Рекомендации уч.-логопеда на летний период
занимательные факты по логопедии (средняя группа)

Дохоян Любовь Владимировна

Летний период – период отдыха, прогулок и оздоровления. Как провести его с пользой для развития ребенка? Эта тема волнует и педагогов, и родителей.

Лето – как дополнительный бонус для родителей и специалиста, когда возможно закрепить образовательные результаты ребенка за учебный год.

Особенностью работы по развитию речи в летний период, является проведение большей ее части на свежем воздухе и в непринужденной обстановке. Подбор речевого материала, методических приемов определяется общими целями работы с учетом возраста детей, конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми.

Особое внимание требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение речевыми навыками.

Каким образом можно организовать игровую деятельность по развитию речи с ребенком дома? Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательной игры. В какие же развивающие игры поиграть? Все это подробно описано в данной работе: предлагаю подборку игр и упражнений, которые родители смогут использовать со своими детьми в летний период.

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uch.-logopeda_na_letniyts_period.docx32.21 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ «Детский сад №56»

Дохоян Любовь Владимировна, учитель-логопед

Пояснительная записка

Летний период – период отдыха, прогулок и оздоровления. Как провести его с пользой для развития ребенка? Эта тема волнует и педагогов, и родителей.

Лето – как дополнительный бонус для родителей и специалиста, когда возможно закрепить образовательные результаты ребенка за учебный год.

Особенностью работы по развитию речи в летний период, является проведение большей ее части на свежем воздухе и в непринужденной обстановке. Подбор речевого материала, методических приемов определяется общими целями работы с учетом возраста детей, конкретных представлений, речевого опыта, накопленного детьми.

Особое внимание требует подбор и группировка различного наглядного и словесного материала, игровых упражнений, дидактических игр, обеспечивающих практическое овладение речевыми навыками.

Каким образом можно организовать игровую деятельность по развитию речи с ребенком дома? Самый продуктивный метод повторения пройденного материала – включить полученные за год знания и умения в рамки занимательной игры. В какие же развивающие игры поиграть? Все это подробно описано в данной работе: предлагаю подборку игр и упражнений, которые родители смогут использовать со своими детьми в летний период.

Станьте ребенку другом и помощником в достижении общей цели. С этой непростой задачей мы справимся только при совместных усилиях, упорстве и оптимизме.

 

«Рекомендации логопеда на летний период»

Консультация для родителей

Цель: Ознакомление родителей с рекомендациями логопеда по развитию речи на летний период.

План проведения консультации:

1. Введение.

2. Виды работ по развитию речи, проводимые в летнее время.

3. Примеры заданий и игр.

4. Раздача памяток для родителей.

Ход консультации

Введение

Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые нарушения, и летом нельзя забывать о своих проблемах.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и «потеряться». Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем. Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры.

В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок приходит с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он потерял сформированные навыки, недостаточно закрепленные. Логопеду и ребенку приходится начинать все сначала, а хотелось бы двигаться дальше!  

Для того, чтобы наша с Вами совместная работа за лето не пропала, я предлагаю Вам упражнения, которые можно выполнять не только дома, сидя, но и в любой другой обстановке: прогулки, поездки, поход по магазинам и т.д.

Искренне надеюсь, что Вы сохраните за лето нашу совместную работу.

Виды работ по развитию речи, которые необходимо проводить в летнее время:

  1. Делайте артикуляционную гимнастику (для того, чтобы выполнение артикуляционной гимнастики было не скучным для ребенка, применяйте:

сказку «О веселом язычке», дайте ребенку возможность пофантазировать, придумать свою сказку; артикуляционную гимнастику в стихах);

  1. Выполняйте упражнения на развитие дыхания. Игровые упражнения на развитие дыхания очень нравятся детям.

 Игровые упражнения

«Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые» (дутье на полоски из бумаги, листочки деревьев и др. с разной силой выдоха). Дутье на подвешенные бумажные игрушки — жуков, бабочек, птичек и др. Дутье на вертушки. Игра «Футбол»: скатайте из ваты маленький шарик, разметьте ворота (карандашами, счетными палочками, спичками), устройте соревнования с ребенком, кто больше забьет голов (дуйте на ватный шарик, пытаясь попасть в ворота). Надувание мыльных пузырей. Игра на музыкальных инструментах (дудочке, свирели, губной гармошке и др.). Дутье в трубочки (соломинки для коктейля), вставленные в воду. Игра с воздушными шарами («Чей шар поднимется выше?»). Надувание резиновых игрушек, шаров. Катание по столу маленьких машинок («Чья машинка уедет дальше?»).

Игровые упражнения

  • «Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х),
  • «Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс),
  • «Комары и комарики» (произносится звук зззз – большие комары, зь-зь-зь-зь – маленькие комары),
  • «Жуки» (произносится звук жжжж),
  • «Насос» (произносится звук сссс).
  1. Развивайте мелкую моторику ребенка:
  • лепите из пластилина и глины на заданную или свободную тему, раскрашивайте, штрихуйте, обводите по контуру (в интернете очень много различных видов раскрасок: с любимыми героями детей, раскраски с заданиями: нарисовать контур и раскрасить, раскрасить по цифрам, логопедические раскраски на автоматизацию и дифференциацию звуков, раскраски-прописи и т.д.);
  • проводите пальчиковую гимнастику, играйте в пальчиковые игры (играйте с ребенком в театрализованные и теневые пальчиковые игры, в «Пальчиковые шаги») вырезайте ножницами разные фигуры, выполняйте аппликации (из круп, бусин, ракушек, вырезанных фигур из цветной бумаги, пластилиновые аппликации и т.д.);
  • расстегивайте – застегивайте пуговицы, застежки-молнии, завязывайте бантики, плетите косички из цветных веревок;
  • собирайте: пазлы, мозаики, конструкторы;
  • выкладывайте буквы, предметы из спичек, счетных палочек;
  • делайте с ребенком оригами (сначала начните с простого, затем усложняйте).
  1. Развивайте словарный запас, грамматический строй речи и связную речь детей.

Если вы отправляетесь на отдых, в отпуск - не упустите возможность использовать новые впечатления ребёнка для развития выразительности речи. При описании, например, моря, гор, пейзажа обращайте внимание ребёнка на использование прилагательных и других частей речи, делающих нашу речь богаче.

Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз.

На даче, на прогулке, в поездке перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Лето», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные в деятельности необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь. Только в естественных условиях ребёнок усвоит значение глаголов «вскопать», «подрыхлить», «прополоть», «удобрить» и многих других. Не на картинке, а в живую увидит растения в разную пору их вегетативного периода (рост, цветение, плодоношение, увядание). Узнает, как и где вырастают ягоды, овощи и фрукты. Каким трудом даётся   урожай.

  1. Развивайте фонематический слух:
  • «поймай» заданный звук среди других звуков;
  • назови слово на заданный звук, назови первый (последний) звук в заданном слове, определи место заданного звука в слове (в начале, середине, конце);
  • раздели слово на слоги, прохлопывая его;
  • повтори за взрослым «слоговые дорожки», например, са-су-сы; то-та-тэ-ту; ша-шу-ша-ши; па-па-ба; ко-го-ко; ала-оло-улу; эла-эло-элы и т.д.
  1. Развивайте память, воображение. Читайте книги, повторяйте стихи и учите новые, отгадывайте и заучивайте загадки; читайте рассказы и сказки, пересказывайте их; составляйте рассказы по картине, о предмете, о явлении природы, о животном и т.д.
  2. Развивайте сенсорное восприятие: разрешайте ребенку трогать, нюхать,

пробовать на вкус (при этом не забывайте просить ребенка рассказывать о своих ощущениях: какое на вкус? Какое на ощупь? и т.д.).

  1. В конце дня можно провести Рефлексию (побеседовать о том, что сегодня видели? Чем занимались? Что больше всего запомнилось?) – это стимулирует речевую деятельность ребенка и развивает диалогическую речь.

Обязательно играйте с ребенком!

Практически на любом наглядном материале, окружающем нас, могут быть проведены такие речевые игры как: «Четвертый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Подбери 5 признаков», «Угадай, о чем я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.

А самое главное, где бы не проходил ваш летний отдых, уделяйте больше времени ребёнку, используйте каждую минуту, когда вы вместе. Общайтесь, играйте, учите, рассказывайте, спрашивайте, а не просто будьте рядом. Принимая к сведению эти рекомендации, сами фантазируйте, исходя из ситуации. И тогда плоды своего труда вы непременно увидите.

Спасибо Вам за внимание!

Список использованной литературы:

  1. Новиковская О.А. 350 упражнений для развития речи / О.А. Новиковская. – М.: АСТ, 2017. – 288 с.
  2. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии / Г.В. Ханьшева. - Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 109 с.
  3. Ульева Е. Большая книга по развитию речи: Для детей 4-8 лет, их воспитателей, учителей, родителей, бабушек и дедушек / Е. Ульева. – М.: Грамотей, 2013. – 48 с.
  4. Ткаченко Т.А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2013. – 136 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

Родителям очень важно заниматься с детьми летом, чтобы потеряные навыки не потерялись за летний перерыв...

Рекомендации учителя - логопеда на летний период

Уважаемые родители! Учебный год закончился. И теперь самое главное, чтобы дети отдохнули летом, набрались сил, окрепли. Но родителям детей, занимающихся на логопункте, и летом нельзя забывать о пробле...

Рекомендации учителя - логопеда в летний период времени.

Лето для детей – это долгожданное время года. Полноценное лето способно обеспечить детям запас энергии на весь будущий год. Это значит, что в летний период обязательно должны быть и новые впечат...

"Рекомендации учителя-логопеда на летний период"

Данная консультация поможет родителям  развивать речь детей в период летних каникул....

Рекомендации учителя-логопеда на летний период родителям

Летние каникулы самое подходящее время для того, чтобы накопить положительные эмоциональные ресурсы на весь год. Проводите больше времени на открытом воздухе в подвижных играх. Все они развивают коорд...

Рекомендации учителя-логопеда на летний период

В учебном году мы вместе с вами проделали большую работу над развитием некоторых речевых навыков и приобрели новые знания и умения. И  для того, чтобы наша совместная с вами работа продолжала быт...

Рекомендации учителя-логопеда на летний период.

Консультация для родителей по закреплению изученного материала с детьми в летний период....