Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме: Рассказывание по картине «Кошка с котятами"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Цель: развивать связную речь,  учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывая о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasskazyvanie_po_kartine_koshka_s_kotyatami.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме: Рассказывание по картине «Кошка с котятами"

Реализация содержания программы в образовательных областях: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Цель: развивать связную речь,  учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывая о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку.

Задачи:

Образовательные:

  • Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов). Учить использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний;
  • Упражнять в составлении распространенных предложений.
  • Формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развёрнутым предложением.

Развивающие:

  • Развивать в детях умение образовывать клички животных.
  • Уточнить и закрепить правильное произношение звуков с и з;  учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяженно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.
  • Учить определять и мотивировать своё отношение к изображенному, замечая некоторые выразительные средства.
  • Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях доброту, умение подражать хорошим поступкам героев сказки.

Материалы и оборудование: картина «Кошка с котятами», игрушка – котенок, иллюстрации предметов, имеющие в названии звук С-З.

Содержание
организованной деятельности детей

  1. Организационный момент.

На стенде картина «Кошка с котятами»

Воспитатель: Как бы вы назвали эту картину?

Дети: Кошка с котятами.

Воспитатель: Расскажите о кошке. Какая она?

Дети: Кошка большая, пушистая, красивая, добрая.

Воспитатель: Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?

Дети: Котята маленькие, пушистые, озорные, веселые, игривые, ласковые.

Воспитатель: Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?

Дети: Один котенок - рыжий, другой – черный, третий – пестрый.

Воспитатель: Они отличаются цветом, разной окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?

Дети: Один котенок играет с клубком, второй – спит, а третий – лакает молоко.

Воспитатель: Чем похожи все котята?

Дети: Они все маленькие, одинаковые по величине.

Воспитатель: Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним было можно догадаться, какой это котенок?

Дети: Дети дают клички кошке и котятам, объясняют их.

Воспитатель: Котенок…(называют кличку Игрун, Шалун) играет. Как еще можно сказать про него? Что он делает?

Дети: Резвится, прыгает, катает клубок.

Воспитатель: Котенок…(называют кличку Соня) спит. Как еще можно сказать, что он делает?

Дети: Лежит, закрыл глаза.

Воспитатель: Котенок…(называют кличку Пушок) лакает молоко. А что он еще делает, как сказать по-другому?

Дети: Пьет, ест.

Воспитатель: А сейчас придумайте рассказ по этой картине. Сначала расскажите, кто оставил здесь корзину с нитками, а потом что произошло после этого (воспитатель вызывает для совместного рассказывания двух детей, предлагает им договориться, кто будет рассказывать первым, кто закончит; после того как расскажут 2-3 пары, воспитатель спрашивает детей, понравились ли им рассказа; побуждает аргументировать оценки.)

Рассказ по картине:  

Однажды бабушка поставила на лавку корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было трое котят. Все котята очень разные. Черный котёнок спал около мамы, пестрый лакал молоко, а рыжий самый озорной – прыгнул на лавку и опрокинул корзину с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все нитки перепутал. Кошка мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.

Воспитатель:  а как вы думаете, что потом произошло?

Дети: (придумывают окончание рассказа)

Воспитатель: А сейчас вам предлагаю сделать небольшую разминку

Физминутка «Котята»

(Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол).

У кошечки нашей есть десять котят, (Покачиваем руками, не разъединяя их).

Сейчас все котята по парам стоят:

Два толстых, два ловких,

Два длинных, два хитрых,

Два маленьких самых

И самых красивых. (Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

Воспитатель: К нам в гости пришел котенок. Догадайтесь как его зовут. Котенок поиграет с вами. Как мы позовем к себе котенка?

Дети: Кис-кис.

Воспитатель: Какой звук слышится в конце?

Дети: Звук с.

Котенок: Послушайте, какой звук я скажу (протяжно произносит: ссс). Какой звук я сказал? Скажите так же все вместе и по одному. Теперь послушайте другой звук (протяжно произносит: ззз). Какой звук я сказал? Повторите так же хором и по одному.

Воспитатель: посмотрите на иллюстрации и найдите в названии каких предметов слышится звук С (звук З)

Дети: (выбирают иллюстрации и называют слова с нужным звуком)

Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Комары и осы». Комары звенят – ззз, а осы ползают около банки с вареньем и поют свою песенку – ссс. Итак, комары звенят ззз, а осы поют ссс. Когда услышите песенку комара – звук з, помашите крылышками.  А, когда услышите песенку осы – звук с, покажите, как она ползает (перебирает пальцами, имитируя движения ножек осы). Закройте глаза и послушайте, чья это песенка. (Сначала воспитатель произносит звуки протяжно, потом в обычном темпе.)

Гимнастика для глаз: проследить за кошкой.

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка наверх,

Посмотрела кошка вниз.

Вот налево повернулась,

Проводила взглядом мух.

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Воспитатель: Вы хорошо различаете звук з и с. А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Эхо». Слушайте, какой звук и как я произнесу, а тот на кого я укажу, будет «эхо». Ему нужно повторить звук так же, только тише, как настоящее эхо.

Воспитатель: А сейчас нашему герою пора с нами прощаться.

Воспитатель: подводит итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшей группы на тему «Ноги сами рвутся в пляс!»

Цель: Информировать детей о народных инструментах, танцах. Учить детей пересказывать текст , добиваться последовательности в изложении содержания, обогащать словарный запас. Формировать бережное отнош...

Занятие по развитию речи во второй младшей группе. Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Занятие по развитию речи во второй младшей группе.Тема: Рассказывание по картине «Кошка с котятами»...

Конспект занятия по речевому развитию для детей старшего возраста на тему: Пересказ «Сказка о крылатках»

Конспект занятия по речевому развитию  для детей старшего возраста на тему:Пересказ «Сказка о крылатках»  Программные задачи: 1.      Учить детей передав...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Рассказывание по картинке «Кошка с котятами».

Формировать у детей умение составлять небольшой сюжетный рассказ по картине (подвести к рассказыванию событий, предшествующих нарисованному сюжету; рассказать события, изображенные на картинке; уметь ...

Конспект занятия по речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: Рассказывание по картине "Кошка с котятами"

Конспект занятия по речевому развитию (ОГ) в средней группе на тему: Рассказывание по картине "Кошка с котятами"...