Дидактическое пособие "Сладкий день"
методическая разработка по логопедии (средняя группа)

Кравченко Юлия Константиновна

Тема программы - Коррекционная работа в детском саду: Развитие речи; тема мероприятия – закрепление предметных представлений.

Цель и задачи, поставленные автором разработки.
Цель игры является развитие грамматического строя: образование прилагательного от существительного, понимание и использование верных флексий при использовании падежных конструкций.

  1. Задачи:
    Обогащение чувственного опыта:

-Активизация и развитие зрительных функций:

  • цветоразличение (при назывании цвета фигурки, при нахождении пары карточек);
  • форморазличение (классификация предметов по заданному признаку, выделение предметов при отличительных признаках);
  • глазодвигательные и прослеживающие функции;
  • острота зрения;

-Развитие сенсорных операций: локализация, идентификация, соотнесение, узнавание;

-Увеличение объема зрительного восприятия и объема внимания

-Развитие зрительного поиска;

-Обогащение опыта движений востребованного в ориентировке в микропростанстве.

  1. Формирование представлений как образов памяти

-Расширять и углублять предметные представления; закреплять умения узнавать и точно называть виды мороженного и его составляющих;
-Развитие аналитико-синтетической деятельности, умение анализировать и объединять знания;
-Возникновение и развитие связей между образом и словом;

  1. Развитие свойств зрительного восприятия (осмысленность, обобщённость, избирательность, предметность, константность) через развитие высших психических функций;

-Развитие и повышение объема зрительного восприятия и объема внимания;

-Развитие пространственного мышления;

-Развитие мыслительных действий и операций: анализ, синтез, сравнение, группировка, обобщение;

  1. Развитие и активизация речи

-Развитие словаря активного (Эскимо, фруктовый лед, мороженное в рожке, фисташка, фисташковое, малина, малиновое, апельсин, апельсиновое, вишня, вишневое, лимон, лимонное, ваниль, ванильное, клубника, клубничное, шоколад, шоколадное,) и пассивного (топпинг, добавка, креманка, ложка для мороженного);

-Расширение, обогащение словаря за счёт имен существительных (названия вкусов, добавок), прилагательных (названия цветов и вкусов: из чего сделано мороженное);
-Формирование умения воспроизводить и понимать относительные прилагательные от существительных;

-Формирование пространственной терминологии;

-Формирование пространственных предлогов и наречий (над, под, около, между, слева, справа, ниже, выше)

-Развитие связной речи;

-Способствовать развитию коммуникативной функции речи, развивать вербальные качества речи.

-Усвоение правильных грамматических конструкций;

Эффективность, представленного материала по сравнению с традиционными:
- Стоимость. (Данное пособие сделано своими руками из подручных средств. А если часть игры потеряется или испортится, то достаточно просто ее восстановить)
-Многофункциональность (Это пособие имеет 11 вариантов использования, а двенадцатый – это свободная игра детей)

- Возможность подобрать размер, цвет, вкусовые характеристики под конкретных детей со своими особенностями.


https://youtu.be/FniBz0N0IHY


Данный материал занял призовое место в конкурсе "ИРИС-2023 г."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kravchenko_yu.k._douno6_spb_no6_annotatsiya.docx197.33 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное учреждение детский сад № 6 Московского района города Санкт-Петербурга

Игра «Сладкий день»

Выполнил учитель-дефектолог Кравченко Юлия Константиновна

Контакты:

Тел: +7(951)-644-96-10

Почта: vilisova_y@mail.ru

Контакты руководителя:

Телефон /факс: 374-15-31
Электронная почта: ds6msk@obr.gov.spb.ru
Заведующий: Сырковская Екатерина Валериевна

Г. Санкт-Петербург, 2023 г


Дидактическое пособие выполнила Кравченко Юлия Константиновна, учитель-дефектолог (тифлопедагог). ГБДОУ детский сад №6 московского района города Санкт-Петербург.

Реализуемая программа: Рабочая программа группы «Солнышко» (средняя группа) учителя-дефектолога Кравченко Ю. К., составленная на основе Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждение детского сада № 6 Московского района Санкт-Петербурга

Контингент детей: дети с нарушением зрения (амблиопия и косоглазие)

Тема программы - Коррекционная работа в детском саду: Развитие речи; тема мероприятия – закрепление предметных представлений.

Цель и задачи, поставленные автором разработки.
Цель
 игры является развитие грамматического строя: образование прилагательного от существительного, понимание и использование верных флексий при использовании падежных конструкций.

  1. Задачи:
    Обогащение чувственного опыта:

-Активизация и развитие зрительных функций:

  • цветоразличение (при назывании цвета фигурки, при нахождении пары карточек);
  • форморазличение (классификация предметов по заданному признаку, выделение предметов при отличительных признаках);
  • глазодвигательные и прослеживающие функции;
  • острота зрения;

-Развитие сенсорных операций: локализация, идентификация, соотнесение, узнавание;

-Увеличение объема зрительного восприятия и объема внимания

-Развитие зрительного поиска;

-Обогащение опыта движений востребованного в ориентировке в микропростанстве.

  1. Формирование представлений как образов памяти

-Расширять и углублять предметные представления; закреплять умения узнавать и точно называть виды мороженного и его составляющих;
-Развитие аналитико-синтетической деятельности, умение анализировать и объединять знания;
-Возникновение и развитие связей между образом и словом;

  1. Развитие свойств зрительного восприятия (осмысленность, обобщённость, избирательность, предметность, константность) через развитие высших психических функций;

-Развитие и повышение объема зрительного восприятия и объема внимания;

-Развитие пространственного мышления;

-Развитие мыслительных действий и операций: анализ, синтез, сравнение, группировка, обобщение;

  1. Развитие и активизация речи

-Развитие словаря активного (Эскимо, фруктовый лед, мороженное в рожке, фисташка, фисташковое, малина, малиновое, апельсин, апельсиновое, вишня, вишневое, лимон, лимонное, ваниль, ванильное, клубника, клубничное, шоколад, шоколадное,) и пассивного (топпинг, добавка, креманка, ложка для мороженного);

-Расширение, обогащение словаря за счёт имен существительных (названия вкусов, добавок), прилагательных (названия цветов и вкусов: из чего сделано мороженное);
-Формирование умения воспроизводить и понимать относительные прилагательные от существительных;

-Формирование пространственной терминологии;

-Формирование пространственных предлогов и наречий (над, под, около, между, слева, справа, ниже, выше)

-Развитие связной речи;

-Способствовать развитию коммуникативной функции речи, развивать вербальные качества речи.

-Усвоение правильных грамматических конструкций;

Эффективность, представленного материала по сравнению с традиционными:
- Стоимость. (Данное пособие сделано своими руками из подручных средств. А если часть игры потеряется или испортится, то достаточно просто ее восстановить)
-Многофункциональность (Это пособие имеет 11 вариантов использования, а двенадцатый – это свободная игра детей)

- Возможность подобрать размер, цвет, вкусовые характеристики под конкретных детей со своими особенностями.


Методические рекомендации для педагогов
.

Возможно использование для детей от 3 лет. Игра состоит из 35 элементов: 14 «топпингов» и 21 мороженного (7 фруктовый лед, 7 рожков, 7 эскимо), выполненные из окрашенного картона.

В зависимости от возможностей детей можно подобрать различные игры.

Основной целью игры является развитие грамматического строя: образование прилагательного от существительного, понимание и использование верных флексий при использовании падежных конструкций.

Этот вариант игры выглядит следующим образом:

Ребенку даем вводные данные, что мы находимся в кафе, педагог – покупатель, а ребенок – официант. Покупатель делает заказ: «Хочу шоколадное мороженное.» Ребенок выполняет просьбу. Или же может уточнить, какое именно: рожок или эскимо. Далее идет более сложная инструкция: «Хочу шоколадное мороженное с клубникой». Ребенку необходимо выбрать верное мороженное и правильный топпинг. Затем заказ можно усложнить, поменяв местами слова: «С клубникой шоколадное готово? Спасибо!» По той же схеме можно поменяться местами с учеником: теперь педагог – официант, а ребенок – посетитель кафе. Конечно же педагог сможет допустить ошибки, а ребенок поправит забывчивого официанта.  

Варианты других игр с тем же набором:

  1. Найди одинаковые по цвету мороженное.

Задача игры – сличить цвета и назвать их. На стол выкладываются несколько мороженных от 4 до 21. Ребенка просят найти одинаковые по цвету мороженное и положить их вместе.

  1. Найти одинаковые по форме мороженное.

Задача игры – сличить форму. Как в первом варианте на стол выкладывается некоторое количество элементов. Ребенка просят найти только фруктовый лед или «только такие» (показ элемента), или же разложить по стопкам в соответствии с формой мороженного

  1. Сосчитай. Сколько?

Использование элементов игры как счетного материала. Сколько лежит на столе? Сосчитай. А если я одну съем, то сколько останется?

  1. Продолжи ряд.

Задача игры – развитие упреждающего синтеза, развитие общей и мелкой моторики. Взрослый начинает ряд, например, фруктовый лед – рожок - фруктовый лед - что дальше? После составления визуально-ритмического ряда можно отработать моторную программу для кистевого или общего праксиса. Когда фруктовый лед показываем кулачок, а когда рожок указательный палец. Или, когда фруктовый лед - прыгай, а когда рожок – хлопай. Или же когда фруктовый лед поем песенку [а], а когда рожок - песенку [у].

  1. Из чего сделано мороженное – найди и назови.

После знакомства со вкусами предлагаем сопоставить мороженное и топпинг, обозначив его вкус. «Сделано из вишни, значит вишневое, а из апельсина – апельсиновое мороженное»

  1. Приготовь мороженное.  

Основная игра, направлена на развитие грамматического строя речи. На понимание и использование сложных грамматических конструкций. Взрослый просит приготовить или принести заказ. «Сегодня хочется апельсиновый лёд с вишней.» или «Приготовьте, пожалуйста, с фисташкой лимонное мороженное.» Будет здорово поменяться местами с ребенком.

  1. Игра найди одинаковые.

Задача игры – развитие зрительного восприятия и внимания. Обратная сторона мороженного имеет свой рисунок – «рубашку». Всего представлено 7 различных рубашек. Таким образом, выложив необходимое количество деталей, можно попросить ребенка найти одинаковые.

  1. Мемори.

Задача игры – развитие зрительной памяти. После знакомства с «рубашкой» можно предложить поиграть в игру «Мемори». Некоторое количество деталей выкладывается лицевой стороной вверх, а «рубашкой» -  вниз, ребенок может в 1 ход повернуть только 2 элемента. Его задача найти одинаковые «рубашки» и убрать все элементы с игрового поля. Если же при перевороте «рубашки» разные, то они возвращаются в исходное положение – лицевой стороной вверх.

  1. Сначала-потом.

Игра, направленная, на развитие слухоречевой памяти. Ребенка просят подать некоторое количество мороженного. Его задача внимательно послушать и отдать мороженное в заданном порядке. «Слушай внимательно. Сначала клубничный рожок, а потом фисташковое эскимо.» Количество элементов с каждым разом увеличивается.

  1. Что пропало?

На столе перед ребенком выкладывают в ряд несколько элементов (в зависимости от возраста и особенностей восприятия, можем предложить такой вариант: 3-4 года 3-4 элемента, 4-5 лет – 5-6 элементов, 5-6 – 6-7 элементов) Каждый элемент проговаривается, затем ребенок закрывает глаза или взрослый ставит ширму, и кто-то «съедает» мороженное. А какое пропало догадается самый внимательный ребенок.

  1. По местам!

Цель игры – развитие ориентировки в микропространстве (на столе). Положи это эскимо наверх, а это – вниз. Для усложнения добавляем левую и правую стороны, а также середину стола.

На самом деле, каждый вправе сам придумывать правила для своей игры. Так, этот набор можно использовать и просто для игры в «магазин» и развивать коммуникативные функции речи.
*Каждый тип игры можно увидеть в ролике.
Приятных игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическое пособие "День космонавтики"

Автором представлена презентация по ознакомлению дошкольников с государственным праздником, посвященным Дню космонавтики....

Дидактическая игра "День рождения куклы"

Дидактическая игра для средней группы...

Дидактическая игра «День рождение пчелки Жужи»

Конспект игровой обучающей ситуации «День рождение пчелки Жужи» в группе для детей (5 – 7 лет)...

Дидактическая игра "День-ночь"

Дидактическая игра "День-ночь" предназначена для детей 2-5 лет....

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьми по социально-коммуникативному развитию для детей младшей группы Дидактическая игра «День рождения куклы Маши»

Конспект совместной игровой деятельности воспитателя с детьмипо социально-коммуникативному развитиюдля детей младшей группыДидактическая игра «День рождения куклы Маши»...

Авторская дидактическая игра "День рождения Кошки".

Игра по мотивам стихотворения Ефима Ефимовского. Цель: автоматизация звука [ш].[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24122422","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Дидактическая игра «День рождения Карлсона»

Предлагаемая дидактическая игра предназначена для индивидуальных логопедических занятий с детьми дошкольного возраста и направлена на автоматизацию звуков Р (Р/). Ребенок получает возможност...