Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ТНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

В данном маршруте указан план работы с ребенком старшего возраста с ТНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный образовательный маршрут

речевого развития ребенка

на 2022-2023учебный год

Ф. И. ребенка:              г. рожд

Логопедическое заключение: ОНР 3 уровень.

  1. Понимание логико-грамматических конструкций нарушено.
  2. Артикуляционная моторика: выполнение правильное; объем движений не ограничен.
  3. Полиморфное нарушение звукопроизношения:  Нарушение звуков[Л, Ш,Ж,Ч,Щ]
  4. Слоговая структура сложных слов нарушена незначительно (перестановка, пропуск слогов).
  5. Фонематический слух нарушен незначительно: допускает ошибки в многослоговых словах.
  6. Словарный запас не достаточный.
  7. Состояние грамматических процессов:  Лексико-грамматические категории развиты недостаточно. Объем словаря снижен.
  8. Связная речь плохо сформирована.  испытывает трудности при построении развернутого высказывания.. По результатам диагностики определён следующий индивидуальный маршрут развития:

План индивидуального сопровождения ребенка

Логопедическое:

Артикуляционная моторика. Общие артикуляционные упражнения для развития чётких двигательных кинестезий.

Упражнения для губ, для щек, для языка.

Элементы массажа и самомассажа.

Просодическая сторона речи.

Комплекс упражнений для развития силы голоса.

Игры на звукоподражание, игры- драматизации,

Для активизации резонаторных зон резонаторный массаж.

Звукопроизношение.Комплекс упражнений для постановки звуков. Постановка звука «Л», и шипящих звуков, автоматизация звуков. Дифференциация звуков.

Звукослоговая структура слов. Упражнять в различении на слух длинных и коротких слов.

Учить передавать ритмический рисунок слова.

Работать над 2-3-х сложными словами из открытых слогов. Игры по развитию звукослоговой структуры: «Прошагай слово», «Где спрятался звук?», «Игра с мячом»

Задания даются только на те звуки, которые у ребенка имеются в речи. По ходу автоматизации звуков, так же ведется работа над звукослоговой структурой слова.

Развитие фонематического восприятия.

Игры на определение места звука в слове, количества звуков в словах из 2-ух, 3-ех звуков. Подбор слов на заданный звук. Учить слышать заданный звук в ряду других звуков. Учить слышать слог с заданным звуком в ряду других слогов.

Этапы работы

Направления работы

Коррекционно-речевые задачи

Рекомендованные игры и задания

Подготовительный этап

Сенсорное развитие

1. Закрепить знание основных цветов и оттенков, форме и величине предметов, обогатить представления о них.

2. Использовать телесно-ориентированные упражнения, глазодвигательные упражнения, релаксационные упражнения, растяжки, самомассаж, элементы психогимнастики.

Развитие мелкой

моторики

1. Развивать мелкую моторику рук и совершенствовать графические навыки.

1. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам I периода обучения).

2. Составление фигур, узоров из элементов (по образцу).

3. Работа со шнуровкой и мелкой мозаикой.

4. Печатание пройденных букв в тетради.

5. Использовать пальчиковую гимнастику по всем лексическим темам и при знакомстве с изучаемыми буквами.

6. Использование массажных упражнений.

7. Выкладывать изображения и буквы с помощью спичек, верёвочки, природных материалов.

8. Использовать пальчиковую гимнастику, по всем лексическим темам, кинезиологические пальчиковые упражнения («кулак-ребро-ладонь» и пр.) и при знакомстве с изучаемыми буквами.

9.  Лепка, аппликация, рисование.

Основной этап

Развитие общих речевых навыков

1. Вырабатывать чёткие, координированные движения органов речевого аппарата.

2. Формировать правильное речевое дыхание.

3. Работать над постановкой диафрагмального дыхания.

4. Работать над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Дыхательная гимнастика.

Коррекция звукопроизношения

1. Разрабатывать речевой аппарат, подготовка его к постановке звуков.

2. Сформировать правильное произношение и первоначальное закрепление неправильно произносимых звуков и отсутствующих в произношении звуков (индивидуальная работа).

3. Автоматизировать звуки в слогах, словах, предложениях, словосочетаниях, связной речи.

1. Проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики.

2. использовать элементы биоэнергопластики

3. Постановка нарушенных звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

Работа над слоговой структурой слова

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребёнком звуков)

1. Учить говорить слова сложной слоговой структуры сначало изолировано, потом в словосочетаниях, потом в предложениях, соблюдая последовательность и количество слогов, интонационно правильно оформляя их.

2. Выполнять слоговой анализ и синтез слов из одного, двух, трех слогов; подбирать слова заданным количеством слогов.

1. Плавно переключаться со слога на слог.

2. Плавно произносить стечения согласных в рамках одного слога.

3. «Наращивать» слова.

4. Произносить слова со стечением согласных.

5. Делить слова на слоги, подсчитывать слоги, называть 1-ый, 2-ой, 3-ий и пр. слог в слове.

Развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, подготовка к обучению грамоте

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1.  Развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков (звучащие игрушки, хлопки).

2. Развивать слуховое внимание на материале гласных звуков.

3. Развивать слуховое внимание на материале согласных звуков.

4. Знакомить с буквами.

5. Формировать умение осознанно читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.

Расширение объёма предметного словаря, расшире

ние представлений об окружающем мире на матери

але лексических тем.

Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий по  лексическим темам:

Формирование понятия слова.

Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.  Упражнять детей в понимании грамматических            категорий

Формирование связной речи:

Развивать умение вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, давать ответные реакции.

Стимулировать проявления речевой активности  на материале режимных моментов.

Формировать умение «оречевлять»  игровую ситуацию.

Развивать диалогическую  речь. Стимулировать речевые реакции. Учить отвечать на вопросы/ 1-2 слова/

Формировать умение задавать вопросы по картинке. (Кто это?Что делает?), по демонстрации действия, и отвечать на них.

Формировать умение договаривать за логопедом словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках, рассказах.

Формировать умение повторять за взрослым рассказы-описания, состоящие из 2-3 простых нераспространенных предложений об овощах, фруктах, игрушках, ягодах, посуде.

1. Знакомство с гласными звуками [а], [у], [о], [и], [ы], [э],

2. Анализ и синтез звукосочетаний из 2-3 гласных звуков (ау, уа и т. д.).

3. Выделение гласного в начале слова (Оля), в конце слова (пила), в середине односложных слов (шар, бык, стол и т. п.).

4. Подбор слов на гласные звуки.

5. Знакомство с согласными звуками. Совершенствование умения выделять звук из ряда звуков, на фоне слога, слова.

6. Знакомство с понятиями: «гласный звук» и «согласный звук», «звук» и «буква», «твёрдый согласный звук» и «мягкий согласный звук».

7. Выделение изучаемых согласных звуков из слова (начало, конец, середина).

8. Определение последовательности звуков в слоге, слове.

9. Определение количества звуков в слоге, слове.

10. Определение ударного слога, звука в слове.

11. Составление звуко-слоговой схемы слов.

12. Выкладывание слогов, слов из букв, чтение прямых и обратных слогов с изученными буквами.

13. Совершенствование умения «печатать» буквы, слоги, слова, предложения с пройденными буквами.

14. Закрепление умения выкладывать буквы из палочек, кубиков, мозаики, шнурочка; лепить их из пластилина; узнавать буквы с недостающими элементами или «зашумленные» буквы; различать правильно и неправильно «напечатанные» буквы.

15. Читать слоги, слова, предложения, тексты с изученными буквами.

16. Закрепление знания известных детям правил правописания.

17. Формирование умения решать кроссворды, разгадывать ребусы, читать изограф

Выполнение задания типа:

  назови картинки.

Назови группу слов одним словом

Опиши предметы, действия с ними

Ответь на вопросы по картинке

 Составь вопросы к картинке

Составь рассказ по плану

Продолжи рассказ, придумай концовку

Составь рассказ по серии картин

Придумай рассказ из собственного опыта

Отвечай на вопросы полными предложениями

Составь рассказ , используя заданные слова



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка

Психолого- педагогическое обследование...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка по образовательным областям.

Описание примерного индивидуального образовательного маршрута по образовательным областям....

План индивидуального образовательного маршрута ребенка, не осваивающего образовательную программу по физическому развитию

Создание в ДОУ условий, способствующих усвоение ребенком образовательной программы по физическому развитию, развитие физических качеств, необходимых для обучения в школе....

Карта индивидуального развития ребенка, диагностический инструментарий, индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

карта развития ребенка, диагностический инструментарий по нравственному воспитанию, речевому развитию детей, общие сведения о ребенке с ОВЗ и членах семьи....

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Познавательное развитие"

Осуществление индивидуальной педагогической помощи ребенку; создание условий для усвоения ребенком образовательной программы дошкольного образования; обеспечение целенаправленного продвижения ребёнка ...

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка, имеющего затруднения в освоении основной образовательной программы ОО "Речевое развитие"

Формировать умение слушать художественное произведение, отвечать на вопросы, пересказывать. Обогащать словарь существительными, глаголами, прилагательными, наречиями. Развивать речь и память. Развиват...