Использование фонетической ритмики в работе с детьми с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Рискова (Фомушкина) Ольга Сергеевна

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом аспекте ритмика  – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фонетическая ритмика в работе с детьми с нарушениями речи

Интерсенсорные связи, лежащие в основе чувства ритма, способствуют развитию двигательной сферы, перцептивных и когнитивных процессов, эмоциональных реакций, речевой активности. Само восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений – ритм оказывает организующее влияние на становление движений, совершенствует пространственно-временную организацию двигательных актов, в том числе и артикуляционных (речедвигательных).

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика. В педагогическом аспекте ритмика  – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой. Она способствует воспитанию познавательной, волевой и эмоциональной сфер личности, гармоничному физическому и художественному развитию детей, развитию музыкального слуха, внимания и восприятия, комплексных видов памяти, выразительности движений, формирует эмоциональную отзывчивость и музыкально-ритмическое чувство, учит движениями выражать характер и темп музыкального произведения. На занятиях ритмикой используется бег, прыжки, игровые упражнения, элементы художественной гимнастики, танцевальные и имитационные движения.

Ритмика используется в коррекционных целях. В частности, уже доказана эффективность логопедической и фонетической ритмики при работе с детьми, имеющими речевую, двигательную и интеллектуальную патологию, нарушения слуха. Однако современные исследования показывают, что использовать данные методики в оздоровительных, образовательных (познавательных), воспитательных, коррекционных целях необходимо и в массовых группах детского сада.

В арсенале воспитателей и музыкальных руководителей имеется разнообразный материал для развития чувства ритма (двигательные упражнения, стихи, потешки, игры пальчиковой гимнастики), однако этой работе уделяется недостаточно внимания, так как взрослые не всегда осознают, какие возможности открывает перед ребёнком развитое чувство ритма. Например, многие не знают, что проводимая на занятиях динамическая пауза воздействует на нейродинамику коры головного мозга благодаря импульсации, идущей от ритмических двигательных сокращений рук, шеи и туловища.

Исторически под фонетической ритмикой понималась система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков). На современном этапе развития науки фонетическая ритмика может представлять собой систему упражнений, направленную на формирование фонетически правильно оформленной речи на основе синтеза деятельности нейропсихологических функций (гностических, психомоторных, речевых) и ритмической способности.

Задачи фонетической ритмики соотносятся со следующими основными направлениями работы по нейропсихологической коррекции у дошкольников:

  1. развитие речедвигательного анализатора с целью формирования правильного звукопроизношения на основе совершенствования уровня общих движений;
  2. формирование навыков естественной речи с выраженной насыщенностью высказываний путём развития речевого дыхания, голосовой функции, темпа и ритма речи;
  3. развитие основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти и др.) и пространственных представлений как основы для успешного овладения выше обозначенными навыками.

Все упражнения, содержащие движения и устную речь, на занятиях по фонетической ритмике направлены на:

- нормализацию речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи;

- формирование умений изменять силу и высоту голоса, сохраняя нормальный тембр без грубых отклонений от нормы;

- правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах;

- воспроизведение речевого материала в заданном темпе;

- восприятие, различение и воспроизведение различных ритмов;

- умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Основные требования к проведению занятий по фонетической ритмике.

Эти занятия являются одной из форм фронтальной работы. Их основная задача – формирование ритмико-интонационной стороны речи. Кроме того, на этих занятиях ведётся целенаправленная работа по вызыванию и автоматизации звуков.

Вызывание звуков, как правило, начинается на занятиях речевой ритмикой, а затем эта работа параллельно ведётся и на индивидуальных занятиях, с одними детьми – дальнейшая работа по вызыванию звуков, с другими – по их автоматизации. Вызванные звуки закрепляются на материале слогов, слов, словосочетаний и фраз как на занятиях речевой ритмикой, так и на индивидуальных и фронтальных занятиях.

На занятиях при выполнении фонетической ритмики все дети хором вместе с педагогом 2-3 раза произносят предлагаемый материал (звуки, слоги, слова, словосочетания, фразы, сопровождаемый выполнением разнообразных движений. Затем речевой материал повторяют 2-3 ребёнка. Индивидуально первыми говорят те дети, которые могут неправильно произнести слоги, слова, фразы. В случае ошибки педагог даёт правильный образец, т.е. повторяет материал сам, затем произносит его вместе с ребёнком, и, наконец – звук, слог, слово, фразу ребёнок повторяет самостоятельно. Затем речевой материал вновь проговаривается хором.

РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ

Когда мы произносим те или иные звуки, то разные группы мышц, участвующие в их воспроизведении, по-разному напрягаются или расслабляются.

От качества участия мускулатуры в движении зависит и характеристика этих движений. При описании движений, сопровождающих произнесение звуков речи, напряженность фиксируется в терминах: «напряженно», «слегка напряженно», «ненапряженно».

Интенсивность определяет динамику речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произнесении того или другого звука. При описании движений интенсивность фиксируется в терминах: «сильно», «слабо».

Время определяет скорость, с которой мы выполняем то или иное движение. Оно выражается в длительности или краткости. При описании движений время фиксируется в терминах: «длительно», «кратко», «удлиненно».

Обязательными на каждом занятии являются упражнения по работе над громкостью или высотой голоса, над интонацией, звуками, словом и фразой.

Все разделы одинаково важны в работе над речью, и все они тесно связаны между собой. Слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным и нелёгким разделом формирования произношения, так как связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое является основой в работе над голосом, звуками речи и т.п.

Упражнения на развитие диафрагмального дыхания формируют навык фонационного дыхания (т.е. дети на выдохе учатся произносить те или иные звуки). По мере закрепления навыка фонационного дыхания формируется и правильное речевое дыхание, которое в свою очередь обеспечивает нормальное голосообразование. С произнесения на длительном выдохе гласных и согласных звуков начинается работа над силой и высотой голоса. И в то же время идёт отработка элементов слов, что является предпосылкой чистого произношения звуков (например, б и д).

Для правильного функционирования артикуляционного аппарата большое значение имеет напряжённость и расслабленность мышц. У детей мышцы тела очень напряжены. Трудно научить детей элементам саморасслабления при произнесении тех или иных звуков.

Каждое занятие включает в себя несколько вариантов для снятия напряжения: дети стоят, сидят, ходят, бегают, прыгают. Кроме того, внимание ребёнка сосредоточено на подражании учителю, что тоже способствует снятию напряжения.

В упражнения по закреплению навыка речевого дыхания постепенно включается речевой материал, который должен произноситься на длительном выдохе: ряд слогов, слогосочетания, слова со сменой ритма и темпа, словосочетания и предложения. Правильное речевое дыхание способно обеспечить слитность произнесения, а также выработать умение управлять своим голосом.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма и темпа произношения, они являются обязательным компонентом каждого занятия.

Характер этих движений также различен – от плавных и медленных до отрывистых и резких.

Все движения, которые выполняются на занятиях по фонетической ритмике, предварительно не выучиваются. Движения рассматриваются как стимуляция для формирования и закрепления произносительных навыков. После того как дети научатся правильно повторять движения, количество повторений уменьшается. Движение полностью выполняет свою функцию только тогда, когда слово, слог, звук правильно реализуются в речи и после того, как прекратилось движение. Таким образом, движение в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Литература:

  1. Т.М.Власова, А.Н.Пфафенродт «Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми». – М.: Учебная литература, 1997. – 376с.
  2. Волкова Г.А. «Логопедическая ритмика». – СПб.:Изд-во СПб ХХI век, 1998.
  3. Гринер В.А. «Логопедическая ритмика». – М.: Учпедгиз, 1958.
  4. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. «Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 112с. – (Библиотека логопеда-практика).
  5. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192с.
  6. Кузнецова Е.В. «Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; конспекты занятий, игры и упражнения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002. – 128с. (Серия «Практическая логопедия»)
  7. Пелымская Т.В., Шматко Н.Д. «Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом: Пособие для учителя-дефектолога. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 224с.: ил. – (Коррекционная педагогика).
  8. Рычкова Н.А. «Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция произвольных движений у детей, страдающих заиканием». – М., 1998.
  9. Шматко Н.Д., Новикова О.О. «Речевая ритмика для малышей. Занятия с глухими и слабослышащими детьми 2-3 лет: Методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: Советский спорт, 2003. – 68с.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетическая ритмика в работе с детьми с нарушением речи ГБДОУ детский сад №6 Учитель-логопед О.С. Рискова Февраль 2022 г.

Слайд 2

Одной из методик, направленных на формирование чувства ритма, является ритмика . В педагогическом аспекте ритмика – это система физических упражнений, построенная на связи движений с музыкой . Материал для развития чувства ритма разнообразен: двигательные упражнения, стихи , потешки , пальчиковые гимнастики и др.

Слайд 3

Из истории создания Фонетическая ритмика является частью верботонального метода реабилитации лиц с серьёзными проблемами в коммуникации. Этот метод в 1950 году разработал лингвист Петер Губерина в Загребе. По верботональному методу в настоящее время работают более 600 центров в 70-ти странах мира . Как метод работы над произношением слабослышащих детей фонетическая ритмика была заимствована группой советских педагогов под руководством Э.И.Леонгард в Реабилитационном центре « Суваг » в Загребе. Антонина Николаевна Пфафенродт и Татьяна Михайловна Власова в 1983 году впервые представили фонетическую ритмику в СССР. В 1989 году было издано пособие «Фонетическая ритмика».

Слайд 4

Определение фонетической ритмики Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз). Этот метод способствует установлению связи между работой кистей рук , рук, корпуса и артикуляционного аппарата. При выполнении движений у детей появляется непринуждённость и благоприятный эмоциональный фон, что положительно сказывается на речевой моторике.

Слайд 5

Направления фонетической ритмики нормализация речевого дыхания и связанной с ним слитностью речи; формирование умений изменять силу и высоту голоса; правильное воспроизведение звуков и их сочетаний изолированно, в слогах и словосочетаниях, словах, фразах; правильное воспроизведение речевого материала в заданном темпе; восприятие , различение и воспроизведение различных ритмов; умение выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами.

Слайд 6

Сопряжённо-контактная фонетическая ритмика Не все дети могут после показа педагога правильно воспроизвести движения фонетической ритмики. Чтобы дать возможность почувствовать направление и «характер» движений логопед использует сопряжённо-контактную ритмику, в ходе которой педагог «водит» руками детей, держа за запястья. Другой вариант. Логопед и ребёнок как бы «склеивают» руки, плотно приложив их ладонями, а чтобы ребёнок не убирал руки, на кисти рук педагога и ребёнка надевается круглая эластичная повязка или тонкий носок.

Слайд 7

Практическое применение Работа над произношением Фонетическая и сопряженно-контактная ритмика могут быть наиболее полезными и эффективными именно в работе над произношением, так как помогают понять «характер» звуков, их последовательность Также использование фонетической и сопряженно-контактной ритмики способствуют лучшей отработке стечений согласных. Применение этих видов ритмики дает положительный эффект в работе с заикающимися детьми. Упражнения с сопровождением фонетической и сопряженно-контактной ритмики можно использовать и в качестве организационного момента и физминутки .

Слайд 8

Правила выполнения движений Фонетическая ритмика выполняется стоя. При использовании сопряженно-контактной ритмики с дошкольниками педагог обычно сидя управляет руками детей. Движения характеризуются тремя основными элементами: - Напряжённостью ( качество участия муску­латуры) ; - Интенсивностью ( динамика речи, т. е. те усилия в артикуляционном аппарате, которые возникают при произ­несении того или другого звука) ; - Временем ( скорость , с которой мы выполняем то или иное движение) .

Слайд 9

Гласные А, О, У. А – развести руки вверх в стороны при одновременном длительном произнесении А_____. Движение ненапряжённое, слабое, длительное. О – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой. Движение слегка напряжённое, слабое, длительное. У – давящим движением вытянуть руки вперёд при одновременном произнесении У_____. Движение напряжённое, слабое, длительное.

Слайд 10

Гласные И, Ы, Э. И – Вдох, руки вверх при одновременном произ­несении и _______. Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное Ы - Указательным движением (резко) вы­бросить правую, затем левую руку вперед в сто­рону при одновременном произнесении слога ты . Движение напряжен­ное, сильное, краткое Э – Вдох, руки впе­ред в стороны при одно­временном произнесении э ______. Движение ненапряжен­ное, слабое, длительное

Слайд 11

Смычные звонкие звуки Б, Д, Г. Б - Как будто стряхиваем воду с правой, левой или с обеих рук одновременно. Движение ненапряжённое, слабое, краткое . Д – Руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкие движения то правой, то левой рукой, то двумя руками одновременно. Движение ненапряженное, слабое, краткое . Г – запрокинув голову назад с одновременным произнесением слога ГА. Движение слегка напряжённое, слабое, краткое .

Слайд 12

Сонорные звуки Л, Р. Л – вращать руками перед грудью с одновременным проговариванием слогов ла , ла , ла … Движение слегка напряжённое, слабое, краткое. Р- мелкими, краткими, быстрыми движениями рук и ног имитировать вибрацию при одновременном воспроизведении Р_____. Движение напряжённое, сильное , длительное.

Слайд 13

Обязательными на каждом занятии являются упражнения по работе над громкостью или высотой голоса, над интонацией, звуками и словом и фразой. движения в процессе занятий фонетической ритмикой – это средство для достижения цели, которой является формирование речи или её коррекция. Конечная цель этих занятий – фонетически правильно оформленная речь без движений.

Слайд 14

Угадайте слово Первый звук и движение – руки согнуты в локтях, ладони направлены к груди. Резкое движение вперёд и обратно двумя руками одновременно . Д

Слайд 15

Второй звук и движение – развести руки вверх в стороны при А (О)

Слайд 16

Третий звук и движение – как будто стряхиваем воду с рук. Б

Слайд 17

Четвертый звук и движение – мелкими, быстрыми, краткими движениями рук имитировать дрожание. Р

Слайд 18

Пятый звук и движение – описываем руками круг в воздухе и соединяем руки ладонями вниз над головой. О

Слайд 19

Мы произнесли слово «ДОБРО » [ дабро ] Желаю Вам добра и успехов во всех начинаниях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование музыкального театра в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Представлен опыт работы по театрализованной деятельности с детьми, имеющими нарушения речи....

Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи

Выступление на  ПедСовете "Использование изобразительной деятельности в работе с детьми с нарушением речи"...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и...

«Использование информационной технологии в работе с детьми с нарушением речи, как одно из альтернативных средств коммуникации».

Бурное развитие информационных коммуникационных технологий наложили определённый отпечаток на деятельность современного педагога. На смену традиционным подходам приходят новые подходы обучения и воспи...

Городской теоретико-практический семинар "Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющих нарушения речи"

Выступление на семинаре-практикуме на тему "Эффективность использования пальчиковых игр и физкультурных минуток в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками"...

Доклад на тему «Использование коррекционной ритмики в работе с детьми с нарушением речи»

Сейчас в работе с детьми с ОВЗ активно применяется коррекционная ритмика как одно из ведущих средств коррекционной педагогики. Фонетическая ритмика - это ритмика для работы с неслышащими. В отличие от...