Индивидуализация работы логопеда с родителями, воспитывающими ребенка 5-7 лет с дислалией
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

Представленный опыт работы раскрывает индивидуальные подходы к семье ребенка с дислалией через эффективные формы и методы привлечения к коррекционному процессу. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обобщение опыта: « Индивидуализация работы логопеда с семьёй, воспитывающей ребёнка 5-7 лет с дислалией» учитель-логопед: Трухина Анна Александровна Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей №3 (дошкольное отделение)

Слайд 2

Объект исследования : процесс индивидуализации взаимодействия логопеда с родителями, воспитывающими детей 5-7 лет с дислалией Задачи исследования : проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; изучить готовность родителей, воспитывающих старших дошкольников с дислалией к сотрудничеству с логопедом; составить индивидуальные рекомендации по коррекции дислалии у ребенка 5-7 лет в условиях семьи.

Слайд 3

«Чтобы всесторонне воспитать человека его нужно узнать во всех отношениях» К.Д. Ушинский . Индивидуальный подход – важный психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка

Слайд 4

- недостаточность степени дифференцировки артикуляционных движений, - нарушение фонематического восприятия, - нарушение звукопроизношения, - нарушения фонетической и фонематической сторон речи. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата.

Слайд 5

Сотрудничество - этап в развитии взаимодействия между людьми, предполагающий передачу опыта и формирование потребности перенять его. Принципы сотрудничества : индивидуальный подход к каждой семье, гуманный подход ко всем участникам процесса коррекции, преемственность, согласованных действий, открытость отношений, поэтапность реализации задач, обратная связь.

Слайд 6

Критерии оценки уровня родительской мотивации адекватность восприятия состояния речевого развития своего ребенка; готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание её важности и необходимости; степень инициативы в плане сотрудничества и продуктивность использования рекомендаций.

Слайд 7

Этапы коррекционной работы при дислалии - подготовительный этап; - этап формирования первичных произносительных умений и навыков; - этап формирования коммуникативных, умений и навыков

Слайд 8

Результаты исследования: - положительная динамика речевого развития детей в более короткие сроки, вследствие комплексного воздействия при взаимосвязи всех участников коррекционного процесса; - выработка у детей устойчивой мотивации к речевой самореализации, гармонизация развития личности детей в целом успешная социальная адаптации детей в ДОУ, а в дальнейшем в школе.



Предварительный просмотр:

Обобщение опыта: «Индивидуализация работы логопеда с родителями, воспитывающими ребенка 5-7 лет с дислалией»

В настоящее время возросло количество детей старшего дошкольного возраста, не овладевших в нормативные сроки звуковой стороной языка. Сформированность этого показателя особенно важна в период обучения грамоте, поскольку письменная речь формируется на основе устной. Не устраненная в дошкольный период дислалия может повлечь за собой целый ряд осложнений и вызвать другие дефекты устной и письменной речи.

Очевидна потребность в действенном, эффективном, своевременном подходе устранения дислалии. Одним из показателей эффективности системы коррекционных мероприятий с ребенком является обязательное привлечение его семьи к данному процессу. Однако, не изучив качественных характеристик семьи, нельзя определиться в выборе варианта привлечения ее в коррекционный процесс.

Особая значимость учета индивидуальных особенностей семей обусловила актуальность выбора темы исследования.  

Предметом исследования стала индивидуализация в содержании и формах взаимодействия логопеда и родителей, воспитывающих детей 5-7 лет с дислалией.

Цель исследования: теоретически изучить и практически доказать возможность индивидуализации в работе логопеда и родителей, воспитывающих детей 5-лет с дислалией.

В основе деятельности, ориентированной на личность, лежит индивидуальный подход.

Педагогика индивидуального подхода имеет в виду приспособление форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям, чтобы обеспечить запроектированный уровень развития личности.

Реализацией принципа индивидуального подхода в обучении и воспитании является индивидуализация - организация учебного процесса, при котором учитываются индивидуальные особенности учащихся; она позволяет создать условия для реализации потенциальных возможностей каждого ребенка. 

Индивидуализация коррекционного обучения строится с опорой на понимание причин и механизмов дислалии. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации мышц речевого аппарата, проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи.

Взаимосвязь в работе логопеда и семьи определяется понятием сотрудничество.

В процессе сотрудничества важно передать способы познания в какой-либо области. 

Сотрудничество – этап в развитии взаимодействия между людьми, предполагающий возможность одних передать опыт другим и сформировать потребность перенять его.+ принципы Принципы сотрудничества предполагают: индивидуальный подход к каждой семье, гуманный подход ко всем участникам процесса воспитания, развития, коррекции, преемственность согласованных действий, открытость отношений, поэтапность реализации задач, обратную связь.

Рассматривая понятие индивидуализации в ракурсе взаимодействия логопеда с семьей, была определена необходимость изучения семьи, изучения уровня мотивации родителей на сотрудничество с логопедом, с целью выстраивания взаимоотношений на основе учета индивидуальных особенностей каждой семьи.

Анализ результатов исследования речи детей, изучение готовности родителей к сотрудничеству и разработка индивидуальных рекомендаций по коррекции дислалии у старших дошкольников  в условиях семьи.

В обследовании принимали участие 2 детей подготовительной группы. Обследование речи детей проводилось на основе методики, предложенной

Г.В. Чиркиной.

Критерии оценки уровня родительской мотивации: адекватность восприятия родителями состояния речевого развития своего ребенка, готовность к полноценному сотрудничеству с логопедом в процессе коррекционной работы, понимание её важности и необходимости, степень инициативы в плане сотрудничества и продуктивность использования рекомендаций.

В ходе решения поставленных задач установлено, что индивидуальный подход к семье предполагает изучение ее особенностей и возможностей, выявление уровня мотивации родителей на сотрудничество с логопедом, выявление причин, влияющих на этот уровень. В соответствии с выявленным уровнем мотивации возможно планирование работы по взаимодействию с конкретной семьей, подбор и применение наиболее эффективных форм и методов работы с родителями. На основе этого были разработаны индивидуальные рекомендации по коррекции дислалии у старших дошкольников в условиях семьи с учетом структуры дефекта у каждого ребенка.

Основой взаимодействия с родителями с низким уровнем мотивации предлагаются индивидуальные консультации просветительской и практической направленности, позволяющие создать доверительные отношения между родителями и логопедом. Родителям с высоким уровнем рекомендованы. наряду с индивидуальными формами, групповые.

Результаты экспериментальной работы:

  1.  Положительная динамика речевого развития детей в более короткие сроки, вследствие комплексного воздействия при взаимосвязи всех участников коррекционного процесса.
  2. Выработка у детей устойчивой мотивации к речевой самореализации, гармонизация развития личности детей в целом. Это в свою очередь способствует успешной социальной адаптации детей как в ДОУ, так и при дальнейшем обучении в школе.
  3. Активизация педагогического потенциала родителей за счет повышения их психолого-педагогической компетенции в вопросах речевого развития детей, заинтересованность родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Выстраивание механизма взаимодействия, предусматривающего общую целевую и единую стратегическую направленность работы логопеда и семьи, активное вовлечение родителей на основе партнерских отношений и разнообразных современных форм организации работы с ними, безусловно, способствуют достижению стабильных положительных результатов коррекционной работы с каждым конкретным ребенком.

Индивидуализация работы с родителями оптимизирует коррекционный процесс, значительно сокращая его сроки в достижении поставленных целей.

Таким образом, доказана необходимость постоянного поиска путей и способов приобщения родителей к сотрудничеству с логопедом, обеспечивающих индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развитии каждого ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитывающими детей с нарушениями зрения: опыт организации и проведения экспериментальной работы ДОУ

В статье обобщен опыт работы  педагогов МДОУ «Детский сад компенсирующего вида №25»  по реализации экспериментального проекта «Индивидуализация взаимодействия ДОУ с родителями, воспитыв...

Работа психолога с родителями, воспитывающими ребенка с отклонениями в развитии.

материал содержит информацию о типах родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии; о моделях помощи таким сеьям; о психодиагностическом инструментарии, которые можно использовать в работ...

Консультация для родителей на тему "Рекомендации родителям,воспитывающим ребенка с ОВЗ"

Эта консультация предназначена для родителей  по вопросу воспитания  детей,  с ограниченными возможностями здоровья....

Консультация для родителей. «В помощь родителям, воспитывающим ребенка в неполной семье»

Памятка для родителей!Говорите с ребенком и слушайте его! Помогайте ребенку осваивать навыки поведения, соответствующие его полу.Чаще хвалите, а не наказывайте! Эмоционально стабильная и оптимистичная...

"Особенности работы с родителями, воспитывающими ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Детские сады посещают две категории детей с ОВЗ — это дети — инвалиды и дети, не имеющие официального статуса инвалидности, но имеющие особые образовательные потребности....

Памятка родителям: Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка

Памятка родителям:Совместная работа логопеда с родителями определяет общий успех обучения ребенка Для закрепления результатов логопедической работы Ваши дети нуждаются в постоянных домашних занят...