Игры-занятия по логопедической грамматике для детей старшего дошкольного возраста
статья по логопедии (подготовительная группа)

Игры и занятия по логопедической грамматике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logopedicheskaya_grammatika.docx14.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игры-занятия по логопедической грамматике для детей старшего дошкольного возраста

Собери семейку слов

Цель: подбор однокоренных слов

Подбери слова - «родственники» к слову «зима».

Каким словом можно ласково назвать зиму? (Зимушка.)

А как можно назвать день зимой? (Зимний.)

Как называются птицы, которые остаются у нас на зиму? (Зимующие.)

А как по-другому можно сказать «живут зимой»? (Зимуют.)

Вот, оказывается, сколько слов- «родственников» у слова «зима».

Что можно назвать зимним. (Зимний лес, зимняя дорога, зимнее солнце, зимнее небо, зимняя стужа, зимняя пора, зимняя погода.)

А сейчас постарайся сам подобрать семейку слов к слову «снег». (Снег, снежинка, снежок, снеговик, снежный, подснежник...).

Подбери родственные слова к слову «лес». (Лес, лесок, лесной, лесник.)

Так же подбираются «семейки» к словам:

гора - горка, гористый, горный, пригорок, горняк;

гриб-грибок, грибник, грибной;

вода - водный, водяной, водолаз, наводнение;

лист-листик, листок, листочек, листва, лиственница, лиственный;

ёж-ёжик, ежиха, ежонок, ежата, ежовый;

весна - весенний, веснянка, веснушка;

сахар-сахарный, сахарница, сахарок.

Лишнее слово

Цель: подбор однокоренных слов

Найди среди этих слов лишнее - слово не из этой «семейки». Вот послушай пример: лес, лесник, лесовик, лестница.

Слово «лес», «лесник» и «лесовик» - родственники, они все из одной семьи все они произошли от слова «лес». А вот слово «лестница» не имеет к лесу никакого отношения - оно здесь лишнее.

Теперь попробуй сам найти лишнее слово.

Боль, болеть, больница, большой.

Вода, водить, водный, водяной.

Морщины, море, морской, мореплаватель.

Гора, горный, горе, горняк.

Соседка, беседа, беседка, собеседник.

Найди общее

Цель: выделение корня в родственных словах.

Назови общую часть слов - «родственников»:

зимушка, зимовать, зимний (зим);

животное, живет, живой (жив);

пастух, пасет, пастушка (пас);

двор, дворник, дворовый (двор);

сорить, мусор, насорить (сор);

позвонить, звонок, звонкий (звон).

Почему их так назвали?

Цель: выделение двух корней в сложных словах.

Объясни, почему этих людей так называют. Для этого внимательно вслушайся в слова. Ты услышишь, что каждое из этих слов состоит из двух частей - из двух других слов.

Рыболов - рыбу ловит.

Пчеловод -... (пчёл разводит).

Землекоп -... (землю копает).

Пешеход -... (пешком ходит).

Лесоруб -... (лес рубит).

Трубочист -... (трубы чистит).

Послушай названия разных машин и постарайся объяснить, почему их так назвали.

Самокат -... (сам катится).

Вездеход -... (везде ходит).

Ледокол -... (лёд колет).

Самосвал -... (сам сваливает). Самолёт -... (сам летит).

Паровоз -... (возит с помощью пара). Пароход -... (ходит с помощью пара). Молоковоз -... (молоко возит).

Два слова одном

Цель: образование сложных слов.

ридумай одно слово вместо двух.

Когда снег падает, как мы это называем? Снегопад. Когда листья падают -... (листопад).

Когда лёд по реке идёт -... (ледоход).

Когда с гор камни падают -... (камнепад).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи c использованием ИКТ

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с фонетико - фонематическим недоразвитием речи с использованием ИКТ....

Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...

Веселая грамматика для детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности по коммуникации...

Индивидуальное логопедическое занятие для детей с ОНР по автоматизации звука [с] с использованием ИКТ МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида» РМ Конспект индивидуального логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с

Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. В нём отражены коррекционные задачи. Занятие содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой.Речевой материал - используемы...

Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возраста «В Стране веселых гласных звуков».

laquo;В Стране веселых гласных звуков». Подгрупповое игра-занятие по теме «Обобщение гласных» для детей старшего дошкольного возрастаКоррекционно - развивающие цели и зада...

КОРРЕКЦИОННО-ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ИГРА-ЗАНЯТИЕ ПО МОТИВАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ «РУКАВИЧКА» (старший дошкольный возраст)

Игра-занятие по мотивам русской народной сказки «Рукавичка», обеспечит  коррекционно-развивающую образовательную деятельность, стимулирующую речевое, познавательное и личностное...

Конспект театрализованной игры-занятия «Ежик-Кутюрье». Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста

Конспект театрализованной игры-занятия «Ежик-Кутюрье». Экологическая сказка для детей старшего дошкольного возраста...