Глагольный словарь
картотека по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
Последовательность логопедической работы по обогащению словаря учитывает программу детского сада, частотный словарь детей шестилетнего возраста, а также выявленные особенности словаря у дошкольников со стертой формой дизартрии.
Обогащение словаря осуществляется в основном на материале имен существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
В логопедической работе по расширению номинативного словаря особое внимание уделяется усвоению обобщающих понятий, слов, обозначающих части тела и части предметов, а также тем словам, которые вызвали наибольшие трудности у детей со стертой формой дизартрии (по данным исследования лексики), например: сова, филин, цапля, аист, кабан, леопард и др.
На начальном этапе проводится работа по уточнению связи обобщающего понятия с частотными существительными, входящими в данное обобщающее понятие.
На последующих этапах работы проводится расширение объема обобщающего понятия за счет малопродуктивных слов.
Расширение объема словаря имен прилагательных осуществляется параллельно с развитием представлений о цвете, величине, форме, признаках, высоты, толщины, на основе умения сравнивать предметы по различным признакам.
На начальном этапе работы закрепляется связь имеющихся у детей частотных слов-прилагательных с их значениями.
В дальнейшем осуществляется обогащение словаря по тематическим группам.
Обогащение глагольного словаря проводится в следующей последовательности: продуктивные глаголы, обозначающие движения, состояния человека, движения животных, далее закрепляется глагольный словарь по темам: «Кто (или что) какие звуки издает?», «Кто что делает?» (параллельно с уточнением названий профессий людей).
В процессе работы над прилагательными и глаголами особенно большое внимание уделяется их закреплению в контексте: в словосочетаниях, предложениях, тексте.
Работа над новым словом включает следующие этапы:
1. уточнение связи звукового образа слова со зрительным, слуховым и другим образом денотата (предмета, признака, действия). На этом этапе широко используется разнообразная наглядность (предметные и сюжетные картинки, игрушки, предметы, муляжи, выполнение реальных действий и др.);
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/1dc79b62-9306-4811-8918-266453476195.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/1e4d5153-e91d-4454-a767-69c9a76aacb6.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/8e6b780c-b5d9-4376-b353-7088becf8c5d.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/09a50756-63d1-4b15-976b-174303f5c0ed.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/16d55b6f-238d-4b18-9d36-ab444c3f925f.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/45c26813-0ec8-4371-b4fe-d637252ebca4.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/a17a999a-04e6-46a3-9c53-cb4f0c8de5e7.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/b9b68a29-10d8-424e-809f-fabe8f8c31ba.jpg)
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2023/04/18/b497c6b8-8bc4-4945-9e6c-56cffed091c4.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/22/picture-300540-1379860242.jpg)
Игры для развития глагольного словаря
Общеизвестно, что глагол является основой любой фразы, любого высказывания. Для полноценного овладения ребёнком связной речью, необходимо сформировать у него достаточно богатый глагольный словар...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/27/picture-300882-1538078674.jpg)
Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"
В данной разработке представлен проект по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/23/picture-352528-1385214422.jpg)
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-460211-1610635479.jpg)
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевой патологией за счет обогащения и активизации глагольного словаря.
Овладение ребенком лексико-грамматическим строем речи осуществляется на основе познавательного развития, в связи с освоением предметных действий, игры, труда и других видов детской деятельности, опоср...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Консультативно-методическая работа с педагогами групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: «Развитие глагольного словаря дошкольников»
В статье раскрываются особенности формирования глагольного словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня речевого развития), приводятся конкретные упражнения, способствую...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/10/picture-551051-1423568001.jpg)
Игры и игровые упражнения для развития глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Воспитание и обучение детей с ОНР сложный процесс, требующий от окружающих ребенка взрослых определенного круга знаний об особенностях общего и речевого развития детей, душевной доброты и наблюдатель...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/19/picture-457050-1558296119.jpg)
Развитие глагольного словаря дошкольников
В статье описаны особенности формирования глагольного словаря у дошкольников. Также сформулированы направления, по которым необходимо вести работу по развитию глагольной лексики. Представлено содержан...