«Обучение младших школьников умению пользоваться фразеологизмами в речи»
статья по логопедии

В русском языке существует целая наука, изучающая эти выражения - фразеология. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. Она отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема публикации: «Обучение младших школьников умению

пользоваться фразеологизмами в речи»

   

                                  Подготовила:

                                                                 учитель-логопед Родионова И.Г.

Обучение младших школьников умению

пользоваться фразеологизмами в речи

В русском языке существует целая наука, изучающая эти выражения - фразеология. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение» и «логос» - «учение». Фразеология – это величайшая сокровищница и непреходящая ценность любого языка. Она отражает мир чувств, образов, оценок того или иного народа.

В словаре С.И. Ожегова сказано, что фразеологизмы – это устойчивые выражения с самостоятельным значением. Другими словами, фразеологизм – это устойчивое и неделимое словосочетание, которое имеет переносное значение и не вытекает из смысла составляющих его слов. Во фразеологизмах слова приобретают особое значение, что требует их запоминания целиком: нужно запомнить и их словесный состав, и их значение. А также нужно знать ситуацию, в которой можно употребить тот или иной фразеологизм.

 Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка, в них заключён многовековой опыт народа, который передаётся из поколения в поколение.   Чтобы достичь полного взаимопонимания, яснее и образнее выражать свою мысль, человек в своей речи использует фразеологизмы. Употребление фразеологизмов придает речи живость и красочность.

 

Фразеологизмы  с именами существительными,
связанные с организмом человека.

        Большинство фразеологизмов связано с организмом человека. В устойчивых сочетаниях довольно часто встречаются такие слова, как голова, уши, руки, глаза и многие другие.

Приходилось ли вам слышать выражения: «голова идёт кругом», «развесил уши», «язык проглотил»? Знаете ли вы человека, который «нос повесил»?

         Расположим устойчивые сочетания в соответствии с фразеологизмом  «С ног до головы». В созданном нами словаре фразеологизмы, связанные с организмом человека, сгруппированы по наличию в них общих слов – существительных. К каждому существительному дано изображение. Также в словаре размещены десять иллюстраций на самые распространённые фразеологизмы.

         Словарь поможет школьникам познакомиться с фразеологизмами, разобраться с их значениями. Самое главное, с его помощью можно заинтересовать учеников изучением данной темы.

        Приведём в пример по одному фразеологизму от каждого имени существительного, примеры употребления, иллюстрированные страницы словаря.

1. Нога: со всех ног – «очень быстро».

Ваня побежал за корабликом со всех ног. 

https://files.1urok.ru/images/5d9d2498c21b8b65f88dca65378d111eb8ea6de8.jpg

2. Рука: золотые руки – «мастер на все руки».

У Вити золотые руки.

https://files.1urok.ru/images/8a91bbf2b81cb15e136c7dc389953d4f0e8a1a33.jpg

3. Палец: знать, как свои 5 пальцев – «знать очень хорошо, подробно».

Я это потом всё, как пять пальцев, узнал.

https://files.1urok.ru/images/49933d56793997d3122102a25c7fbae75da4d571.jpg

 

4. Шея: сидеть на шее – «находиться на содержании у человека, обременять его, тяготить».

Я совсем не хотел сидеть на шее у родителей.

https://files.1urok.ru/images/115ef24dac252955a12f9e9482672f02d1602eaa.jpg

5. Рот: рот на замке – «молчать, не рассказывать секреты».

Катя держала рот на замке.

https://files.1urok.ru/images/90d27d62984d402bda2c6efcda0809ce2dc7425e.jpg

6. Язык: вертится на языке – «неспособность вспомнить какое-либо хорошо знакомое слово, а в памяти всплывает информация».

Её имя вертелось на языке, но я никак не мог его вспомнить.

https://files.1urok.ru/images/78b25590f176233fa40ebb2d2987568d62cd5789.jpg

7. Нос: водить за нос – «обманывать, вводить в заблуждение». 

Гриша постоянно водит за нос Васю.

https://files.1urok.ru/images/137a349250f0c8e29d990968fee8d8ae42b1e556.jpg

8. Уши: развесить уши – «слушать доверчиво, с большим интересом; принимать всерьёз то, чему верить нельзя».

Я всегда слушаю тётю Ларису, развесив уши.

https://files.1urok.ru/images/6d2717be55b0ba615a8ae8ec9fde3935dba65095.jpg

9. Глаза: глаза разбегаются – «невозможно остановиться, сосредоточиться на чём-либо одном».

В магазине было так много продуктов, что глаза разбегаются.

https://files.1urok.ru/images/78162d00b6c321350482afdf1379e6351f556995.jpg

10. Голова: стоять на голове – «резвиться, шалить».

Мой друг на переменах всегда стоит на голове.

https://files.1urok.ru/images/58178b7ae51d462657f482effaed6853b254a5f8.jpg

Это далеко не весь перечень всех имён существительных, связанных с организмом человека. В рамках нашей работы мы рассмотрели лишь десять часто встречающихся в нашей речи фразеологизмов.

 

Приемы, которые помогут  младшим школьникам понимать и подбирать фразеологизмы, объяснять их значение:

  • Иллюстрирование – школьники иллюстрируют по выбору один из изученных на уроке фразеологизмов, что позволяет им наглядно увидеть его значение.
  • Пантомима - детям раздают написанные на листе фразеологизмы, они должны с помощью мимики и жестов изобразить их. Остальные угадывают фразеологизм.
  • Мини-рассказы – ребятам предлагаются на выбор различные фразеологизмы и одна ситуация. Школьникам за определённый промежуток времени нужно понять, какой фразеологизм к данной ситуации подойдёт. Составить интересный мини-рассказ, используя устойчивый оборот.
  • Словарь фразеологизмов

Школьники под руководством учителя могут составить словарь. В него записываются все устойчивые обороты, изучаемые в школе. Дополняется иллюстрациями. При необходимости ученики могут обратиться к нему.

Данные приёмы можно использовать на практике в начальных классах.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль дидактических игр в обучении младших школьников»

Игра - особенно организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и внутренних сил. Игра постоянно подразумевает принятие решения – как поступить, что заявить, как победить?...

реализация преемственности в обучении младших школьников арифметическим действиям

Актуальность данной темы.1.Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного с...

Обучение младших школьников навыкам самообслуживания.сентябрь 2017

Диагностика уровня сформированости положительного отношения к труду у младших школьников....

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

В статье представлен анализ литературы по проблеме развития эмоций и воли у учащихся младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи. Изложены особенности данных процессов у детей по сравнению...

ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

   Актуальность проблемы изучения и формирования смыслового компонента чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи. Особенности уровней сформированности интонационной и смы...

Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут до...