Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р "Как котята дружбу искали"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Желтышева Наталья Николаевна

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Р "Как котята дружбу искали" для детей подготовительной к школе группы. Звук Р автоматизируется в словах, предложениях, дети учатся находить картинки с изучаемым звуком, определять позицию звука в слове, составлять предложения, также решается задача нравственного воспитания, закрепляют вежливые слова, понятие дружба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект занятия 43.86 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад «Солнышко»

Учитель-логопед Желтышева Н.Н.

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и в предложениях 

«Как котята дружбу искали»

Цель: продолжать автоматизировать звук [р] в словах и в предложениях.

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

- расширять знания детей о дружбе;

-формировать нравственные качества (умение дружить, беречь дружбу)

- закреплять  умение выделять существенные признаки звука с помощью артикуляционно- акустической схемы звука;

- совершенствовать умение отвечать на вопросы полным предложением, использовать в своей речи вежливые слова;

- продолжать учить составлять предложения из заданных слов;

2) коррекционно–развивающие:

- развивать лексико-грамматические представления с помощью подбора слов-антонимов;

- развивать умение правильно произносить звук Р в словах и предложениях;

 - развивать фонематический слух (отбирать картинки со звуком Р, определять позицию звука в слове )

 - развивать память, внимание, слуховое и зрительное восприятие;

3) коррекционно-воспитательные:

- воспитывать умение слушать взрослого и друг друга, формировать положительную мотивацию на занятии;

- воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу, желание помочь;

- воспитывать самоконтроль за речью;

- воспитывать заботливые, уважительные и дружеские чувства к сверстникам;

- воспитывать дружелюбие при общении;

- мотивировать на совершение добрых поступков.

Материалы и оборудование:

Маленький и большой мячики, презентация, артикуляционно- акустическая схема звука Р, эспандеры, зеркала, музыкальное сопровождение-  марш, полянка, плоскостные ягоды с картинками,  корзинка, картинки ( роза , робот,  карандаш, барабан, мухомор, самовар)

 

Ход занятия

СЛАЙД  2

Логопед: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся:

Дети: Здравствуйте

Логопед:  А сейчас давайте встанем в круг и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик

(Дети встают в круг)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его тому, кто  держит его в руках.

Дети здороваются друг с другом.

Логопед:  - Послушайте стихотворение-загадку и попытайтесь отгадать, о ком  идёт речь.

Он пушистый, он игривый,

Очень-очень шаловливый,

Часто любит хвост ловить,

Молоко парное пить.

Испугаешь -  он шипит,

Спинку выгибает,

Приласкаешь – он мурчит,

Весело играет.

Дети: Котенок

На слайде появляется котенок

Логопед: - Давайте сядем за столы, возьмем зеркала и сделаем гимнастику для язычка вместе с котенком

Артикуляционная гимнастика

СЛАЙД  3

Котик Мурзик утром встал,

Чистить зубки побежал.

Вправо-влево, вправо-влево

Чистим зубки мы умело.

СЛАЙД  4

Как сметану любит котик?

Оближи скорее ротик.

 СЛАЙД  5

На качелях оказался,

Вверх взлетал

И вниз спускался

СЛАЙД  6

Поработать кот решил

Потолок покрасить,

Скорее кисточку схватил

Взад – вперед ей красит.

СЛАЙД  7

А теперь чаек попьем,

Чай мы в чашечку нальем.

Мурзик сытый, Мурзик рад!

Мурзик любит всех ребят!

Логопед:  -Молодцы  ваши язычки! Размялись

- Кто запомнил, как зовут котика?

Дети: Мурзик

Логопед:  - Послушайте, какой звук я выделю голосом в слове Муррррзик?

Дети: Звук Р

Характеристика звука Р

- Расскажите, как  расположены губы? Зубы? Язык? Встречается ли преграда?

- Дети: Губы и зубы раскрыты, кончик языка находится вверху, дрожит; воздушная струя сильная, голосок работает.

Логопед: -Молодцы. А теперь скажите, звук Р - какой?

Дети: звук Р  – согласный, звонкий, твердый

Логопед:  - Мурзик принес с собой сказку про своих друзей- котят. Хотите послушать?

Дети: Да.

СЛАЙД  8

Жили  были два  котёнка,  Мур  да  Мяу. И  были  они  неразлучны,  играли   вместе и доверяли  друг  другу  тайны и секреты.  

Однажды,    во  дворе,  встретили  Мур  и  Мяу  чёрную ворону.

 СЛАЙД  9

Посмотрела  ворона  на   котят  и рассмеявшись  им  сказала:  “Резвитесь  вы, котята, играете вместе.  А  есть  ли  у вас дружба?”

Задумались Мур и Мяу, и   хором  спросили у вороны:  “А  что  такое  дружба?”

- Скажу,- говорит ворона,- если вы повторите мои любимые песенки со звуком Р

Проговаривание слоговых цепочек с эспандерами

Логопед:- Будем повторять песенки вороны и тренировать руки. Возьмите эспандеры.

тра-тра-тро                тар-тор-тар

дру-дру- дры                кра-кра-кра

ро-ры-ру                кар-кар-кар

 “Вот  чудаки!”  –воскликнула  ворона.  Играете  целыми  днями,  а  про  самое  важное,  и  не подумали.  “Дружба  –  это  то,  что   сделает вас  неразлучными”

 Посмотрели  котята друг  на  друга  и  решили отправиться в путь на поиски дружбы

         СЛАЙД  10

Взявшись  за лапы,  идут  Мур и  Мяу  и глядят  по  сторонам.

Идет к ним навстречу Мишка- Ворчунишка.  “Мишка,  мишка,  подожди,  что такое  дружба  нам  скажи.”  

«Помогите мне ягоды собрать, тогда скажу»

Логопед:  Ребята, посмотрите, сколько много ягод на полянке. А ягоды  непростые, сказочные с  картинками. Нужно собрать те ягодки,  в названии картинок которых  есть звук Р.  Находим картинку со звуком Р, срываем ягодку, называем картинку и  голосом выделяем звук Р, потом кладем ягодку в корзинку.

Логопед:  Молодцы, все ягоды собрали правильно.  А  Мишка-Ворчунишка забыл нас поблагодарить. Наверное, он не знает вежливых слов. Давайте, его научим!

Поиграем в  игру «Доскажи словечко»
Я начну,  вы продолжайте, хором дружно отвечайте:
• Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (спасибо).
• Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).
• Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста).
• Где бы ни были, на прощание мы говорим …(до свидание).
• Ребёнок вежливый и развитый, говорит встречаясь …(здравствуйте).
Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу.

Засмеялся  мишка и сказал:  “С  дружбой  живётся  веселей,

дружба  вас  сделает  сильней”

СЛАЙД  11

Взялись  вновь  котята   за  лапы  и  пошли дальше.  

Повстречался им Зайчишка-Трусишка. Зайчишка-Трусишка очень шустрый, он любит резвиться и играть.

Логопед: -Хотите с ним поиграть?

Дети: Да.

Логопед: -Давайте присядем на стульчики

Логопед: Я буду показывать картинку, вы ее называете и если звук [р] слышится в начале слова, Зайчишка-Трусишка прыгнет на первый пенек, если в середине – на пенек посередине, а если в конце слова – на третий пенек.

РОЗА

СЛАЙД  12

САМОВАР

СЛАЙД  13

БАРАБАН

СЛАЙД  14

МУХОМОР

СЛАЙД  15

РОБОТ

СЛАЙД  16

КАРАНДАШ

СЛАЙД  17

Логопед: -Молодцы, все верно!

- А сейчас…

Гимнастика для глаз «Послушные глазки»

Закрываем мы глаза, вот какие чудеса!

(закрывают оба глаза)

А теперь мы их откроем, через речку мост построим

(открывают глаза, взглядом рисуют мост)

Нарисуем колесо, получается легко

(глазами рисуют колесо)

Вверх поднимем, глянем вниз,

(глаза поднимают, опускают вниз)

Вправо-влево повернем

(глаза смотрят вправо-влево)

И  игру о добром слове мы начнем

Игра «Скажи добрыми словами» (с мячом)

Жадный – щедрый

Злой – добрый

Ленивый – трудолюбивый

Плохой – хороший

Трусливый – храбрый

Прощаться – здороваться

Ложь, обман – правда

Горе – радость

Враг – друг

Ссориться – дружить

СЛАЙД  18

- Зайчишка-Трусишка! Скажи, не видел  ли  ты  её  здесь,  дружбу? – спросили котята.

“Да  нет, не видел.  Я  и  сам  её  всю  жизнь  проискал,  а  так  и  не  нашёл.

Дружба – это то, что очень сложно найти” – сказал Зайчишка-Трусишка.

Попрощались котята  с Зайчишкой-Трусишкой  и  продолжили свой путь.  

 

СЛАЙД  19

Шли-шли,  а навстречу к ним выходит Лиса-Краса

«Лиса-Краса, помоги  нам.  Долго  ищем  мы  дружбу,  но никак  не  найдём»  –  попросили уставшие  Мур  и  Мяу.  

«Помогу, если составите правильные предложения из моих слов» 

СЛАЙД  20

Ракета играет Ромой.

Дровами рубят топор.

 Градусник несет врача.

Пассажиры везут трамвай.

Трава ест корову

Забор красит Рому.

Котятам так понравилась Лиса-Краса, что они попросили ее поиграть с ними. И вас они тоже приглашают. Давайте встанем в круг и приготовим свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Котята»

Ру-ру-ру – начинаем мы игру

Ра-ра-ра – веселая игра

Ры-ры-ры – у нас в руках шары

Ор-ор-ор – мы идем во двор

Ар-ар-ар – улетает красный шар

Ара-ара-ара – поймала шар Тамара

Ра-ра-ра -  вот и кончилась игра

“Да  не  найдёте вы  её, эту дружбу.  Она  свободна  и  сама приходит, когда  хочет. И  тот,  к  кому она придёт, навеки станут верными друзьями.”

Услышав ответ Лисы, котята расстроились и побрели, домой.

СЛАЙД  21

Мама Кошка  спросила их:  “Почему вы такие грустные ”.  Котята  ответили:“Сказала  нам  ворона  чёрная,  что  есть  то,  что  дружбой  называется  и может  нас  навсегда  неразлучными  сделать.  Решили  мы  найти дружбу. Мы везде ее искали,  а  так  ничего  и  не  нашли. Улыбнулась  мама  кошка и нежным  голосом  сказала:  “Глупышки  вы мои!   Не надо нигде ее искать, ведь дружба живет  в   ваших  добрых  сердцах.  Она  приходит к тому, кто никогда не ссорится,  помогает в трудную минуту, и по- настоящему добрый ”

На этом сказка закончилась.

Логопед:  - Вам понравилась сказка?

-Нашли котята дружбу? Где они ее нашли?

- А кого можно назвать настоящими друзьями?

Логопед:   А я хочу вам пожелать, чтобы среди вас всегда жила дружба и никогда не терялась. Пусть в вашей душе никогда не будет места плохому, только хорошему.

До свидания! Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука для воспитателей

Этот конспект дает подсказку для воспитателей общеобразовательных групп какие методы и приемы можно использовать для работы над звуками...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука Л.

Конспект логопедического занятия в старшей группе по автоматизации звука Л....

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе «В стране потерянных звуков»

Логопедического занятие по автоматизации звуков в подготовительной к школе группе ...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Л]

Конспект логопедического занятия по  автоматизации звука Л для дете 5-6 лет...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] «Прогулка по лесу»

Автоматизация звука [Р] в слогах, словах, предложениях. Обогащение словаря по лексической теме «Грибы». Совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа.Коррекционно-развивающие...

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка».

Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [р] в подготовительной к школе группе Тема. Автоматизация звука [р] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки Шарля Перро «Красн...