Конспек НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Осень"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Мамонова Елена Валентиновна

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста

на тему: «Осень».    6.09.2023

 

 

Цель: развитие лексико – грамматических категорий по теме

Задачи:

Образовательные:

-расширить знания ребенка об осенних изменениях в природе;

- активизация словаря по теме;

-совершенствование грамматического строя речи (составление простых распространенных предложений по картинке, образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательных прилагательных, согласование числительных с существительными и прилагательными).

Коррекционные:

-развитие связной речи;

-развитие мелкой моторики пальцев рук посредством пальчиковых игр и

упражнений;

-развитие мышления, памяти, зрительного гнозиса;

-развитие артикуляционной моторики.

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе.

Ход занятия:

1.Организационный  момент.

Приветствие. Объявление темы занятия.

Педагог предлагает ребенку  посмотреть картинку «Осень».

-Что ты видишь на картинке?

-Как одеты дети?

-Какие деревья?

-Погода?

-Как ты думаешь, какое время года изображено на картинке?

-Правильно. Сегодня мы продолжим говорить об осени.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом). Звучит музыка «Осень в лесу».

-Давай представим, что мы оказались в лесу.

Упражнение для мышц шеи.

И.п.сидя на стуле, спина и шея прямые.

-Давай, посмотрим по сторонам. При повороте головы вдыхаем носом, при

возвращении в исходное положение-выдох ртом.

Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц, губ, щек, языка.

-Увидели медведя. Осенью мишке очень хочется спать, он зевает (широко открыть

рот и закрыть).

-Мишка очень любит малину, давай покажем как он ее жует (имитация жевания).

-Очень вкусная малина (рот открыт, губы в улыбке, кончиком языка облизать

верхнюю губу).

-Нам хорошо в осеннем лесу (упражнение «Улыбка»).

- Вот мелькнул беличий хвостик (повороты языка влево-вправо).

-Она запасается на зиму орешками (улыбнуться и постучать

зубами).

2. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук.

Ветер северный подул: (Пошевелить пальцами и

«С-с-сс», все листья с липы сдул… подуть на них).

Полетели, закружились

И на землю опустились.

Дождик стал по ним стучать:

«Кап-кап-кап, кап-кап-кап!» (Постучать пальцами по столу)

Град по ним заколотил,

Листья все насквозь пробил. (Постучать кулаками по столу).

Снег потом припорошил, (Плавные движения кистей рук вперед-назад

Одеялом их накрыл. (Ладони крепко прижать к столу)

Е. Карельская

3. «Загнать мяч в ворота»

Цель: выработать длительную, целенаправленную воздушную струю.

Выполнение: вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками, стоящими впереди на столе.

Методические указания: 1. следить , чтобы не надувались щеки. Для этого их можно слегка придерживать пальцами.

4.Лексико-грамматические игры и упражнения:

Образование уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Педагог называет слово, , который должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.

Дождь-дождик

Лист-листик

Капля-капелька

Огурец-огурчик

Ветер-ветерок и т.д.

Согласование числительных с существительными и прилагательными

Ребенок собирает листья в букет.

-Скажи, каких листьев в букете по одному, по два…

5. Физминутка (Из архивов Осьмаковой М.В.)

Стояла корзинка на полке без дела (присесть, округлить руки – изобразить корзину)

Скучала, наверно, все лето она (наклоны головы, вправо-влево)

Вот осень пришла и листва пожелтела, (встать, изобразить ветви деревьев)

Настала пора собирать урожай. (потянуться, изобразить срывание фруктов с деревьев)

Корзинка довольна (руки округлить перед собой, кивать головой)

Она удивилась (развести руки)

Что так много фруктов в саду уродилось! (подняться на носочки, показать руками большой круг).

5. Развитее связной речи.

«Лес осенью»

Летом лес был зеленым. Теперь березки и клены желтые. Осины красные. Между ними елочки зеленеют. Налетит ветер. Закружатся листья в воздухе, словно бабочки. Потом тхо-тихо на землю опускаются. Травы и цветы вянут. Семена их на землю осыпаются. На следующий год из семян вырастут новые растения.

Вопросы по тексту:

-Какой лес был летом? -Какого цвета стали березки и клены? -Какого цвета стали осины осенью? -Что происходит с листьями, цветами, травами?

8. Пальчиковая игра.

Ребенок катает между ладошек массажный мяч, произнося стихотворный текст.

Следом за летом

Осень идет.

Желтые песни,

Ей ветер поет.

Красную под ноги

Стелет листву,

Белой снежинкой летит в синеву.

III. Итог занятия.

О чем мы сегодня говорили?

Какое у тебя сейчас настроение?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individ.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с детьми старшего возраста.

Материал может использоваться педагогами обычных групп, так и корекционных....

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме «Прогулка в осенний лес»

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме «Прогулка в осенний лес»...

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы".

Конспект совместной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста на тему "Пересказ рассказа "Две косы"....

Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картин «Старший товарищ» Учебно методический материал

Цель: закрепление умения составлять повествовательный рассказ по серии картин «Старший товарищ».Задачи:Придумывать события предшествующих и последующих изображений на картинах.Развивать сл...

Совместная деятельность по речевому развитию с детьми старшего возраста «Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине «На стройке». Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять рассказ по сюжетной картине.Задачи:Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и каче...

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме: Рассказывание по картине «Кошка с котятами"

Цель: развивать связную речь,  учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывая о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку....