Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "В мире флоры и фауны"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Наталья Мысина
Цели.1. Дать определение слов «флора» и «фауна». Ввести их в речь детей.
          2.Учить образовывать новые слова с помощью суффиксов.
          3. Продолжать работу по составлению небольших рассказов, опираясь на 
           имеющиеся знания детей и слова-подсказки (определения).
          4. Развивать зрительное внимание.
          5. Воспитывать любовь к природе, желание узнать ее лучше.
Материал. Карточки со словами «флора» и «фауна», картинки с изображением грибов и диких животных, карточки со словами-определениями, разрезанный на части «космический» корабль, грамзапись, картина с изображением участка леса.
 
Ход занятия.
В группе разбросаны картинки с изображением животных и растений, карточки со словами определениями, картина участка леса, «осколки» «космического» корабля, карточки «флора» и «фауна».
Логопед: Какой беспорядок в группе! Что здесь произошло? Кто мог это сделать? Посмотрите, вместе с картинками и карточками валяются какие-то непонятные предметы. На что это похоже? По-моему, это какие-то осколки. Давайте попробуем их сложить, может, что-нибудь получится, и мы сможем узнать, что здесь произошло. (Дети складывают космическую ракету).
Логопед: Вы настоящие авиаконструкторы! Так быстро из осколков сложили ракету. Но почему она рассыпалась?
(Звучит «космическая музыка»).
Логопед: Послушайте, какая странная, неземная зазвучала музыка. Внимательно слушая ее попробуем представить, что случилось с космическим кораблем.
(Дети слушают, музыка постепенно затихает).
Логопед: Что вы представили? (Дети рассказывают).
Логопед: Мне тоже представилось, как все могло произойти. Хотите расскажу? Вы обратили внимание, как вдруг изменилась музыка? Какой она была в начале? (плавной, напевной, спокойной). Наверное, в этот момент неведомый нам инопланетянин покинул свою планету, где, возможно, нет ни травы, ни цветов и деревьев, нет животных и птиц. И пролетая над нашей планетой, увидел, какая она красивая! Сколько на ней морей и рек, зеленых лесов, наполненных голосами их обитателей! Возможно, он стал их фотографировать, и то, что мы видим разбросанным, есть ни что иное, как фотографии. Но вдруг…. Вы помните, как изменилась музыка? Какой она стала? (тревожной, напряженной). Что-то случилось с двигателем, ракета стала неуправляемой. Она начала терять высоту и, достигнув нашей группы, рассыпалась на части. Вы ее собрали. Давайте дальше наводить порядок. Попробуем разобраться с тем, что было в ракете. Посмотрите, написаны какие-то слова. Прочитайте их. Вы знаете, что они означают? Хотите расскажу? Есть на земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что не могут обойтись один без другого. Они и существуют-то на одной территории, и  все у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных – фауна и царство растений – флора. Мы тоже живем вместе с ними и должны уважать их интересы, жить с ними в мире, а главное – стараться узнать о них, как можно больше.
- Как вы поняли, что такое флора и фауна? (Дети отвечают). Давайте под каждым словом разложим разбросанные картинки с пояснением. Даю образец : лиса – это животное, кладу картинку к слову «фауна», маслята – это грибы, значит, кладу к слову «флора». (Дети разбирают картинки, объясняя свои действия).
Логопед: А где, в каком месте можно увидеть представителей флоры и фауны, соседствующих на одной территории? (Лес). Инопланетянин сделал фотографию участка леса. (Показываю картину). Посмотрим, кто там запечатлен из представителей флоры и фауны. (Дети рассказывают).
Логопед : Вы были внимательны и назвали всех животных и растения. Но, наверное, не случайно пришелец сделал фотографии именно этих животных и растений. Вот здесь на карточках написаны слова. Возьмите каждый по одной. Я тоже возьму. Прочитайте слова, расскажите, что вы знаете об этом животном. Можно я начну? У меня написано: маленькая, серая, пугливая. Это мышка. Она делает себе норки под землей и складывает туда корм. Мышка боится лису, волка, ежа. Это ее враги. (Дети читают свои слова и рассказывают о животном).
Физминутка «Лесной магазин игрушек».
Логопед: Знаете, ребята, я думаю, если ракета не разбилась на мельчайшие кусочки, и вы смогли ее собрать, значит, тот, кто в ней летел, не мог погибнуть. У меня такое ощущение, что он здесь и наблюдает за нами, а сам остается невидимым. Спросите инопланетянина, есть ли он здесь, слышит ли нас и понимает ли о чем мы говорим. Если – да , пусть подаст какой-нибудь сигнал. (Дети спрашивают, в ответ – звон колокольчика).
Вот видите, он все время наблюдал за нами, видел, как вы собирали корабль и разбирались со всем, что в ней оказалось. На мой взгляд, вы все выполняли правильно. Я хочу кое о чем попросить инопланетянина. Разберите картинки с изображением трав и грибов. Я тоже возьму.
 - Дорогой гость! На нашей планете есть много деревьев, кустарников, трав, растущих в лесу. Некоторые из них своим названием (именем) как бы хотят рассказать, почему они называются именно так. Например, у меня на картинке сирень. Она называется так потому, что ее цветы сиреневого цвета. А гриб- моховик называют так потому, что он растет среди мха. Сейчас дети тоже расскажут тебе о названиях трав и грибов. Если тебе понравятся их объяснения, позвони в свой колокольчик. (Дети рассказывают по своим картинкам. После каждого объяснения звенит колокольчик).
Логопед: Молодцы, вы сумели правильно объяснить нашему гостю названия трав и грибов, и он остался доволен. А скажите, пожалуйста, если эти травы и грибы растут в лесу, как мы о них скажем, они какие? (лесные). Если лес большой, мы говорим «лес». А если он маленький? (лесок, лесочек). Как называют человека, охраняющего лес? (лесник). Итак, от одного слова мы образовали четыре новых слова: лесные, лесок, лесочек, лесник.
Как-то раз на опушке леса собрались звери и начали возмущаться: зачем это в лесу столько травы, деревьев, кустарников. Заяц жалуется: «Бегу, а лапы в траве путаются. Это мешает от врагов вовремя скрыться!». Лось говорит: «И зачем столько кустов и деревьев наросло? Мои рога застревают в их ветвях». «Да, да, - подтверждает белка, - осенью с них так сыплются листья, что мешают собирать грибы и шишки». Возмущенно зашелестела трава, сердито зашептались листья на деревьях и кустарниках. И собрались они было ответить зверям, незаслуженно обидевшим их, но в это время заговорил мудрый ворон, сидевший на суку могучего дуба. Звери послушали его и поняли, что они несправедливо судили о том, что растет в лесу. Как вы думаете, что сказал зверям мудрый ворон?
(Дети рассуждают).
Логопед: Я согласна с вами. Мы знаем, что на земле есть два царства: мир флоры и мир фауны. Они делят  одну территорию и должны жить в мире и согласии. Да они просто не могут обойтись друг без друга. А мы должны узнавать о них, как можно больше, должны любить и беречь природу, чтобы наша красавица-планета никогда не превратилась в мертвую пустыню, откуда прилетел инопланетянин.
Ну что же, дорогой наш гость, мы навели порядок в твоих фотографиях и картинах, оставшихся после катастрофы. Ты доволен? (Звон колокольчика). А после сна мы нарисуем твой портрет. Дети изобразят тебя таким, каким представили. А ты , отремонтировав свой корабль и возвращаясь домой, сможешь забрать портреты с собой.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt.docx22.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в подготовительной логопедической группе по теме

« В мире флоры и фауны»

Цели.1. Дать определение слов «флора» и «фауна». Ввести их в речь детей.

          2.Учить образовывать новые слова с помощью суффиксов.

          3. Продолжать работу по составлению небольших рассказов, опираясь на

           имеющиеся знания детей и слова-подсказки (определения).

          4. Развивать зрительное внимание.

          5. Воспитывать любовь к природе, желание узнать ее лучше.

Материал. Карточки со словами «флора» и «фауна», картинки с изображением грибов и диких животных, карточки со словами-определениями, разрезанный на части «космический» корабль, грамзапись, картина с изображением участка леса.

Ход занятия.

В группе разбросаны картинки с изображением животных и растений, карточки со словами определениями, картина участка леса, «осколки» «космического» корабля, карточки «флора» и «фауна».

Логопед: Какой беспорядок в группе! Что здесь произошло? Кто мог это сделать? Посмотрите, вместе с картинками и карточками валяются какие-то непонятные предметы. На что это похоже? По-моему, это какие-то осколки. Давайте попробуем их сложить, может, что-нибудь получится, и мы сможем узнать, что здесь произошло. (Дети складывают космическую ракету).

Логопед: Вы настоящие авиаконструкторы! Так быстро из осколков сложили ракету. Но почему она рассыпалась?

(Звучит «космическая музыка»).

Логопед: Послушайте, какая странная, неземная зазвучала музыка. Внимательно слушая ее попробуем представить, что случилось с космическим кораблем.

(Дети слушают, музыка постепенно затихает).

Логопед: Что вы представили? (Дети рассказывают).

Логопед: Мне тоже представилось, как все могло произойти. Хотите расскажу? Вы обратили внимание, как вдруг изменилась музыка? Какой она была в начале? (плавной, напевной, спокойной). Наверное, в этот момент неведомый нам инопланетянин покинул свою планету, где, возможно, нет ни травы, ни цветов и деревьев, нет животных и птиц. И пролетая над нашей планетой, увидел, какая она красивая! Сколько на ней морей и рек, зеленых лесов, наполненных голосами их обитателей! Возможно, он стал их фотографировать, и то, что мы видим разбросанным, есть ни что иное, как фотографии. Но вдруг…. Вы помните, как изменилась музыка? Какой она стала? (тревожной, напряженной). Что-то случилось с двигателем, ракета стала неуправляемой. Она начала терять высоту и, достигнув нашей группы, рассыпалась на части. Вы ее собрали. Давайте дальше наводить порядок. Попробуем разобраться с тем, что было в ракете. Посмотрите, написаны какие-то слова. Прочитайте их. Вы знаете, что они означают? Хотите расскажу? Есть на земле два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что не могут обойтись один без другого. Они и существуют-то на одной территории, и  все у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных – фауна и царство растений – флора. Мы тоже живем вместе с ними и должны уважать их интересы, жить с ними в мире, а главное – стараться узнать о них, как можно больше.

- Как вы поняли, что такое флора и фауна? (Дети отвечают). Давайте под каждым словом разложим разбросанные картинки с пояснением. Даю образец : лиса – это животное, кладу картинку к слову «фауна», маслята – это грибы, значит, кладу к слову «флора». (Дети разбирают картинки, объясняя свои действия).

Логопед: А где, в каком месте можно увидеть представителей флоры и фауны, соседствующих на одной территории? (Лес). Инопланетянин сделал фотографию участка леса. (Показываю картину). Посмотрим, кто там запечатлен из представителей флоры и фауны. (Дети рассказывают).

Логопед : Вы были внимательны и назвали всех животных и растения. Но, наверное, не случайно пришелец сделал фотографии именно этих животных и растений. Вот здесь на карточках написаны слова. Возьмите каждый по одной. Я тоже возьму. Прочитайте слова, расскажите, что вы знаете об этом животном. Можно я начну? У меня написано: маленькая, серая, пугливая. Это мышка. Она делает себе норки под землей и складывает туда корм. Мышка боится лису, волка, ежа. Это ее враги. (Дети читают свои слова и рассказывают о животном).

Физминутка «Лесной магазин игрушек».

Логопед: Знаете, ребята, я думаю, если ракета не разбилась на мельчайшие кусочки, и вы смогли ее собрать, значит, тот, кто в ней летел, не мог погибнуть. У меня такое ощущение, что он здесь и наблюдает за нами, а сам остается невидимым. Спросите инопланетянина, есть ли он здесь, слышит ли нас и понимает ли о чем мы говорим. Если – да , пусть подаст какой-нибудь сигнал. (Дети спрашивают, в ответ – звон колокольчика).

Вот видите, он все время наблюдал за нами, видел, как вы собирали корабль и разбирались со всем, что в ней оказалось. На мой взгляд, вы все выполняли правильно. Я хочу кое о чем попросить инопланетянина. Разберите картинки с изображением трав и грибов. Я тоже возьму.

 - Дорогой гость! На нашей планете есть много деревьев, кустарников, трав, растущих в лесу. Некоторые из них своим названием (именем) как бы хотят рассказать, почему они называются именно так. Например, у меня на картинке сирень. Она называется так потому, что ее цветы сиреневого цвета. А гриб- моховик называют так потому, что он растет среди мха. Сейчас дети тоже расскажут тебе о названиях трав и грибов. Если тебе понравятся их объяснения, позвони в свой колокольчик. (Дети рассказывают по своим картинкам. После каждого объяснения звенит колокольчик).

Логопед: Молодцы, вы сумели правильно объяснить нашему гостю названия трав и грибов, и он остался доволен. А скажите, пожалуйста, если эти травы и грибы растут в лесу, как мы о них скажем, они какие? (лесные). Если лес большой, мы говорим «лес». А если он маленький? (лесок, лесочек). Как называют человека, охраняющего лес? (лесник). Итак, от одного слова мы образовали четыре новых слова: лесные, лесок, лесочек, лесник.

Как-то раз на опушке леса собрались звери и начали возмущаться: зачем это в лесу столько травы, деревьев, кустарников. Заяц жалуется: «Бегу, а лапы в траве путаются. Это мешает от врагов вовремя скрыться!». Лось говорит: «И зачем столько кустов и деревьев наросло? Мои рога застревают в их ветвях». «Да, да, - подтверждает белка, - осенью с них так сыплются листья, что мешают собирать грибы и шишки». Возмущенно зашелестела трава, сердито зашептались листья на деревьях и кустарниках. И собрались они было ответить зверям, незаслуженно обидевшим их, но в это время заговорил мудрый ворон, сидевший на суку могучего дуба. Звери послушали его и поняли, что они несправедливо судили о том, что растет в лесу. Как вы думаете, что сказал зверям мудрый ворон?

(Дети рассуждают).

Логопед: Я согласна с вами. Мы знаем, что на земле есть два царства: мир флоры и мир фауны. Они делят  одну территорию и должны жить в мире и согласии. Да они просто не могут обойтись друг без друга. А мы должны узнавать о них, как можно больше, должны любить и беречь природу, чтобы наша красавица-планета никогда не превратилась в мертвую пустыню, откуда прилетел инопланетянин.

Ну что же, дорогой наш гость, мы навели порядок в твоих фотографиях и картинах, оставшихся после катастрофы. Ты доволен? (Звон колокольчика). А после сна мы нарисуем твой портрет. Дети изобразят тебя таким, каким представили. А ты , отремонтировав свой корабль и возвращаясь домой, сможешь забрать портреты с собой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект-занятия в подготовительной логопедической группе "Весенние цветы"

Конспект-занятия в подготовительной логопедической группеТема: «Весенние цветы» Программные задачи:Уточнить и расширить представления о весенних цветах. Расширить словарь детей через речевые игры...

"Поможем ежонку" конспект занятия в подготовительной логопедической группе

Конспект открытого мероприятия:непосредственная образовательная,коррекционная деятельность (фронтальное занятие в подготовительной группе)  "Поможем ежонку" (интеграция образовательных областей "...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Волшебная кухня"

Программное содержание:Закрепление представлений о правилах поведения, нравтсвенных нормах, лежащих в основе культурно-гигиенических навыков.Развивать зрительное, слуховое воспириятие, память, произво...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе ДОУ по теме "Семья"

    Фронтальное логопедическое занятие в подготовительной группе ДОУ направлено на актуализацию словаря и грамматических категорий по теме "Семья" у старших дошкольников, формирование...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе. Логопедическое занятие по теме «Кошкин дом»

Уважаемые родители, мы пригласили вас принять активное участие в коррекционной работе с вашими детьми на занятие  на тему «Кошкин дом». Используемые игры и упражнения помогают развивать у ваших д...