Подгрупповое логопедическое занятие: "Путешествие домовенка Кузи"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Кошелева Любовь Александровна

Подгрупповое логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) Тема: "Путешествие домовенка Кузи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx88.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад» с. Новосысоевки

КОНСПЕКТ НОД

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

Подгрупповое логопедическое занятие

для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет)

 Тема: «Путешествие домовенка Кузи»

Сказка Домовенок Кузька, Александрова Татьяна - читать для детей онлайн

                                           

                                                                                   Подготовила:  учитель-логопед

                                                                                   Кошелева Любовь Александровна

2023 г.

Цель: Дифференциация звуков  «Р» - «Л».

Задачи:

Коррекционно - образовательные: 

  • закрепить правильное произношение звуков «Л» - «Р»;
  • выделять из слов заданные звуки;
  • формировать умение дифференцировать звуки «Л» - «Р» изолированно, в  слова,  на слух и в произнесении.

Коррекционно - развивающие: 

  • активизировать словарный запас;
  • развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику;
  • фонематическое восприятие;
  • слуховое внимание и  мышление;
  • совершенствовать связную речь.

Коррекционно - воспитательные: 

  • воспитывать у детей чувство взаимопомощи;
  • доброжелательное отношение к окружающим;
  • самостоятельность и стремление доводить дело до конца;
  • учить  сотрудничать со сверстниками;
  • прививать интерес к сказкам.

Материалы и оборудование: лапти, рубашка, записка, письмо, фото Кузи, зеркала, физминутка «Самолёт», сундучок, карта, Старичок-лесовичок,  мяч, 3 ключа, мольберты, предметные картинки со звуком «Л»-«Р», шарики «Су-Джок, медали.

Предварительная работа: просмотр мультипликационного фильма «Домовёнок Кузя», беседа с детьми,  знакомство с согласными звуками «Л»-«Р», работа со словами, разучивание стихов,  загадывание загадок, рассматривание картинок, иллюстраций, разучивание комплексов артикуляционной  гимнастики, гимнастики для глаз, упражнений на развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движением, игровые упражнения на дифференциацию звука «Л»-«Р» в слове.

Ход образовательной деятельности:

Дети входят в музыкальный  зал под музыку.

I. Вводная часть.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас!  Меня зовут Любовь Александровна, я пришла к вам в гости,  чтобы с вами поиграть.

«Психогимнастика» 

(Создание эмоционального положительного фона) 

                           Учитель-логопед предлагает встать детям в круг:

Логопед: Я сейчас буду читать стихотворение, а вы будете его слушать и вместе со мной выполнять движения под эти слова.

                 Давайте с вами встанем в круг – (дети становятся в круг)

                 Сколько радости вокруг – (дети поднимают вверх руки и машут ими)

                 Мы все за руки возьмёмся  - (дети берутся з а руки)

                 И друг другу улыбнемся. – (дети улыбаются)

                 Вы готовы поиграть?

Дети: Да!

Логопед: Можно встречу начинать?

Дети: Да!

Логопед: День сегодня необычный – удивить хочу я вас. Ребята, а вы любите сказки? Сегодня вас ждет волшебная сказка, увлекательные игры и еще много интересного. Я хочу, чтобы у вас было хорошее настроение и все сегодня получилось!

                  Ребята, вы ничего не заметили необычного? Да, это следы, но чьи   интересно? Никого не видно. Давайте по следам пойдем, может что-то увидим, что-то найдем.

Дети идут по следам. На столе лежит рубашка,

записка,  под столом стоят лапти.

Логопед: Ребята! Может вы знаете, что это? (лапти, рубашка). А тут лежит записка для нас: «Ты на вещи  посмотри, первый звук в словах скажи. Правильно эти звуки всегда произноси, задания с ними ждут тебя впереди!» (л, р).

Дети:  ЛЛапти, РРубашка.

Логопед: Ребята! А тут ещё и письмо,  давайте его прочитаем.

Учитель-логопед берёт письмо и читает.

Логопед: Ой, беда, беда, огорчение! Ребята! Моего друга, рыжего кота похитили!   Кащей  Бессмертный  в замке держит его взаперти! Помогите!

                Дети! Я по-моему догадалась от кого нам это письмо. Да тут и фотография его.

Учитель-логопед достаёт из письма фотографию домовёнка Кузи.

Логопед: Ребята! Это письмо нам от домовёнка Кузи и он зовет нас на помощь.     Вы готовы помочь домовёнку Кузе и его рыжему коту?

Дети: Да!

Логопед: Прежде чем мы начнём помогать домовёнку Кузе и его рыжему коту,    нам нужно подготовить наши язычки. А, вы помните, что в записке было написано? Все задания будут связаны со звуками Л и Р. Сделаем артикуляционную гимнастику. Присели на стульчики.

Учитель-логопед берёт зеркала и раздаёт детям.  

                                         «Артикуляционная гимнастика»                                

Логопед: Смотрите на меня и делайте как я. (повтор упражнений 4-5 раз)

                 Язычок наш загорает
                Лег на губку отдыхает (лопатка).

                Мы болтаем языками
               Стали детки индюками (индюк).

               Эй, веселые ребятки,
              Не пора ль сыграть в лошадки?
              Конь копытом землю бьет,
              Он кататься нас везет! (лошадка).

               Самолет летит, самолет гудит: л - л - л.

Логопед: Мододцы! Теперь можно отправляться  в путь.

                 Только, как нам попасть в сказку?

Дети: На поезде, самолёте, вертолёте, машине.

Логопед: Ребята! Я предлагаю  вам отправится на самолёте, так быстрее будет. Давайте с вами встанем в круг. Смотрите на меня и делайте как я.

Дети становятся в круг.

Физминутка «Самолёт»

Смотрите в небе самолёт   (стоят  качаются руки в стороны)

А в самолёте том пилот  («надевают очки»)

Штурвалом ловко управляет  (крутят руль)

И между облаков летает   (летят руки в стороны)

Под самолётом то гора  (руки вверху домиком (гора))

То лес дремучий, то нора  (руки скрещены перед собой/ руки вверху круг ( нора))

То в небо дивится народ  (козырёк влево и вправо)

То зайцы водят хоровод (твист, руки в стороны)

II. Основная часть.

Логопед: Ребята! Ну, вот мы с вами и попали в сказку. Смотрите ребята, а это волшебный сундучок. Может быть он нам подскажет, куда  нам идти дальше. Но, чтобы его открыть, надо глубоко вдохнуть и на сундучок подуть (дуют). Давайте мы с вами вдохнем через носик и выдохнем через рот, губки сделаем трубочкой. Щёчки при этом не надуваем,  плечи не поднимаем. Смотрите на меня. А теперь давайте вместе.

«Дыхательная гимнастика»

                        (звучит волшебная музыка – открывается сундучок)    

 II. Основная часть.                                     

Логопед: Дети! Тут, лежит нам подсказка.

Учитель-логопед достаёт записку и читает.  

Логопед: Вы на карту посмотрите и домовёнку Кузе помогите. Ребята, посмотрите, а вот и сказочная карта. Будем по карте с вами  шагать, задания героев все выполнять. Три ключа нам надо найти, чтобы  кота  нам  рыжего спасти.

II. Основная часть.

Логопед: А вот и первое задание. Кто же встретился нам на пути? Давайте посмотрим.  

Дети:  Старичок–лесовичок.             

Логопед: Так, сейчас прочитаю задание:

                 По стрелкам смело шагай,

                 упражненья  выполняй,

                 Язычок свой разминай.

                 Все слова дополняй,

                 Ничего не пропусти –

                 Ключ в конце пути возьми!        

Дидактическая игра «Договори слово» с мячом.

Дифференциация изолированных звуков [р] и [л]. 

(Учитель-логопед называет начало слова и бросает мяч ребенку, а  дети  договаривают  звук и бросают  мяч обратно) (берут 1 ключ)

Логопед: Ребята! Я начну слово, а вы должны его закончить, добавив последний  звук [р]  или [л].  (ша-Р, вете-Р, сту-Л, дяте-Л, кома-Р, сы-Р, узе-Л, пена-Л,  топо-Р,  мото-Р,  футбо-Л, сто-Л).

Логопед: Молодцы! С заданием мы справились. А вот и первый ключ. Чтоб в    пути не заскучать, предлагаю поиграть, зрительную гимнастику за мною повторять. 

Дети выполняют зрительную гимнастику «Будь здоров»

выполняют движения глазами по тексту стихотворения

Логопед:  Чтобы глазки зорче были,
                  И  в очках чтоб не ходили.
                  Эти нужные движенья.
                  Предлагаю повторить.
                  Вдаль посмотрим и под ножки,
                  Вправо, влево по быстрей.
                  Удивимся - что такое?
                  И закроем их скорей.
                  А теперь по кругу быстро,
                  Словно стрелочки часов,
                  Проведем глазами дружно,
                  Ну, а дальше – будь здоров!

Логопед: Молодцы! Двигаемся дальше по карте. Смотрим следующее задание, кто здесь  живет?

Дети:  Баба Яга.

Логопед: Так, читаю задание:

                 Ты, дружочек, не зевай!

       Зелье волшебное мне варить помогай.

       Все, картинки со звуком «Р» выбирай

       И в котел скорей бросай.

       Как только зелье я сварю –

       Ключ тебе я подарю.

Дидактическая игра «Найди картинку».

(На мольберте дети располагают картинки в названии которых есть звук Р)

  (берут 2 ключ)

Логопед:  С этим заданием , мы справились, вот и второй ключик у нас. Но, путь нас сложный ждет впереди – без разминки его не пройти.

Дети становятся в круг. Массаж ладоней и пальцев рук с помощью

 шариков "Су-Джок".

(Массажировать и закреплять название пальцев.

Шарик на ладони катать каждым пальчиком).

Логопед: Возьмите колечки и делайте, как я. Будем надевать колечко на каждый  пальчик.

                 Мы колечки надеваем,

                 Пальцы наши украшаем.

                 Надеваем и снимаем,

                 Пальцы наши упражняем.

 

Дети надевают колечки на пальчики другой руки.

                 Будь здоров ты, пальчик мой,

                 И дружи всегда со мной.

Логопед: Молодцы! А теперь покатаем шарики.

                 Шарик пальчиком катаю.  

                 Ловкость пальцев проверяю.

                 Ты колючий шарик мой.

                 Подружись сейчас со мной.

Логопед: Ну, что дальше надо нам идти  кто же ждёт нас впереди?

Дети:  Змей Горыныч.

Логопед: Так, читаю задание от Змея Горыныча.

                 Я живу в большой норе на кудыкиной горе.

       Я совсем не страшный змей,

       Только скучно и одиноко мне, нет у меня совсем друзей.

       Вы меня повеселите и немножко развлеките.

       Коль доволен буду я, ключ отдам я вам, друзья!

Дидактическая игра «Найди слова-друзья».

(Дети  берут картинки и к каждой картинке находят пару: лак-рак, лама-рама, ложки-рожки, лом-ром).  (берут 3 ключ)

Логопед: Ребята! Вот у нас и картинки не могут найти себе друзей. Давайте им    поможем. К каждой картинке найдем пару. Молодцы! А вот и третий ключ.

Логопед: Идём дальше смотрим на карту. А вот и замок  Кащея  Бессмертного         перед нами. Читаю задание.

        Чтобы кота освободить,

        Нужно дверь скорей открыть.

        Поторопись и не зевай -

        Ключ к замочку подбирай!

Задание «Подбери ключики» (освобождают кота)

(Дети  берут ключики на которых картинки и выбирают ключик с картинкой со звуком Л).

Логопед: Очень интересное задание, давайте посмотрим, ключики  вроде все   одинаковые. Может дело в замочке?

Дети: На замочке нарисован самолёт.

Логопед: Ребята! А напомните мне, какой звук мы произносили, когда мы делали артикуляционное упражнение самолёт летит, самолёт гудит.

Дети: ЛЛЛ

Логопед: А теперь давайте посмотрим на ключики. О, смотрите, а на ключиках тоже нарисованы картинки. Значит, нам подойдёт только тот ключик с картинкой, в которой есть звук Л.

Дети: Яблоко.

III. Заключительная часть.

Логопед: Ну вот, рыжий кот домовёнка Кузи на свободе, и, конечное же, большая

                 заслуга в этом ваша, ребята.

       - Скажите, вам понравилось путешествие?

       - С какими звуками мы выполняли задания?

       - Какое задание было для вас самым интересным?

       - Какое сложным?

 Но вы со всеми заданиями справились. Молодцы! Домовенок Кузя, вас благодарит,  и дарит вам на память вот такие маленькие медальки, они вам будут напоминать про сказочное путешествие, и вы сможете рассказать о нем своим друзьям.  Вам, ребята, пора отправляться в группу, где вас ждут друзья. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие на планету Шежеса.

Логопедическое занятие для детей подготовительной к школе группы. Цель занятия: закрепление навыков различения звуков Ш, Ж, С, З в слогах,  словах и фразах. Задачи. Корр...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие по городу» с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе

Конспект  подгруппового логопедического занятия  «Путешествие по городу»  с использованием здоровьесберегающих технологий  в подготовительной группеЦель: познакомить детей со звуко...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Путешествие по Звукограду»

Дать ребенку представления о звуках (фонемах) русского языка, привлечь внимание к положению языка и губ в момент произнесения звука речи, научить звукоразличению гласных-согласных, твердых, мягких. Ди...

Подгрупповое логопедическое занятие "Путешествие в мир полярных животных"

Обобщить и систематизировать знания о диких животных полярных районов Земли, их внешнем виде и образе жизни....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие с Незнайкой" в старшей группе по лексической теме: "Транспорт. Правила дорожного движения"

На занятии дети уточняют и расширяют знания о видах городского трансторта и правилах дорожного движения. Знакомятся с сигналами светофора и с безопасным переходом через дорогу....

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествие слонёнка Локи"

Конспект логопедического занятия на автоматизацию звука Л...

Конспект подгруппового логопедического занятия "Путешествуем с Домовенком" (закрепление звук "Р")

Закрепление пройденного материала посредством игр и упражнений в подгруппе на звук "Р". Занятие содержит сюжет и последовательность, много интересных аксессуаров и упражнений, благодаря чему...