Мастер- класс Тема: «Работа по постановке звуков (Р)-(РЬ), у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Пивина Ирина Сергеевна

Мастер- класс проводился с целью повысить компетентность родителей о способах  устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях. Познакомить  с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, некоторыми приемами по формированию сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.Показать родителям  игры по автоматизации звука Р,Рь в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_roditeley.docx22.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

Тема: «Работа по постановке звуков (Р)-(РЬ), у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями».


Цель: повышение продуктивности коррекционно-развивающей работы по преодолению речевых нарушений воспитанников в условиях семьи.

Для достижения поставленной цели сформулировала задачи:

1. Повысить компетентность родителей о способах устранения речевого недостатка ребенка в домашних условиях.

2.Познакомить родителей с основными упражнениями артикуляционной гимнастики, некоторыми приемами по формированию сильной воздушной струи и правильного речевого дыхания.

3. Формировать практические навыки по работе над постановкой звуков (Р)-(Рь).

4.Познакомить родителей с интерактивными играми по автоматизации звуков.

Ход заседания:

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

I. Характеристика речи детей 6-7 года жизни

Для того, чтобы наша работа была продуктивной, необходимо иметь представления о нормированном состоянии речи детей 6-7 лет. Предлагаю Вашему вниманию следующие слайды.

Словарь.

К 6-7 годам словарь ребенка увеличивается до 3000 слов. Несмотря на довольно большой запас слов, их употребление характеризуется рядом особенностей: расхождением между активным и пассивным словарем, неточным употреблением слов. В процессе работы с детьми необходимо стремиться расширять их запас слов, чтобы ребенок сознательно, т. е. вникая в смысл, усваивал слова из основного словарного фонда родного языка, устойчивые словосочетания, доступные для его понимания (на скорую руку; ни свет, ни заря и др.), чтобы он умел употреблять образные слова и выражении. Взрослые должны приучать детей быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, правильно произносить многосложные, трудные, но часто употребляемые слова (электричество, аквариум, милиционер).

Грамматический строй.

К 6 годам дети усваивают основные закономерности изменения слов и соединения их в предложения. Но у них встречаются ошибки в изменении слов по падежам («У меня нет перчатков»). Задача педагогов и родителей - научить детей ясно выражать свои мысли; согласовывать слова в предложении; полно и правильно строить предложения при рассказывании и пересказе; правильно пользоваться союзами и союзными словами.

Звукопроизношение.

В условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических недостатков ребенок к шести годам овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

Вывод: как мы видим, считается, что в норме ребенок к 6 годам должен уметь произносить все звуки. Исходя же из анализа диагностики речевого развития детей подготовительных групп отмечено, что у 65% детей либо отсутствуют звуки Р, Рь, либо они заменяются, либо произносятся с искажением, при этом отмечается также и недоразвитие фонематического слуха. Данные нарушения могут впоследствии отрицательно сказаться на обучении в школе: пропуски, замены букв на письме, непонимание смысла прочитанного текста, аграмматизмы в речи. Поэтому, чтобы уберечь ребенка от ситуации неуспеха в школе, мы с вами, педагоги и родители, должны приложить усилия и старания уже сегодня.

IV. Норма артикуляции звуков (Р)-(Рь).

Уважаемые родители, произнесите, пожалуйста, длительно звук (Р), порычите, как медведь. Как правило, у нас, у взрослых, произнесение данного звука не вызывает затруднений, потому, что наши органы артикуляции готовы к его произношению, у детей же с нарушением речи они еще недостаточно подвижны, а значит их нужно упражнять и тренировать.

- Хочу познакомить Вас с нормой артикуляции при произношении звуков (Р)-(Рь),

Норма артикуляции.

Выводзвуки [Р]-[Рь] в онтогенезе формируются значительно позднее свистящих и шипящих, и являются наиболее трудными в постановке и коррекции.

Причины нарушения звуков

1. Укороченная подъязычная связка («уздечка»), ограничивающая движение вверх кончика языка и передней части спинки языка;

2. Слабость мышц языка;

3. Неумение выполнять языком произвольные целенаправленные движения;

4. Нарушения фонематического слуха.

5. Слабая воздушная струя.

В первом случае, при укороченной уздечке, обращаемся за помощью к врачу-ортодонту, а вот в трех других случаях, на помощь приходим мы с вами, педагоги и родители, и только в тесном сотрудничестве, потому что усилия с одной стороны не приведут к желаемому результату.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2. «Игры и упражнения для развития правильной воздушной струи у детей»

1. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.  Во время проведения игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания.  

Запомните параметры правильного ротового выдоха: 
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха"; 
- выдох происходит плавно, а не толчками; 
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки; 
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос; 
- выдыхать следует, пока не закончится воздух; 
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов. 
Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха (Приложение 2.)

2. Проигрывание игр с родителями:

«Лети, бабочка»

- «Ветерок»

- «Осенние листья»

- «Снег идет»

- «Вертушка»

- «Кораблик»

- «Уточки»

- «Радуга»

- «Парящий шарик»

- «Бульки»

- «Расти, пена»

-«Светофорчик»…

Вывод: При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Родителям предлагается буклет «Игры на развитие воздушной струи»

3. Тренировочные упражнения с родителями.

Практическое выполнение упражнений: «лошадка», «чашка», «маляр», «барабанщик», «индюк», «дятел», «злая муха»….

Логопед следит за правильным выполнением каждого упражнения, комментируя значимость каждого из них.

Вывод: Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

4. Последовательность работы по автоматизации звуков (Р)-(Рь).

Добившись постановки у ребенка звука «р», переходим к его автоматизации. Это длительный процесс, требующий терпения. Далее логопед рассказывает о последовательности, а родители проигрывают, проговаривают…

Автоматизацию звука (Р) начинаем сначала в прямых в слогах: «ра», «ро», «ру», «ры».

Затем в словах, начинающихся на эти слоги, выделяя голосом звук (Р) :«рама», «роза», «рука», «рыба».

Далее автоматизируем звук (Р) между двумя гласными: «корова», арахис», «пароход».

Следующий этап-автоматизация звука в обратном слоге: «пар», «бор», «сыр», «мур».

Автоматизируем звук (Р) в сочетании с другим согласным звуком: «дрова», «брод», «кран».

Автоматизация мягкого звука (Р): «репка», «речка», «рис».

Последний этап-автоматизация звуков (Р) –(Рь) во фразовой речи.

Запомните, если ребенок забывает или ленится правильно произносить звуки в речи, останавливайте его и просите произнести правильно.

Вывод: автоматизация звуков должна проходить именно в такой последовательности. Не отработав один этап, нельзя переходить к следующему.

5.  «В помощь родителям»

Перечень литературы по автоматизации звуков (Р) –(Рь).

При автоматизации звуков Вам поможет следующая литература. Далее логопед демонстрирует книги и пособия. Перечень данной литературы и картотеку игр на формирование дыхания, речевой и артикуляционной моторики можно найти на официальном сайте учреждения в разделе «Логопед советует»

  1. Комарова Л.А. «Автоматизация звука (Р) в игровых упражнениях», 2011г.
  2. Богомолова А.И. «Нарушение произношения у детей», 1979 г.
  3. Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. «Автоматизация сонорных звуков [Р]-[Рь] у детей», 2006 г.
  4. Краснова И.Н. «Практические занятия по автоматизации звука (Р)»
  5. Нищева Н.В. «Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп»
  6. Яковлева Н.Н. «Фольклорный материал для дифференциации и автоматизации и звуков»
  7. Куликовская Т.А. «Говорим и играем. Картотека упражнений, игр, текстов для автоматизации звуков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Мастер - класс: «Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР».

«Мнемотехника – один из приёмов формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста  с ОНР».                          ...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возраста

Мастер-класс по работе с природным и бросовым материалом с детьми старшего дошкольного возрастаАвтор: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 13»Гембихнер Людмила Николаевна, Осинниковский г...

Проект на тему:"Формирование нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста во взаимодействии с родителями в рамках программы «Социокультурные истоки»".

Совершенствование процесса духовно-нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о ...

Опыт работы по теме «Формирование интереса и любви к книге у детей старшего дошкольного возраста посредством взаимодействия с родителями воспитанников»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!Меня зовут Володина Надежда Валерьевна.  Сегодня я хотела бы поделиться с вами опытом своей работы. Тема моего выступления «Формирование интереса и люб...