Логопедический досуг для воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности «С мячиком играем – речь развиваем!»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Игра – это одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка. Игра является основным видом деятельности детей, поэтому может быть использована при усвоении любого программного материала и быть одним из занимательных этапов непосредственно-образовательной деятельности. Игра делает сам процесс обучения эмоциональным, интересным, познавательным и развивающим.

У детей с общим недоразвитием речи наблюдается нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, несформированность фонематических представлений, а также отставание в лексико-грамматическом развитии. Тот, кто работает с детьми, знает, как нелегко приходится педагогу впервые дни их обучения. Ребята очень подвижны, внимание неустойчиво, у них повышенная утомляемость. Какие выбрать методы и приёмы, чтобы увлечь ребёнка и сделать обучение увлекательным? Как разнообразить задания и заинтересовать детей игрой?

Практика применения мяча в коррекционной работе учителя-логопеда показывает, что мяч может быть полезным предметом в работе с детьми. Игры с мячом помогают заинтересовать детей, отвлечь от однообразной деятельности; давать новые знания; развивают внимание, воображение, умение быстро находить правильный ответ; развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве и т.п.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедические игры с мячом для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Цель: развитие лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР в процессе использования дидактических игр с мячом.

Задачи:

- вызвать эмоциональный отклик и желание у детей участвовать в дидактических играх с мячом;

- познакомить детей с историей появления и видоизменения мяча, с особенностями мячей предназначенных для спортивных игр;

- способствовать развитию лексико-грамматического строя речи;

- формировать у детей эмоционально насыщенную речь, активизировать словарь, вызывать желание совершенствовать свою речь;

- развивать координаторные способности, двигательную активность и межанализаторное  взаимодействие.

- развивать любознательность как основу познавательной активности у дошкольников;

- формировать правильное и осмысленное употребление слов в речи.

Оборудование: резиновый мяч, тряпичный мяч, набор пластмассовых мячей (зеленые, синие, красные), мячи, предназначенные для различных видов спорта.

Организационный момент. Логопед загадывает загадку:

По асфальту я скачу,
Через двор в траву лечу.
От друзей меня не прячь,
Поиграй-ка с ними в... (мяч).

Ход мероприятия.

1. Беседа.

Логопед показывает мяч и спрашивает у детей:  «Что вы о нём знаете?»

- Люди с Древних времён играют с мячом. Раньше играли с мячиком из тряпок, из лыка. Их могли набить песком. Были мячи из шерсти. Сейчас мы играем с резиновыми мячами, кожаными. Они лёгкие, упругие. Бывают разного цвета, размера и назначения.

Логопед показывает детям разные мячи и спрашивает о них: «А что можно делать с этим мячом? А в какую игру играют футбольным мячом? И т. д.»

2. Дидактические игры с мячом.

Игра «Назови одним словом».

Мяч бросаю, не зевай –

Одним словом называй!

Чашка, тарелка, вилка, кастрюля – (посуда).

Машинка, кукла, паровоз, кубики – (игрушки).

Кроссовки, туфли, сапоги, босоножки – (обувь).

Платье, футболка, носки, куртка – (одежда).

Автобус, самолет, корабль, поезд – (транспорт).

Жук, бабочка, муравей, стрекоза – (насекомые).

Аист, ласточка, голубь, ворона – (птицы).

Волк, лиса, заяц, медведь – (дикие животные).

Корова, баран, собака, коза – (домашние животные).

Дуб, береза, клен, сосна – (деревья).

Малина, клубника, черника, смородина – (ягоды).

Игра «Животные и их детеныши»

Человеческие дети

Знают всех зверят на свете.

у тигра – тигренок  

у льва – львенок

у слона – слоненок                                  

у оленя – олененок

у лося – лосенок                                  

у лисы – лисенок

у медведя – медвежонок                    

у верблюда – верблюжонок

у волка – волчонок                          

у зайца – зайчонок

у кролика – крольчонок                    

у белки – бельчонок

у коровы – теленок                            

у лошади – жеребенок

у свиньи – поросенок                          

у овцы – ягненок

у курицы – цыпленок                        

у собаки – щенок

Игра «Чей домик?» или «Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Кто в гнезде, а кто в дупле?

Мяч скорей ты мне бросай

И домики называй!

белка живет – в дупле

лиса живет – в норе

медведь живет – в берлоге

собака живет – в конуре

пчелы живут – в улье

волк живет – в логове

птицы живут – в гнезде

рыбы живут – в воде

Игра «Кто как подает голос?»

Отвечай, да поскорей

Назови язык зверей.

корова – мычит

тигр – рычит

змея – шипит

мышка – пищит

собака – лает

волк – воет

утка – крякает

гусь – гогочет

свинья – хрюкает

лягушка - квакает

Игра «Кто как передвигается?»

Кто летает, кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Летают - (птицы, бабочки, мухи, стрекозы, жуки, комары, мошки)

Плавают – (рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы)

Ползают – (змеи, гусеницы, черви)

Прыгают – (кузнечики, лягушки, жабы, блохи, зайцы)

Игра «Где мяч?»


Вариант 1: Ребенок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч около правой ноги, положи мяч перед собой, сзади от себя», т. д.


Вариант 2: Ребенок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? » (на столе, на полу, в углу, около стола, под столом, за шкафом).

Игра «Скажи наоборот»

 Мы сейчас откроем рот,

 Чтоб сказать наоборот.

широкий – (узкий)

большой – (маленький)

старый – (молодой)

горячий – (холодный)

хороший – (плохой)

умный – (глупый)

веселый – (грустный)

острый – (тупой)

легкий – (тяжелый)

добрый – (злой)

радостный – (печальный)

ясный – (пасмурный)

Игра «Из чего сделано?»

Вот предмет, а из чего

Люди сделали его?

шкаф из дерева – (деревянный)

бутылка из стекла – (стеклянная)

рукавички из меха – (меховые)

тазик из меди – (медный)

медвежонок из плюша – (плюшевый)

ваза из хрусталя – (хрустальная)

сок из клюквы – (клюквенный)

сумка из кожи – (кожаная)

Игра «Чья голова?»

Чья у зверя голова?

Подскажи скорей слова.

у вороны – (воронья)

у рыси – (рысья)

у рыбы – (рыбья)

у кошки – (кошачья)

у зайца – (заячья)

у лошади – (лошадиная)

у лебедя – (лебединая)

у оленя – (оленья)

у лисы – (лисья)

у собаки – (собачья)

Игра «Что бывает круглым?»

Тут, конечно, каждый знает,

Что каким у нас бывает.

Что бывает круглым? – (мяч, солнце, луна, яблоко, вишня…)

Что бывает длинным? – (дорога, нитка, река, веревка, лента, шнур…)

Что бывает высоким? – (гора, дерево, человек, столб, дом, шкаф…)

Что бывает зеленым? – (трава, деревья, кусты, кузнечики, платье…)

Что бывает холодным? – (вода, снег, лед, иней, камень, ночь…)

Что бывает гладким? – (стекло, зеркало, камень, доска, яблоко…)

Что бывает сладким? – (сахар, конфеты, пирожные, торты, вафли…)

Что бывает легким? – (пух, перо, вата, снежинка…).

Игра «Вправо – влево»

Если все мы встанем в круг,

Мяч тебе я брошу, друг!

      Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

Игра «Один – много»

Мы волшебники немного:

Был один, а станет много.

стол – столы

двор – дворы

нос – носы

гора – горы

мост – мосты

дом – дома

день – дни

стул – стулья

перо – перья

носок – носки

утенок – утята

слоненок – слонята

лоб – лбы

ухо – уши

Игра «Веселый счет»

Сколько их – всегда мы знаем.

Хорошо мы все считаем.

один стол – пять столов

один слон – пять слонов

один гусь – пять гусей

один лебедь – пять лебедей

одна майка – пять маек

одна шишка – пять шишек

один утенок – пять утят

один заяц – пять зайчат

одно платье – пять платьев

одна пуговица – пять пуговиц

одна книга – пять книг

одна конфета – пять конфет

Игра «Назови ласково»

В мячик дружно мы играем,

Слова ласково называем.

солнце – солнышко

дождь – дождик

дерево – деревце

цветок – цветочек

гриб - грибочек

облако - облачко

лист – листочек

лавка – лавочка

мяч – мячик

конфета – конфетка

стол – столик

стул - стульчик

Игра «Кто, чем занимается?»

Никогда мы не забудем,

Что умеют делать люди.

строитель – (строит)

повар – (варит)

носильщик – (носит)

уборщица – (убирает)

художник – (рисует)

фотограф – (фотографирует)

продавец – (продает)

парикмахер – (стрижет)

врач – (лечит)

 учитель – (учит)

3. Подведение итогов.

- Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня делали?

(Дети  передают из рук в руки мячик и отвечают).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - практикум для родителей воспитанников подготовительной к школе группы компенсирующей направленности. Тема: «Развитие навыков звуковой аналитико-синтетической деятельности у детей 7-го года жизни с ОНР»

Представленный материал отражает основное содержание консультации в виде практического занятия учителя-логопеда для родителей воспитанников 7-го года жизни с ОНР по формированию у них навыков звуковог...

Речевой досуг для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности "Дарите людям доброту"

Представляю Вашему вниманию конспект речевого досуга в котором затрагиваются нравственные вопросы: "Что такое доброта?", "Что значит быть добрым человеком?", "Какие добрые пос...

Сценарий практико–ориентированной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) «Старинные русские меры длины»

Цель: познакомить детей с некоторыми старинными русскими мерами длины (ладонь, локоть, пядь, шаг)  и способами измерения с их помощью.Цель (детская): найти приз, выстроив маршрут поиска, использу...

Сценарий игровой обучающей ситуации с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).

Игра-квест "За космическими сокровищами" позволило пополнить мою копилку инновационными решениями обычных занятий. Игра заинтересовала детей, ведь искать "клады" - это так весело! ...

Сценарий игровой обучающей ситуации «Остров «Дары Фрёбеля» совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).

План-конспект с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе. Доминирующая образовательная область - познавательнаяТема игровой ситуации:«Путешес...

КОНСПЕКТ НООД по художественно-эстетическому направлению с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Цель: познакомить с техникой - торцевания из салфеток; (изготовление аппликации, применяя технику торцевания).Программные задачи: учить детей понимать и передавать пространственное отношение (сверху, ...