Организация взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ
методическая разработка по логопедии

Григорьева Екатерина Николаевна

Организация взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ в комплексной работе с детьми ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_logopeda_s_pedagogami_dou.docx21.89 КБ

Предварительный просмотр:

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ в комплексной работе с детьми ОВЗ

Подготовила: Учитель-логопед Григорьева Е.Н.

Система коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР требует комплексного подхода, который предусматривает взаимодействие и преемственность работы всех специалистов ДОУ и родителей.
Комплексное педагогическое воздействие направлено на выравнивание речевого и психофизического развития детей.

Коррекционно-развивающие занятия с детьми, имеющими речевые нарушения, включают большой комплекс задач:

— развитие артикуляционной моторики;

— развитие мелкой моторики и координации движений;

— формирование фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза;

— обогащение словарного запаса;

— формирование грамматического строя речи;

— формирование связной речи в соответствии с возрастной нормой.

Совершенно очевидно, что решение такого комплекса задач возможно только при тесном взаимодействии с воспитателем, который ежедневно общается с детьми, знает их склонности, интересы и может определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности.

В работе над речью перед воспитателем и учителем логопедом стоит общая цель сформировать правильную речь как полноценное средство общения, необходимое для полноценного развития ребенка. И учитель-логопед и воспитатель заняты формированием звуковой стороны речи, работают над обогащением словарного запаса, обучают детей грамматически правильной речи, рассказыванию, воспитывают речевую активность. Воспитатель организует индивидуальные занятия с детьми по заданию логопеда, организует игры, способствующие развитию психических процессов, тесно связанных с речью.

С этой целью в группах заведены папки взаимодействия, в которые учитель-логопед размещает задания для работы с детьми, имеющими речевые нарушения: по автоматизации звуков, по развитию фонематического слуха, уточнению и расширению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи. Работа воспитателя в помощь логопеду становится направленной, конкретной и действенной.

Логопед разучивает стихи с детьми для утренников, спектаклей, выступлений.

В прошлом году на базе нашего детского сада была образована творческая группа логопеда и воспитателей 1 младшей группы. Совместно был создан пакет методических материалов по развитию речи у детей раннего возраста (составление буклетов для родителей с играми для детей, оформление уголка для родителей, картотека чистоговорок, игры по развитию речи у детей раннего возраста, проведены консультации).

Работа логопеда и родителей строится на основе индивидуальных консультаций, а также еженедельное заполнение рабочих тетрадей для домашних заданий ребенку. Организованы открытые занятия для родителей. В этом учебном году проведены консультации на родительских собраниях в 1 младшей группе – тема «Речевое развитие с мамой в 2-3 года», в  старшей группе – тема «Речевые игры у мамы на кухне»  и подготовительной -  тема «Скоро в школу».

В этом учебном году создана творческая группа логопеда, методиста и музыкального руководителя с целью организации тренингов для воспитателей по теме «Школа психолого-педагогической помощи педагогам» с целью профилактики эмоционального выгорания и развитии коммуникативных компетенций у педагогов ДОУ.

Был проведен цикл занятий, которые включали в себя теоретическую часть, практическую часть (это игры и задания логопедической направленности), также ритмические и релаксационные упражнения. Выполняли упражнения для активизации дыхательных мышц, тренировки артикуляционного аппарата (музыкальная арт. гимнастика). Проговаривали скороговорки необычным способом, исполняли песни с использованием одного звука. Также изучали методики составления загадок для детей.

Для достижения положительных результатов в коррекционной работе с детьми необходима тесная связь с музыкальным руководителем.

На своих занятиях музыкальный руководитель использует логоритмические упражнения с целью формирования слухо-зрительно-двигательной координации. Используя в распевках слоговые цепочки, развивает фонематический слух, дикцию, высоту и силу голоса. В песнях, музыкальных играх работает над музыкально-ритмическим рисунком, что в свою очередь необходимо для предупреждения нарушений чтения и письма при обучении в школе.

В рамках взаимодействия в первом полугодии провели открытое музыкальное логоритмическое занятие совместно с музыкальным руководителем по автоматизации звука Р по теме «Животные Африки».

В мае проведено открытое логоритмическое занятие с использованием бумвокерсов по теме «Радуга цветов». Занятие было построено по лексической теме «Цветы». Цель: коррекция  речевых нарушений с использованием системы двигательных упражнений в сочетании с речью под музыку. Занятие включало в себя:

- двигательные игры;

- загадки-рифмовки по теме «Цветы»;

- упражнения на взаимодействие;

- исполнение музыкальных рядов по гамме;

- знакомство с новым музыкальным инструментом бумвокерсами;

- проговаривание чистоговорок с отстукиванием ритма.

Дети были заинтересованы на протяжении всего занятия, с удовольствием играли на инструментах, проговаривали и простукивали скороговорки, отгадывали загадки, выполняли двигательные упражнения, чувствовали себя уверенно и раскрепощенно.

Взаимодействие логопеда, воспитателей, музыкального руководителя, методиста и других специалистов ДОУ в коррекционно-образовательном процессе ведет к достижению общей цели – устранение ТНР у детей. Необходимо вовлекать в коррекционно-развивающую работу семью, обеспечивать заинтересованность родителей и других близких родственников в ее результатах.

Только согласованность действий всех специалистов ДОУ позволит детям легко адаптироваться в социуме, а также успешно развиваться и обучаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Организация взаимодействия учителя-логопеда с родителями."

В статье раскрываются направления, формы и методы работы учителя-логопеда с родителями детей, имеющих нарушения речи....

Тематическая гостиная для родителей "Организация взаимодействия учителя - логопеда с родителями старших дошкольников с ОНР"

  Общение ребенка с взрослым является основой его психического развития. Еще Л. С. Выготский говорил о том, что наиболее благоприятная атмосфера общения создается родителями в семье, где с...

Проект "Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей предшкольного возраста в летний период «Скоро в школу мы пойдем»"

Основная цель проекта:       оказание психолого-логопедической помощи детям предшкольного возраста, имеющим речевые нарушения;       формиро...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Основным требованием ФГОС к условиям реализации сопровождения детей с ОВЗ является  взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, в том числе создание образовательных проектов совм...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей с ОНР в условиях логопункта ДОУ

Более приоритетным направлением в области комплексного сопровождения дошкольника с ОНР, является разработка психолого-логопедического взаимодействия. Ведь именно учителем-логопедом и педагогом-психоло...

Организация взаимодействия учителя логопеда и семьи

 Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребёнка. Это обусловлено исключительной ролью, которую она играет в жизни человека. Речь в своём развитии проходит определ...

Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня

Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье  описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы...