Конспек НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Осень"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста
на тему: «Осень». 6.09.2023
Цель: развитие лексико – грамматических категорий по теме
Задачи:
Образовательные:
-расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;
- активизация словаря по теме;
-совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными).
Коррекционные:
-развитие связной речи;
-развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и
упражнений;
-развитие мышления, памяти, зрительного гнозиса;
-развитие артикуляционной моторики.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к природе.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Приветствие. Объявление темы занятия.
Педагог предлагает ребенку посмотреть картинку «Осень».
-Что ты видишь на картинке?
-Как одеты дети?
-Какие деревья?
-Погода?
-Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?
-Правильно. Сегодня мы продолжим говорить об осени.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). Звучит музыка «Осень в лесу».
-Давай представим, что мы оказались в лесу.
Упражнение для мышц шеи.
И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.
-Давай, посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при
возвращении в исходное положение-выдох ртом.
Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка.
-Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть
рот и закрыть).
-Мишка очень любит малину, давай покажем как он ее жует (имитация жевания).
-Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизать
верхнюю губу).
-Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).
- Вот мелькнул беличий хвостик (повороты языка влево-вправо).
-Она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать
зубами).
2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.
Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и
«С-с-сс», все листья с липы сдул… подуть на них).
Полетели, закружились
И на землю опустились.
Дождик стал по ним стучать:
«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)
Град по ним заколотил,
Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).
Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад
Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)
Е. Карельская
3. «Загнать мяч в ворота»
Цель: выработать длительную, целенаправленную воздушную струю.
Выполнение: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.
Методические указания: 1. следить , чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.
4.Лексико-грамматические игры и упражнения:
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.
Педагог называет слово, , который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.
Дождь-дождик
Лист-листик
Капля-капелька
Огурец-огурчик
Ветер-ветерок и т.д.
Согласование числительных с существительными и прилагательными
Ребенок собирает листья в букет.
-Скажи, каких листьев в букете по одному, по два…
5. Физминутка (Из архивов Осьмаковой М.В.)
Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)
Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)
Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)
Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)
Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)
Она удивилась (развести руки)
Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).
5. Развитее связной речи.
«Лес осенью»
Летом лес был зеленым. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тхо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.
Вопросы по тексту:
-Какой лес был летом? -Какого цвета стали березки и клены? -Какого цвета стали осины осенью? -Что происходит с листьями, цветами, травами?
8. Пальчиковая игра.
Ребенок катает между ладошек массажный мяч, произнося стихотворный текст.
Следом за летом
Осень идет.
Желтые песни,
Ей ветер поет.
Красную под ноги
Стелет листву,
Белой снежинкой летит в синеву.
III. Итог занятия.
О чем мы сегодня говорили?
Какое у тебя сейчас настроение?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
individ.docx | 0 байтов |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста.
Материал может использоваться педагогами обычных групп, так и корекционных....
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме «Прогулка в осенний лес»
Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме «Прогулка в осенний лес»...
Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы".
Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы"....
Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин «Старший товарищ» Учебно методический материал
Цель: закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картин «Старший товарищ».Задачи:Придумывать события предшествующих и последующих изображений на картинах.Развивать сл...
Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «На стройке». Учебно методический материал
Цель: развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине.Задачи:Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и каче...
Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме: Рассказывание по картине «Кошка с котятами"
Цель: развивать связную речь, учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывая о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку....
Конспеки занятия по речевому развитию с детьми старшего дошкольного возраста. Чтение рассказов из книги Льва Кассиля «Твои Защитники»
Материал для знакомства детей с событиями Великой Отечественной войны...