«Роль дидактических игр в обучении младших школьников»
материал (младшая группа) на тему

Колесникова Ксения Вячеславовна

Игра - особенно организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и внутренних сил. Игра постоянно подразумевает принятие решения – как поступить, что заявить, как победить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_did_igr_v_obucheniee_ml_shk.docx60.77 КБ

Предварительный просмотр:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ КОЗЬМЫ МИНИНА»

Факультет психологии и педагогики

Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Направление подготовки "Психолого-педагогическое образование"

Профиль подготовки "Психология и педагогика начального образования" (заочная форма обучения, группа НОЗС - 11)

К У Р С О В А Я    Р А Б О Т А

на тему:  «Роль дидактических игр в обучении младших школьников»

СТУДЕНТ(КА)        Колесникова Ксения Вячеславовна  ________________________________________

                                                           (личная подпись)                                                              

РУКОВОДИТЕЛЬ    ____________________  Кондидат философских наук

                                               Курбатова Алла Сергеевна

                                                           (личная подпись)                                  

Нижний Новгород – 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…..…………………………………………………………….….3

Глава 1. Теоретические  основы

1.1. Дидактические игры в системе обучения ……………………….…..6

1.2. Функции и структура дидактических игр …………………….……. 8

1.3. Дидактические игры как метод обучения …………………….……. 11

Выводы по главе 1………………………………………………....……… 18

Глава 2. Дидактическая игра как фактор обучения младшего школьника

2.1. Основные этапы организации игры ……………………………….... 19

2.2. Применение дидактических игр в обучении младших школьников..21

Выводы по главе 2………………………………………………………….. 30

Заключение………………………………………………………………….. 31

Список литературы…………………………………………………………. 32

Приложения

Введение

В возрасте 7 лет у ребенка наступает период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному учению (у Д.Б. Эльконина  "кризис 7 лет"). Поэтому при организации режима дня и учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия, способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому. Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе (познавательные и дидактические игры) и во время отдыха. 

Игра - особенно организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и внутренних сил. Игра постоянно подразумевает принятие решения – как поступить, что заявить, как победить?

Младшие школьники только что вышли из периода, когда ролевая игра была ведущим типом деятельности. Для возраста 6-10 лет характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы.

Игры в жизни детей младшего школьного возраста продолжают занимать значительное место. Если спросить младших школьников, что они делают помимо учения, все они единодушно ответят: "Играем".

Потребность в игре как подготовке к труду, как выражению творчества, как в тренировке сил и способностей, как, наконец, в простом развлечении у школьников очень велика.

В качестве основных единиц игры выделяют также мнимую ситуацию, сюжет и содержание, т.к. именно этим компонентам в значительной степени принадлежат регулирующие функции.

Особое внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование умений общаться друг с другом и с другими людьми.

При этом педагогу необходимо использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах.

У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач.

Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов.

На протяжении младшего школьного возраста в детских играх происходят существенные изменения: игровые интересы становятся устойчивей, игрушки теряют для детей свою привлекательность, на первый план начинают выступать спортивные и конструктивные игры. Игре постепенно уделяется меньше времени, т.к. в досуге младшего школьника начинают занимать большое место чтение, посещение кино, телевидение.

Принимая во внимание положительное значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности, дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую инициативу и творчество.

        

Цель работы: показать, что дидактические игры необходимы в обучении младших школьников, что они значительно повышают интерес к учению.

Задачи:
1. Выявить основные свойства дидактической игры и выявить ее роль в воспитании личности. 
2.Рассмотреть основные типы дидактических игр, их функции и структуру. 
3. Раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения . 
4. Рассмотреть основные цели, для которых применяются дидактические игры.
 

        

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

1.1 Дидактические игры в системе обучения

Оценивая дидактическую игру и ее роль в системе обучения, А.П.Усова говорила, что дидактические игры, игровые задания и приемы позволяют повысить восприимчивость детей, разнообразят учебную деятельность ребенка, вносят занимательность.

В последние годы вопросы теории и практики дидактической игры разрабатывались и разрабатываются многими исследователями. Во всех исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие дидактическую игру как форму организации обучения.

В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях. Ее место определяется той ролью, какую ей отводит учитель, используя все многообразие дидактических форм и средств обучения детей.

Обучение и игровая деятельность как форма обучения в школе направлена на развитие у детей произвольного внимания, наблюдательности, запоминания и припоминания, сравнения, первичных форм аналитико-синтетической деятельности, деятельности воображения, развитие любознательности и познавательных интересов.

Воспитательная и развивающая ценность обучения в игровой форме заключается в содержании и направленности его на решение задач нравственного воспитания - воспитания положительного отношения детей к явлениям окружающей жизни.

Содержание познавательной деятельности в сочетании с игровой содействует и эстетическому воспитанию, формированию эстетического восприятия и отношения к явлениям социальной жизни и природы, к предметам быта и произведениям искусства. Дидактические игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности. Если они проводятся живо, умелым учителем, дети реагируют на них с огромным интересом, взрывами радости, что увеличивает их значение.

Психолог А.В.Запорожец, оценивая роль дидактической игры, говорил, что необходимо добиваться того, чтобы дидактическая игра была не только формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала бы общему развитию ребенка, служила формированию его способностей».

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но, в то же время, в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в младшем школьном возрасте определяется рядом причин:

  • Игровая деятельность как ведущая в дошкольном детстве еще не потеряла своего значения (не случайно, поэтому многие дети приносят в школу игрушки). Отсюда следует, что опора на игровую деятельность, игровые формы и приемы - это важный и наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу.
  • Освоение учебной деятельности, включение в нее детей идет медленно (многие дети вообще не знают, что такое «учиться»).
  • Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.
  • Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнить в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление взаимоотношений со сверстниками и учителями). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

В отличие от игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата.

Таким образом, игра должна органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала бы интенсификации умственной работы.

1.2 Функции и структура дидактических игр

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура – это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  • дидактическая задача;
  • игровая задача;
  • игровые действия;
  • правила игры;
  • результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами соответствующих учебных предметов закрепляется умение составить из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д. Она скрыта от детей.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи). Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры.

Игровые действия - основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи -незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) - проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются лучше. Дидактическую игру и урок противопоставлять нельзя. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным.

Основные функции дидактических игр в обучении:

  • функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму;
  • функция формирования психических новообразований;
  • функция формирования собственно учебной деятельности;
  • функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы;
  • функция формирования навыков самоконтроля и самооценки;
  • функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения.

1.3 Дидактические игры как метод обучения


          Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

          Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. 

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.    

В разных сборниках указано множество (около 500) дидактических игр, но четкой классификации, группировки игр по видам еще нет. Чаще всего игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания:

  1. игры по сенсорному воспитанию,
  2. словесные игры,
  3. игры по ознакомлению с природой,
  4. по формированию математических представлений
  5. и др.

Иногда игры соотнесены с материалом: игры с народными дидактическими игрушками, настольно-печатные игры. 

Такая группировка игр подчеркивает их направленность на обучение, познавательную деятельность детей, но не раскрывает в достаточной мере основы дидактической игры — особенностей игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организацию жизни детей, руководство воспитателя.

1)     Игры-путешествия.
2)     Игры-поручения.
3)     Игры-предположения.
4)     Игры-загадки.
5)     Игы-беседы(игры-диалоги). 

            Игры-путешествия имеют сходство со сказкой, ее развитием, чудесами. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое — через загадочное, трудное — через преодолимое, необходимое— через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. Цель игры-путешествия—усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игры-путешествия обостряют внимание, наблюдательность, осмысление игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. 

В дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре.

Игры-путешествия всегда несколько романтичны. Именно это вызывает интерес и активное участие в развитии сюжета игры, обогащение игровых действий, стремление овладеть правилами игры и получить результат: решить задачу, что-то узнать, чему-то научиться.
Роль Педагога в игре сложна, требует знаний, готовности ответить на вопросы детей, играя с ними, вести процесс обучения незаметно.
Не труден ли для детей термин «путешествие»? Он может быть объяснен более простым словом «поход». Но в этом не возникает необходимости: слово «путешествие» бытует во многих привлекательных для детей передачах по радио, телевидению, оно живет в обиходе взрослых, совершающих многие путешествия, иногда вместе с детьми. Это — наша современность. Игра-путешествие— игра действия, мысли, чувств ребенка, форма удовлетворения его потребностей в знании. 

В названии игры, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, активную игровую деятельность. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия иногда входит песня, загадки, подарки и многое другое. 

Игры-путешествия иногда неправильно отождествляются с экскурсиями. Существенное различие их заключается в том, что экскурсия-форма прямого обучения и разновидность занятий. Целью экскурсии чаще всего является ознакомление с чем-то, требующим непосредственного наблюдения, сравнения с уже известным. Содержание экскурсии планируется, имеет четкую структуру занятия: цель, задача, пояснение, наблюдение или выполнение практических работ, итог.

Иногда игру-путешествие отождествляют с прогулкой. Но прогулка чаще всего имеет оздоровительные цели, иногда во время прогулки проводятся подвижные игры. Познавательное содержание может быть и на прогулке, но оно является не основным, а сопутствующим.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что было бы..?» или «Что бы я сделал...». Игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии
или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Начиная игру, воспитатель говорит: «Игра называется «Что было бы..?» Я начну, а продолжать будет каждый из вас. Слушайте: «Что было бы, если бы вдруг погасло электричество во всем городе?».

Дети высказывают предположения, констатирующие или обобщенно-доказательные. К первым относятся предположения: «Стало бы темно», «Нельзя было бы играть», «Нельзя читать, рисовать» и т. д., которые дети высказывают исходя из своего опыта. Более содержательные ответы: («Заводы не могли бы работать—например выпекать хлеб», «Остановились бы трамваи, троллейбусы, и люди( опоздали бы на работу» и т. д.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент: «Кто быстрее сообразит?» Старшие дети любят такие игры и считают их «играми трудными», требующими умения «подумать».
Игры типа «Что бы я сделал, если бы был волшебником» — это игры, зовущие к осуществлению мечты, пробуждающие воображение. Проводятся они подобно предыдущей игре. Начинает воспитатель: «Если бы я была волшебником, я сделала бы так, чтобы все люди были* здоровы». . .

Игры, в которых зреют ростки будущего, полезны. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг
друга.

Игры-загадки. Возникновение загадок уходит в далекое прошлое. Загадки создавались самим народом и отражают мудрость народа. Загадки входили в обряды, ритуалы, включались в праздники. Они использовались для проверки знаний, находчивости. В этом и заключается очевидная педагогическая направленность и популярность загадок как умного развлечения. В настоящее время загадки, загадывание и отгадывание, рассматриваются как вид обучающей игры. 

Основным признаком загадки является замысловатое описание, которое нужно расшифровать (отгадать и доказать); описание это лаконично и нередко оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир. С развитием общества существенно меняется содержание и тематика загадок. В них отражаются достижения науки, техники, культуры.

Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться — доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. 

Игры-беседы (диалоги). В основе игры-беседы лежит общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приемов прямого обучения.
Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета— темы игры, в возбуждении интереса к тем или иным явлениям окружающей жизни, отраженным в игре. Познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть — сделать открытие и в результате что-то узнать. 

Ценность игры-беседы заключается в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей. Игра-беседа воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение. Все это характеризует активный поиск решения поставленной игрой задачи. Немалое значение имеет умение участвовать в беседе, что характеризует уровень воспитанности.

Основным средством игры-беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чем-то. Результатом игры является удовольствие, полученное детьми. 

Проведение игры-беседы требует от воспитателя большого искусства, сочетания обучения и игры. Первым требованием к руководству такой игрой является определение «малых доз» познавательного материала, но достаточных, чтобы игра была интересной для детей. Познавательный материал должен обусловливаться темой — содержанием игры, а игра соответствовать возможности усвоения этого содержания без нарушения интереса детей и свертывания игровых действий. Одним из условий проведения игры-беседы является создание доброжелательной обстановки. Лучшее время для игры — вторая половина дня, когда происходит естественный спад новых впечатлений, когда уже нет шумных игр, разнообразных эмоций.

Таким образом, дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

Вывод по главе 1

Итак, дидактическая игра - это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный процесс увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Использование потенциала игры в педагогической работе в значительной мере связано с профессионализмом и творчеством самого педагога. Для того чтобы успешно организовывать детские игры, он должен обладать своеобразным чувством игры, развитым творческим воображением и, кроме того, определенным запасом знаний и практических умений в области методики игры. Именно таких знаний не хватает большинству педагогов, работающих с детьми младшего школьного возраста. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

        

Глава 2 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК ФАКТОР ОБУЧЕНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

2.1 Основные этапы организации игры

Основными этапами организации дидактических игр, является:

Выбор игры. Многообразие детских игр отражает их разнообразную полезность, которая заключена в игровых сюжетах, содержании, правилах и т.п. Есть игры, вырабатывающие жесткость, грубость, чувства национальной неприязни, плохо действующие на нервную систему. Такие игры надо уметь распознать и не допускать в мир Детства. И есть игры, имеющие громадное воспитательное значение, укрепляющие волю, характер, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать товарищам и т.д. Выбор игры зависит, в первую очередь, от того, каков ребенок, или ребячий коллектив, что им необходимо, какие воспитательные задачи требуют немедленного решения, каков творческий, воспитательный потенциал игры. Однако, сам выбор – прерогатива самих детей. Задача педагога – заинтересовать, увлечь, помочь осуществить игровой замысел.

Предложение игры детям. Оно может быть неигровым (давайте поиграем...) и игровым (получение секретного пакета и др.). В предложение игры также входит объяснение правил и техники действий. Объяснять игру надо кратко и точно, перед самим ее началом. В объяснение входит: название игры, рассказ о ее содержании, объяснение основных и второстепенных правил, размещение играющих, их задачи, значение игровых аксессуаров и т.д.

Оборудование и оснащение места для игры. Место для игры должно соответствовать ее сюжету, содержанию; подходить по размеру для количества играющих; быть безопасным и удобным для детей; не иметь отвлекающих факторов (не быть проходным местом, местом иных занятий взрослых и детей и т.д.).

Разбивка на команды, группы, распределение ролей. Разбивка на команды требует соблюдения этики, учета привязанностей, симпатий, антипатий. Игровая практика детей накопила немало демократических приемов разделения на микро коллективы: жеребьевка, считалки, выбор цепочкой и т.д. Еще труднее распределять роли. Здесь возможны такие приемы:

  1. выбор на роль непосредственно взрослым (чтобы никому не было  

    обидно);

  1. назначение на роль через старшего (капитана, водящего);
  2. выбор на роль по итогам игровых конкурсов (лучший проект,                  

    костюм, сценарий);

  1. добровольное соглашение на роль ребенком по его желанию;
  2.  очередность выполнения ролей в игре и т.д.

В любом случае роль каждого должна подкрепляться конкретной деятельностью. Ребенок выйдет из игры, если ему нечего будет делать.

Развитие игровой ситуации, то есть изменение положения играющих, усложнение правил игры, смена обстановки, введение новых действующих лиц, эмоциональное насыщение игровых действий и т.п. По содержанию игровые ситуации, составляющие основу игры, могут быть: спортивно-конкурсными, проблемно-познавательными, ценностно-ориентационными, конструкторско-трудовыми, шуточно-развлекательными и т.д. По тональности, настроению – торжественными, лирическими, комическими, сатирическими и т.д. Действия педагога-организатора - строго в соответствии с той ролью, которую он взял в игре.

Завершение игры. Впечатление у детей во многом зависит от ее окончания. Администрирование, пресечение, окрик в играх не допустимы. Конец игры должен быть результативным: чей-то выигрыш, проигрыш, победа, ничья – то есть должна быть подведена логическая черта. В ролевой игре конец ее не должен выходить из сюжета игры. Концовка многих игр требует подведения итогов, обсуждения, поощрения и т.п.

Основные позиции взрослых в игре:

  • Позиция увеличенной дистанции (в игре не участвует, а лишь косвенно направляет).
  • Позиция частичной включенности (помогает детям не на всех этапах игры, а на каком-то одном: в начале, при подведении итогов и т.д.).
  • Собственно игровая позиция (главнокомандующий, король, Баба Яга).
  • Позиция коллективного примера (педагоги участвуют отдельной командой, отрядом).

2.2 Применения дидактических  игр в обучение младших школьников

Дидактические игры в обучении младших школьников придерживаются следующих целей:

-интеллектуальное развитие младших школьников;

-создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;

-приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;

-индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;

-увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;

-превращение знаний в более дифференцированные и точные;

-эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх.

Полученные учащимися знания в результате дидактической игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить младшие школьники.

Существует три типа дидактических игр, используемых педагогами в процессе обучения в начальной школе:

  • Игры - задания (социоигровое приобщение к делу);
  • Игры - разминки (ситуация успеха);
  • Игры - упражнения (художественно-исполнительский результат).

Чтобы игра стала полезной на уроке нужно соблюдать следующие правила (см. Приложение 1)

  1. Игры - задания.

В ходе игры выстраиваются деловые взаимоотношения и учителя с классом и учеников друг с другом. Каждый в свое время, каждый на своем месте, каждый после кого-то или перед кем-то. Эти «нехитрые» игровые правила, заимствованные из театральной педагогики и детских народных игр, эффективно сочетаются с работой над любым учебным материалом.

Помогают в постановке учебной задачи, решению проблемной ситуации, организации работы в малых и больших группах. Экономичны, продуктивны, работают на достижение основных образовательных целей.

Примеры игр-заданий.

«Видимо - невидимо»

(Игровая форма проведения словарной или терминологической работы по любой теме).

Ход игры:

1. Ученики разбиваются на 2-3 команды.

2. Учитель вывешивает или располагает на столе плакат, на котором разными цветами, крупными и мелкими буквами, «вдоль» и «поперек» написано 15-20 слов. По истечении времени (40 сек., 1мин.) плакат снимается (убирается со стола), а команды записывают все запомнившиеся слова

3. Взаимообмен и сверка. Исправление ошибок. Устранение недоразумений, защита записи и т.д. (плакаты могут быть изготовлены детьми дома).

Примеры:

  • русский язык - непроизносимые согласные; безударные гласные; парные согласные;
  • литература - имена героев рассказа, имена и фамилии писателей, пословицы и поговорки;
  • окружающий мир - растения и животные природных зон; название рек, озер, населенных пунктов.

«Волшебная палочка»

(Форма проведения опроса по правилам или по восстановлению алгоритма действия).

Ход игры

1. Учники сидят на своих местах или стоят по кругу. Это может быть группа учеников, выбранная по жребию или другим способом.

 2. Учитель начинает говорить фразу и передает палочку следующему ученику. Ученик продолжает и передает палочку дальше.

 3. Палочка передается до тех пор, пока не будет восстановлено правило или алгоритм.

4. Палочка может передаваться и в вопросно-ответном варианте игры.

«Шапка» вопросов

(Вид работы по любому учебному тексту или по личным впечатлениям, требующий общения и взаимосвязи детей друг с другом).

 Ход игры:

1. Ученики бросают в «шапку» записки с вопросами (вопрос, проверяющий знания текста; вопрос, ответ на который я сам не знаю, но хотел бы узнать; вопрос, по выяснению мнения в сравнение со своим).

2. Смысл игры: участники ставятся в позиции проверяющего, советующего, не знающего.

3. Ученики подходят к «шапке» и вынимают вопрос. Отвечают.

4. Идет обсуждение: интересный, неинтересный вопрос (ответ).

5. Может быть поставлено условие - выходят только 5 учеников, но они могут пригласить суфлера, если не смогут ответить сами - отвечают через суфлера.

«Разрезанная открытка»

(Ненавязчивая жеребьевка, объединение в группы)

Ход игры:

1. Учитель берет открытку, картинку или карточку с заданием. Разрезает на 5-6 частей и дети выбирают себе часть (открыток должно быть по количеству команд, части перемешиваются).

2. Дети в ходе перемещения и общения находят детей с соответствующими частями и объединяются для решения проблемы, указанной в карточке или садятся друг с другом, чтобы получить задание для совместной деятельности.

«План – карта», «Слепой капитан»

 Ход игры:

1. Учитель дает детям план-карту, в котором указан порядок выполнения заданий, действий, входе которых найдется или откроется нечто важное.

2. Такие план-карты дети в последствии могут составлять сами.

 «Пишущая машинка»

(Диктант в группе)

 Ход игры:

1. Учитель диктует текст или слова. Дети записывают на листочке по очереди слово за словом или фразу за фразой, передавая листочек по кругу.

 2. Взаимообмен листочками. Проверка. Оценивание. Выводы. Устранение недоразумений.

 «Ключ»

(Один из видов шпаргалок)

Ход игры:

1. На карточке дается набор ключевых слов (термины по одной теме, слова с определенной орфограммой, ключевые слова или обороты из текста и т.п.)

2. Ученики соединяют, сопоставляют, добавляют и получают в результате продукт целостный и обоснованный. Доказывают правильность выбора.

 «Слухач»

(Словарный диктант)

Ход игры:

1. Цветовые карточки (слово или предложение разрезается на слоги, слова и отмечается одним цветом).

2. Выходят дети «слухачи» по одному от каждой команды.

3. Каждая команда получает по одной части карточки и проговаривает вслух - вместе эту часть (слово или слог).

4. «Слухач» обходит все группы. Слушает. Воссоздает услышанное, доносит до своей команды и диктует. Дети записывают.

5. Взаимопроверка, обсуждение, оценивание.

2. Игры - разминки.

Эти игры всеобще доступны, азартны, порой смешны, несерьезны. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Помогают избавиться от формалистики, скуки и горьких минут усталости и отчаяния. Работают мостиком от одного вида деятельности к другому, помогают в дозировке трудоемкой работы, в снятии ситуации затянувшегося ожидания, создают ситуацию успеха, физической разгрузки и снятия психической напряженности.

Примеры игр-разминок:

«Руки-ноги»

 (Развивает внимание, сообразительность, быстроту реакции. Преимущество: крупная смена поз).

 Ход игры:

1) Один хлопок - команда рукам (их надо поднять или опустить). Два хлопка - команда ногам (нужно сесть или встать)

2) Сигналы подаются сначала в медленном темпе, а потом в быстром. Задание уясняется на ходу, идет моментальное включение.

 «Японская машинка»

Ход игры:

 1) 2 хлопка в ладоши,

2 хлопка перекрест по плечам 2 хлопка перекрест по коленям 2 перешагивания, поворот в прыжке (увеличивая темп).

 2) Произносится задание учителя, называется номер ученика (каждый заранее знает свой номер). Ученик выполняет задание и называет другой номер. Пример: одушевленные существительные № 11.

 «Встать по пальцам»

 Ход игры:

1) Исходное положение - все сидят. Учитель, отвернувшись, поднимает над головой пальцы.

2) Дети на каждом ряду должны посчитать, сколько человек должны встать. И молча встают.

3) Учитель считает: «Раз, два, три, замри». Поворачивается. На каждом ряду должны стоять показанное количество человек.

 «Заводные человечки»

Ход игры:

Это заводные человечки. Они делают зарядку. Каждая поза имеет свой номер. Ученики, глядя на схему, повторяют позы несколько раз по порядку номеров. Потом учитель называет номера вразброс, а дети повторяют позы по названным схемам.

 «Эхо»

Ход игры:

1) Учитель говорит фразу, строку из стихотворения, строку из правила, делая хлопки в определенном темпе.

2) Дети по рядам или всем классом повторяют в том же темпе, с той же интонацией, с теми же логическими ударениями.

Одновременность - высокий показатель согласованности действий в классе.

Совместная работа часто требует умения быть самостоятельным и умения подчиняться. Это важный навык - подчинение общему ритму.

Поддержание дисциплины.

Игра немыслима без правил, а их выполнение есть дисциплина. При грамотном осуществлении традиционных форм они практически становятся игровыми.

Пример: групповая работа. Подходит время сдачи продукта. Шум, перекричать невозможно.

Бубня под нос: кто меня слышит, поднимите правую руку, кто меня слышит поднимите левую руку ,кто меня видит - встаньте и т. д. по 2 раза каждую фразу.

3. Игры - упражнения.

Подразумевают художественно-исполнительский результат. Обладают большой практической значимостью, позволяют добиваться высокого темпоритма и большой насыщенности урока. Участник игры получает возможность применять полученные ранее знания и выходить на результат, который является стимулом для индивидуального и общего развития и участника и наблюдателя. Такие игры можно легко модифицировать и приспосабливать к различным условиям. Требуют физической и умственной активности.

         Описание некоторых дидактических игр с учетом их типологии, используемых при обучении младших школьников. Данные игры универсальны. Их можно применять не только на учебных занятиях, но и во время занятий группы продленного дня, динамических часов.

«Загадки» (придумывание загадок на определенную тему, по определенному типу, алгоритму).

 «Творческие задачи» (по теме урока дается задача, выходящая за рамки учебного материала, решается группой.)

 «Сценки с пропусками» (Сценка на листе. Учитель читает, а дети воспроизводят действия, которые пропущены или должны соответствовать теме урока - пропущены глаголы или существительные или числа и т.п. Одни дети называют их, а другие - записывают).

 «Замри, запомни, повтори» (запоминается ряд слов, понятий, отличий, особенностей, воспроизводится через некоторое время с записью или без записи).

 «Повтори, дополни, отличись» (Один говорит, другой дополняет, добавляет нечто интересное, чего не знает никто).

«Так и не так» (Ученики анализируют два продукта противоположных по изображению, объяснению, написанию и определяют «так или не так». Или сами создают два продукта, которые противоположны и можно сказать «так или не так»).

 «Спецы» (Вариант усложненного коллективного сочинения).

1) Учитель рассказывает историю, только делает пропуски. В эти пропуски дети должны вставить слова на заданную тему (только глаголы, существительные, прилагательные, словарные слова и т.д.).

 2) Главное - не ошибаться.

 

Игровыми могут быть не только ситуации на уроке, но и весь урок в целом. Занятие, проводимое в игровой форме, требует определенных правил.

1. Предварительная подготовка. Обсуждение вопросов и форма проведения. Распределение ролей.

2. Оформление кабинета. Подготовка атрибутов.

3. Обязательная констатация результата игры.

4. Определение компетентного жюри.

Таким образом, основные виды дидактических  игр, которые можно использовать на уроках в начальной школе. Такие игры интересны детям, они с удовольствием принимают в них участие.

Вывод по главе 2

Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.

Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры:

  • Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.
  • Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.
  • Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.
  • Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
  • Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.
  • Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.
  • Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Заключение

Под учебной деятельностью понимается, прежде всего, деятельность, имеющая своим содержанием овладение обобщенными способами действий. Результатом  учебной деятельности является изменение самого ученика, его развитие.

При этом игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает сформироваться новой ведущей деятельности – учебной. Речь идет, прежде всего, о дидактической игре.

Однако, для того чтобы игра стала методом обучения, необходимо соблюдение следующих условий:

  • Учебная задача должна совпадать с игровой задачей;
  • Учебная задача не должна «задавить» игровую задачу, важно сохранить игровую ситуацию;
  • Одиночная игра не дает никакого эффекта обучения, поэтому должна быть построена система игр с постоянно усложняющейся учебной задачей.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа.

Список литературы:

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987.
  2. Баев Г.Н. Играем на уроках. М.: Просвещение, 1988.
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка. - М.: Вопросы психологии - 1997. - с.57-58.
  4. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Научное издательство Большая Российская энциклопедия - 1993. - 550с.
  5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах - Спб. 1863-1866.
  6. Захарова О.В. Роль игры в обучении младших школьников. - М.: Издательский дом 1 Сентября // Начальная Школа. - 2010. - №10. - С.15-30.
  7. Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. М.: Академия развития, 1997. 
  8. Ковалев Н.Е., Матюхина М.В., Патрина К.Т. Введение в педагогику. - М.: Просвещение - 1975. - 160с.
  9. Минскин Е.М. От игры к знаниям. М.: Просвещение, 1987.
  10.  Михайленко Н.Л., Короткова Н.А. Как играть с ребенком. М.: Просвещение, 1990.
  11.  Поломеес К. Дети и их игры. - М.: Просвещение, - 1989. - 350с.
  12.  Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение - 1973. - 288с.
  13.  Соловьева О.В. Закономерности развития познавательных способностей школьников: Возрастная и педагогическая психология. - М.: Вопросы психологии, 2004, №3. - С.1-2.
  14.  Сорокина А.И. Дидактические игры. - М.: Просвещение, - 1982. - 98с.
  15.  Эльконин Д.В. Психология игры. - М.: Просвещение - 1978. - 270с.

Приложение 1.

1-е правило. Собирайте как особую ценность любимые игры детей. Они могут сопровождать их в течение многих лет. И в первом и в седьмом классе вы найдете охотников играть в них. Ни праздник, ни поход, ни день рождения не обойдутся без любимых игр.

2-е правило. Новая хорошая игра – лучший подарок детям. Готовясь к учебному дню, учитель, воспитатель откроют свой «Сборник игр» и точно так же, как приносят они новые знания, принесут вместе с игрой и новый опыт отношений, а вместе с тем и радостные минуты детям.

3-е правило. Не навязывайте детям игру, которая вам кажется полезной, игра – дело добровольное. Ребята должны иметь возможность отказаться от игры, если она им не нравится, выбрать другую игру.

4-е правило. Игра – не урок. Это не значит, что не надо играть на уроке. Игровой прием, включающий детей в новую тему, элемент соревнования, загадка, путешествие в сказку и многое другое, о чем вы прочли, - это не только методическое богатство учителя, но и общая, богатая впечатлениями работа детей на уроке.

5-е правило. Эмоциональное состояние учителя должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. Можете себе представить: учитель предлагает смешную скороговорку и делает это с равнодушным, скучным или сверхсерьезным выражением лица... В отличие от всех других методических средств, игра требует особого состояния от того, кто ее проводит. В этом смысле играет не только ребенок, но и взрослый.

6-е правило. Игра – средство диагностики. Ребенок раскрывается в игре во всех своих лучших и не лучших качествах. Наблюдайте за этими проявлениями, размышляйте о них, но не используйте полученную информацию во вред ребенку.

7-е правило. Категорически нельзя применять дисциплинарные меры к детям, нарушившим правила игры или игровую атмосферу. Это может быть лишь поводом для доброжелательного разговора, объяснения, а еще лучше, когда, собравшись вместе, дети анализируют, разбирают, кто как проявил себя в игре и как надо было бы избежать конфликта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему"Роль экскурсий в экологическом образовании младших школьников"

Роль экскурсий в экологическом образовании младших школьниковнаименование темы дипломной работы   ДИПЛОМНАЯ РАБОТА  студентки    4    курса 412 г...

реализация преемственности в обучении младших школьников арифметическим действиям

Актуальность данной темы.1.Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного с...

Обучение младших школьников навыкам самообслуживания.сентябрь 2017

Диагностика уровня сформированости положительного отношения к труду у младших школьников....

"Роль дидактической игры в обучении детей младшего дошкольного возраста"

    Игра в дошкольном возрасте – основная ведущая деятельность детей, которая пронизывает всю жизнь ребёнка....

Статья на тему: Роль семьи в развитии глухих младших школьников

Семья является наиболее важным фактором, оказывающим решающее влияние на развитие ребёнка. Ребёнку с нарушением слуха особенно необходима помощь семьи в проведении коррекции и компенсации нарушения ра...

«Обучение младших школьников умению пользоваться фразеологизмами в речи»

В русском языке существует целая наука, изучающая эти выражения - фразеология. Слово «фразеология» происходит от двух греческих слов: «фразис» - «выражение&raqu...

Выступление в рамках городского семинара "Роль игры в воспитании и обучении младших школьников"

В процессе учебной деятельности младший школьник остро нуждается в организации его умственной активности. Младшим школьникам трудно понять приказы, запрещения, призывы к долгу ученика, они не могут до...