Рабочая программа учителя-логопеда на среднюю группу комбинированной направленности.
рабочая программа по логопедии (средняя группа)

Ерёмина Марина Петровна

Пояснительная записка

 

    Настоящая  программа  носит  коррекционно-развивающий  характер.  Она предназначена для  обучения  и  воспитания  детей 4-5лет  с  ОНР 1 и 2  уровнями  речевого развития принятых  в  дошкольное учреждение на три года.

    Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Методической основой рабочей программы являются:

  •  От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования, под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2015
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. под редакцией Нищетой Н.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sredney_gruppy.docx261.21 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Анастасия\Desktop\Scan0002.jpg

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное учреждение            детский сад № 17 «Родничок»

Рабочая  программа

учителя-логопеда на среднюю группу

2022-2023 учебный год

                                                                                учитель-логопед:М.П.Ерёмина

     

                                                              Принят на  педагогическом

                            совете                          

                                                                        Протокол №

                                                                        От «_ »   __________2022

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка.

2. Проектирование образовательного процесса.

3. Структура образовательной программы.

3.1 Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи

       (общим    недоразвитием речи)

3.2 Планируемые результаты освоения программы.

3.3 . Перспективно - тематическое планирование логопедической работы в средней группе комбинированной направленности по преодолению ОНР I-II уровня детей 4-го и 5-го года жизни.

3.4. Взаимосвязь в работе с воспитателем.

3.5  Работа с родителями.

4. Приложение.

Пояснительная записка

                Настоящая  программа  носит  коррекционно-развивающий  характер.  Она предназначена для  обучения  и  воспитания  детей 4-5лет  с  ОНР 1 и 2  уровнями  речевого развития принятых  в  дошкольное учреждение на три года.

                Одной из основных задач Программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.

Методической основой рабочей программы являются:

  •  От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования, под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. 2015
  • Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. под редакцией Нищетой Н.В.

Цель программы:

                Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи осуществления своевременного и полноценного личностного развития, обеспечения эмоционального благополучия посредством интеграции содержания образования и организации взаимодействия субъектов образовательного процесса. Предупреждение возможных трудностей в усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием речевой системы дошкольников.

Основные задачи коррекционного обучения:

1.  Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря импрессивной речи

2.  Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи

3. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи

4. Формирование синтаксической структуры предложения

5. Формирование связной речи и навыков речевого общения

6. Коррекция нарушений фонетической стороны речи

7. Коррекция нарушений движений артикуляционного аппарата, дыхательной и голосовой функций

8. Обучение элементам грамоты

9. Развитие эмоциональной сферы, неречевых психических функций.

                Настоящая  программа  позволит  наиболее  рационально  организовать  работу группы  для  детей  с  ОНР,  сэкономить  время  воспитателя  и  логопеда  на  подготовку  к  занятиям,  обеспечить  единство их требований в формировании полноценной речевой деятельности, создать предпосылки для дальнейшего обучения.

   Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:

  •  Соблюдение интересов ребёнка.  Принцип определяет позицию логопеда, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой в интересах ребёнка.
  • Системность.  Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т.е.  системный  подход  к  анализу  особенностей  развития  и  коррекции  нарушений  детей  с  ОНР,  а  так  же  всесторонний  многоуровневый  подход  специалистов  ДОУ ,  взаимодействие  и  согласованность  их действий  в  решении  проблем  ребёнка;  участие  в  данном  процессе  всех участников образовательного процесса.
  • Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до решения проблемы или определения подхода к её решению.

Проектирование образовательного процесса.

                Распределение коррекционно-образовательных занятий по развитию речи, проводимых в течение недели, осуществляется в соответствии с ФГОС ДО к максимальной образовательной нагрузке на ребенка ДОО.

                Все организованные формы непосредственно коррекционно-образовательной деятельности решают как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с ОНР. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно0образовательного компонента изменяются в зависимости от сроков пребывания детей в условиях компенсирующей группы и выраженности недостатков развития речи.

                Количество занятий в неделю строится в соответствии с базовыми программами: проводится в неделю 2 подгрупповых занятия .При этом два раза в неделю допустимо проведение одного занятия во второй половине дня.

Социально-коммуникативное развитие осуществляется в образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной игровой деятельности детей, на совместных с родителями мероприятиях, на интегрированных занятиях.

                Длительность непосредственно коррекционно-образовательной деятельности на начальном этапе работы - 15 мин., к концу первого периода она может быть увеличена до 20 мин.

                На первом году осуществляется коррекционно-образовательная и развивающая деятельность по подгруппам с учетом уровня речевого и общего развития по формированию:

  • лексико-грамматических средств языка и связной речи - 2 занятия.
  • произношения и развитию фонематического восприятия 2 занятия

Коррекционно-образовательная деятельность осуществляется по периодам:

1-й период (сентябрь, ноябрь, октябрь)  

2-й период (декабрь, январь, февраль)

3-й период (март,апрель, май)  

                Индивидуальные формы работы направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуально-перспективным планом:

  • для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам
  • звуки, смешиваемые в речи детей, отрабатываются поэтапно
  • окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.

                 Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, развитию грамматически правильной и связной речи, умения правильно строить предложения.

Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи.

                Дошкольники  с  тяжелыми  нарушениями  речи—это  дети  с  поражением  центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого  расстройства  с  различными  особенностями  психической  деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л.С. Выготский), можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка  в известной  мере  зависит  от  состояния  его  речи.  Системный  речевой  дефект часто  приводит  к  возникновению  вторичных  отклонений  в  умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Общая характеристика детей с первым уровнем речевого развития(по Р.Е. Левиной)

                Активный словарь детей с тяжелыми  нарушениями  речи находится в зачаточном  состоянии.  Он  включает  звукоподражания,  лепетные  слова  и небольшое  количество  общеупотребительных  слов.  Значения  слов  неустойчивы и недифференцированны. Звуковые комплексы непонятны окружающим (пол  —  ли, дедушка —де),  часто  сопровождаются  жестами.  Лепетная  речь  представляет  собой набор  речевых  элементов,  сходных  со  словами  (петух  —  уту,  киска —тита), а также совершенно непохожих на произносимое слово (воробей —ки).

                В  речи  детей  могут  встречаться  отдельные  общеупотребительные слова,  но  они  недостаточно  сформированы  по  структуре  и  звуковому  составу,  употребляются  в  неточных  значениях.  Дифференцированное  обозначение предметов и действий почти отсутствует.

                Дети  с  тяжелыми  нарушениями  речи  объединяют  предметы  под  одним названием, ориентируясь на  сходство  отдельных  частных признаков.

                Например,  слово  лапа  обозначает  лапы  животных,  ноги  человека,  колеса машины, то есть все, с помощью чего живые и неживые предметы могут передвигаться; слово  лед  обозначает зеркало, оконное стекло, полированную  крышку  стола,  то  есть  все,  что  имеет  гладкую  блестящую  поверхность.

                Исходя из внешнего сходства, дети с ТНР один и тот же объект в разных ситуациях называют разными словами, например,  паук — жук, таракан, пчела, оса и т.п.

                Названия  действий  дети  часто  заменяют  названиями  предметов  (открывать — дверь) или наоборот (кровать — спать).

                Небольшой  словарный  запас  отражает непосредственно  воспринимаемые детьми предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети с ТНР не используют. Они также  не используют морфологические элементы для выражения грамматических значений. У детей отмечается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов. Лишь у некоторых детей можно обнаружить попытки грамматического оформления с помощью флексий (акой —открой).

                Пассивный словарь детей с первым уровнем речевого развития шире активного, однако понимание речи вне ситуации ограничено. На первый план выступает лексическое значение слов, в то время как грамматические формы детьми не  учитываются. Для них характерно  непонимание  значений грамматических изменений слова: единственное и множественное число существительных, прошедшее время глагола, мужской и женский род прилагательного и т. д., например, дети одинаково реагируют на просьбу «Дай карандаш» и «Дай карандаши». У  них  отмечается смешение значений слов, имеющих сходное звучание (например, рамка — марка, деревья — деревня).

                Фразовая речь  у  детей первого уровня речевого развития почти полностью  отсутствует.  Лишь  иногда  наблюдаются  попытки  оформления мысли в лепетное предложение: Папа туту — папа уехал. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова у детей  не  сформирована.  Бедность  словарного  запаса  не  позволяет  точно определить  состояние  звукопроизношения  у  таких детей. При  этом  отмечается непостоянный характер звукового оформления одних и тех же слов: дверь —  теф, вефь, веть.  Произношение отдельных звуков лишено постоянной артикуляции. Способность воспроизводить слоговые элементы слова у детей с ТНР

ограничена. В их самостоятельной речи преобладают односложные и двусложные образования.  В отраженной  речи  заметна  тенденция  к  сокращению повторяемого слова до одного-двух слогов:  кубики — ку.  Лишь некоторые дети используют единичные трех-  и четырехсложные слова с достаточно постоянным составом звуков (обычно это слова, часто употребляемые в речи).

                Звуковой анализ слова детям с ТНР недоступен. Они не могут выделить отдельные звуки в слове.

Общая характеристика детей со вторым уровнем речевого развития

(по Р.Е. Левиной)

                Активный  словарь  детей  расширяется  не  только  за  счет  существительных и глаголов, но и за счет использования некоторых прилагательных (преимущественно качественных) и наречий.  В  результате коррекционно-логопедической работы  дети начинают  употреблять  личные местоимения, изредка предлоги и союзы в элементарных значениях.

                Пояснение слова иногда сопровождается жестом (слово  чулок  —  нога и жест надевания чулка,  режет хлеб  —  хлеб, ножик и жест резания). Нередко нужное слово заменяется названием сходного предмета с добавлением частицы не (помидор — яблоко не).

                В речи детей  встречаются  отдельные формы словоизменения, наблюдаются  попытки изменять слова по родам, числам и падежам, глаголы —по временам, но часто эти попытки оказываются неудачными.

                Существительные употребляются в основном в именительном падеже, глаголы  — в инфинитиве или в форме  3-го  лица единственного и множественного числа настоящего времени. При этом глаголы могут не согласовываться с существительными в числе и роде.

                Употребление  существительных  в  косвенных  падежах  носит  случайный характер. Фраза, как правило, бывает аграмматичной (играет с мячику). Также аграмматично  изменение имен существительных по числам (две уши). Форму  прошедшего времени глагола дети  нередко заменяют  формой настоящего времени и наоборот (например, Витя елку иду).

                В  речи  детей  встречаются  взаимозамены  единственного  и  множественного числа глаголов (кончилась чашки), смешение глаголов прошедшего времени мужского и женского рода (например, мама купил).

                Средний род глаголов прошедшего времени в активной речи детей не употребляется. Прилагательные  используются  детьми  значительно  реже,  чем  существительные  и  глаголы,  они  могут  не  согласовываться  в  предложении  с другими словами (вкусная грибы). Предлоги  в  речи  детей  встречаются  редко,  часто  заменяются  или опускаются (собака живет на будке, я был елка). Союзами и частицами дети пользуются крайне редко.

                Обнаруживаются  попытки  найти  нужную  грамматическую  форму слова,  но  эти  попытки  чаще  всего  бывают  неуспешными  (например,  при составлении  предложения  по  картинке:  на…на…стала  лето…лета…лето). Способами словообразования дети не владеют.

                У детей начинает формироваться фразовая речь. Они начинают  более или менее развернуто рассказывать о хорошо знакомых событиях, о семье, о себе, о товарищах. Однако  в их речи  еще очень отчетливо проявляются недостатки:  незнание  многих  слов,  неправильное  произношение  звуков, нарушение структуры слов, аграмматизмы.

                Понимание речи  детьми  улучшается, расширяется  их  пассивный словарь.  Они  начинают  различать  некоторые  грамматические  формы,  но  это

различение неустойчиво. Дети способны дифференцировать формы единственного и множественного числа существительных и глаголов, мужского и  женского  рода  глаголов  прошедшего  времени,  особенно  с  ударными окончаниями.  Они  начинают  ориентироваться  не  только  на  лексическое значение,  но  и  на  смыслоразличительные  морфологические  элементы.  В тоже время  у  них  отсутствует понимание  форм числа и рода прилагательных, значения предлогов  они различают  только в хорошо знакомых ситуациях.

                Звукопроизношение  у  детей  значительно  нарушено.  Обнаруживается их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.  В то же время отмечается  более точная  дифференциация  звуковой стороны речи.  Дети  могут определять правильно и неправильно произносимые звуки. Количество  неправильно  произносимых  звуков  в  детской  речи  достигает 16–20.  Нарушенными  чаще  оказываются звуки  [С],  [С′],  [З],  [З′],  [Ц],  [Ш], [Ж],  [Ч],  [Щ][Р],  [Р′],  [Т],  [Т′],  [Д],  [Д′],  [Г],  [Г′].Для детей характерны замены  твердых  согласных  мягкими  и  наоборот.  Гласные артикулируются неотчетливо. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением в речи существуют резкие расхождения. Несформированность звукопроизношения у детей ярко проявляется при произнесении слов и предложений.

                Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слов, но звуковой состав этих слов является диффузным. Они правильно передают звуковой состав односложных слов без стечения согласных (мак),  в  то  же время повторить  двусложные  слова, состоящие  из прямых слогов, во многих случаях не могут (ваза — вая). Дети испытывают ярко выраженные затруднения при воспроизведении звукового состава двусложных слов, включающих обратный и прямой слог. Количество слогов в слове сохраняется, но звуковой состав слов, последовательность звуков и слогов воспроизводятся неверно: окно — кано. При повторении двусложных слов с закрытым и прямым слогом в речи детей часто обнаруживается выпадение звуков: банка — бака. Наибольшие затруднения вызывает у детей произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных.  В  их  речи  часто наблюдается  пропуск  нескольких звуков: звезда — вида.В  трехсложных  словах  дети,  наряду  с  искажением  и  пропуском  звуков,  допускают  перестановки  слогов  или  опускают  их  совсем:  голова  —ава, коволя.  Искажения в трехсложных словах по сравнению с двусложными более выражены.  Четырех-, пятисложные слова  произносятся  детьми искаженно, происходит упрощение многосложной структуры: велосипед —сипед, тапитет.  Еще более часто нарушается произнесение слов во фразовой речи. Нередко слова, которые произносились правильно либо с небольшими искажениями, во фразе теряют всякое сходство с исходным словом: В клетке лев. — Клеки вефь.

                Недостаточное усвоение звукового состава слов задерживает формирование словаря детей  и  овладение  ими  грамматическим  строем,  о  чем свидетельствуют  смешения  значений  слов  (грива  понимается  как  грибы, шерсть как шесть).

Планируемые результаты

Ребенок:

  • проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого) деятельность для достижения какой-либо(конкретной) цели;
  • понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств, качеств.
  • употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков, состояний, свойств и качеств;
  • использует слова в соответствии с коммуникативной ситуацией;
  • различает словообразовательные модели и грамматические формы слов в импрессивной речи;
  •  использует в речи простейшие виды сложносочиненных предложений с сочинительными союзами;
  • пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ;
  • составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на игрушки, картинки, из личного опыта;
  • различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;  
  • владеет простыми формами фонематического анализа;

использует различные виды интонационных конструкций.

Перспективно- тематическое планирование работы

средней группы комбинированной направленности работы

Периоды

Основное содержание работы

I период
сентябрь
октябрь
ноябрь

Развитие словаря.

1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (осень, названия деревьев, овощи, фрукты, грибы и лесные ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда) на основе ознакомления с окружающим. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов – названий предметов ближайшего окружения (мяч, машинка, кукла, кубики, мишка, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, тапки, туфли, ботинки, кроссовки, сапожки, шкаф, стол, стул, кровать, диван, чайник, кастрюля, тарелка, чашка, ложка), их частей (колесо, кузов, кабина, голова, лапа, живот, спина, ухо, нос, глаз, рот, рука, нога, воротник, карман, рукав, пуговица, каблучок, шнурок, ножка, спинка, сиденье, полка, дверца, носик, крышка, ручка), слов – названий природных явлений (осень, дождь, туман, туча, ветер, дерево, трава, листья), названий действий (спать, есть, пить, играть, гулять, стоять, сидеть, лежать, идти, мыть, рисовать, смотреть, слушать, петь, танцевать, говорить, кричать, одеваться,, раздеваться, умываться, причесываться, поливать, строить, катать, ехать, лететь, убирать, стирать, варить, опадать, дуть), признаков предметов (большой, маленький, хороший, плохой, горячий, холодный, вкусный, сладкий, кислый, солёный, красный, синий, жёлтый, зелёный).

2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (деревья, овощи, фрукты, грибы, ягоды, игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда).

3. Обучение правильному употреблению личных местоимённых форм (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они), притяжательных местоимений (мой, моя), притяжательных прилагательных (мамин, папин), определительных местоимений, наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко), количественных числительных (один, два), порядковых числительных (первый, второй, третий, четвёртый, пятый).

4. Формирование понятия слово.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

1. Обучение дифференциации и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (груша – груши, слива – сливы, сапог – сапоги, стол – столы, яблоко – яблоки).

2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кого?, что?, чего?, кому?, чему?) и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлога (куклу, машинки, мишке).

3. Обучению пониманию, а затем и употреблению в речи предлогов (в, на, под).

4. Обучению образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди, сиди, неси, беги, пой, слушай, смотри), в инфинитиве  (бросать, ловить, сидеть), в настоящем времени (иду, идёт, идём).

5. Обучение согласованию притяжательных местоимений (мой, моя) с существительными мужского и женского рода (моя рубашка, мой шкаф).

6. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже (красный мяч, красная груша, красное яблоко).

7. Формирование навыков составления простого двухсловного предложения и обучение согласованию подлежащего и сказуемого (Мишка сидит. Дети сидят).

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Формирование правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Формирование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных и их слияний.

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагога).

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Коррекция произносительной стороны речи.

1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и играх.

2. Активизация движений речевого аппарата с целью формирования правильной артикуляции свистящих звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова (мак – погремушка, кот – велосипед, дом – черепаха).

2. Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывая, простукивая, протопывая слово вместе с логопедом и вслед за ним) со зрительной опорой и без неё.

3. Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двухсложных, а потом трёхсложных слов, состоящих из открытых слогов (дыня, мука, батоны, вагоны), и использованию их в речи.

4. Формирование понятия: часть слова – слог.

Совершенствование  фонематических  представлений  и развитие  навыков звукового анализа и синтеза.

1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки [А], [У].

2. Формирование умения выделять начальные ударные гласные [А], [У] из слов, различать слова с начальными ударными [А], [У].

3. Формирование понятий звук, гласный звук.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Развитие умения вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание, адекватно реагировать на неё.

2. Стимуляция проявления речевой активности.

3. Формирование умения «оречевлять» игровую ситуацию.

4. Формирование умения задавать вопросы по картинке (Кто это?, Что она делает?), по демонстрации действия (Кто это?, Что он делает?) и отвечать на них (Это птичка. Птичка летает. Это Ваня. Ваня ест.).

II  период

декабрь

январь

февраль

Развитие словаря.

1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (зима, зимующие птицы, комнатные растения, новогодний праздник, домашние птицы и животные, дикие животные, транспорт, профессии) на основе ознакомления с окружающим, расширения представлений о предметах ближайшего окружения, явлениях общественной жизни и природы. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов – названий предметов ближайшего окружения (магазин, почта, улица, весы, продукты, сумка, ящик, горшок, лейка, машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, самолёт, корабль), их частей (колесо, кузов, кабина, руль, фара), слов – названий растений и живых объектов (растение, толстянка, герань, кактус, розан, птица, синица, снегирь, ворона, воробей, сорока, курица, петух, цыплёнок, утка, утёнок, гусь, гусёнок, корова, коза, лошадь, свинья, лиса, медведь, волк), слов – названий  природных явлений (зима, мороз, метель, снег, снегопад, сугроб), названий действий (идти, дуть, падать, прилетать, кормить, насыпать, кататься, возить, поливать, рыхлить, продавать, разносить, водить, управлять, крутить), признаков предметов (сильный, добрый, злой, красивый).

2. Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (зима, зимующие птицы, комнатные растения, домашние птицы, домашние животные, дикие животные, профессии, транспорт).

3. Закрепление навыков правильного употребления личных местоимённых форм, притяжательных местоимений и прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введённых в активный словарь.

4. Обучение пониманию и употреблению названий действий, обозначающих похожие ситуации (моет – умывается – стирает, лежит – спит, бежит – прыгает – скачет), противоположные по значению (сними – надень, завяжи – развяжи).

5. Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (сугроб – сугробы, снегирь – снегири, утка – утки, ворона – вороны).

2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей (кого?, что?, чего?, кому?, чему?, кем?, чем?) и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога (автобуса, лису, козе, лапой).

3. Совершенствование навыка употребления в речи предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, по, за, под).

4. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами (дом – домик, рука – ручка, ведро – ведёрко).

5. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется, катается, одевается).

6. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку. Мама варит кашу. Мальчик ест суп ложкой. Девочка даёт косточку собаке.).

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование  навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, и их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков (ударная позиция).

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи (по подражанию педагога).

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

5. Стимулирование употребления выразительных речевых средств в игре и ролевом поведении.

Коррекция произносительной стороны речи.

1. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционно гимнастики и артикуляционного массажа.

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Закрепление понятий слог и формирование умения оперировать им.

2. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двухсложных и трёхсложных слов из открытых слогов.

3. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом, одной фишкой.

Совершенствование  фонематических  представлений  и развитие  навыков звукового анализа и синтеза.

1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками [А], [У].

2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные навыков [О], [И], начальные ударные звуки [О], [И] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [А], [У], [И], [О].

3. Совершенствование умения производить на слух  ([ОИ], [ИО], [АО], [ОА], [УО], [ОУ], [ИУ], [УИ]).  

4. Закрепление понятий звук, гласный звук.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями из нескольких слов. Формирование и развитие активной позиции ребёнка в диалоге.

2. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

3. Формирование пересказа. Обучению пересказу хорошо знакомой сказки («Заюшкина избушка») с помощью взрослого и со зрительной опорой.

4. Дальнейшая работа над использованием выразительных речевых средств в игре и ролевой поведении.

III  период

март

апрель

май

Развитие словаря.

1. Дальнейшее накопление пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам (весна, профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные весной, перелётные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговые цветы) на базе восприятия и осмысления объектов действительности. Уточнение понимания и постепенное введение в активный словарь слов – названий предметов и объектов ближайшего окружения (учитель, врач,  воспитатель, школа, больница, переход, светофор, аквариум), слов – названий растений и живых объектов (бегония, фиалка, мимоза, подснежник, мать-и-мачеха, птица, грач, скворец, ласточка, козлёнок, лисёнок, медвежонок, жук, бабочка, пчела, шмель, муха, оса, рыбка, гуппи, меченосец), слов – названий природных явлений (весна, лето, проталинка, оттепель, солнце, небо, река, лес, поле, луг), названий действий (летать, плавать, ездить, ходить, таять, капать, цвести, расти, кормить, поить, чистить, ухаживать), признаков предметов (синий, голубой, тёплый, летний).

2. Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий (профессии, первые весенние цветы, комнатные растения, дикие и домашние животные весной, перелётные птицы, насекомые, аквариумные рыбки, родной город, правила дорожного движения, лето, полевые и луговые цветы).

3. Закрепление навыков правильного  употребления всех частей речи, введённых в активный словарь.

4. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

  Формирование и совершенствование грамматического строя речи.

1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского и женского рода в единственном и множественном числе в именительном падеже (рыбка – рыбки, муха – мухи, луг – луга, грач – грачи, кот – коты).

2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

3. Совершенствование навыка употребления в речи простых предлогов (в, на, под, по).

4. Совершенствование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел – сидела, ходил – ходила, плавал – плавала).

6. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными (мой мяч, моя кукла, новый платок,

новая игрушка).

7. Формирование умения согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными мужского и женского рода (один кот, два кота, пять котов; одна рыбка, две рыбки, пять рыбок).

8. Обучению различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам (какой?, какая?, какое?).

Развитие фонетико-фонематической системы языка, навыков звукового анализа и синтеза.

Развитие просодической стороны речи.

1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи.

4. Развитие ритмичности и интонационной выразительности речи, модуляции голоса.

 Коррекция произносительной стороны речи.

1. Закрепление правильного произношения свистящих согласных в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.

3. Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизации в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, потешках, небольших текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

1. Совершенствование умения передавать ритмический рисунок односложных слов и двух-, трёхсложных слов из открытых слогов.

2. Формирование умения делить слова на слоги двухсложные слова с закрытым слогом (бидон, вагон) и двухсложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце (стена, паста, окно).

Совершенствование  фонематических  представлений  и развитие  навыков звукового анализа и синтеза.

1. Закрепление понятий звук, гласный звук и умения оперировать ими. Формирование понятия согласный звук и умения оперировать им.

2. Формирование умения выделять согласные звуки [Т], [П], [Н], [М], [К] из ряда звуков,  начала слов.

3. Формирование навыков анализа и синтеза сначала обратных, а потом и прямых слогов с пройденными звуками.

Развитие связной речи и речевого общения.

1. Совершенствование умения  поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

2. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2 – 3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

3. Формирование умения составлять рассказы из 2 – 3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

4. Формирование навыка пересказа. Обучение пересказу хорошо знакомой сказки («Гуси-лебеди») или небольшого текста с помощью взрослого и со зрительной опорой.

коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.

Учитель-логопед

Воспитатель

1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

1.Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе.

2.Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков.

2.Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы.

3.Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка.

3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы.

4.Обсуждение результатов обследования

4. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом.

5.Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи.

5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания.

6.Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти.

6. Расширение кругозора детей.

7.Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий.

7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям.

8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание).

9.Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения.

9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей.

10.Развитие фонематического восприятия детей.

10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда.

11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений.

11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях.

12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова.

12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида.

13. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования.

13.Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях.

Основные формы работы с родителями:

– знакомство с семьей;

- анкетирование семей;

- информирование родителей о ходе коррекционного процесса;

- дни открытых дверей;

- индивидуальные и групповые консультации;

- родительские собрания;

- оформление информационных стендов;

Приложение.

Комплексно-тематическое планирование воспитателя в средней группе

Месяц

Блок

Неделя

Тема

Сентябрь

День знаний (4-я неделя

августа— 1-я неделя

сентября)

1

Здравствуй, детский сад!

Осень

2

Золотая осень

3

Хлеб – всему голова!

4

Осень пришла, урожай принесла

Октябрь

Я в мире человек

1

 «Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети».

2

Быть здоровыми хотим!

3

Я и моя семья

Мой город, моя страна

4

Добрая дорога детства (ПДД)

Ноябрь

1

Невелик наш городок, а дороже нету

2

Город славен трудом

Ознакомление с искусством

3

В мире прекрасного

День матери

4

Мамин праздник

Декабрь

Зима

1

Здравствуй, зимушка – зима!

2

Где живет зима?

Новогодний праздник

3

Скоро Новый год!

4

Январь

Знакомство с народной

культурой и традициями.

2

Колядки

Зимние радости

3

Зимние забавы (Виды спорта)

4

Зимние превращения (Экспериментирование с водой и льдом)

Февраль

День защитника Отечества

1

Богатыри земли русской

2

Наша армия родная

3

«Для меня всегда герой

самый лучший папа мой!»

8 Марта

4

«8 Марта – праздник мам

«Тук-тук», - стучится в двери к нам».

Март

1

День добра и красоты

Знакомство с народной

культурой и традициями

2

«Глазам – радость, душе – отрада»  (Дымковская и филимоновская игрушка)

3

«Матрешки удалые , лошадки расписные» (Русская матрешка, городецкая роспись)

4

Театральная неделя

Апрель

Весна

1

Осторожно: весна! (ОБЖ, ПДД)

2

Вестники весны (Растения, птицы, насекомые)

3

«Природа – наш дом.

Мы ее сбережем!»

День Победы

4

Спасибо за Победу!

Май

Лето

1

День Победы отмечает вся страна!

2

Огородные хлопоты

3

Скоро лето!

4

«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»  (Летние виды спорта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей групп компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В материалах рассказывается об эффективных  формах взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей в коррекционно-развивающей работе с детьми с общим недоразвитием речи, приведены образцы пер...

Использование проектной деятельности в совместной работе учителя-логопеда и воспитателя группы компенсирующей направленности, как залог успешного речевого развития детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Анализируя различные формы коррекционной работы с детьми с нарушениями речи, мы искали такие, которые позволили бы ускорить процесс постановки, автоматизации нарушенных звуков, в целом развития всех к...

Консультация для учителей-логопедов и педагогов групп компенсирующей направленности "Дефекты речи и их устранение"

Дефекты речи и их устранение.     Борьба с дефектами речи у детей – актуальна проблема. В связи с этим пропаганда логопедических знаний среди стоматологов, родителей, воспитателей ...

Перспективное планирование учителя-логопеда в старшей группе компенсирующей направленности (1-й год обучения) на 2014 – 2015 учебный год

Методическая работа  Цели:  предупреждение, своевременное выявление и устранение речевых нарушений.Задачи:организовать  работу по диагностике уровня развития речевой деятельн...

Конспект коррекционно-развивающего занятия (индивидуальное занятие учителя -дефектолога и учителя-логопеда с ребенком средней группы компенсирующей направленности с ЗПР).

Тип занятия: коррекционно - развивающее.Вид занятия: ознакомление с окружающим миром  и развитие речи.Цель: создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка посредств...