и слуховое восприятие, образная память, наглядно-образное мышление, воображение. Именно в этот период складывается вторая сигнальная система – речь. Логопеду очень важно добиваться взаимодействия первой и второй сигнальных систем: образа и слова. Слово должно вызывать яркий, многоплановый образ, а образ,  в свою очередь, должен находить выражение в слове.

             Ко многим предлагаемым на занятиях по обучению грамоте играм необходим наглядный и словесный материал (загадки, стихи, произведения фольклора,  отрывки из сказок, басни). Художественные тексты создают игровую ситуацию, вызывая у детей интерес, эмоциональный отклик, активизируют их прошлый опыт.

            Зрительная и слуховая наглядность выступает в единстве. Ведь, чтобы наглядность, образность и красочность материала влияли прежде всего на их эмоциональную сферу, необходима яркая и доступная игра,  доставляющая им удовольствие,  а всякая положительная эмоция, как известно, повышает тонус коры головного мозга улучшает когнитивную деятельность.

Игры со словами:

-  хвостоглав;

-  слоги рассыпались;

-  шифровки (зашифрованные пословицы и поговорки);

-  пословицы в стиле «ребус»;

-  сложи слова из букв: разного цвета, размера, шрифта;

-  собери пазл, прочти слово;

-  где слог? кому слово?;

-  отыщи слово, спрятанное в картинках.

Чтение в усложненной ситуации:

-  найди способ прочтения ( по цветным стрелкам, сверху-вниз, круглограммы);

-  изографы;

-  деформированные тексты.

Кроссворды

Ярко, красочно оформленные кроссворды активизируют внимание, развивают память, мышление, самостоятельность, инициативу, вызывают интерес к занятию.

Виды кроссвордов:

  •  на заданный звук и букву;
  •  кроссворды – «загадки»;
  •  « времена года»
  •  кроссворды – «шутки».

Игры для профилактики и коррекции  оптической дисграфии и дислексии  

Найди слева такие же:

- букву;

- цифру;

- сочетание букв;

- геометрическую фигуру.

      Эти игры параллельно помогают актуализировать словарь,  формировать обобщающие  понятия,  осуществлять грамматическое оформление фразы.

       Игры,  позволяющие существенно расширить возможности работы над звукослоговым анализом и пониманием его  наиболее сложных сторон, используя звуковую и игровую мотивацию:

-  поговорим на языках (вороньем, гусином);

-  загадочный круг;

-  для кого этот звуковой домик?;

-  волшебный круг;

-  веселый поезд;

-  звуковой тир;

-  звуковая стройка.

                                                           Литература:

Волкова Г.А.      Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями  

                            речи. Вопросы  дифференциальной диагностики. СПб., 2006.

Иваненко С.Ф.   Формирование восприятия речи у детей с тяжелыми нарушениями  

                            произношения.  М., 1984.    

Ткаченко Т.А.    Развитие фонематического восприятия  и навыков звукового анализа.

                             СПб., 1999.

Косинова Е.М.   Уроки логопеда. Игровые тесты. М., 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект итогового интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики...

Актуальность проблемы развития и коррекции фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

   Готов ли ваш малыш к школе и какие отметки он будет приносить в дневнике – во многом зависит от уровня его речевого развития. Это связано с тем, что именно при помощи речи, письмен...

Разработка системы игровых упражнений по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Разработанная  система заданий предлагает развитие фонематического восприятия через систему игровых заданий. В игровой форме предлагаются задания по развитию слухового внимания, речевого слуха, ф...

Дьякова Н.И. Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников

В книге дан сравнительный анализ данных о состоянии фонемати­ческого восприятия у детей старшего дошкольного возраста с нормаль­ным развитием речи и с ОНР. Предложены диагностические пробы для...

Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР

Методика работы по коррекции фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с ОНР...

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему «Осень»

Конспект интегрированного логопедического занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи с элементами коррекции фонематического восприятия, дыхательной (голосовой) гимнастики на тему &laqu...

Интересно работать творчески - Методика коррекции фонематического восприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи

    Материал «Методика  коррекции фонематического  восприятия  у дошкольников  с  общим  недоразвитием  речи» предлагается для учителей ...