Сборник упражнений пальчиковой гимнастики
материал по логопедии
Сборник упражнений пальчиковой гимнастики по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 109.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
ПО ЛЕКСИЧЕСКИМ ТЕМАМ
Исследователями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и др.) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ним связанные.
По насыщенности акупунктурными зонами кисть не уступает уху и стопе. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего - на кишечник, безымянного - на печень и почки, мизинца на - сердце.
Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы.
Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти рук к письму и, что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений.
Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых. На первой стадии работы взрослый проговаривает стихотворный текст, а дети манипулируют с пальчиками. В дальнейшем дети сами проговаривают текст (тем самым, активизируя свой словарь!) и выполняют упражнения.
Тема: «Части тела»
«В гости» | |
В гости к пальчику большому Приходили прямо к дому Указательный и средний. Безымянный и последний. Сам мизинчик - малышок Постучался на порог. Вместе пальчики - друзья, Друг без друга им нельзя. | (Выставляем вверх большие пальцы) (Соединяем под углом кончики пальцев обеих рук.) (Поочередно называем пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно.) (Пальцы сжаты в кулак, вверх на выставляем только мизинцы.) (Кулаки стучатся друг о дружку.) (Ритмическое сжатие пальцев в кулак на обеих руках.) |
Тема: «Семья» «Мамин праздник»
«Бабушкины ладони» | |
Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! А у бабушки ладони Все в морщинках собраны, А у бабушки ладони Добрые-предобрые. Все работали ладони Долгими годами. Пахнут добрые ладони Щами с пирогами По кудрям тебя погладят Добрые ладони, И с любой печалью сладят Теплые ладони. Ладушки, ладушки, Где были? У бабушки! | (Хлопают в ладоши (Показывают руки ладонями вверх) (Поглаживают ладони друг о друга) (Постукивают кулачками ладони) (Подносят ладони к лицу, словно (Имитируют поглаживание) (Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.) (Хлопают в ладоши) |
«Бабушкины ладони» | |
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик — папочка, Этот пальчик — мамочка, Этот пальчик — я. Вот и вся моя семья. | (Дети сгибают пальцы в кулачок, а потом разгибают по одному пальцу, начиная с большого.) |
Тема: «Овощи - фрукты»
«Овощи» | |
У Лариски – Две редиски. У Алешки - Две картошки. У Сережки-сорванца - Два зеленых огурца. А у Вовки - Две морковки. Да еще у Петьки Две хвостатых редьки. | (По очереди разгибают пальчики из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках). |
«Компот» | |
Будем мы варить компот, Фруктов нужно много. Вот: Будем яблоки крошить Грушу будем мы рубить. Отожмем лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот. Угости честной народ | (Левую ладошку держат «ковшиком», указа тельным пальцем правой руки «мешают».) (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.) (Опять «варят» и «мешают».) |
Тема: «Одежда» «Обувь»
«Обувь» | |
Посчитаем в первый раз, Сколько обуви у нас. Туфли, тапочки, сапожки Для Наташки и Сережки, Да еще ботинки Для нашей Валентинки, А вот эти валенки Для малышки Галеныки | (Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.) (На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.) |
«Варежка» | |
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика пропал, В свой домишко не попал». Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла! Ищешь, ищешь - и найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?» | (Сжать пальцы в кулак) (Все пальцы разжать, кроме большого) ( Разогнуть оставшийся согнутым палец) (Сжать пальцы в кулачок) |
.
Тема: «Игрушки»
«Игрушки» | |
На большом диване в ряд Куклы Катины сидят: Два медведя, Буратино, И веселый Чиполлино, И котенок, и слоненок. Раз, два, три, четыре, пять. Помогаем нашей Кате Мы игрушки собирать. | (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками) (Загибают поочередно все пальчики.) (Разгибают поочередно пальчики.) (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.) |
Тема: «Детский сад»
«Дружба» | |
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики. Мы с тобой подружим Маленькие пальчики. Раз, два, три, четыре, пять. Начинай считать опять: Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать | (Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок.) (Ритмичное касание пальцев обеих рук. (Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца) (Руки вниз встряхнуть кистями.) |
.
Тема: «Домашние птицы»
«Уточка» | |
Шла уточка бережком, Шла серая по крутому. Вела детей за собою, И малого, и большого, И среднего, и меньшого И самого любимого. | («Идут» двумя пальчиками по столу, переваливаясь.) Загибают безымянный палец; большой палец.) (Загибают средний палец; мизинец.) (Загибают указательный палец.) |
«Утята» | |
Раз-два - шли утята. Три-четыре - за водой. А за ними плелся пятый, Позади бежал шестой. А седьмой от них отстал. А восьмой уже устал. А девятый всех догнал. А десятый испугался – Громко-громко запищал: Пи-пи-пи - не пищи! Мы тут рядом, поищи! | (Поочередно сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого) (Ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук) |
Тема: «Зима»
«Пальчик - мальчик» | |
Пальчик - мальчик, где ты был? Где ты с братцами ходил? - С этим - я в снегу валялся, С этим — с горочки катался, С этим - в парке я гулял, С этим - я в снежки играл. Все мы пальчики - друзья, Где они, Там и я! | (Пальцы левой руки сжимают в кулак, выпрямляют и сгибают большой палец.) (Поочередно массируют пальцы, начиная с указательного.) (Сжимают и разжимают пальцы. Показывают 4 пальца, прижав большой палец к ладони.) (Показывают большой палец, подняв его вверх, остальные пальцы прижаты к ладони.) |
Тема: «Птицы»
«Кормушка» | |
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Пара ловких голубей, Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек. | (Ритмично сжимают и разжимают кулачки) (На каждое название птицы загибают по одному пальчику) (Опять сжимают и разжимают кулачки |
Тема: «Зима»
«Зимние развлечения»
«Мы во двор пошли гулять»
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли.
(Загибают пальчики по одному)
(«Идут» по столу указательным и средним пальчиками.)
(«Лепят» комочек двумя ладонями.)
(«Крошат хлебушек» всеми пальчиками.)
(Ведут указательным пальцем правой
руки по ладони левой руки.)
{Кладут ладошки на стоя то одной, то
другой стороной.)
(Отряхивают ладошки)
(Движения воображаемой ложкой, руки под щеку.)
Тема: «Новый год»
«Елочка»
Перед нами елочка: Шишечки, иголочки.
Шарики, фонарики. Зайчики и свечки,
Звезды, человечки.
(Пальцы рук переплетены, из больших
пальцев - верхушка «елочки».)
(Кулачки, указательные пальчики
выставлены.)
(«Шарики» из пальцев вверх, вниз)
(«Ушки» из указательного и среднего
пальцев; обе ладони сложены, пальцы
сжаты)
(Ладони сложены, пальцы расправлены;
средний и указательный пальцы стоят на
столе)
Тема: «Домашние животные»
«Коготки»
Точит кошка коготки,
Сидя на окошке.
Ах, какие же они
Острые у кошки.
Ах, какие у нее
Маленькие лапки.
В этих лапках до поры Дремлют цап - царапки.
(Пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки.)
( Поглаживают ладони друг о друга.)
(Сжимают пальцы в кулачки, поворачивают кулачки вправо.)
«Встреча»
Повстречались два котенка,
Два щенка,
Два поросенка,
Два ягненка,
Два теленка.
Соединять соответствующие пальцы на
руках: мизинец.
безымянные,
средние,
указательные,
большие.
«Идет коза рогатая»
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая,
К ней козленочек спешит, Колокольчиком звенит.
(Указательный палец и мизинец - вверх,
остальные прижать к ладони, причем
согнутый большой палей сверху.
Указательный и безымянный пальцы –
вверх, остальные прижаты к ладони.
Пальцы соединены вместе, опущены вниз.)
Тема: «Дикие животные»
«Зайцы»
Скачет зайка косой
Под высокою сосной.
Под другою сосной
Скачет зайка второй.
(Указательный и средний пальцы
правой руки поднимают вверх
остальные пальцы выпрямляют и соединяют)
(Ладонь правой руки - вертикально вверх,
пальцы, широко расставлены.)
(Ладонь левой руки - вертикально вверх,
пальцы широко расставлены.)
(Указательный и средний пальцы левой руки - вверх, остальные выпрямляют и
соединяют.)
Тема: «Транспорт»
Проход плывет по речке,
И пыхтит он словно печка.
(Ладошки поставлены на ребро, соединены в виде ковшика.
Большие пальцы подняты вверх.)
Быстро лопасти крути! Вертолет, лети, лети!
(Пальцы обеих рук соединить (кроме больших).
Большими пальцами выполнять совместные быстрые круговые движения.)
Заливают в бак бензин,
Я поеду не один. Приглашаю всех гостей, Приглашаю всех детей. Мы поедем далеко. Быть шофером нелегко.
(Дети садятся в круг, им
предлагается круг из жесткого каната.
Дети перебирают канат
и подражают урчанию мотора.)
Тема: Сказка
«Колобок»
«Колобок»
Жили-были дед и баба. Испекла баба колобок. Лежал колобок, лежал, да и покатился. | (Поднять указательный палец левой руки, правой руки Соединить указательный и большой пальцы одной руки, изобразив колечко. Потряхивание кистью, руки, изображающей колобок. |
Навстречу ему зайка: «Колобок, колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я тебе песенку спою. А-а-а», - и покатился | Выставить вверх указательный и средний пальцы свободной руки, остальные пальцы - в кулачке.) |
Навстречу ему волк: «Колобок, колобок, я тебя съем». «Не ешь меня, я тебе песенку спою. О-о-о», - и покатился. | Ладонь ребром, 4 пальца свободной руки, кроме большого выставлен вверх. |
Навстречу ему медведь «Колобок, колобок, - я тебя- съем». Не ешь меня, я тебе песенку спою, - «у-у.», - и покатился. | Попеременные движения вперед указательным и средним пальцами свободной руки. |
Навстречу ему лиса: «Колобок, спой мне песенку». Колобок запел песенку: «И-и-и», - а лиса его – «ам»! - и съела. | Ладонь ребром, 3 пальца (мизинец, безымянный и средний) соединены. Указательный прижат к ладони, большой выставлен вверх. Рука, изображающая лису, хватает руку, изображающую колобка. |
Тема: «Семья» «Мамин праздник»
«Бабушкины ладони»
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
А у бабушки ладони
Все в морщинках собраны,
А у бабушки ладони
Добрые-предобрые.
Все работали ладони
Долгими годами.
Пахнут добрые ладони
Щами с пирогами
По кудрям тебя погладят Добрые ладони,
И с любой печалью сладят Теплые ладони.
Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки!
(Хлопают в ладоши)
(Показывают руки ладонями вверх)
(Поглаживают ладони друг о друга)
(Постукивают кулачками ладони)
(Подносят ладони к лицу, словно принюхиваются.)
(Имитируют поглаживание)
(Складывают ладони, подносят к лицу, дуют на них.)
(Хлопают в ладоши)
Тема: «Весна»
«Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл
лепестки.
Всем лепесткам красоту и
питанье
Дружно дают под землей
корешки.
(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их.)
(Развести пальцы.)
(Ритмичное движение пальцами
вместе - врозь.)
(Ладони опустить вниз и тыльной
стороной прижать друг к другу, пальцы развести.)
«Кап, кап, кап»
Кап, кап, кап — звенит капель. Приближается апрель.
(Ритмично, на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.)
Тема: Сказка
«Теремок»
«Теремок»
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок.
Крепко заперты ворота,
Но стучит в ворота кто-то.
Кто стучит там, не пойму. Му-у-у!
Щи в домик, коровка.
Стоит в поле теремок,
Он не низок, не высок. Крепко заперты ворота,
Но опять стучится кто-то. Открывайте скорей,
Мурка мерзнет у дверей.
Мяу!
(Сложить ладошки над головой домиком.) (
Ладошки поставить ребром к поверхности стола, соединить пальцы.)
(Помахивание пальчиками снизу вверх.)
(Движения повторяются.)
Заходи, киска.
Тема: «Дом»
«Замок»
На двери висит замок.
Кто открыть его бы мог? Потянули,
Покрутили,
Постучали
И открыли!
(Ритмичные быстрые соединения
пальцев двух рук в замок.)
(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.)
(Движения сцепленными пальцами от себя, к себе.)
(Пальцы сцеплены, основания ладоней
стучат друг о друга.)
(Пальцы расцепляются, ладони в сторону.)
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
В этот домик приглашаем.
«Дом и ворота»
(Изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом.)
(Развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»)
(Развернуть ладони параллельно друг другу.) (Изобразить крышу дома)
Тема: «Посуда»
«Помощники»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик,
ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
Так мы маме помогали.
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в
ладоши; повторить)
(Одна ладонь скользит по другой по кругу)
(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
(Одна ладонь скользит по другой) (Загибают пальчики по одному, начиная с большого)
(Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить)
Тема: «Мебель»
«Много мебели в квартире»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашки, А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(Загибают пальчики, начиная с большого
на обеих руках.)
(Сжимают и разжимают кулачки)
(Зажимают пальчики, начиная с большого)
(Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект упражнений пальчиковой гимнастики
Конспект упражнений пальчиковой гимнастики...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/05/picture-410699-1394010866.jpg)
Картотека игровых упражнений "Пальчиковая гимнастика
Известно, что всем детям нравятся пальчиковые игры. Но, кроме того, что он забавляют малыша, они помогают взрослым развивать у него мелкую моторику и координацию движений, активизиро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/09/picture-39316-1444398113.jpg)
Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть использованы родителями для закрепления математики дома.
Пальчиковая гимнстика на закрепление математики дома. Поможет родителям разнообразить виды детской деятельности при закреплении элементарных математических представлений в домашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/20/picture-222820-1537449447.jpg)
Картотека упражнений пальчиковых гимнастик
Сборник упражнений пальчиковых гимнастик для детей всех возрастов в ДОУ...
Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии
Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии/...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/24/picture-485235-1411565907.jpg)
Комплекс упражнений, пальчиковых гимнастик с элементами кинезиологии
Предлагаемые упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые гимнастики, которые очень...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/16/picture-1137752-1555440821.jpg)
Сборник упражнений пальчиковой гимнастики
Пальчиковая гимнастика с проговариванием и заучиванием текста для детей дошкольного возраста с картинками....