Сборник упражнений пальчиковой гимнастики
материал по логопедии

Сайфуллина Рушания Сягитовна

Сборник упражнений пальчиковой гимнастики по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon palchikovaya_gimnastika.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ


Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности  тонких движений пальцев рук.

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные.

По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца на - сердце.

Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.

Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений.

Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. На первой стадии работы взрослый проговаривает стихотворный текст, а дети манипулируют с пальчиками. В дальнейшем дети сами проговаривают текст (тем самым, активизируя свой словарь!) и выполняют упражнения.

Тема: «Части тела»

«В гости»

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и средний.

Безымянный и последний.

Сам мизинчик - малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики - друзья,

Друг без друга им нельзя.

(Выставляем вверх большие пальцы) (Соединяем под углом кончики

пальцев обеих рук.)

(Поочередно называем пальцы

соединяются с большими на двух руках одновременно.)

(Пальцы сжаты в кулак, вверх на выставляем только мизинцы.)

(Кулаки стучатся друг о дружку.)

(Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках.)

Тема: «Семья» «Мамин праздник»

«Бабушкины ладони»

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!

А у бабушки ладони

Все в морщинках собраны,

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые.

Все работали ладони

Долгими годами.

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами

По кудрям тебя погладят

Добрые ладони,

И с любой печалью сладят

Теплые ладони.

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!

(Хлопают в ладоши

(Показывают руки ладонями вверх) (Поглаживают ладони друг о друга)

(Постукивают кулачками ладони) (Подносят ладони к лицу, словно

(Имитируют поглаживание)

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)

(Хлопают в ладоши)

«Бабушкины ладони»

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик — папочка,

Этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — я.

Вот и вся моя семья.

(Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.)

Тема: «Овощи - фрукты»

 «Овощи»

У Лариски –

Две редиски. У Алешки -

Две картошки.

У Сережки-сорванца -

Два зеленых огурца.

А у Вовки -

Две морковки.

Да еще у Петьки

Две хвостатых редьки.

(По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках).

«Компот»

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот:

Будем яблоки крошить

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угости честной народ

(Левую ладошку держат «ковшиком», указа тельным пальцем правой руки «мешают».)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

(Опять «варят» и «мешают».)

Тема: «Одежда» «Обувь»

«Обувь»

Посчитаем в первый раз,

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеныки

(Попеременные хлопки ладонями и

удары кулачками по столу.)

(На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.)

«Варежка»

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика пропал,

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь - и найдешь, Здравствуй, пальчик,

как живешь?»

(Сжать пальцы в кулак)

(Все пальцы разжать, кроме большого)

(

Разогнуть оставшийся согнутым палец)

(Сжать пальцы в кулачок)

.

Тема: «Игрушки»

«Игрушки»

На большом диване в ряд Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате

Мы игрушки собирать.

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

(Загибают поочередно все пальчики.)

(Разгибают поочередно пальчики.)

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

Тема: «Детский сад»

«Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять.

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(Пальцы обеих рук соединяются

ритмично в замок.)

(Ритмичное касание пальцев обеих рук.

(Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца)

(Руки вниз встряхнуть кистями.)

.

Тема: «Домашние птицы»

«Уточка»

Шла уточка бережком,

Шла серая по крутому.

Вела детей за собою,

И малого, и большого,

И среднего, и меньшого

И самого любимого.

(«Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.)

Загибают безымянный палец; большой палец.)

(Загибают средний палец; мизинец.)

(Загибают указательный палец.)

«Утята»

Раз-два - шли утята.

Три-четыре - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой.

А седьмой от них отстал.

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал.

А десятый испугался –

Громко-громко запищал:

Пи-пи-пи - не пищи!

Мы тут рядом, поищи!

(Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого)

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук)

Тема: «Зима»

«Пальчик - мальчик»

Пальчик - мальчик, где ты был?

Где ты с братцами ходил?

- С этим - я в снегу валялся,

С этим — с горочки катался,

С этим - в парке я гулял,

С этим - я в снежки играл.

Все мы пальчики - друзья,

Где они,

Там и я!

(Пальцы левой руки сжимают в кулак, выпрямляют и сгибают большой палец.)

(Поочередно массируют пальцы, начиная с указательного.)

(Сжимают и разжимают пальцы. Показывают 4 пальца, прижав большой палец к ладони.)

(Показывают большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижаты к ладони.)

Тема: «Птицы»

«Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Пара ловких голубей,

Дятел в пестрых перышках.

Всем хватило зернышек.

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику)

(Опять сжимают и разжимают кулачки

Тема: «Зима»

«Зимние развлечения»

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в  снегу валялись.

Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли.


(Загибают пальчики по одному)

(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)

(«Лепят» комочек двумя ладонями.)

(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)

(Ведут указательным пальцем правой

руки по ладони левой руки.)

{Кладут ладошки на стоя то одной, то

другой стороной.)

(Отряхивают ладошки)

(Движения воображаемой ложкой, руки под щеку.)

Тема: «Новый год»

«Елочка»

Перед нами елочка: Шишечки, иголочки.

Шарики, фонарики. Зайчики и свечки,

Звезды, человечки.


(Пальцы рук переплетены, из больших

пальцев - верхушка «елочки».)

(Кулачки, указательные пальчики

выставлены.)

(«Шарики» из пальцев вверх, вниз)

(«Ушки» из указательного и среднего

пальцев; обе ладони сложены, пальцы

сжаты)

(Ладони сложены, пальцы расправлены;

средний и указательный пальцы стоят на

столе)

Тема: «Домашние животные»

«Коготки»

Точит кошка коготки,

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки.

Ах, какие у нее

Маленькие лапки.

В этих лапках до поры Дремлют цап - царапки.


(Пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки.)

( Поглаживают ладони друг о друга.)

(Сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо.)

«Встреча»

Повстречались два котенка,

Два щенка,

Два поросенка,

Два ягненка,

Два теленка.


Соединять соответствующие пальцы на

руках: мизинец.

безымянные,

средние,

указательные,

большие.

«Идет коза рогатая»

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

К ней козленочек спешит, Колокольчиком звенит.


(Указательный палец и мизинец - вверх,

остальные прижать к ладони, причем

согнутый большой палей сверху.

Указательный и безымянный пальцы –

вверх, остальные прижаты к ладони.

Пальцы соединены вместе, опущены вниз.)

Тема: «Дикие животные»

«Зайцы»

Скачет зайка косой

Под высокою сосной.

Под другою сосной

Скачет зайка второй.


(Указательный и средний пальцы

правой руки поднимают вверх

остальные пальцы выпрямляют и соединяют)

(Ладонь правой руки - вертикально вверх,

пальцы, широко расставлены.)

(Ладонь левой руки - вертикально вверх,

пальцы широко расставлены.)

(Указательный и средний пальцы левой руки - вверх, остальные выпрямляют и

соединяют.)

Тема: «Транспорт»

Проход плывет по речке,

И пыхтит он словно печка.


(Ладошки поставлены на ребро, соединены в виде ковшика.

Большие пальцы подняты вверх.)

Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети!


(Пальцы обеих рук соединить (кроме больших).

Большими пальцами выполнять совместные быстрые круговые движения.)

Заливают в бак бензин,

Я поеду не один. Приглашаю всех гостей, Приглашаю всех детей. Мы поедем далеко. Быть шофером нелегко.


(Дети садятся в круг, им

предлагается круг из жесткого каната.

Дети перебирают канат

и подражают урчанию мотора.)


Тема: Сказка

«Колобок»

«Колобок»

Жили-были дед и баба.

Испекла баба колобок.

Лежал колобок, лежал, да и покатился.

(Поднять указательный палец левой руки, правой руки

Соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко.

Потряхивание кистью, руки,

изображающей колобок.

Навстречу ему зайка:

«Колобок, колобок,

я тебя съем».

«Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», - и покатился

Выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы - в кулачке.)

Навстречу ему волк:

«Колобок, колобок, я тебя съем».

«Не ешь меня, я тебе

песенку спою. О-о-о», - и покатился.

Ладонь ребром, 4 пальца свободной руки, кроме большого выставлен вверх.

Навстречу ему медведь

«Колобок, колобок, - я тебя- съем».

Не ешь меня, я тебе

песенку спою, - «у-у.», - и покатился.

Попеременные движения вперед указательным и средним пальцами свободной руки.

Навстречу ему лиса:

«Колобок, спой мне песенку».

Колобок запел песенку:

«И-и-и», - а лиса его – «ам»! 

- и  съела.

Ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены.

Указательный прижат к ладони, большой выставлен вверх.

Рука, изображающая лису, хватает руку, изображающую колобка.

Тема: «Семья» «Мамин праздник»

«Бабушкины ладони»

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!

А у бабушки ладони

Все в морщинках собраны,

А у бабушки ладони

Добрые-предобрые.

Все работали ладони

Долгими годами.

Пахнут добрые ладони

Щами с пирогами

По кудрям тебя погладят Добрые ладони,

И с любой печалью сладят Теплые ладони.

Ладушки, ладушки,

Где были?

У бабушки!


(Хлопают в ладоши)

(Показывают руки ладонями вверх)

(Поглаживают ладони друг о друга)

(Постукивают кулачками ладони)

(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)

(Имитируют поглаживание)

(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)

(Хлопают в ладоши)

Тема: «Весна»

«Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл

лепестки.

Всем лепесткам красоту и

питанье

Дружно дают под землей

корешки.


(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)

(Развести пальцы.)

(Ритмичное движение пальцами

вместе - врозь.)

(Ладони опустить вниз и тыльной

стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)

«Кап, кап, кап»

Кап, кап, кап — звенит капель. Приближается апрель.


(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.)

Тема: Сказка

«Теремок»

«Теремок»

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок.

Крепко заперты ворота,

Но стучит в ворота кто-то.

Кто стучит там, не пойму. Му-у-у!

Щи в домик, коровка.

Стоит в поле теремок,

Он не низок, не  высок. Крепко заперты ворота,

Но опять стучится кто-то. Открывайте скорей,

Мурка мерзнет у дверей.

Мяу!


(Сложить ладошки над головой домиком.) (

Ладошки поставить ребром к поверхности стола, соединить пальцы.)

(Помахивание пальчиками снизу вверх.)

(Движения повторяются.)

Заходи, киска.

Тема: «Дом»

«Замок»

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог? Потянули,

Покрутили,

Постучали

И открыли!


(Ритмичные быстрые соединения

пальцев двух рук в замок.)

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)

(Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.)

(Пальцы сцеплены, основания ладоней

стучат друг о друга.)

(Пальцы расцепляются, ладони в сторону.)

На поляне дом стоит,

Ну а к дому путь закрыт.

Мы ворота открываем,

В этот домик приглашаем.


«Дом и ворота»

(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом.)

(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»)

(Развернуть ладони параллельно друг другу.) (Изобразить крышу дома)

Тема: «Посуда»

«Помощники»

Раз, два, три, четыре,

Мы  посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик,

ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали,

Так мы маме помогали.


(Удар кулачками друг о друга, хлопок в

ладоши; повторить)

(Одна ладонь скользит по другой по кругу)

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

(Одна ладонь скользит по другой) (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)

Тема: «Мебель»

«Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашки, А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.


(Загибают пальчики, начиная с большого

на обеих руках.)

(Сжимают и разжимают кулачки)

(Зажимают пальчики, начиная с большого)

(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект упражнений пальчиковой гимнастики

Конспект упражнений пальчиковой гимнастики...

Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика

Известно, что всем детям нравятся  пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и  координацию движений,  активизиро...

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть использованы родителями для закрепления математики дома.

Пальчиковая гимнстика на закрепление математики дома. Поможет родителям разнообразить виды детской деятельности при закреплении элементарных математических представлений в домашних условиях....

Картотека упражнений пальчиковых гимнастик

Сборник упражнений пальчиковых гимнастик для детей всех возрастов в ДОУ...

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии/...

Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии

Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень...

Сборник упражнений пальчиковой гимнастики

Пальчиковая гимнастика с проговариванием и заучиванием текста для детей дошкольного возраста с картинками....