Экспериментальная работа с детьми старшей группы
статья по логопедии (старшая группа)

Васильева Мария Семеновна

Изучение особенностей познавательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Экспериментальная работа с детьми старшей группе «Познавайка»

Васильева Мария Семеновна,

Воспитатель логопедической группы

МБДОУ – Д/с №5 «Радуга»

        Изучением особенностей познавательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи мы работаем с 2020 года. Недостаточное развитие речевых средств у детей с нарушениями речи ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, нерешительности и неумению устанавливать контакт со сверстниками. Помимо недоразвития речевой системы, у детей с ТНР наблюдается нарушение познавательной деятельности, что проявляется в недоразвитии мыслительных операций – синтеза, анализа и сравнения. В результате развивающие возможности детского экспериментирования остаются нереализованными.

            Актуальность проблемы определяется в поиске новых путей развития познавательной активности у детей с нарушениями речи. Одно из обязательных условий эффективности системы коррекционного обучения и воспитания детей старшего возраста с нарушениями речи – интегрированный подход, который дает ребенку возможность реализовать свои творческие способности, коммуникативные умения,  развивает познавательный интерес и активность.

           Среди возможных средств развития познавательной активности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Развиваясь как деятельность, направленная на познание и преобразование объектов окружающей действительности, детское экспериментирование способствует расширению кругозора, обогащению словарного запаса, саморазвитию ребенка.

         Мы считаем, что существенную роль в этом направлении играет поисково  – познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.  В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности. (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддъяков, Л.А.  Парамонова). 

         В старшем дошкольном возрасте работа педагога направлена на уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов, взаимосвязи и взаимозависимости объектов и явлений. В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. В период проявления детьми активного исследовательского интереса, педагог организовывает эксперименты, опыты и разнообразные фокусы.

В процессе экспериментальной деятельности у ребёнка идёт развитие познавательной активности и любознательности, происходит обогащение памяти, активизируются мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения.

 Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

-формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;

-знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);

-формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);

-познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;

-учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;

стимулировать познавательную деятельность;

-познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);

-воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;

-развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

  

 Есть продуктивные и репродуктивные методы обучения.

  Репродуктивные методы. Объяснительно – иллюстративный метод предполагает, что педагог сообщает готовую информацию разными средствами, а это позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности. Собственно репродуктивный метод возможность сделать следующий шаг – сформировать умения и навыки путём действий по предложенному образцу.

   Продуктивные методы. Под продуктивными методами обучения исследователи и педагоги-практики понимают методы, которые помогают организовать деятельность ребенка не на простом усвоении знаний и их воспроизведении на репродуктивной основе, а на основе творческого подхода, помогающего «добывать» новые знания и получать определенный продукт деятельности.

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над осуществлением поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. 

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской деятельности и проводится в групповой форме.
  •  Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений  в группе, если возможно развить возникший интерес к изучению чего-либо.

Значение исследовательской деятельности для детей:

  1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы

  2)  Развивается речь ребенка.

  3) Происходит накопление фонда умственных приемов и операций.

 4) Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать разные предметы и явления для достижения результата.

  5) Развивается эмоциональная сфера ребенка, его творческие способности.

Экспериментирование это увлекательно для детей, особенно старшего дошкольного возраста. Целенаправленная систематическая исследовательская работа с дошкольниками позволяет выявить и сформировать у детей потребность в постоянной познавательной деятельности, поддерживает интерес и способствует всестороннему развитию. Пусть ребёнок самостоятельно для себя открывает и исследует окружающий его мир.

        В своей работе мы используем следующие типы проектов:

  1.  Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем в результате изготавливаются наглядные пособия, планшеты и альбомы.
  2.  Ролево-игровые: это игры-забавы, опыты, театрализованные постановки.
  3.  Творческие: выставки, тематические праздники и другие мероприятия.

        Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями. В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребенка. Описываемые физические и химические опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат, на их основе можно включить в учебный процесс раннее изучение сложных предметов, как физика и химия.  

Так же, нами был составлен годовой план работы исследовательской деятельности. При составлении плана были учтены возрастные и психологические особенности детей.

Цель: становление у детей и взрослых научно-познавательного, практически-деятельного отношения к окружающей среде.

Задачи:

  • Развитие творческого воображения, мышления;
  • Обеспечение условий для всестороннего развития ребенка;
  •  Развитие коммуникативных навыков.

 Месяц

Тема

Описание

Сентябрь

  1. Игра-путешествие «Где живут витамины?»

  1. Эксперимент «Как вода исчезает»

Познакомить детей с продуктами питания, в которых содержаться витамины необходимые для жизни; формировать у детей навыки ЗОЖ и ОБЖ;  расширять познавательный интерес  к человеческому телу.

Расширить и систематизировать знания детей о свойствах воды; формировать у детей навыки экспериментирования; развивать наблюдательность,  внимание: расширять познавательный интерес к неживой

Октябрь

  1. Мысленный эксперимент

 

  1. «Почему у нас зима, а в Индии лето?»  

Познакомить детей с мысленными экспериментами; учить самостоятельно выполнять задания в уме, опираясь на наглядность; развивать мышление, любознательность, наблюдательность.

Продолжать знакомить с глобусом, картой

Планеты; уточнять и обобщать знания детей о зиме; повторить правила поведения в природе развивать интерес к миру природы.

Ноябрь

  1. Эксперимент «Определяем плавучесть предметов»

 

  1. Всасывание воды

Систематизировать знания детей о свойствах предметов ; способствовать развитию интереса к проведению экспериментов; формировать навыки самостоятельного решения проблем,  учить анализировать.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Декабрь

  1. «Воздух - невидимка»

 

 

  1. Игра-опыт «Сколько воды?»

Систематизировать знания детей о свойствах воздуха; учить самостоятельно делать выводы в ходе опытов, анализировать; способствовать развитию познавательного интереса к явлениям неживой природы.

Сколько маленьких стаканчиков с водой можно перелить  в бутылку? Посчитаем?

 Выливая в бутылку каждый следующий стакан, делайте на стенке   бутылки отметки маркером.

Январь

  1. Поливаем цветы

 

  1. Воздух в стакане.

Возьмите на прогулку лейку с водой. Найдите клумбу и объясните ребёнку, что для того, чтобы цветы хорошо росли, их нужно поливать водой. Пусть малыш сам польёт клумбу. Обратите его внимание на то, как при поливе темнеет земля. Поливать можно траву, деревья, кустарники, рассказывая при этом как растения пьют воду. Рассматривайте капельки воды, оставшиеся на листьях, замечайте, что струйки воды из лейки похожи на дождик. Спойте песенку или прочитайте стишок.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Февраль

  1. Тонет—не тонет

  1. Запираем воздух в шарик

Необходимый материал:  тазик с водой, несколько предметов из разных материалов: пёрышко, гвоздик, пластмассовый шарик, прищепка, бусинка, бумажка и т.д.

· В ходе эксперимента ребёнок должен распределить предметы по признаку «Тонет – не тонет»

1. Тонет сразу

2. Тонет после намокания

3. Не тонет.

Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? ( В воздушных шариках). Чем мы надуваем шарики? (Воздухом) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное - не перестараться. (предлагает детям поиграть с шарами).

Март

  1. «Капли»

  1. "Вода может превращаться в лёд, а лёд превращается в воду"

Необходимый инвентарь: контейнер для кубиков льда, стакан с слегка подкрашенной гуашью водой, пипетка, губка или салфетка.

С помощью пипетки ребёнок переносит воду из чашки в контейнер для льда. Когда все ячейки заполнятся, можно собрать таким же способом воду обратно в чашку. В ходе эксперимента можно посчитать, сколько капель

вмещается в одну ячейку, в две и т.д.

Налить воду в стакан. Что мы знаем о воде? Какая вода? (Жидкая, прозрачная, без цвета, запаха и вкуса). Теперь перельём воду в формочки и поставим в холодильник. Что стало с водой? (Она замёрзла, превратилась в лёд). Почему? (В холодильнике очень холодно). Оставим формочки со льдом на некоторое время в тёплом месте. Что станет со льдом? Почему? (В комнате тепло). Вода превращается в лёд, а лёд в воду.

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Когда вода превращается в лёд? (Тогда, когда очень холодно). Когда лёд превращается в воду? (Тогда, когда очень тепло).

Апрель

  1. «Свойства солёной воды»

  1. "Сухой песок может сыпаться".

Необходимый инвентарь: два стакана с водой, два яйца, поваренная соль (4ст. ложки.), ложка.

· Ребёнок с помощью ложки опускается яйцо в один стакан, наблюдает, что оно тонет.

Во втором стакане он растворяет соль, тщательно размешивая её ложкой. Опускает второе яйцо. Наблюдает, что в этом стакане яйцо плавает на поверхности.

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Сухой песок сыплется.

Май

  1. "Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать".

Детям предлагается посмотреть на групповую комнату. Что вы видите? (Игрушки, столы и т. д.) А ещё в комнате много воздуха, но его не видно, потому что он прозрачный, бесцветный. Чтобы увидеть воздух, его нужно поймать. Воспитатель предлагает посмотреть в полиэтиленовый пакет. Что там? (Он пуст). Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух, завязываем его. Наш пакет полон воздуха и похож на подушку. Теперь развяжем пакет, выпустим из него воздух. Пакет стал опять тоненьким. Почему? (В нём нет воздуха). Опять наберём в пакет воздух и снова его выпустим (2-3 раза).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Воздух прозрачен. Чтобы его увидеть, его надо поймать.

        

        Таким образом, проведенная нами работа по развитию познавательной           активности у детей с тяжелыми нарушениями речи посредством экспериментирования показала  положительную динамику. У детей повысился уровень познавательной активности, развития любознательности, исследовательских умений и навыков. Результаты исследовательской деятельности детей реализовались в художественно – эстетической деятельности.

        Наши воспитанники регулярно участвовали и побеждали в различных конкурсах:

Мероприятия

Результат

2020-2021 г.г.

Окружные, городские конкурсы:

- Конкурс чтецов «Новогодние истории»

- Конкурс рисунков «Парад снеговиков»

- Конкурс по живописи «Палитра севера»

- ДПИ «Технический прогресс»

- ДПИ «Технический прогресс»

- Городской фестиваль для детей с овз «с добротой в сердце»

Всероссийские конкурсы

- творческий конкурс «Умнотворец»

Республиканские конкурсы

- Фестиваль «Зима начинается с Якутии»

Талонова Аделина,2 место

Т. Аделина,2 место

Коллективная работа (Х.Айаана, Ф.Ира), 2 место

Т. Аделина,  3 место

Кибирева Валерия, Петров Максим, 1 место

- Васильев Игорь (изо)

-Хаптагаева  Айаана (чтец)

- Михайлова Ариша (чтец)

Ф. Ира, Х. Айаана, С. Валентин , Лауреаты в номинации детский рисунок

Диплом 2 степени, Х. Айаана

2021-2022 г.г.

- II всероссийский конкурс чтецов «Золотая осень»

- Международный фестиваль-конкурс творчества «Бриллиантовые нотки»

- Логико-математическая олимпиада отборочный тур среди подготовительных групп

- Городской конкурс  по риторике «Традиции народов России»

- Конкурс ДПИ «Космофэнтэзи»

Горохова Настя Диплом III место

Михайлова Арина, Яковлева Алиса  Диплом лауреат I степени

Григорьев Бэргэн Грамота I место

Победитель номинации «Самое оригинальное выступление»

1 место, Киберева Валерия.

Динамика развития познавательной активности у детей с ТНР

посредством  экспериментирования

Учебные года/ группа

Высокий уровень познавательной активности

Средний уровень познавательной активности

Низкий уровень познавательной активности

2020-2021 г.г.

Старшая группа

1 - 5,2%

7 – 36,8%

11 – 58%

2021-2022 г.г.

Подготовительная

5 – 31,5%

11 - 52,8%

3 – 15.7%

 20221006_121650.jpg         20221006_122405.jpg

20221006_122232.jpg         20210219_092013.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы "Опытно- экспериментальная деятельность с детьми старшей группы детского сада"

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок – дошкольник сам по себе является исследователем, активизируются его мыслительные процессы, формируются обнаруженные закон...

Опытно-экспериментальная деятельность с водой в работе с детьми старшей группы

Способствовать развитию у детей старшего дошкольного возраста   познавательной активности, стремления к самостоятельному безопасному действию и размышлению, а также интеллектуальному и...

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Экспериментальная работа с детьми старшей группе «Познавайка»

Изучение особенностей познавательной активности у детей с тяжелыми нарушениями речи...