Методическая разработка на тему "Формирование глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность"
методическая разработка по логопедии по теме

Мальникова Наталия Евгеньевна

В данной разработке представлен проект  по формированию глагольной лексики у детей 4-5 лет с ОНР "Глаголы любить - красиво говорить". Предлагается алгоритм и описание работы с дошкольниками  по формированию глагольного словаря на примере лексической темы "Игрушки".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Сопровождение к презентации на тему «Формирование глагольного словаря у детей  4-5 лет с ОНР  через проектную деятельность»

        2 слайд.     

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  ГЛАГОЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Для детей с ОНР характерны:

  • Бедность  глагольного словаря.
  • Если глаголы и существуют, то преобладают слова,  обозначающие  действия, которые ребенок ежедневно выполняет или наблюдает.
  • У детей отмечаются:  замены  глаголов словами, близкими по ситуации и внешним признакам.
  • Незнание лексических значений многих слов  и  трудности поиска известного слова.
  • Трудности в усвоении слов обобщенного значения.
  • Нарушение актуализации пассивного словаря.

3 слайд.    ПРЕДПОСЫЛКИ  РАБОТЫ 

Каковы же предпосылки нашей работы?

Нам необходимо сформировать у детей глагольный словарь.

Имеющиеся в практике коррекционные методики и технологии предлагают интересные подходы к работе по формированию глагольного словаря,  но не обещают гарантированного результата и не всегда предполагают активную деятельность самих детей.

Существующая в современной практике технология проектов предлагает не только подходы, но и даёт гарантированный  положительный результат, а также создаёт условия для вовлечения ребёнка в активную деятельность и  развития личностных качеств ребёнка (инициативности, активности, самостоятельности).

У нас возникла   ИДЕЯ: организовать работу по формированию глагольного словаря у детей 4-5 лет с ОНР через проектную деятельность. 

4  слайд.

Тема  проекта  «ГЛАГОЛЫ ЛЮБИТЬ - КРАСИВО ГОВОРИТЬ»

 Вид - познавательно-речевой.      Тип – долгосрочный                

Участники – логопед, дети,  воспитатели, родители воспитанников

ПОСТАНОВКА  ПРОБЛЕМЫ

Прежде всего,  необходимо поставить проблему.  

Что  мы имеем?

Маленький объём и низкое качество глагольного словаря   у детей 4-5 лет с ОНР.  

Какова  проблема педагога?

Как увеличить объем и качество глагольного словаря   у детей на фоне речевого недоразвития. 

 Мотив педагога -

Удовлетворить социальный заказ родителей  на качество речи детей и собственные

профессиональные амбиции.

5 слайд.         РАЗРЕШЕНИЕ   ПРОБЛЕМЫ

Проблема определена, переходим к её разрешению. При разрешении проблемы в ходе проекта выделяем 4 этапа.

I этап - ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

Цель: повысить эффективность работы над формированием глагольного словаря                   у детей с ОНР.

 Задачи:

1. Изучить задачи программу по формированию глагольного словаря у детей  4-5 лет с ОНР.

2. Отобрать из педагогической практики методы и приёмы работы    над  обогащением глагольного  словаря.

3.  Апробировать в работе с детьми данные методы  работы.

4. Создать  условия  для активного привлечения и  участия детей  к деятельности  по накоплению словаря.

5.  Вовлечь родителей воспитанников в проектную деятельность.

Определили  сроки проведения проекта – с октября   по май.

Предположили, что  к концу учебного года у детей   4-5 лет с ОНР увеличится объём глагольного словаря и улучшится его качество,  и что данная лексика найдёт применение в собственной речи детей.

6 слайд.   II этап разрешения проблемы  – РАЗРАБОТКА ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ  

Состоит из 3 направлений:

1) направление  - Сбор информации:

Мы изучали методическую литературу, посещали  курсы повышения квалификации, искали в  интернет сообществе интересующую нас информацию, посещали открытые занятия, семинары.  

Вывод: существует много разных пособий, игр, упражнений, тренингов  по формированию глагольного словаря у детей с ОНР (Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Ткаченко Т.А., Ефименкова Л.Н.). 

2) направление  -  Анализ полученной  информации

Мы провели  отбор  методов и приёмов, и сгруппировали их   в соответствии                         с задачами  работы, направленными на:

  • Умение выделять и называть  действия  объектов.
  • Формирование  понимания обобщенного значения глаголов.
  • Умение  понимать и употреблять число глаголов.
  • Умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения в глаголы изъявительного наклонения.
  • Формирование навыка  согласования личных местоимений с глаголами.
  • Введение глаголов во фразу.

Вывод: использовать в работе наиболее эффективные методы и приёмы формирования глагольного словаря у детей с ОНР. 

7 слайд.   

3) направление – создание плана осуществления действий мы разделили на                           2 составляющие:  работа  с детьми, с родителями и воспитателями.

С детьми мы запланировали:

1.  Продумывание игровой ситуации   и мотивации детей к деятельности.

2.  Разработку  алгоритма деятельности  с детьми на неделю по лексической теме.

3. Проведение  работы  с детьми, согласно разработанному алгоритму деятельности.

4.  Изготовление новых игр, пособий, альбомов по лексическим темам.

5.  Проведение  презентации игр, альбомов, пособий, изготовленных совместно с детьми. 

Родителей  и воспитателей необходимо:

1. Познакомить  с глагольным словарём и речевыми играми по лексическим темам.

2.  Провести  консультацию  на тему «Как расширить словарь ребёнка».

3. Привлекать  к сбору картинок для пополнения «Копилки действий»                             и  изготовлению игр, альбомов, книжек.

8 слайд.  Итак, мы подошли к 3 этапу разрешения проблемы.

III этап  — ПРАКТИЧЕСКИЙ

Ввели  игрового персонажа – Зайку, который пришел в  гости к детям с картинками. Логопед попросил  Зайку рассказать, кто и что делает на картинках.  Зайка ничего не ответил.

Подвели детей к Мотивации деятельности -

    Научить  Зайку называть действия предметов и объектов, чтобы  друзья-зверята  понимали, о чём он рассказывает. Для этого  собирать картинки с действиями предметов в «Копилку».  

9 слайд.  АЛГОРИТМ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  С ДЕТЬМИ НА НЕДЕЛЮ
(по изучаемой  лексической теме)         Состоит из 5 шагов:

1. Сбор картинок, наглядного материала  и пополнение «Копилки».

2. Группировка картинного материала   по различным основаниям.

3. Изготовление игр, альбомов, пособий, направленных на решение задач.

4. Обучение Зайки  новым  играм.

5. Вынесение игр, альбомов, пособий  в самостоятельную деятельность    детей.

10 слайд.  Вашему вниманию мы предлагаем пример осуществления проектной деятельности в рамках лексической темы «Игрушки»

На 1 шаге   -  Сбор картинок и пополнение «Копилки».

    Родителям и воспитателям было дано задание -  подобрать и принести картинки и иллюстрации  с изображением игрушек и действий людей с игрушками.

     Собранные картинки дети  положили  в «Копилку»   Зайке.

11 слайд.   2шаг алгоритма.

 Группировка картинного материала по различным основаниям.

Педагог с детьми рассматривают картинки и называют действия объектов, изображенные на них.   Упражнение   «Что делает –  что делают?».

12 слайд.  Затем мы проводили игры, упражнения на разные виды группировок:

Группировка   картинок   по действиям   с разными  игрушками.

Детям предлагается  выбрать те картинки, на которых изображена предложенная игрушка и назвать действия человека с ней.

13 слайд.  Группировка картинок по признакам  - «действие объекта»  и «действие человека с объектом».

Детям предлагается  разложить картинки по признакам: что делает сама игрушка,                   а что делает с ней человек.

14 слайд.  Группировка  картинок по обобщенному значению глагола.

Дети  выбирают  картинки, на которых дети что-то катают (мальчики  катают мяч, мальчик катает машину, девочка катает коляску).   Называют  действия.

Группировка  картинок  по количеству  объектов на картинках  включает в себя

выбор  картинок, на которых изображены  один ребёнок или дети, и называют действия ребёнка и детей.  

15 слайд.   3 шаг алгоритма.

Изготовление игр, альбомов, пособий, направленных   на решение задач.

В ходе проекта по теме «Игрушки» с детьми были изготовлены:

а) Книжка - раскладушка «Что делает – что делают?»

(на умение употреблять глаголы в единственном и множественном числе).

б) Альбомы «Что  катаем?», «Это всё  мы собираем»

(на формирование  понимания  обобщенного  значения  слов).

в) Альбом с картинками «Вот так мы с куклами играем» 

г) Игра «Лото игрушек» (умение выделять и называть  действия  объектов). 

д) Компьютерная презентация «Мишка играет» (умение преобразовывать глаголы повелительного наклонения  в глаголы изъявительного наклонения).

16 слайд.   4  шаг  -   Обучение Зайки новым играм.

В процессе игр, упражнений с Зайкой у детей закрепляется и активизируется  накопленный  глагольный словарь.

17 слайд.  5 шаг.

 Вынесение игр, альбомов, книжек, пособий  в самостоятельную деятельность.

В конце изучения лексической темы логопед вместе с Зайкой и детьми выносят новые игры, альбомы, книжки-малышки в группу в уголок развития речи. Детям очень нравится рассматривать альбомы, книжки, изготовленные вместе с родителями.

18 слайд.

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   В   РАБОТЕ   ПО  ФОРМИРОВАНИЮ ГЛАГОЛЬНОГО   СЛОВАРЯ

1. У детей обогащается предметный и  глагольный словарь, увеличивается  его объём и качество.

2. Знания детей формируются в процессе продуктивной  деятельности.

3.У детей формируются такие  личностные качества, как активность,    самостоятельность,  дети получают  социальные навыки.

4.Повышается  профессиональный уровень педагога,   систематизируется материал по данной  проблеме.

5. В ходе проектной деятельности развиваются детско-родительские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СКАЗКОЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

В статье дан анализ работы по проекту "За добро добром платят", итогом которого является экологическая сказка "Об одиноком красавце дубе"....

Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром через проектную деятельность

Проектная деятельность дошкольников является уникальной современной технологией обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно ориентированного подхода к образованию: в мат...

«Развитие познавательных и речевых способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста через проектную деятельность» (из опыта работы МБДОУ "Д/с "Северяночка")

   С первых дней посещения детского сада  ребенок неустанно познает мир, в котором он живет. В начале пути это позволяет ему войти в мир, привыкнуть к нему; затем постепенно, но ...

«Нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста средствами музыки через проектную деятельность»

В связи с введением ФГОС ДО проблема нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат...

Опыт работы "Приобщение детей среднего возраста к художественной литературе через проектную деятельность"

Я уверена, что именно от правильно организованного занятия, удачно подобранных методов и приемов работы с книгой зависит успех формирования интереса к художественной литературе....

Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни через проектную деятельность

В статье представлено описание работы по формированию у детей представлений о здоровом образе жизни посредством реализации проекта "Быть здоровыми хотим!"...