Логоритмика как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Захарова Юлия Андреевна

Логоритмика как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Логоритмика как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач»

Логоритмика – это система музыкально - двигательных, речедвигательных, музыкально - речевых заданий и упражнений, она основана на использовании связи слова, музыки и движения.

Если брать во внимание количество детей с общим недоразвитием, понятна необходимость введения системы логоритмики в процесс музыкального воспитания, непосредственное использование логоритмических упражнений на музыкальных занятиях.

Музыка, движение и слово в логоритмике сочетаются различным образом. Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т.д., в упражнениях в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу ребёнка, его деятельность, положительно влияют на личность. Важно то, что бы у ребенка эти процессы нормализовались неосознанно, естественно.

Доступность логоритмики, увлекательная игровая форма, интересный по содержанию музыкально-речевой материал создают на музыкальном занятии положительный эмоциональный настрой и стимулируют потребность детей в общении, развивая не только основные музыкально-ритмические навыки, но нарушения общей моторики и речевого недоразвития детей.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой или сюжетом, и проводятся по следующей схеме:

1. Вводная часть – предусматривает приветствие, объявление педагогом темы занятия, и проведение ритмической разминки (10% времени)

2.Основная часть – включает разнообразные виды музыкальные двигательных и речевых игр и упражнений (70-80% времени)

3.Заключительная часть – заканчивается любое логоритмическое занятие упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами ходьбы и легкого бега, а также подведением итогов занятия (10-15% времени).

Занятия проводятся в игровой форме с сюжетно-тематической организацией, что позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, раскрепощенно. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается. Во время занятия желательно, чтобы дети стояли вместе с педагогом в кругу или сидели полукругом. Такое расположение дает возможность ребятам хорошо видеть преподавателя, двигаться и проговаривать речевой материал синхронно с ним.

Задачи логоритмики:

1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления.

2. Развивать артикуляционный аппарат.

3. Развивать слуховое внимание и память.

4. Вырабатывать четкость координированных движений во взаимосвязи с речью.

5. Укреплять косно - мышечный аппарат.

6. Развивать дыхание, моторные, сенсорные функции, воспитывать чувство равновесия, правильной осанки, походки, грации движения.

7. Развивать речь, чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность.

8. Развивать коммуникативные способности.

Все используемые упражнения делятся на две большие группы:

1) упражнения, развивающие неречевые процессы (общая и мелкая моторика, координация движений, ориентировка в пространстве, регуляция мышечного тонуса, развитие чувства музыкального метра, темпа, ритма, развитие психических процессов)

2) речевые упражнения (развитие дыхания, голоса, темпа и интонации речи, развитие артикуляции и мимики, работа над правильным звукопроизношением и формированием фонематического слуха.

Занятие по логоритмике включает следующие виды упражнений:

1. Ходьба и маршировка в различных направлениях.

Цель: формировать чёткую координацию движений рук и ног, улучшать осанку, учить ориентироваться в пространстве, развивать слуховое внимание.

Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног.
Дети, имеющие речевые нарушения, как правило, неловки: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое логоритмическое занятие.

На первых порах лучше использовать во время ходьбы стихотворные тексты, так как у детей темп движений индивидуален и может быть кто-нибудь из ребят, не будет успевать за заданным музыкой темпом. Поэтому мы используем стишки и потешки во время ходьбы.

Например, при быстрой ходьбе логопед читает стишок:

Маленькие ножки

Бежали по дорожке

А при медленной ходьбе с высоким подниманием колена:

А большие ноги

Шагали по дороге.

Во время перестроений используем стихотворение А. Барто:

Левой, правой,

Левой, правой

На парад идет отряд,

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад,

Барабанит, барабанит

Полтора часа подряд.

Для ходьбы с ускорением потешки:

1. Ели- ели- ели-зар

Едет, едет на базар

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

 

2.Мчится,едет паровоз

Чух-чух-чух

Чух-чух-чух

Мимо сосен и берез

Чух-чух-чух

Чух-чух-чух,

А веселые вагоны

Чух-чух-чух

Чух-чух-чух

Все считают перегоны

Чух-чух-чух

Чух-чух-чух — у.у.у.......

Чередование ходьбы на носочках, в полуприседе:

«Небоскребы – избушки», «Кусты, кустарнички»

«Животные, их детеныши»


Упражнения на освоение основных движений.

Если у ребенка плохо развиты основные движения, то с ним весьма трудно разучивать танцы и игры: все они включают ходьбу, бег или прыжковые движения. На занятиях по логоритмике мы используем упражнения на освоение разных видов ходьбы (устремленной, спокойной, пружинной, осторожной, на носках, с высоким подниманием бедра, приставным шагом), бега (легкого, стремительного, пружинного, широким шагом, с высоким подниманием бедра), прыжков(на двух ногах на месте, на двух ногах с продвижением вперед, поочередно на правой и левой ноге, прямой галоп, поскоки).
Упражнения на развитие ориентировки в пространстве.

Этот вид упражнений тесно связан с предыдущим, ибо они построены в основном на таких основных движениях, как ходьба и бег. Развивая ориентировку в пространстве мы учим детей:
-Ходить, бегать, скакать друг за другом в колонне по одному, по кругу, с соблюдением дистанции;
-Строиться парами, врассыпную, по кругу, в колонну;
-Ходить, бегать, скакать парами по кругу, соблюдая дистанцию;
-Строиться в круг лицом друг к другу, спиной, боком;
-Равномерно сужать и расширять круг;
-Ходить со сменой ведущих;
-Ходить по залу, меняя направление: направо, налево, по диагонали, змейкой, противоходом.
Полезны игровые задания типа «Лабиринт» или «Разведчик»: ребенок должен запомнить путь, пройденный взрослым или другим ребенком (между кубиками, кеглями, кирпичиками, елочками…, стоящими или лежащими на полу) и повторить его. Эти задания способствуют развитию не только ориентировки в пространстве, но и двигательной и зрительной памяти.

Во время ходьбы можно использовать упражнения на развитие речевого внимания. Игра Оп-Хлоп-Стоп: дети идут маршем по кругу. Логопед во время марша говорит: «Оп». Дети должны остановиться и подпрыгнуть. На слово хлоп остановиться и хлопнуть, а на слово стоп остановиться.

На развитие статической координации можно выполнить упражнения Цапля и Сова. Во время чтения стишка:

Цапля важная,носатая

Целый день стоит ,как статуя

дети стоят на одной ноге, согнув поднятую в коленке.

А во время стишка:

Сова,сова ,совиные глаза

На суку сидит,во все стороны глядит,

Да вдруг как взлетит.

дети стоят на носочках с закрытыми глазами, поворачивая голову вправо и влево.

 

2. Упражнения на регуляцию мышечного тонуса.

Цель: развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц.

У детей, имеющих речевую патологию, часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети - речевики излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Иногда же, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, а как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.

Мышечный тонус – состояние костно-мышечного аппарата, готовность к выполнению движений. Упражнения, регулирующие мышечный тонус, являются вспомогательными и проводятся без музыки, чтобы ребенок мог полностью сосредоточиться на своих ощущениях и выполнять расслабление или напряжение в удобном для себя темпе.

«Ронять руки». Поднять руки в стороны, слегка наклониться вперед, снять напряжение в плечах и дать рукам свободно упасть вниз.

«Кулачки – кисти». Крепко сжать пальцы обеих рук в кулаки, разжать пальцы, сняв напряжение в кистях.

«Поднимать и опускать плечи». Поднять плечи как можно выше (к ушам), сняв напряжение, сбросить плечи вниз.

"Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

"Снеговик". ИП - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.

"Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

"Кощей Бессмертный". ИП - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

 

3. Упражнения на развитие дыхания, голоса.

Цель: выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, развивает подвижность языка, челюстей, губ, способствует хорошей переключаемости артикуляционных движений.

Существует много игр для развития дыхания.

1. Дуть на ватку, пушинку, мелкие бумажки. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд.

2. Тарелка наполнена водой и дети дуют на лёгкие предметы, находящиеся в воде, например, кораблики.

3. Нравится детям пускать мыльные пузыри.

4. Игрой на духовых музыкальных инструментах - годятся дудки, губная гармошка, флейта.

5. Поднять руки вверх — вдох, опуская руки — выдох. Постепенно можно усложнять задания. На выдохе — пропевать гласные звуки (а, о, у, и), затем пропевать их в сочетании с согласными звуками. Далее на выдохе можно пропевать слова: кот, дом, кит и т.д. Также можно пропевать междометия: "А! О! Ах! Ох! Ух!" и т. д.

6. Возьмите в руки длинную верёвочку и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку взять кончик верёвки и начать тянуть верёвку непрерывно пропевать гласный звук (а, о, у, и…), вытягивая при этом верёвочку. Верёвочка может быть длинной или короткой.

Работа над голосом позволяет сделать его более выразительным, воспитывать основные качества голоса – силу и высоту, а также оказывает профилактическое действие.

Высота голоса – это повышение или понижение тона (переход от высокого голоса к низкому, и наоборот).
Сила голоса – произнесение звуков с определенной громкостью: громко, нормально, тихо.
Наша задача: во – первых, развивать у детей основные качества голоса – силу и высоту, во – вторых, приучать их говорить без напряжения, меняя голос в соответствии с ситуацией.

Работа над голосом начинается с произношения на выходе гласных и согласных звуков. Упражнения проводятся с музыкальным сопровождением и без него. Гласные пропеваются с изменениями в высоте голоса. Если это упражнение сразу не получается, можно использовать «мурлыканье» или «гудение» (как звукоподражание кошке, гудку парохода), чтобы добиться изменения в высоте голоса. Сила голоса воспитывается при произнесении гласных более громким или более тихим голосом, с соответствующим усилением или ослаблением музыкального аккомпанемента. Длительность звучания голоса зависит от продолжительности выдоха.

 

4. Упражнения на активизацию внимания и памяти.

Цель: воспитывается устойчивость и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому, развиваются все виды памяти: моторная, зрительная, слуховая.

У детей, имеющих речевые нарушения, часто наблюдается недостаточнаясформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, проявляя для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость. Но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память. Как моторная и зрительная, так и слуховая.

Упражнения на распределение внимания

Передай

Цель: распределение внимания.

Оборудование: Флажок и кегля (или кольцо от большой пирамидки).

Описание упражнения

Дети стоят в кругу. Предметы – флажок и кегля – находятся в руках у детей, стоящих напротив друг друга.

Под музыку дети начинают передавать игрушки от соседа к соседу: кеглю – в правую сторону, а флажок – в левую.

Зоопарк

Цель: распределение внимания.

Описание упражнения

Дети рассчитываются на «первый – второй – третий – четвертый». Первые будут в игре зайчиками, вторые – медведями,

третьи – лошадками, а четвертые - птицами.

Затем дети встают в круг и маршируют под бодрую музыку по кругу, изображая людей, пришедших в зоопарк.

По команде взрослого: «Звери»- дети, продолжая двигаться по кругу, изображают тех животных, которыми они были назначены в начале игры при распределение ролей: зайцы – передвигаются прыжками, медведи – идут вперевалочку, лошадки – идут высоко поднимая колени, а птицы - машут руками – «крыльями».

«Запрещенное движение».
Педагог показывает движения под музыку, дети повторяют все, кроме одного, заранее оговоренного.

 

5. Счетные упражнения.

Цель: закрепляют счет в пределах 1-10.

Эти упражнения позволяют задавать определенный темп и ритм выполнения движений. Чаще всего счетные упражнения – это разнообразные считалки.

«Считалка под мяч».
На каждую строчку считалки — четыре удара мяча.|

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили:

Петушок, флажок, матрешка,

Барабан, юла, гармошка.

Возможен показ картинок - это поможет быстрее запомнить считалку.

«Похлопаем в ладоши».

Логопед вместе с детьми произносит рифмованную считалку. Дети заучивают ее наизусть.

Раз, два, три —

На игрушки посмотри!

Раз, два, три, четыре —

Мы игрушечки купили!

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем с ними мы играть!

Начало формы

 

6. Речевые упражнения без музыкального сопровождения.

Цель: совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию действий.

Их суть – ритмичное проговаривание стихотворного текста с одновременным выполнением действий. Стихотворный текст в этих упражнениях является ритмической основой для выполнения движений.

«Медвежата в чаще жили»

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили:

Вот так и вот так,

Еще эдак, еще так,

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так и вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили:

Вот так и вот так,

Они из речки воду пили.

А потом они плясали

Дружно лапы поднимали

Вот так и вот так

Дружно лапы поднимали.

 

«Полетаем»

Раз, два - 2 хлопка

Стоит ракета, по очереди соединить прямые руки над головой.

Три, четыре - 2 хлопка

Самолет, по очереди вытянуть руки в стороны

Раз, два –

Хлопок в ладоши - 1 хлопок.

А потом на каждый счет.

Раз, два, три, четыре, 4 хлопка

Руки выше, плечи шире - руки к плечам. Вверх, к плечам, в стороны.

Раз, два, три, четыре, - 4 хлопка

И на месте походили. Ходьба на месте.

 

«Шалтай-Болтай» (упражнение по регуляции мышечного тонуса, координации движения со словом и развитию памяти)

Шалтай-Болтай поворачивать туловище вправо-влево,

Сидел на стене, руки болтаются

Шалтай-Болтай корпус резко

Свалился во сне. Наклонить вниз.

И вся королевская конница идти по кругу,

И вся королевская рать высоко поднимая колени

Не может Шалтая пожать плечами

Не может Болтая

Не может Шалтая-Болтая

Поднять! Упасть, расслабиться.

 

«Зайцы»

Зайцы скачут: скок-скок-скок, дети ритмично скачут

Да на тоненький ледок. Приседают, слушают, не идет ли волк.

Пошевелить ладошками-ушками.

Раз – согнуться, разогнуться наклон – прямо.

Два – нагнуться, потянуться. Наклон – потянуться.

Три – в ладоши три хлопка, хлопают три раза.

Головою три кивка. Кивают 3 раза.

 

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.

Хлопаем по всему телу ладонями.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.

Щипаем себя, как бы собирая складки.

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде.

Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.

Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

На носах, на животах, на коленях и носках.

Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

 

7. Упражнения, формирующие чувство музыкального размера (метра).

Цель: формировать и развивать слуховое внимание.

Метр –ритм, в котором все длительности одинаковы, а акценты одинаковой силы появляются через определенные (равные или неравные) промежутки времени. На логоритмических занятиях детям дается представление об акценте, как об ударном моменте в звучании, т. е. силовом выделении отдельного звука в музыке. Услышав акцент на фоне звучания равной силы, ребенок должен подать какой-либо условный сигнал.
Сначала учат выделять неожиданный акцент и лишь затем метрический (равномерно повторяющийся) акцент в музыке.
Когда дети овладеют этим умением, можно приступать к работе над самым сложным – переходным акцентом.

Игры на развитие слухового внимания и выделение неожиданного акцента.

Топни ножкой

Дети стоят полукругом перед педагогом и слушают равномерные удары в бубен. На акцент дети топают ногой.

Хлопни в ладоши.

Дети сидят или стоят полукругом перед педагогом и слушают игру на пианино. На акцент дети хлопают в ладоши.

То вперед, то назад.

Дети под знакомую музыку идут по кругу. На неожиданный акцент дети поворачиваются и начинают движение по кругу в обратную сторону. Таким образом, направление движения меняется несколько раз.

Перекати мяч.

Дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В руках у детей правой шеренги мячи. Все дети слушают музыку и слегка раскачивают опущенными вниз руками ( с мячом или без). На неожиданный акцент в музыке правой шеренги перекидывают (или перекатывают по полу) мячи детям из левой шеренги. Дети левой шеренги ловят мячи и продолжают слушать музыку.

Неожиданный акцент должен прозвучать не менее четырех раз так, чтобы дети имели возможность несколько раз передать друг другу мячи.

Игры на развитие слухового внимания и выделение метрического акцента.

Птицы летят.

Дети стоят в колонне друг за другом и изображают , как птицы машут крыльями. На счет «раз» в четырехдольном такте (4/4), дети быстро поднимают руки через стороны вверх, а на счет «два-три-четыре» медленно опускают их вниз.(«Вороны» муз.М.Раухвергера)

Шагай-приседай

Дети под музыку идут на месте. На акцент дети прекращают ходьбу: приседают (5 такт), встают (6 такт) и продолжают маршировать на месте до следующего акцента (11 такт- присесть, 12 такт – встать) (р.н.м. «А я по лугу»)

Передай мяч.

Дети стоят по кругу (лицом в центр круга) и слушают музыку. В руках одного из детей мяч. На акцент ребенок передает мяч ребенку, стоящему от него справа. Услышав очередной акцент, ребенок передает мяч третьему и так далее, пока мяч не обойдет весь круг и не закончится музыка.

Игры на развитие слухового внимания и выделение переходного акцента.

Маршируй и хлопай.

Дети стоят в шеренге. Дается переходный акцент в четырехдольном размере. На акцент дети хлопают в ладоши, на затухание музыки маршируют на месте.

Схема: 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4, 1-2-3-4.

 

8. Ритмические упражнения.

Цель: сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении.

Данные упражнения направлены на развитие чувства ритма, ритмизации движений:от самых простых до самых сложных — артикуляционных. Используется ходьба, отхлопывание и отстукивание под разные музыкальные темпы и ритмы, а затем пропевание слогов и слов на заданные ритмы.

«Петушок»
Прохлопать руками ритмический рисунок знакомой песни после демонстрации педагога

Shape1

Пе-ту-шок Пе-ту-шок Зо-ло-той гре-бе-шок

 

Выдели слово

Цель: научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе.

Оборудование: четыре карточки с цифрами: « 1234», «1234», «1234», «1234». На первой из них выделена жирным шрифтом цифра 1, на втором 2 и т.д.

Описание упражнения

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».

Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:

«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.

Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».

Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».

То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.

И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.

«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

 

9. Развитие чувства темпа.

Цель: развивать темп речи.

Эти упражнения необходимы, для того чтобы на основе музыкального темпа работать над темпом речи, что очень важно для детей, страдающих заиканием или нарушениями темпа речи. Умение чувствовать темп в музыкальном произведении помогает в дальнейшем восстановить и контролировать нормальный темп речи.

Большие ноги шли по дороге

Цель: развитие у детей умения менять темп речи в соответствии с темпом выполняемого движения.

Описание упражнения

Под слова педагога: «Большие ноги шли по дороге…» дети не спеша шагают на месте, высоко поднимая ноги,

  • медленно говорят: « ТОП – ТОП».

Под слова: «Маленькие ножки бежали по дорожке» дети бегут на месте мелкими шажками и быстро говорят: «Топ-топ-топ-топ».

В дальнейшем упражнение может выполняться под музыку.

Карусели

Цель: развитие у детей умения координировать речь с движением, постепенно меняя их темп.

Описание упражнения

Дети вместе с педагогом встают в хоровод и начинают идти по кругу, говоря слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись

Карусели

(говорить в медленном темп

А потом, потом, потом

(темп постепенно нарастает

Все бегом, бегом, бегом.

(говорить в быстром темпе)

Тише, дети, не спешите

(темп постепенно замедляется)

Карусель остановите

(говорить в медленном темпе)

Раз, два, раз, два –

(хлопать в ладоши и медленно говорить).

Вот и кончилась игра.

Упражнение можно выполнять под музыку.

 

10. Пение.

Цель: развивать дыхание, голос, формировать т чувство ритма и темпа, улучшать дикцию и координировать слух и голос.

Песни сопровождаем движениями рук - для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга. Для привлечения малоактивных и застенчивых детей вносим маски, элементы костюмов, атрибуты, игрушки и проводим инсценировки.

 

11. Игра на музыкальных инструментах.

Цель: развивать мелкую моторику, формировать чувство музыкального слуха, ритма, метра, темпа, развивать внимание, память.

Для поддержания интереса к исполнению музыкальных произведений используем разнообразные оркестры детских инструментов:

“Шуршалочки” (листочки из гофрированной бумаги, “салютики” из нарезанных полосок целлофана, коробочки откиндер - сюрпризов)

“Ложкари” (ложки разных размеров)

“Калинка-малинка” (инструменты изготовлены из пластмассовых стаканчиков из-под мороженого в форме ягод)

“Бубенцы” (используем колокольчики и бубенчики разных размеров)

“Копытца” (деревянные палочки, скорлупки от грецких орехов).

 

12. Пальчиковые игры.

Цель: способствовать скорейшему речевому развитию.

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его скорейшему речевому развитию.
Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением или игры с мелкими предметами (карандашами, палочками, мячами) под музыку.

«Пальчики – мальчики»

Пальчик – мальчик, где ты был? Пальцы левой руки сжимаются в кулак,

Где ты с братцами ходил? выпрямляют и сгибают большой палец.

С этим - я в снегу валялся, Поочередно массируют пальцы, начиная

С этим - с горочки катался, с указательного.

С этим - в парке я гулял,

Все мы пальчики – друзья, Сжимают и разжимают пальцы.

Где они, Показывают 4 пальца, прижав

большой палец к ладони.

Там и я! Показ большой палец - вверх,

остальные пальцы прижаты к ладони.

 

Пять и пять пошли гулять.

  • весело играть. Сжимание - разжимание пальцев рук

Повернулись, улыбнулись, Вращение кистей рук

В кулачок опять свернулись.

  • какие молодцы. Стучать кулачками

 

  1. Загибание пальчиков
  • во двор пришли гулять. Указ.и ср. пальцы «идут»
  • снежную лепили. Лепят комочки
  • крошками кормили. Крошат крошки
  • горки мы потом катались. Указ.пальцем ведут по ладони др. руки.
  • еще в снегу валялись. Поворачивают ладони
  • в снегу домой пришли. Отряхивают
  • суп, и спать легли. Воображ. ложкой едят, руки под щеку

 

«Обед»
Повар готовил обед, 
Ребром ладони стучат по столу

  • тут отключили свет. Загибают большой палец на левой руке

Повар леща берет Загибают большой палец

И опускает в компот Загибают указательный палец

Бросает в котел поленья, Средний

  • печку кладет варенье. Безымянный

Мешает суп кочерыжкой, Мизинец

  • бьет поварешкой. Разводят руками

Сахар сыплет в бульон.

И очень довольный он!

 

13. Упражнения на развитие мимики.

Цель: развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек).

Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика. Мышцы лица могут быть вялыми и малоподвижными.

Развитие мимических мышц может строиться на использовании естественных мимических движений:
«Плакса» - зажмуривание глаз;
«Надуем шарик» - надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
«Мы удивились» - приподнимание и опускание надбровных дуг;
«Тигренок» - оскаливание зубов;
«Упрямые бараны» - нахмуривание мышц лба и т.д.
Сначала тренируются движения отдельных лицевых мышц, затем они объединяются в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование и т.д.
Подарок
Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.
Раздумье
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.
Кукла заболела
Цель: выразить мимикой печаль и сострадание.
Оборудование: кукла лежит в кровати, накрытая одеялом, на лбу куклы платочек.
Описание игровой ситуации
У девочки заболела кукла. Кукла лежит в кроватке под одеялом, у нее болит голова. Девочка расстроена, ей жалко больную куклу.
Во время этюда звучит музыка.

 

14. Артикуляционные упражнения.

Цель: развивать подвижность языка, губ, челюстей, переключаемости артикуляционных движений.

Упражнения могут выполняться как под музыку, так и без нее, под счет.

Для развития артикуляционной моторики на занятиях ритмикой проводятся упражнения для губ, языка, нижней челюсти:

«Прятки» - чередование плотного смыкания губ с растягиванием их в улыбке с обнажением зубов;

«Вкусное варенье» - круговое скользящее движение языка по губам;

«Футбол» - движения языка вправо и влево в полости рта с выпячиванием щеки;

«Язычок сердиться» - упор кончика языка альвеолы верхних резцов и др.

Упражнения должны выполняться ритмично, под счет, на акцент в музыке.

Часики

Рот открыт, губы в улыбке. Острый кончик языка совершает движения на «раз» - к левому уголку рта, на «два» - к правому. В данном упражнении счет: «раз – два» можно заменить на звукоподражания: «тик – так». Перед выполнением артикуляционного упражнения предложите детям прослушать музыкальную иллюстрацию - «Часы» ; сл. С. Маршака, муз. Е, Тиличеевой.

Качели

Рот открыт, губы в улыбке. Широкий кончик языка совершает движения: на «раз» - поднимается к носу, на «два» - опускается к подбородку.

В данном упражнении счет можно заменить на слова: «вверх – вниз».

 

15. Упражнения на развитие фонематического восприятия.

Цель: различать на слух все звуковые единицы языка.

Работа по формированию фонематического восприятия строится на развитии слухового внимания.

«Хлопни в ладоши».

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, у, и, о, а, и, о, ы, э; ал, ум, ин, ап, ут, он; арка, уши, аист, ангел, Аля.

Описание. Детям предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит [а].

«Подними руку».

Цель: учить детей выделять звук [б] из ряда звуков, слогов, слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, б, п, т, б; па, бу, но, му, ба, бо, пу, бу; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять руку, когда они услышат соответствующий звук.

 

16. Коррекция звукопроизношения.

Цель: исправлению неправильного звукопроизношения.

На подготовительном этапе даются упражнения на формирование слухового внимания, фонематического восприятия, артикуляционной и мимической моторики, затем звук автоматизируется и дифференцируется. Детям

Фонопедическоеупражнение «Мороз» по методу В Емельянова

Вышел на просторы погулять мороз.

«Топ-топ! Чап-чап!»

два хлопка в ладоши, два хлопка по коленям.

Белые узоры в косах у берез.

«У!» - короткие, «острые»

звуки в высоком регистре на разной высоте.

Снежные тропинки, голые кусты.

«Ш…» - потирая ладони друг о друга.

Падают снежинки тихо с высоты.

«П!..П!..» -постепенно опуская руки вниз.

В белые метели, утром до зари,

В рощу прилетели стайкой снегири.

Прижать руки к груди и, произнося «Фр-р-р…»,

резко разводить их в стороны.

17.Танцы.

Цель: развивают чувство ритма, координацию движений, ориентировку в пространстве, учат соотносить свои движения с темпом, ритмом музыки. Танцы исполняются детьми только по показу взрослого и в соответствии с лексической темой.

Танец «Приглашение» (движения по тексту)

Лапками мы топ, топ, крылышками хлоп, хлоп,

А потом прыг скок, скок, и ещё разок, скок.

Носик, пятка, перетоп, носик, пятка, перетоп,

Покружились малость и начнём сначала.

18.Игры.

Цель: развивают память, внимание, плавность, координацию движений, ориентировку в пространстве, позитивное самоощущение.

 

Подвижные игры

Русская народная игра “Дударь”

Водящий – дударь стоит в центре круга. Дети идут вокруг него дробным шагом и поют:

Дударь, дударь, дударище,

Старый, старый, старичище.

Ну, его в колоду, ну, его в сырую,

Ну, его в гнилую!

Дударь, дударь, что болит?

Водящий – голова! (спина, нога и др.)

Дети идут по кругу, держась за голову.

Игра повторяется, пока дударь не скажет:

“Ничего не болит!”, тогда все разбегаются, а он догоняет.

 

Игры с элементами арттерапии

Игра: “Зимние забавы” Муз. С. А. Коротаевой.

Под музыку дети произвольно двигаются, изображая одну из зимних забав, а когда услышат остановку в музыке – замирают.

 

Коммуникативные игры

Игра: “Бинго”

Дети парами идут по кругу и поют:

Наш лохматый серый пёсик у окна сидит,

Наш лохматый серый пёсик из окна глядит,

Б – И – Н – Г – О, Б – И – Н – Г – О,

Б – И – Н – Г – О, Бинго звать его.

Говорят:
Б – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

И – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Н – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

Г – пожимают друг другу руку, меняются парами по кругу

О-О-О!- обнимают друг друга.

 

Игры с остановками

Русская народная игра “Как у дяди Трифона”

Водящий стоит лицом к детям, все поют:

Как у дяди Трифона было семеро детей,

Было семеро детей, было семь сыновей,

С такими ушами, с такими носами,

С такими глазами, с такими волосами,

С такими зубами, с такими руками.

Не пили они не ели, разом делали вот так!

Водящий показывает позу, все должны повторить и замереть.

Тот, кто точнее повторил, становится водящим.

 

19. Упражнения на релаксацию.

Упражнения на релаксацию снимают эмоциональное и физическое напряжение. Задачей этих упражнений является сохранение полученного положительного заряда и состояния внутреннего комфорта.

Предлагаемые упражнения позволяют отдохнуть, восстановить силы, улучшают психические функции, активизируют память, воображение, внимание, образное мышление. Музыкальное сопровождение помогает созданию сложных образов воображаемой действительности. Текст читается спокойно, достаточно громким голосом, в размеренном темпе, с соблюдением пауз. Некоторые смысловые фразы проговариваются два раза.

Спящий котёнок”

Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят равномерно поднимаются и опускаются животики, они спокойно дышат (повторить 2 – 3 раза).

Пчелка”

Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

Слон”.

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

"Волшебный сон". Звучит спокойная музыка.

Логопед: Ложитесь все на спинку. Расслабьтесь. Руки положите вдоль тела ладошками вверх.

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Шея не напряжена

И расслаблена.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись! Потянулись!

И друг другу улыбнулись!

 

20. Массаж биологически активных зон.

Самомассаж «Неболейка»

Текст проговаривает педагог, дети выполняют соответствующие действия:

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело.

(Поглаживать ладонями шею мягкими движениями сверху вниз)

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать.

(Указательными пальцами растирать крылья носа)

Лоб мы тоже разотрём, ладошку держим козырьком.

(Приложить ко лбу ладони «козырьком» и растирать его движениями в стороны – вместе)

«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты умело!

(Раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону)

Знаем, знаем – да-да-да, нам простуда не страшна!

(Потирать ладошки друг о друга)

 

«Зайка»

Тили-тили-тили-бом! Сбил сосну Зайчишка лбом!

Приставить ладони козырьком ко лбу и энергично разводить их в стороны и сводить вместе.

Жалко мне Зайчишку, Носит Зайка шишку.

Кулачками проводить по крыльям носа от переносицы к щекам.

Поскорее сбегай в лес, Сделай Заиньке компресс.

Раздвинуть указательный и средний пальцы, остальные сжать в кулак, массировать точки, находящиеся перед и за ухом.

 

Массаж тела «Лягушата»

Дети выполняют движения, соответствующих тексту:

Лягушата встали, потянулись И друг другу улыбнулись.

Выгибают спинки, Спинки-тростинки.

Ножками затопали, Ручками захлопали.

Постучим ладошкой По ручкам мы немножко.

А потом, потом, потом Грудку мы чуть-чуть побьем.

Хлоп-хлоп тут и там, И немного по бокам.

Хлопают ладошки Нас уже по ножкам.

Погладили ладошки. И ручки, и ножки.

Лягушата скажут: «Ква!

Прыгать весело, друзья!»

 

Массаж спины «Дождь»

Дети делятся на пары, один садится спиной к напарнику, который выполняет движения:

Дождь! Дождь! Надо нам

Расходиться по домам.

Хлопки ладонями по спине.

Гром! Гром, как из пушек.

Нынче праздник у лягушек.

Поколачивание кулачками.

Град! Град! Сыплет град!

Все под крышами сидят.

Постукивание пальчиками.

Только мой братишка в луже

Поглаживание спины ладошками.

Ловит рыбу нам на ужин.

 

«Игровой самомассаж»

Разотру ладошки сильно, каждый пальчик покручу (захватить каждый пальчик у основания и выкручивающим движением дойти до ногтевой фаланги)
Поздороваюсь с ним сильно и вытягивать начну
Затем руки я помою, («
моют»)
Пальчик в пальчик я вложу («
замок»)
На замочек их закрою и тепло поберегу…
Выпущу я пальчики, пусть бегут как зайчики! (
пальцы расцепить и перебирать ими)

 

Логоритмические занятия, решая важные задачи по коррекции речи, формируют у ребенка общую координацию движений, чувство ритма, темпа. Эти занятия всегда насыщены заданиями, но не вызывают у детей чувства усталости. Наоборот, дети с радостью посещают занятия по логоритмике, и эффективность таких занятий не вызывает сомнений, даёт положительные результаты:
- снижение уровня заболеваемости;- повышение работоспособности, выносливости;
- развитие психических процессов;- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;- развитие общей и мелкой моторики, - повышение речевой активности;- увеличение уровня социальной адаптации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей"

Этот доклад был составлен по теме, которая меня очень заинтересовала. Надеюсь он будет полезен и вам....

Презентация Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений

Логоритмика – один из разделов логопедии и дефектологии, изучающий закономерности развития, воспитания, нарушений психомоторных функций в синдроме речевой патологии....

Логоритмика как эффективный метод развития речи в дошкольном возрасте. Из опыта работы

«Лишь музыка, благодаря многообразию мелодической и ритмической структуры, может не только руководить движением, но и давать ему ту эмоциональную окраску, зарядку, в которой очень нуждаются наши дети ...

Презентация "Музицирование на свирели Э.Я. Смеловой как эффективное средство решения коррекционных задач музыкального воспитания детей с ОВЗ"

Презентация к выступлению на Первой Международной онлайн конференции "Музицирование в общем и дополнительном образовании"...

Логоритмика, как эффективный метод решения коррекционных, оздоровительных и музыкальных задач

Логоритмика на музыкальных занятиях. Комплексная методика, опирающаяся на связь словая, музыки и движения....

Педагогический проект Логоритмика - как эффективный метод в работе учителя- логопеда и музыкального руководителя с детьми с нарушением интеллекта».

Актуальность проектаВ настоящее время,  в результате вмешательства факторов среды и образа жизни, происходит не только увеличение количества детей с нарушениями в развитии, но и утяжеляется форма...