Рабочая программа коррекционного курса "Произношение"
рабочая программа по логопедии

Марченкова Татьяна Тарасовна

 Коррекционый курс «Произношение» направлен на решение задач формирования у детей с ОВЗ следующих составляющих речевой компетенции:

  • произносительной стороны речи в соответствии с нормами рус­ского языка;
  • языкового анализа, синтеза;
  • сложной слоговой структуры слова;
  • фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_korrektsionnogo_kursa_proiznoshenie.docx27.62 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «ПРОИЗНОШЕНИЕ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель программы: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развивать фонематический слух и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухо - произносительные умения и навыки в различных ситуациях.

Основными задачами коррекционного курса «Произношение» являются:

- развитие психофизиологических механизмов, лежащих в основе устной речи: формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания,  речевого дыхания, голоса, артикуляторной моторики, чувства ритма, слухового восприятия, функций фонематической системы;

- обучение нормативному/компенсированному произношению всех звуков русского языка с учетом системной связи между фонемами русского языка, их артикуляторной и акустической характеристики;

- коррекция нарушений звукослоговой структуры  слова;

- формирование просодических компонентов речи (темпа, ритма, паузации, интонации, логического ударения).

Содержание программы курса «Произношение» предусматривает формирование следующих составляющих речевой компетенции обучающихся с ОВЗ:

- произносительной стороны речи в соответствии с нормами русского языка;

- языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сложной слоговой структуры слова;

- фонематического восприятия (слухо-произносительной дифференциации фонем).

    Коррекция нарушений произношения, проводится на  индивидуальных/подгрупповых логопедических занятиях.

Уроки проводятся в I (I дополнительном) - IV классах 1 раз в неделю продолжительностью 20-30 мин.

К концу обучения  по курсу «Произношение» у обучающихся формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением.

На протяжении всего курса осуществляется профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.

Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом занятии произношения ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).

В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи выделяются следующие направления работы:

- развитие ручной и артикуляторной моторики;

- развитие дыхания и голосообразования;

- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;

- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;

-  коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;

- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).

Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков.

Общая последовательность работы над нарушенными в произношении звуками представлена следующим образом: [c], [c’], дифференциация [с]-[с’]; [з], [з’], дифференциация [з]-[з’];  [л], [л’], дифференциация [л]-[л’]; [ш], [ж],  дифференциация [ш]-[ж], [с]-[ш], [з]-[ж]; [р], [р’], дифференциация [р]-[р’], [р]-[л]; [ч], дифференциация [ч]-[т’], [ч]-[щ]; [ц], дифференциация [c]-[ц], [т]-[ц]; [щ], дифференциация [щ]-[с’], [щ]-[ч]. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) слога, а смычных и аффрикат – закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизируется в сложной структуре слога (со стечением согласных).

При формировании  правильного звукопроизношения учителя – логопеды ГБОУ Школы №1015  придерживаются следующих этапов логопедической работы:

  1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.
  2. Артикуляционная гимнастика.
  3. Постановка звука.
  4. Автоматизация звука.
  5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Автоматизация поставленного звука проводиться в строгой последовательности:

  1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  2. автоматизация звука  в словах (в начале слова, середине, конце);
  3. автоматизация звука в предложениях;
  4. автоматизация звука в чистоговорках и стихах;
  5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  6. автоматизация звука в разговорной речи.

В процессе автоматизации и дифференциации звуков речи одновременно ставится задача коррекции нарушений звукослоговой структуры слова, начиная со слов простой звукослоговой структуры. Обучение освоению акцентно-ритмической структуры слова проводится в следующей последовательности:

- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (вата, лапа и т.д.);

- двусложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (весы, дыра, лупа т.д.);

- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на первом слоге (ягода, курица, радуга и т.д.);

- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на втором слоге (канава, минута, панама и т.д.);

- трехсложные слова, состоящие из открытых слогов с ударением на последнем слоге (молоко, борода, далеко и т.д.);

- двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на первом слоге (веник, лошадь, тополь и т.д.);

- двухсложные слова с одним закрытым слогом с ударением на втором слоге (петух, каток, копать и т.д.);

- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на первом слоге (тыква, сумка, белка и т.д.);

- двухсложные слова со стечением согласных в середине слова с ударением на втором слоге (ведро, весна, окно и т.д.);

- двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на первом слоге (фартук, зонтик, тридцать и т.д.);

- двухсложные слова с закрытыми слогами и стечением согласных с ударением на втором слоге (стакан, медведь, спросить и т.д.);

- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на первом слоге (бабочка, мыльница, дедушка и т.д.);

- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на втором слоге (закрасить, ботинки, здоровый и т.д.);

- трехсложные слова со стечением согласных с ударением на третьем слоге (глубина, колбаса, посмотреть и т.д.);

- односложные слова со стечением согласных в начале (стол, крот, гром и т.д.) и в конце слова (куст, тигр, волк и т.д.);

- четырехсложные слова, включающие открытые, закрытые слоги, слоги со стечением согласных с ударением на первом слоге (пуговица, гусеница, жаворонок и т.д.), на втором слоге (планировать, дыхание, коричневый и т.д.), на третьем слоге (ежевика, оказаться, земляника и т.д.), на последнем слоге (колокола, велосипед, перепорхнуть и т.д.).

  Общими ориентирами в достижении предметных результатов освоения содержания курса «Произношение» выступают:

- сформированность психофизиологических механизмов, лежащих в основе произносительной речи (сенсомоторных операций порождения речевого высказывания);

- нормативное/компенсированное произношение звуков русского языка во взаимодействии между звучанием, лексическим значением слова и его графической формой;

- осознание единства звукового состава слова и его значения;

- сформированность умений осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения и слова;

- сформированность умений воспроизводить звукослоговую структуру слов различной сложности (как изолированно, так и в условиях контекста);

- осознание эмоционально-экспрессивной и семантической функции интонации, умение пользоваться выразительной речью в соответствии с коммуникативной установкой;

- сформированность речевых предпосылок к овладению чтению и письмом.

        Планирование коррекционной работы характеризуется гибкостью и не может быть жестко регламентированным ввиду сложности прогнозирования с точностью до занятия возможной результативности коррекционной работы. В зависимости от степени выраженности речевых нарушений количество часов может быть увеличено. В случае  не усвоения детьми речевого материала, коррекционная работа будет продолжена  в  последующих классах.

Содержание коррекционной работы.

Этапы работы

Коррекционные задачи

Виды работ

Артикуляционная гимнастика

Развивать подвижность
артикуляционного аппарата,
вырабатывать точность и
плавность движений.
Формировать правильную
воздушную струю

Артикуляционные упражнения для развития подвижности языка и губ, дыхательные упражнения

Изолированное произношение звука

Формировать правильный артикуляционный уклад

Изолированно с соблюдением правильной артикуляции, звукоподражание с использованием различных символов

Автоматизация произношение звука в слогах.

Закрепить произношение звука в слогах различной структуры, формировать навыки слогослияния, развивать внимание и память

Многократное повторение слогов, повторение слоговых рядов, договаривание слогов и чистоговорок.

Автоматизация произношение звука в словах

Закреплять произношение звука в словах, развивать умение определять наличие и место звука в словах расширять и активизировать в речи слова

Отраженное повторение слов, сопряженное повторение слов, выбор и называние картинок заданным звуком, определение позиции (начало, середина, конец) заданного звука в слове. Договаривание слов в текстах чистоговорок («Доскажи словечко»)

Автоматизация произношения звука в словосочетания, предложениях.

Закрепить произношение звука в словосочетание, предложениях. Развивать грамматический строй речи, формировать понятие о предложении, учить самостоятельно составлять предложения.

Подбор прилагательных к существительным, определение предмета по действию, составление предложений по сюжетным картинкам, работа с деформированным текстом.

Автоматизация произношения звука в текстах

Закрепить произношение звука в текстах, учить понимать содержание текстов, развивать навыки пересказа, развивать слуховое внимание и память

Выделение из текстов с заданным звуком, беседа по содержанию текстов по вопросам и без вопросов, заучивание наизусть текстов стихотворений, насыщенных словами с заданным звуком, работа над текстами

чистоговорок, скороговорок, многоговорок.

Введение звука в речи

Закрепить произношение звука в самостоятельной речи, развивать навыки самоконтроля за произношением в повседневной жизни.

Беседы в повседневной жизни, наблюдение за речью

Тематическое планирование

№ п.п.

Тема занятия

1.

Формирование артикуляционной базы звуков

2.

Гласные переднего ряда  а,о,у,и

3.

Постановка звука [с]

4.

Автоматизация звука [с] в слогах, в начале, середине, конце слова и в стечение согласных

5.

Автоматизация звука [с] в связной речи

6.

Постановка звука [с`]

7.

Автоматизация звука [ с`] в слогах, в начале,  середине, конце слова и в стечение согласных

8.

Автоматизация звука [с`] в связной речи

9.

Постановка звука [з]

10.

Автоматизация звука [з] в слогах, в начале,  середине, конце слова и в стечение согласных

11.

Автоматизация звука [ з] в связной речи

12.

Дифференциация звуков [с-з-c’-з’]

13.

Постановка звука [ц]

14.

Автоматизация звука [ц] в слогах, в конце, середине и в начале слов

15.

Автоматизация звука [ц] в связной речи

16.

Дифференциация [ц-с]

17.

Постановка звука [ш]

18.

Автоматизация звука [ш] в слогах, в начале,  середине, конце слова и в стечение согласных

19.

Автоматизация звука  [ш] в связной речи

20.

Дифференциация [ш-с]

21.

Постановка звука [ж]

22.

Автоматизация звука [ ж] в слогах, в начале,  середине, конце слова и в стечение согласных

23.

Автоматизация звука [ж] в связной речи

24.

Дифференциация [ш-ж]

25.

Дифференциация [ж-з]

26.

Постановка звука [щ`]

27.

Автоматизация звука [щ`] в слогах, в начале,  середине, конце слова и в стечение согласных

28.

Автоматизация звука [щ`]  в связной речи

29.

Дифференциация [щ`-ш]

30.

Постановка звука [ч`]

31.

Автоматизация звука [ ч`] в слогах, в конце, в середине и начале слов

32.

Автоматизация звука [ч`]  в связной речи

33.

Дифференциация [ч`-т`]

34.

Дифференциация [ц-ч`-ш-щ`]

35.

Постановка звука [й]

36.

Автоматизация звука [й] в слогах, в конце, в середине и начале слов

37.

Автоматизация звука [й] в связной речи

38.

Постановка звука [л]

39.

Автоматизация звука [ л] в слогах, в конце, в середине, начале слов и в стечение согласных

40.

Автоматизация звука [л] в связной речи

41.

Постановка звука [л`]

42.

Автоматизация звука [л`] в слогах, в начале,  середине, конце слова и в стечение согласных

43.

Автоматизация звука [л`] в связной речи

44.

Дифференциация [л`-л]

45.

Дифференциация [л`-й`]

46.

Дифференциация [л-л`-й`]

47.

Постановка звука [р]

48.

Автоматизация звука [ р] в слогах, в конце, в середине и начале слов

49.

Автоматизация звука [р] в связной речи

50.

Постановка звука [р`]

51.

Автоматизация звука [р`] в слогах, в начале, в середине и в конце слов

52.

Автоматизация звука [р`] в связной речи

53.

Дифференциация [р- р`]

54.

Дифференциация [л-р]

55.

Дифференциация [л`-р`]

56.

Дифференциация [л`-л-р-р`]

57.

Дифференциация [л`-л-р-р`-й]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушением зрения. Астигматизм.

Образование сегодня становится главным общенациональным  приоритетом России. В соответствии с новыми подходами, утвердившимися в современном образовании, личность ребенка признается самой б...

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы с детьми средней группы

Рабочая программа является настольной книгой учителя-логопеда в работе с детьми имеющими тяжелые нарушения речи 4-5 лет....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

К учреждениям образования предъявляются новые требования в обеспечении их стабильного функционирования и развития. Оптимальным механизмом, обеспечивающим данные процессы, является деятельность дошколь...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования

Рабочая программа коррекционного образования по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования (образовательная область «Речевое развитие») группы ко...

Рабочая программа коррекционного курса «Коррекционно-развивающие дефектологические занятия» для детей среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Рабочая программа коррекционного курса предназначена для работы с детьми среднего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Программа разработана в соответствии с требованиями адаптирова...