Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми старшей группы "Рассматривание картины Ф.Сычкова "Катание зимой с горы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Ревягина Марина Сергеевна

Конспект занятия по ознакомлению детей с творчеством художника Ф.Сычкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivanie_kartiny_sychkova.docx551.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад №12 общеразвивающего вида

 с приоритетным осуществлением

художественно - эстетического развития воспитанников    

Петродворцового района Санкт-Петербурга.

                                                   

          Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию

Тема: Рассматривание репродукции картины                                                                    Ф.В. Сычкова «Катание с горы зимой» 

                                    для старшего дошкольного возраста

Автор: воспитатель ГБДОУ д/с №12 Ревягина Марина Сергеевна

Петергоф

2024

КОНСПЕКТ

занятия по развитию речи

Рассматривание репродукции картины                                                                    Ф.В. Сычкова «Катание с горы зимой» 

для старшего дошкольного возраста.

Цель: Ознакомление детей с репродукцией картины Федота Васильевича Сычкова «Катание с горы зимой»
Задачи.
Образовательные. Познакомить детей с картиной Ф.В. Сычкова «Катание с горы зимой» Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее основной замысел, выделять основные средства выразительности, настроение, которое изобразил художник.   

Познакомить с выражением и ощущением эмоции радости.  Закрепить представление о цвете, как выразительном средстве.  Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развивающие. Развивать умение выражать в речи свои впечатления, высказывать эстетические суждения. Обогатить словарь детей словами, обозначающими эмоциональные состояния (радостное, взволнованное, восхищённое, праздничное, спокойное).

Воспитательные. Воспитывать интерес к произведениям живописи. Формировать эстетическое восприятие.

 Методы, приемы: беседа о зимних развлечениях, рассматривание фоторепродукций по теме, диалог, рассматривание картины Сычкова.
Предварительная работа: Наблюдение зимней природы во время прогулки. Катание с гор на лыжах и санках. Чтение стихотворений о зиме.
Материалы и оборудование: презентация «Творчество Ф. Сычкова – художника радости или же размещенные репродукции картин, д\и «Определи настроение».

Ход занятия:

1.Оргмомент. Подготовка к восприятию картины. Воображаемая ситуация.

 Воспитатель: Давайте дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся. Доброе утро ребята!

В. – Ребята, я зачитаю вам стихотворение:

С горки скатываюсь - Ух!

Ох! - захватывает дух!

На ледянках - А-ааа-а-х!

 И на санках - А-ааа-а-х!

Холодит лицо снежок,

Лает радостно Дружок,

Ушки вьются на ветру,

 Затевает пёс игру!

Я лечу! Лечу! Лечу!

То кричу, то хохочу!

 

- О чем это стихотворение?

Воспитатель: Давайте поиграем в словесную игру «Кто что делает?»

- Что делает мороз? (трещит, щиплет, морозит, скрипит, звенит, кусает, холодит).

-Что делает метель? (вьется, воет, бушует, кружит, метет, завывает, шумит, свистит, уносит, срывает).

- Что делает снег? (идет, летит, падает, кружится, холодит, морозит, липнет, тает, искрится, сверкает, блестит, переливается, валит).

- Что делают дети зимой? (гуляют, катаются, веселятся, играют, бегают, лепят снежки, радуются, развлекаются)

Воспитатель:

- Какое сейчас время года? (зима).

-В какие игры вы любите играть зимой? (в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика и т. д.).

- Вспомните свои зимние забавы? Какое у вас было настроение? Что вы ощущали?

 

2. Работа с пособием «Определи настроение».

Воспитатель: - Ребята, подберите символ, которым можно определить радость?

- А если задуматься: радость – это хорошее чувство или плохое? Для самого человека? А для других?

- Расскажите о ситуациях, когда вы испытывали радость.

 

3. Знакомство с творчеством художника Ф. В. Сычкова.

Воспитатель: - Хочу рассказать вам о человеке, который оставлял радость для людей на своих творческих работах. Это художник Федот Васильевич Сычков. Его так и называли «художник радости».

 

4. Просмотр презентации либо репродукций работ Ф.В. Сычкова.

Школьный учитель рисования обнаружил у мальчика способности к рисунку и написал об этом письмо в академию художеств.

Много картин написал Ф. В. Сычков. Его картины рассказывают о жизни деревни. Он изображал народные гулянья, деревенские праздники, крестьянский труд. Герои его произведений простые люди. Особенно художник любил изображать детвору. Детям он посвятил много картин. В картинах Сычкова много радости, света, детского веселья.

Помогают создать такую атмосферу яркие, красочные национальные костюмы, в которые одеты изображенные на картинах. Сам художник говорил:

«Всю свою жизнь я любил рисовать детей… Когда я смотрю, как они веселой гурьбой возвращаются из школы, я невольно вспоминаю свое собственное детство» Ф.В.Сычков

Федота Васильевича Сычкова за его яркие веселые картины прозвали «художником радости».

 

5. Беседа по содержанию картины Ф.В. Сычкова «Катание с горы».

Мы с вами рассмотрим картину Федота Васильевича Сычкова «Катание с горы зимой».  Конечно, то, что вы сейчас видите, это не настоящая картина, а ее репродукция, то есть копия. А настоящую можно увидеть в музее.

- Как вы думаете, как художник назвал свою картину?

- Почему он дал такое название?

- Что изображено на картине? (На картине изображен огромный склон, густо покрытый снегом. По нему дети катаются на санках. Царит веселье, слышен смех. Все радуются)

- На чем катаются дети? (На санях)

- Чем покрыты сани? Для чего?

- Как они одеты? ( тулуп, лапти и онучи) Ону́чи (портянки[1], подвертки[2]) — часть обуви, обвертка на ногу, замена чулок, под сапоги и лапти[2], длинная, широкая (около 30 сантиметров) полоса ткани белого, чёрного или коричневого цвета (холщовой, шерстяной) для обмотки ноги[ до колена (при обувании в лапти). Элемент традиционной русской одежды.

- Посмотрите на лица девочки и мальчика.

- Какие у них лица?

- Они похожи или нет? Может быть, это брат и сестра катаются с горы на санках?

- Что чувствуют дети, скатываясь с горы на санках?

- Какое настроение у детей? (Веселое, радостное)

- Как вы поняли, что дети радуются?

- Какие краски использует художник, чтобы показать нам, что картина радостная?

Художник использует сочетание различных цветом: здесь и жёлтый, и золотистый, синеватый, красный. При всё при этом картина не пёстрая, а написана в одном колорите.

Художник нам хотел передать ощущение счастья, радости. О том, что зимняя пора бывает очень весёлой и любимым временем года. Эмоции от данной картины очень яркие и положительные.

- Что мы видим на верхушке склона? (видны несколько деревенских домиков, виден деревенский пейзаж)

- Какой снег нарисовал художник?

- Есть ли солнце на картине? Как вы догадались? Оно скрылось за облаками. Оно еще не яркое, ленивое.

Чуть-чуть просвечивает сквозь облака.

- Хочется вам сейчас очутиться среди этой детворы? Давайте представим, что мы оказались в картине. Что вы слышите?

- Какое настроение вызывает у вас эта картина?

- Ребята, теперь давайте придумаем свое название этой картине. Как бы вы назвали эту картину?

6. Физминутка – пальчиковая гимнастика «Зимние забавы».

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)

Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)

Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")

Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")

С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)

Суп поели ("едим суп"),

спать легли (ладошки под щечку).

Физкультминутка

Ты мороз, мороз, мороз (согнутыми крест-накрест руками трут предплечья)

Не показывай свой нос! (указательным пальцем грозят зиме, остальные пальцы сжаты в кулак.)

Уходи скорей домой (машут попеременно то правой, то левой рукой),

Стужу уводи с собой! (Совершают движения руками, как будто тянут за веревку.)

А мы саночки возьмем (спина прямая, приседают на корточки и «берут» санки),

Мы на улицу пойдем (маршируют на месте).

Рассказ воспитателя: 

- А теперь я вам немного расскажу об этой картине, а вы внимательно послушайте:

Пёстрая вереница смеющихся деревенских ребятишек снуёт вверх-вниз по заваленному снегом склону. За короткое время между сугробов пролегла широкая, укатанная дорога, по которой всякий не прочь промчаться с ветерком.

Разрумянившиеся брат с сестрицей, как две капли воды похожие между собой, в очередной раз преодолели спуск.
Лапти и онучи девочки густо облеплены снежком. То там, то тут он заметен на плечах, рукавах и даже головных уборах.
Видимо, дети не всегда приходят к финишу верхом на санках, бывает, что и кубарем.
Чуть дальше за первой парой катит вторая, ещё выше на изготовке стоит третья.

Расстояние между группами небольшое, поэтому оказавшиеся внизу ребята после остановки должны как можно скорее отпрянуть в сторону, дабы не столкнуться с преследователями.
По правой стороне санного пути на гребень поднимаются девчата, волоча за собой покрытые соломой салазки.

В верхней части холста намечен мирный сельский пейзаж. Видны несколько домиков, плетни, деревья да торчащие из-под снежного покрова тоненькие былинки прошлогодней травы. На бледное золото солнца наступают синеватые тени, а значит, зимний световой день уверенно перевалил за половину.

Молодцы ребята!

Давайте с вами вернемся к картине. Что вы испытали, рассмотрев эту картину? Что вы почувствовали?

И сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Подбери слово».

- Я буду называть 2-3 слова, а вы выберите из них одно, наиболее подходящее к этой картине и объясните свой выбор.

Какая это картина?

Светлая – тёмная

Звучная – звонкая – тихая

Просторная – тесная

Тревожная – беспокойная – спокойная

Радостная – унылая – грустная

Лёгкая – тяжёлая

Тёплая – холодная

7. Заключение. Рефлексия.

Вот и нам пора прощаться с крестьянскими детьми.

- С творчеством какого художника мы познакомились?

- Какую картину мы рассмотрели?

- Какие эмоции вы получили, рассматривая картины

Эта картина ещё поживёт в нашей группе, а вы расскажете о нашем путешествии по картине своим родителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.Конспект занятия по речевому развитию "Волшебница-вода".

Методическая разработка.Конспект занятия по речевому развитию с элементами исследовательских,игровых,здоровьесберегающих,коммуникативных технологий....

Методическая разработка. Конспект занятия. Непрерывная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Школа юных пешеходов»

Конспект занятия для детей с задержкой психического развития по ознакомлению с правилами дорожного движения....

Конспект занятия по речевому развитию с детьми старшего возраста по теме: Рассказывание по картине «Кошка с котятами"

Цель: развивать связную речь,  учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывая о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку....

Авторская методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использованием приемов мнемотехники Тема: «Теремок»

Методическа разработка содержит:Содержание:Аннотацию;Введение;Содержание методической разработки;Конспект НОД   по речевому развитию с детьми младшего дошкольного возраста с использован...

Методическая разработка "Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы "День бумажных самолетиков"

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми старшей группы (5-6 лет) "День бумажных самолетиков" направлен на выявление полученных знаний, элементарных математических представлений...

Методическая разработка конспекта занятия по речевому развитию с детьми старшей группы "Приключение Маши в осеннем лесу"

В этом занятии дети помогают Маше, которая должна выполнить задания медведя.Дети в игровой форме совершенствуют грамматический строй речи....