Консультация для родителей «Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника
консультация по логопедии (старшая группа)

Христофорова Светлана Васильевна

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором. Упражнения по развитию мелкой моторики необходимо выполнять всем детям, имеющим нарушения речи. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx138.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие ручного праксиса и тактильных ощущений для развития речи дошкольника»

Многочисленными исследованиями специалистов подтверждено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Вообще развитие мелкой моторики любого вида является мощным тонизирующим фактором.

Упражнения по развитию мелкой моторики необходимо выполнять всем детям, имеющим нарушения речи. Среди таких упражнений следующие:

  1. Упражнения по выработке обобщенного зрительного образа предмета:
  • Внутренние и внешние обводки плоских фигур, их штрихование
  • Дорисовывание второй половины рисунка, его деталей.
  • Рисование по образцуИзображение выглядит как в помещении, человек, зубная щетка  Автоматически созданное описание

  1. Упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета:
  • Плетение
  • Шнуровка
  • Завязывание узлов
  • Завязывание бантиков
  • Вышивание и вязание
  • Имитация жестом различных конкретных предметов, действий

Изображение выглядит как человек, на открытом воздухе  Автоматически созданное описание

  1. Упражнения по выработке мускульной памяти, которые подготавливают руку ребенка к письменной речи
  1. Отвинчивание и завинчивание пробок разной величины и конфигурации
  2. Вращение между пальцами рук бруска, карандаша – гладкого или ребристого
  3. Нажимание кнопки пульверизатора
  4. Выкладывание букв из счетных палочек и шнурка
  5. Игра на воображаемом пианино, выкладывание «колодца» из счетных палочек (держать каждую палочку нужно только одноименными пальцами обеих рук).

Изображение выглядит как канцтовары, пишущий прибор, скрепка, карандаш  Автоматически созданное описание

Все эти упражнения не только повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, но и обогащают его знания о собственном теле, развивают внимание, произвольность, успокаивают.

О развитии тактильной чувствительности

С улучшением тактильной чувствительности пальцев рук рефлекторно улучшается тактильная чувствительность артикуляционного аппарата. Для развития тактильной чувствительности можно рекомендовать следующие упражнения.

Предложите ребенку:

  • Выложить с помощью мелких предметов  (рис, горох, фасоль, спички) узор по пластилину, нанесенному тонким слоем на картон
  • Выполнить мозаику из пластилиновых шариков
  • Вылепить геометрические фигуры: цифры, буквы
  • Определить с закрытыми глазами – к каким пальцам рук притрагивается мама (мама в произвольном порядке касается пальцев ребенка, а ребенок при этом должен называть их)
  • С закрытыми глазами ощупать фактуру материалов и найти в комнате предмет, сделанный из этого материала
  • С закрытыми глазами наощупь опознать предмет как правой так и левой рукой
  • С закрытыми глазами ощупать предмет одной рукой, найти его среди прочих других.
  • С закрытыми глазами опознать фигуры, цифры или буквы, написанные на его правой или левой руке (пальцем мамы)
  • Поиграть руками в сухом пальчиковом бассейне из гороха, фасоли, любой крупы

Изображение выглядит как стол, человек, в помещении, девочка  Автоматически созданное описание

      Всё это в комплексе помогает наиболее эффективно, результативно, качественно и в более короткий срок решать поставленные задачи по развитию мелкой моторики, подготовке артикуляционного аппарата к правильной речи, а руки - к письму.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Влияние тактильных ощущений на развитие речи.

Консультация предназначена для родителей и воспитателей...

Консультация для воспитателей "Использование метода моделирования текста художественной литературы для развития речи дошкольников"

Хорошо развитая речь позволяет дошкольнику лучше передать свои мысли, чувства, переживания, объяснить собственную позицию. Одним из эффективных способов работы с детьми по развитию речи является испол...

Консультация для воспитателей ДОУ «Роль пальчиковой и артикуляционной гимнастик в развитии речи дошкольников»

Развитие речи дошкольников через использование пальчиковой и артикуляционной гимнастик...

Консультация для воспитателей ДОУ "Парциальная программа О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников"

Данная консультация содержит обзор парциальной программы О.С. Ушаковой "Программа развития речи дошкольников" и описывает: основные задачи программы, перечень учебно-методического комплекта программы ...

Консультация для родителей на тему: «Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников».

В игре ребенок развивается, а игрушки, которые мы приобретаем для своих детей, могут либо тормозить, либо стимулировать игру, вносить новые грани в ее совершенствование....

Консультация для родителей в вопросах и ответах "Современные проблемы в развитии речи дошкольника"

В доступной форме родители могут получить ответы на часто задаваемые вопросы. Вниманию родителей и специалистов таблица нормативного речевого развития дошкольника на период с 3 месяцев до 6 лет....

Мастер – класс для педагогов «Реализация технологии «Мнемотехника» через использование «тактильных дощечек» для развития речи дошкольников»

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного воспитания ребенка. Речь играет важную роль в становлени...