ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР
учебно-методический материал по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Касьянюк Татьяна Валенидовна

 

Обучение элементам грамоты – завершающий этап в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи. Задачи этого этапа решаются с учетом индивидуальных  и возрастных особенностей  детей. Наиболее приемлемой формой организации занятия в этой возрастной группе является игровая деятельность, которая позволяет разнообразить материал, провести обучение с увлечением, создать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка, добиться максимально положительных результатов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ   ПРИ ОБУЧЕНИИ  ГРАМОТЕ  ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ  НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Обучение элементам грамоты – завершающий этап в коррекции речи детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи. Задачи этого этапа решаются с учетом индивидуальных  и возрастных особенностей  детей. Наиболее приемлемой формой организации занятия в этой возрастной группе является игровая деятельность, которая позволяет разнообразить материал, провести обучение с увлечением, создать условия для эмоционального благополучия каждого ребенка, добиться максимально положительных результатов.

  1. ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ   НА ЭТАПЕ ЗНАКОМСТВА  С  БУКВОЙ
  1. Показ буквы логопедом.
  2. Нахождение новой буквы среди других, уже знакомых, на фланелеграфе, в индивидуальных кассах, в зашумленном фоне (наложенные друг на друга контуры букв, перевернутые, заштрихованные)
  3. Рассматривание элементов буквы (сколько элементов, как расположены).
  4. Чтение стихотворения, которое поможет лучше запомнить очертания буквы.
  5. Выкладывание буквы из шнурков, спичек, бусинок; обведение, штриховка, лепка. Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
  6. Шершавые буквы из наждачной бумаги – ощупывание, а потом игра  «Чудесный мешочек» – найди заданную букву или угадай, какую взял.
  7. Определение буквы, «написанной» на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе.
  8. Игра «Бассейн» – в коробке насыпана фасоль (горох, пуговицы), и в ней находятся пластмассовые буквы, которые нужно найти, ощупать и назвать.
  9. В ряду из уже  изученных букв, расположенных на доске, назвать ту, которая стоит за буквой «У», перед буквой «У», между буквами «Т» и «К».
  10. Составить из фишек – символов  звуков слово, в котором звуки можно заменить буквами (кроме одной, которую не изучали) и подвести детей к необходимости изучить букву, обозначающую данный звук.
  11. Игры: «Найди пару к рукавичке», «Найди такую же», «Магазин чулок и  носков». 
  12. Игра «Жук – буквоед». Детям предлагается рассмотреть букву с отсутствующими элементами: Жук-буквоед съел часть буквы. Догадайся, какая была буква (буквы).
  13. Игра «Ремонтируем буквы»: детям предлагаются буквы с отсутствующими элементами. Нужно восстановить буквы – дорисовать, выложить из фасоли, спичек, шнурков.
  14. Найди заданную букву в заголовках газет, журналов.
  15. В газетном, книжном тексте зачеркивать, подчеркивать по заданию букву или те буквы, которые еще не учили.
  16. На географической карте находить названия, начинающиеся на заданную букву.
  17. Рассмотри, назови буквы. Какая буква повторяется несколько раз? Сколько раз повторяется эта буква?

В

А

Н

А

О

Ч

К

Я

А

С

Т

О

Р

З

А

Я

  1. Нарисуй карандашом эту фигуру несколько раз, а потом сотри все, что не нужно букве: Г,У,П,И
  2. Таблица с буквами и цифрами. Покажи, где буквы, где цифры, назови только буквы.
  3. «Узнай букву» – детям предлагаются характерные элементы букв, по которым они узнают букву в целом. Лист, на котором она нарисована, складывается пополам. Можно просто закрыть верхнюю или нижнюю часть буквы экраном.
  4. Узнавание буквы, написанной в разном  пространственном расположении.
  5. «Какая буква спряталась?». Нахождение букв в геометрических фигурах. Поиск букв, наложенных друг на друга
  6. Организация станций с названиями – заданиями:

Станция «Меловая» – пишут буквы цветным мелом   на доске или линолеумной плитке.

Станция «Водная» – мокрой кистью по сухой доске.

Станция «Спичечная» -  выкладывание букв из спичек, палочек.

Станция «Проволочная» – из мягкой цветной проволоки.

Станция «Шнурочная» – из шнурков и  тесьмы.

Станция «Наждачная» – угадай букву на ощупь.

Станция «Песочная» – на открытке-заготовке написать букву клеевой кисточкой, а потом опустить в ящик с песком. «Угадай букву на ощупь».

Каждая станция обозначается определенным символом, например: «Водная»- стакан с водой.

  1. Придумывание сказок про буквы, пространственное расположение которых  плохо запоминается ( В какую сторону смотрит буква Р?) – Мальчик не мог запомнить, в какую сторону смотрит буква Р. Он придумал .В слове  «направо» есть звук Р, а в слове «налево» – нет. Значит, писать ее нужно направо. Так он и запомнил, в какую сторону пишется буква Р.
  2. Игра «Вертолина» (вращается круг, какая буква попала в сектор, на эту букву составляются слова).

26.  Игра «Найди букву» – использовать текст, перевернутый вверх ногами.

  1. ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ   НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ    СЛОГОВ

1. Чтение  слогов по слоговым « окошечкам».

2. Чтение слогов по таблице.

3.  Игра «Найди слог» - сначала найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из        гласной и согласной букв.

4.  Игра «Допиши слог», например,: «ТАТ»  (на доске Т…Т, ТА…, …АТ) и т.д.

5.  Игра «Брейн-ринг» – прочитать слог и придумать слова, начинающиеся на данный слог. Кто быстрее?

6.  Игра «Прочитай наоборот»: детям предлагается читать слоги слева - направо и наоборот.

7. Игра  «Слоговой магнитофон»: Детям предлагается два круга из картона, разделенных на равное количество секторов.  На одном круге первые слоги, на другом – вторые. Дети совмещают диски таким образом, чтобы получились слова.

8.  Чтение слогов на отдельных карточках  составление  слов из них.

    (кук, ны, ки, тик, сос, ут, ла, ко – кукла, сосны , котик , утки.)

9.  Чтение слогов с выделением ударного  слога: ударение переносится с первого слога на второй, потом на третий.

10. Игра «Какого слога не стало?»: дети запоминают слоги, написанные на доске, закрывают глаза, один слог убирается.                                                      

11. Игра «Слоговой аукцион» – на карточке показывается слог, с которым надо придумать слова. Выигрывает тот, кто называет слово последним.

12. Игра «Слоговое  лото»:  нужно составить слова с определенным слогом, слогами. Слова можно ограничить темой.

13. Придумать слова, в которых заданный слог стоит в середине, начале, конце

14. Игра «Угадай – ка» - нужно вспомнить и угадать имя сказочного героя, которое начинается на слог БУ (Буратино).

  1. «Найди нужное место» – отдельно, на карточках напечатаны  слоги. Нужно положить слог в соответствующую клетку таблицы: МА, МУ, МИ… ПА,ПУ, ПИ..

А

О

У

И

Ы

Э

Е

Ю

Я

П

Т

М

16.« Телефон» – вырезан  из картона. Вместо цифр – гласные буквы, а согласные по одной подставляются в середине.  Дети придумывают номера телефонов из слогов и слов.

  1. Игра  « Пальчики помогают читать». У каждого ребенка на карточке написаны  буквы. Из букв  получаются слова. Пальчики помогут прочитать слово

Поставим мизинчик левой руки под первую букву, безымянный – под вторую букву, поем. Пальчики как бы ударяют по клавишам, а мы поем «АУ». Прочитайте без помощи пальчиков. То же можно с буквами из кассы и символами.

  1. Игра «Курочка с цыплятами»: Логопед читает стихотворение. В момент добавления детьми последнего слога в строчке, соединяет указкой согласную букву с гласной.

                          А                        Вышла курочка гулять.

                          О                        Свежей травки пощипать

           Н            У                        А за ней цыплятки – малые ребятки.      

                          Е                         Цып-цып-цып! Сюда, сюда!

                                                     Я вам буковку нашла!

                                                     Прибежал веселый А- прочитали дети:… НА

                                                     Прибежал задорный О – прочитали дети:…НО

                                                     Прибежал упрямый У – прочитали дети: …НУ

                                                     Прибежал зазнайка Е – прочитали дети:…НЕ.

  1. Игра «Живые буквы». Детям раздаются буквы. Они должны найти себе пару, так,  чтобы получился слог.
  2. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, например: картинки – улитка, муравей; составленный слог – ум.

                   

  1.  ИГРОВЫЕ  ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ   НА ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ  СЛОВ  И  ПРЕДЛОЖЕНИЙ
  1. Чтение по демонстрационным карточкам.
  2. Чтение по индивидуальным карточкам.
  3. Чтение предложений с пропущенным словом: «вставь  пропущенное слово по смыслу».
  4. Прочитай слово (предложение) и найди на картинке то, о чем говорится. Или выбрать из нескольких подписей нужную – «Перевесь вывески» (Ветер сорвал вывески в магазине, прочитай и верни их на место).
  5. Добавление слога до целого слова: ко+т, ко+ты.
  6. Подбери  по смыслу слово из второй колонки  (голубое …. небо, собака …спит).
  7. Чтение слов с заменой одной буквы: «В слове «пила» замените букву  «Л» на букву «Ш». Какое слово получится?
  8. Игры: «Вставь пропущенную букву». «Какая буква потерялась?» - детям предлагаются карточки или надписи на доске с пропущенной буквой: ко…ка (Ш, Р), м…шка  (Ы, И,О, У)
  9. Игра «Разгадай кроссворд».
  10. Чтение, придумывание слов по начальной и конечной букве, например, животные: з..ц, л..а.
  11. Подбери нужную букву: У или А, прочитай:

М…к             л…к

Б…к              с…к                

Р…к              ж…к

  1. Карточки с написанными  словами расположить под буквой, с которой они начинаются:

               П                           Е                           С                      Н

           парта                      енот                       сук                   небо

13.«Закрытые слоги» – слова написаны на  карточках. Вторая часть слов закрыта экраном. Дети читают слог, добавляют другой, чтобы получилось слово. Затем открывают вторую часть, читают написанное слово.

14. Сюжетные картины – на стенах. Они обыгрываются – к ним прикрепляются карточки со словами  или слогами, например, «В зимнем лесу».

Жили – были мама и папа. Был у них сынок Витя. Он был любознательный, хотел все знать. Однажды Витя пошел в лес. Мальчик раздвинул кусты и увидел:

-Как  под елкой запушенной скачут по снегу вороны:

-Кар- кар- кар!

       Прикрепляется карточка к пейзажу. Дети читают «Кар».

Вдруг из-за большого дерева кто-то выскочил. Вороны улетели. А Витя испугался и сказал: «Ой»  (около Вити прикрепляется карточка «Ой»). Это был заяц. Витя пошел дальше. Вдруг он услышал, как кто-то стучит по дереву: тук. Прикрепляется дятел и карточка: «Тук». И т.д.

Загадки о разных животных, а отгадки дети находят в разных частях кабинета.  

15. Игра «Одна буква – марш!»: детям предлагается прочитать слова без первой буквы -  хлев, уточка, укол….

16.Игра  «Записки» - детям пишутся записки с заданиями,  они должны прочитать и выполнить  задание.

17. Игра «Помоги Мишутке» выбрать открытку для бабушки – несколько открыток с поздравлениями к разным праздникам, нужно прочитать названия праздников на открытках и выбрать открытку  к одному из них.

18.Игра  «Накорми зверей» – дети выбирают картинку с животным, перед ними  карточки с названиями кушаний. Дети по очереди читают карточки и думают, кому ее предложить.

19. Игра «Перевод с вороньего» – все предметы ворона называет по-своему: «Кар!» Посмотри, какие предметы она так назвала ( картошку, картину, карандаш)  т.д. Найди среди карточек дополнение слова:    тошка, андаш,  тина. Можно использовать вариант для письма:  кар____.

20. Игра «Почтальон»: На листе бумаги – карта леса. На лесную почту пришли  3 посылки.  Кому  их прислали – не написано, но есть адреса – приметы, по которым можно найти дом: дуб, гора, малина, муравейник. Если адрес «прочитан» правильно, то  почтальон дойдет до адресата,  и зайка получит морковку, белочка орехи, ежик – яблоко.

21.Игра  «Кто больше составит слов?» – проводится  как соревнование. Дети должны соединить слоги правого  левого столбика так, чтобы  они образовали осмысленные слова: ко-мар, ко-мок и т.д.

22.Игра «Варим щи» – кастрюлька, карточки со словами и карандаш - ножик. Ребенок «отрезает» (отчеркивает) во всех словах слог ЩИ. Делать надо внимательно, чтобы в кастрюлю не попало ничего лишнего. А «лишними» остаются: капуста, свекла, мясо, зато попадут: ящик, клещи, щит.

  1.  Игра «Нарисуй то, что я написала» – можно с каким-либо сюжетом.

24.Наращивание слов  : ко-коза-стрекоза,  ли- лист-листочек-листопад.

25.Прочитай рассказ, вместо картинок вставь нужные слова (написанные на карточках).

26.Игра «С кочки на кочку»:                                                                    ли

при                                          бра                                              ча

           ска                         то             ли                             ни

                     ка          о                             на             бед

                             ли                                            я

27.«Читай быстро, не допускай ошибок!»

Мак-рак-лак-лук-люк

Кол-вол-пол-гол-мял-мёл-мол и т.д

28.Игра «Найди маму»: прочитай, соедини пары: мамы-дети. Можно без таблицы, маму – рисунок, а детеныша – подпись.

Коза                      козленок

Корова                  теленок

Осел                      осленок

Курица                  цыпленок

29.Игра «Глазастики» – чтение  «зашумленных» слов и предложений или частично закрытых экраном.

П и л к а

30.Игра «Селекционеры» – прочитать слова на карточках  разложить их  по определенным группам – обобщающим понятиям.

31.Игра  «Белиберда»: прочитать слова и определить, какие из них имеют смысл.

32.Использование карточек – половинок:

Яблоку

Негде упасть

Кот

Наплакал

Половинки карточек раздаются группе детей. Они читают надпись и должны отыскать вторую половину карточки.

33. Игра «Придумай предложение». Взрослый записывает на листе слово, например, «Дима». Передает листок ребенку. Тот продолжает предложение «моет», передает листок третьему – «руки».

34.Из газет и журналов вырезаются заголовки статей. Дети читают и:

  • называют то слово, которое больше всего понравилось, и объясняют, почему;
  • находят среди них по заданию имена, слова-действия  т.д.
  • составляют предложения, словосочетания, можно комические.

35. Игра «Помоги рассказать сказку» – логопед читает сказку, но некоторые слова не произносит, а показывает  написанными на карточке. Дети читают их хором.

36. Переставь слоги и прочитай новые слова: КАМЫШ, КАБАН – МЫШКА, БАНК

37.  Впишите в пустые клетки буквы. Если правильно сделать, то получится 4 разных слова: Бок. Был. Бак. Бук.

Б

К

Б

К

Б

К

Б

К

38. Игра «Найди слово»: Развешиваются карточки с написанными на них  словами в разных местах кабинета (на стене, на полу, на зеркале). Даются разные задания, например: Найди, где написано слово «Коза» или  «Прочитай все слова, которые обозначают домашних животных и т.д.»

39. Игра «Цепочка слов» – последняя буква одного слова является началом другого:

                 и                                 з

         с              ц                   у          и

   и                         а         б                     м

л                                 р                                 а

40. Игра «Составь слово»: Дети придумывают 2-3 сложное слово, записывают его на карточке, на оборотной стороне  рисуют картину, соответствующую этому слову. Затем карточку разрезают по слогам. На занятии дети меняются своим наборам карточек со слогами. Каждый составляет слова. Если слова составлены правильно, то на оборотной стороне  получится целая картинка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами

Система игр и упражнений для знакомства детей старшего дошкольного возраста с геометрическими фигурами, их элементами и свойствами...

КАРТОТЕКА дидактических игр и упражнений по развитию речи. Старший дошкольный возраст

Дидактические игры и упражнения  для развития всех сторон речи: фонетико-фонематической, лексической, грамматического строя, связной речи....

«Игры и упражнения для развития памяти (старший дошкольный возраст)».

Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Без нее не возможно усвоение общественного опыта, расширение связей ребенка с окружающим, не возм...

Практическое развивающее упражнение "Песок" для детей старшего дошкольного возраста

Цель:   1. Продолжать знакомить детей со свойствами песка, его происхождением       2.Закрепить и уточнить знания детей о песке и его свойствах.  3.Развивать...

Дидактические и речевые упражнения для ознакомления детей старшего дошкольного возраста с "Предложением" и понятием "Слово"

Данная подборка упражнений актуальна для студентов и как помощь в работе воспитателям....

Игры и упражнения для развития памяти старшего дошкольного возраста

Игры и упражнения для развития памяти в ДОУ старший дошкольный возраст...

Инновационная проектная деятельность (модель трех вопросов) на 2020-2021 годы, используемая с детьми. старшего дошкольного возраста (5-6 лет) группы №11

Методическая разработка предназначена для использования в образовательной деятельности в течении учебного года  с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет)...