«Запуск речи» - что делать?
консультация по логопедии

Павлюк Елена Викторовна

 Что такое «запуск речи». Красивая, вроде бы простая фраза «запуск речи» превратилась в рекламный запрос. Задержка речевого развития — лишь «фасад», за которым у каждого ребенка скрывается свой набор патогенетических механизмов. Поэтому коррекция всегда будет начинаться с диагностики и определения структуры дефицитов в работе мозга. Непосредственно «запуск речи» будет возможен, когда сформирован качественный «фундамент» — предпосылки для развития речи. Что же является этими кирпичиками, которые лягут в основу речи?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Запуск речи» - что делать?


    Безусловно, основной, главный, ведущий специалист по запуску речи — это логопед. Логопедия — наука, находящаяся на стыке двух наук: медицины и педагогики. Таким образом, логопед – это «Ваш учитель» и «Ваш лечащий врач». Априори, абсолютное большинство причин отсутствия речи, профессионально ведет именно логопед. Но, необходимо понимать!

     Задержка речевого развития — лишь «фасад», за которым у каждого ребенка скрывается свой набор патогенетических механизмов. Поэтому коррекция всегда будет начинаться с диагностики и определения структуры дефицитов в работе мозга.
    Непосредственно «запуск речи» будет возможен, когда сформирован качественный «фундамент» — предпосылки для развития речи.

Что же является этими кирпичиками, которые лягут в основу речи?
   
Качественное питание мозга (снабжение кислородом, необходимыми микроэлементами и т.д.). И здесь на помощь придёт невролог. Врач назначит необходимые обследования, анализы и при необходимости — терапию.
     Эмоциональное развитие. Очень часто неговорящие дети имеют особенности: возбудимость, тревожность, страхи, протестное поведение. Встречаются случаи речевого негативизма и мутизма на тревожно-депрессивном фоне. Это может осложняться негармоничным стилем воспитания, трудностями детско-родительских отношений. И для такого ребенка гармонизация эмоционально-волевой сферы станет отдельной задачей. Присутствие в крови гормонов стресса тормозит образование нейронных связей, угнетает работу ЦНС. Здесь поможет психиатр и психолог.
     Саморегуляция. Для того, чтобы успешно освоить речь, у ребенка должна быть зрелой префронтальная кора мозга. Показатели её зрелости — навыки самообслуживания, в частности, освоение горшка, а также умение слышать запреты взрослого. Здесь большую роль играет образ жизни семьи, своевременность формирования навыков. Если навыки самообслуживания сформированы недостаточно — это сигнал, на который важно обратить внимание.
     Двигательное развитие. Речь — это высший уровень организации двигательной сферы. Ребенок должен иметь достаточную для своего возраста координацию, ловкость, развитие мелкой моторики. Уметь самостоятельно есть ложкой, пить из кружки, хорошо жевать, выполнять тонкие движения пальчиками. Если в раннем развитии были нарушения тонуса, задержка моторного развития, ребенок ползал «как раненый солдат» или вообще не ползал — это сигналы неблагополучия в ЦНС. Здесь поможет нейрогимнастика и занятия физкультурой, музыкальные игры.
     Слуховое восприятие. Для того, чтобы ребенок сформировал представление о звуках речи, важно хорошо их распознавать на слух. Сурдолог поможет определить физиологические возможности слухового восприятия ребенка. Здесь помогут игры со звучащими и музыкальными предметами, (исключаем нарушение слуха). Ребенок с нарушением восприятия речи может болтать много, но «на своем языке». На занятиях логопед подберет игры на развитие слухового восприятия.
     Коммуникация. Для начала речи ребенок должен выделить другого человека из «фона» и хотеть с ним общаться. Хотя бы с помощью карточек/жестов. Это важно помнить при определении мишеней коррекции для аутичных детей. Не всегда работу с ребенком с РАС нужно начинать с речи. Главный специалист в работе с ребенком, имеющим дефицит коммуникации — ABA-терапевт (специалист по прикладному анализу поведения).
     Мышление. Речь — вынесенное «вовне» мышление ребенка. Если мышление задержано, искажено — речь будет также страдать. Развитием мышления занимается дефектолог, хотя свою лепту вносят и все другие специалисты тоже.

Как мы видим, в работе со многими детьми до «запуска речи» нужно сначала сделать большую подготовительную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа работы с воспитателями в рамках клуба «Запускаем речь ребёнка».

Система обучения воспитателей приемам коррекционной работы и гармонизация отношений между детьми и педагогами на совместных занятиях по запуску речи детей младшего дошкольного возраста...

Рабочая программа педагога–психолога «Запуск речи для неговорящих детей на основе танцевальной терапии и логоритмики» на 2018 – 2019 учебный год.

Программа построена с учетом основных особенностей психофизиологического развития детей с нарушениями речи. Речь – не врождённая способность человека. Она формируется в процессе онтогенеза парал...

Выступление в рамках городской гостиной «Развиваемся вместе» для родителей, имеющих детей инвалидов по теме «Запуск речи через сенсорные игры»

Материал может быть полезен учетилям-логопедам, педагогам-психологам. родителям, так как раскрывает особенности работы с неговорящими детьми....

Игры для запуска речи неговорящих детей

В материале представлены игры, способствующие вызыванию и развитию речи...

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи

Запуск речи у неговорящих детей: от нуля до фразовой речи...

План-конспект занятия по подготовке к запуску речи детей до 3-х лет. Рекомендации родителям при подготовке к запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет.

Краткий план-конспект занятия, к котрому прилагается презентация с подробными рекомендациями по выполнению упражнений, по запуску речи у детей в возрасте до 3-х лет, а также норм речевого развития дет...