Развитие речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с дизартрией посредством использования логопедических игр и дыхательных тренажеров
статья по логопедии

Патутина Анна Александровна

Статья посвящена вопросам развития речевого дыхания дошкольников 5- 7 лет с дизартрией. В статье представлен опыт использования логопедических игр и дыхательных тренажеров в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5–7 ЛЕТ С ДИЗАРТРИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГР И ДЫХАТЕЛЬНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ»

Патутина Анна Александровна,

учитель-логопед высшей квалификационной категории

МДОАУ «Детский сад №205»

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития речевого дыхания дошкольников 5- 7 лет с дизартрией. В статье представлен опыт использования логопедических игр и дыхательных тренажеров в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ.

Ключевые слова: речевое дыхание, логопедические игры, дыхательные тренажеры, дизартрия, дошкольники с тяжелыми нарушениями речи.

Дыхательная функция у детей, не имеющих отклонений, формируется спонтанно, а речевое дыхание  в процессе нормального развития речевой деятельности, являясь ее неотъемлемой составной частью [2].

По имеющимся в специальной литературе сведениям расстройства физиологического и речевого дыхания в ряде случаев свидетельствуют о речевой патологии [3].

Дизартрия  нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата [1]. Основными признаками дизартрии являются дефекты звукопроизношения и голоса, сочетающиеся с нарушениями речевой, прежде всего артикуляционной моторики и речевого дыхания. Речевое дыхание нарушается за счет нарушения иннервации дыхательной мускулатуры. Ритм дыхания не регулируется смысловым содержанием речи, в момент речи оно обычно учащенное, после произнесения отдельных слогов или слов ребенок делает поверхностные судорожные вдохи, активный выдох укорочен и происходит обычно через нос, несмотря на постоянно полуоткрытый рот [1]. Рассогласованность в работе мышц, осуществляющих вдох и выдох, приводит к появлению тенденции говорить на вдохе. Это еще больше нарушает произвольный контроль над дыхательными движениями, а также координацию между дыханием, фонацией и артикуляцией. Наряду с речевыми при дизартрии выделяют и неречевые нарушения [1]. Одним из них является расстройство физиологического дыхания. При стертой форме дизартрии отмечаются нечеткое звукопроизношение и смазанность речи, в ряде случаев сопровождающуюся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства.

Таким образом, можно констатировать, что дизартрия в своей симптоматике имеет нарушения речевого дыхания. Данный факт требует проведения комплексной работы по нормализации речевой функции, в том числе и речевого дыхания.

Важным разделом в коррекционной логопедической работе с детьми дошкольного возраста, страдающими дизартрией, является развитие дыхания, а также коррекция его нарушений. Следует отметить, что правильное звукообразование обеспечивается правильным речевым дыханием. Речевое дыхание – это, своего рода, фундамент для формирования правильной устной речи, от которого зависит громкость речи, наличие выразительности и плавности речи, а также четкое соблюдение пауз. Для того, чтобы ребенок имел способность владеть голосом, прежде всего, необходимо его научить правильному дыханию. Правильное дыхание – это короткий глубокий вдох и плавный экономный выдох.

Мы должны помочь воспитанникам овладеть правильными техниками длинного выдоха и умением рационально расходовать запас воздуха во время речи.

Работа по формированию речевого дыхания включает в себя следующие этапы: постановка диафрагмально-реберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот; дифференциация ротового и носового дыхания; формирование длительного фонационного (озвученного) выдоха; тренировка речевого дыхание в процессе произнесения фразы.

Для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используют различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания [2].

1. Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.

2. Для детей дошкольного возраста дыхательные упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

3. Большинство упражнений для детей дошкольного возраста включают выдох с артикуляцией согласных или фонацией гласных звуков, что позволяет логопеду на слух контролировать длительность и непрерывность выдоха, а в дальнейшем формирует у ребенка обратную биологическую связь.

Заниматься нужно ежедневно, в проветренном помещении, до еды. Общая продолжительность гимнастики 5 – 6 минут. В процессе выполнения дыхательных упражнений необходимо следить, чтобы ребёнок не напрягал плечи и шею, не делал слишком большой вдох. Упражнения для развития речевого дыхания рекомендуется проводить в игровой форме, иначе ребенок будет отказываться их выполнять и потеряет интерес к такому виду дыхательных упражнений.

Представленные логопедические игры и дыхательные тренажеры являются вспомогательным средством коррекции дизартрии у дошкольников с дизартрией в дошкольном образовательном учреждении.

Дыхательный тренажер с шариком «Аэробол». Игрушка представляет собой пластмассовый (или деревянный) мундштук с отверстием для воздуха и поддерживающим кольцом из пластика/дерева. В кольцо кладется шарик. Когда игрок выдыхает в мундштук, шарик взлетает в воздух. Задача игрока – силой своего дыхания удерживать шарик в воздухе как можно дольше, при это выдыхать нужно аккуратно и равномерно – иначе шарик просто улетит. В процессе такой игры, ребенок учится чувствовать свои органы дыхания и главное - управлять силой выдоха.

Еще один вариант для тренировки силы выдоха с помощью игры «POP IT». Ребенку необходимо дуть на шарик с помощью трубочки. За счет силы выдоха шарик будет перемещаться из ячейки в ячейку.

Декоративная свеча нам пригодится для выполнения классического упражнения «Задуй свечу». Лампа включается и выключается задуванием, как и обычная свечка – однако, она электронная, т.е. пожаробезопасная, об нее невозможно обжечься. Учащемуся необходимо сделать глубокий вдох носом и задуть свечу резким выдохом через рот. С помощью данной свечи развивается сила выдоха и активизируется работа мышц губ.

Свисток «Железная дорога». На конце свистка - миниатюраная железная дорога с поездом, который приводится в движение, если дунуть в мундштук. Чем сильнее струя выпускаемого воздуха, тем быстрее движется паровоз. Издаваемый звук похож на гудок поезда.

В логопедии носовая флейта позволяет учить ребенка различать носовой и ротовой выдох. Рекомендуется использовать при инфантильном типе глотания, при заикании, дизартрии, а особенно при ринолалии. Это пластиковое приспособление с подставкой для носа, в котором есть отверстие, идущее насквозь до окошка в нижней части флейты. «Окошко» плотно примыкает к открытым губам, таким образом, создается камера для выдыхаемого воздуха из носа во рту, что и создает характерных мелодичный звук.

Казу – это мембранный музыкальный инструмент. Состоит из фигурной пластиковой трубочки сужающейся к концу. Ближе к широкому краю трубочки есть "окошко" с мембраной из папиросной бумаги. В этот свисток нужно не дуть воздушной струей, а говорить. Казу способствует развитию длительности непрерывного ротового выдоха, тренирует окологубные мышцы. Он помогает менять силу и тембр голоса. С помощью него возможна автоматизация и дифференциация поставленных звуков.

Логопедическая игра-тренажер «Сокровища гномов» предназначена для развития речевого дыхания у детей. Цель игры – забрать у гномов как можно больше сокровищ. Главная задача ребенка подуть на шарик так, чтобы он оказался в одной из шахт на игровом поле. После того как шарик окажется в отверстии, игрок может забрать себе один из камней соответствующего цвета. Подходит для индивидуальной и подгрупповой работы.

Игра «Магический аэробол» (другое название «Воздушная гонка»). В настольной игре «Воздушная гонка» ребёнку предстоит дуть на шарик и регулировать силу выдоха, чтобы проходить различные сложные трассы с горками, трамплинами, лесенками, кольцами. Благодаря такому способу тренируется речевое дыхание и отличная реакция. Настольная игра «Воздушная гонка» рекомендована для детей от 5 лет.

Игра «Воздушное лото» (другое название «Воздушный поединок») предназначена для развития речевого дыхания, лицевых мышц и тренировки координации движений в игровой форме. Задача игры «Воздушное лото» - при помощи дыхания переместить шарик из одного отверстия в другое, закрыв тем самым необходимые ячейки с рисунками. Подходит для индивидуальной и подгрупповой работы (до 4х человек). Преимуществом данной игры являются сменные карточки. С помощью изображений на карточках ребенок изучает счет, алфавит, цвета, фрукты и ягоды, животных. Карточки можно изготавливать для данной игры самостоятельно в зависимости от дополнительных задач логопедического занятия, например, карточки на различные лексические темы. На игровом поле Цифры можно работать дополнительно над слоговым анализом слов. Сколько слогов в слове, на то число необходимо сдуть шарик. С помощью данной игры можно тренировать слухоречевую память – перечислить названия животных, ребенок запоминает и сдувает шарик в названном порядке.

Таким образом, использование представленных игр и тренажеров способствует развитию речевого дыхания, просодической стороны речи, коррекции звукопроизношения, повышению мотивации на логопедических занятиях. Данные игры регулярно используются в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ и зарекомендовали себя как эффективное вспомогательное средство развития речевого дыхания у дошкольников с 5-7 лет с дизартрией.

Список литературы:

  1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия. — М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009
  2. Белякова, Л.И. Логопедия. Заикание: учебник / Л.И. Белякова, Е.А.Дьякова. – Москва: Академия, 2003.
  3. Лаврова Е.В., Коптева О.Д., Уклонская Д.В. Нарушения голоса, М.: Издательский центр «Академия», 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная работа логопедов МДОУ №1 г.Фрязино по выявлению особенностей развития речевого дыхания у дошкольников и воспитанию правильного речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи

Работа содержит : теоретические основы особенностей развития речевого дыхания у дошкольников, констатирующий эксперимент по обследованию внеречевого и речевого выдоха, работу по воспитанию у детей пра...

Использование дыхательных упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с нарушением речи.

Дыхание – одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох - более ак...

Развитие речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией.

В статье указаны проблемы преодоления  развития речевого дыхания у детей с речевой патологией....

Варианты игр и упражнений для развития речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Подборка игр и упражнений по развитию речевого дыхания у детей с дизартрией для учителей -логопедов и воспитателей логогрупп....

Использование комплекса биосвязи для развития речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи

В материале размещен практический материал из опыта работы по развитию речевого дыхания у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием БОС-технологии по методу Сметанкина А.А....

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы «учитель-логопед — ребенок — родитель»

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....

Консультация для родителей Формирование речевого дыхания у дошкольников с речевыми нарушениями посредством использования логопедических игр и дыхательных упражнений в системе работы "учитель-логопед - ребенок - родитель"

Дыхание является одной из важных функций жизнеобеспечения человека. Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы....