ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР старшего возраста с 5 до 6 лет
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)

Трусова Маргарита Григорьевна

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

старшего возраста с 5 до 6 лет

Цель. Работа над общими речевыми навыками.

Задачи. Развитие координации речи с движением, мелкой моторики.

 

ОКТЯБРЬ

1-я неделя. «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальцами обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох!

(один хлопок)

И ушел.

Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

 

Пальчиковая гимнастика по стихотворению Е. Толстенко

Всем деревьям в нашем парке

Осень раздала подарки:

(хлопают в ладоши)

Ожерелье - для осины,

Бусы алые – рябинам,

Шляпу модного фасона –

Для раскидистого клена,

Золотой наряд для ивы –

Он к лицу ей, пышногривой.

(загибают пальцы)

На ветру трепещут ветки:

- Да чего ярки расцветки!

(хлопают в ладоши)

Елки лишь огорчены:

Не досталось желтизны.

(разводят руки в стороны)

 

Упражнение «Дождь колючий» (Н. Нищева)

Вдруг закрыли небо тучи.

(поднимаются на носках, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий.

(прыгают на носках, держат руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

(приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

 

2-я неделя. «Огород. Овощи»

 

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (Ю. Тувим)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальцку на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают пальцы на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают пальцы)

Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают пальцы)

Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

(показывают, как едят суп)

 

Упражнение «Наша грядка» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.
 

 

 

 

 

Игра «Урожай» (Н. Нищева)

В огород пойдем,

Урожай соберем.

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем.

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками – 3раза)

Щавеля нарвем немножко

(«рвут»)

И вернемся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

 

Упражнение «Хоровод»

В огород пойдем,

Хоровод заведем. 

(дети идут по кругу, держатся за руки)

В хоровод возьмем редиску,

С ней присядем низко-низко.

(приседают, держатся за руки)

В хоровод возьмем морковку. 

И с морковкой спляшем ловко.

(выполняют танцевальные движения)

Вверх потянемся с лучком, 

(тянутся вверх, поднявшись на носках)

Побежим за кабачком 

(бегут по кругу друг за другом)

И поскачем по дорожке,

Как зеленые горошки.

(скачут по кругу друг за другом)

 

3-я неделя. «Фрукты. Сад»

 

Хороводная игра «Яблоня» (Югославская песенка)

Цель. Работа над вопросительной интонацией.

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

(идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки, стоит ребенок - «яблоня»)

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

(Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок -яблонька отрицательно качает головой)

Куда они пропали?

(разводят руками, пожимают плечами)

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали….

(Дети загибают по одному пальцу на правой руке)

Дети оборвали!

(дети разбегаются, «яблонька» их ловит)

 

Упражнение «Ежик и яблоки» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!

 

Упражнение «Яблоки» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Три яблока.

Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

Но прежде надо сосчитать –

А сколько же останется.

 

Пальчиковая гимнастика «Компот» (Н. Нищева)

Будем мы варить компот,                          

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным   пальцем правой руки «мешают»)

 Фруктов нужно много. Вот:  

(показывают пальцы на двух руках)                    

Будем яблоки крошить,                              

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальцы на правой руке, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.                          

(снова «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

(разводят руки в стороны)

 

4-я неделя. «Лес. Грибы и лесные ягоды»

 

Упражнение «По ягоды» (В. Волина)

Мы шли-шли-шли,

(маршируют, руки на поясе)

Землянику нашли.

(наклоняются, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(маршируют)

Мы опять идем искать.

(наклоняются, правой рукой коснулись носка правой ноги, не сгибая колен)

 

Упражнения «Грибы» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

 

Пальчиковая гимнастика «За ягодами» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

(загибают пальцы, начиная с большого)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальцы, начиная с большого)

 

Упражнение «Боровик»

По дорожке шли –
Боровик нашли.

(идут по кругу, держатся за руки)
Боровик боровой

(приседают, опускают голову)
В мох укрылся с головой.

(опускают голову, группируются)
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

(вновь идут по кругу)

 

НОЯБРЬ

 

1-я неделя. «Одежда»

 

Упражнения «Слушай и считай» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Алёша на руку надел рукавицу,

И пальцы-умельцы попали в темницу.

Спокойно сидели б они взаперти,

Да брата большого не могут найти.

Живет он отдельно в своем терему,

И братья не знают дороги к нему.

(Сколько братьев у большого пальца?)

 

Дарит бабушка-лисица

Трём внучатам рукавицы:

- Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

 

Упражнение «Помощники» (В. Волина)

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.   

(встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо)

Раз, два, три, четыре.

Потянулись, 

(тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)

Наклонились.           

(снова «полощут»)

Хорошо мы потрудились. 

(вытирают руку о руку) 

 

Упражнение «Неряха» (Н. Нищева)

 Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

(идут по кругу друг за другом)

У тебя ленивы руки:

(хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки,

(приседают)

Не в шкафу рубаха…

(«рисуют» четырехугольник)

Николай – неряха!

(грозят пальчиком и качают головой)

 

2-я неделя. «Обувь»

 

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» (Н. Нищева)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки.

(загибают на обеих руках пальцы по одному, начиная с больших пальцев)

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

(«шагают» указательным и средним пальцами обеих рук)

 

Пальчиковая гимнастика «Посчитаем в первый раз» (Н. Нищева)

Посчитаем в первый раз

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки в ладоши и удары по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальцу, начиная с большого)

 

Хороводная игра «По дорожке Катя шла»

(Дети встают в круг и водят хоровод. Один ребенок – в центре, в руках держит картинку с изображением тапочек.  Катя передает тапочки тому из детей, чье имя названо)

По дорожке Катя шла,

Катя тапочки нашла.
Катя тапки примеряла,

(Катя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу)
Чуть надела, захромала.

(прыгает на одной ноге)

Стала Катя выбирать, 
Кому тапочки отдать.

(хоровод останавливается)
Коле тапки хороши,
- На, надень и попляши.

 

3-я неделя. «Игрушки»

 

Упражнение «Мячик мой» (В. Волина)

Друг весёлый, мячик мой,

(4 прыжка ка носках, руки на поясе)

Всюду, всюду он со мной.

(по два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу)

Раз, два, три, четыре, пять.

(5 прыжков на носках, руки на поясе)

Хорошо мячом играть.

(вновь по два взмаха- "удара")

 

Упражнение «Помоги Андрюшке» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой -

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой ­-

Зайка косой.

Следом за ними ­-

Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

 

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» (Н. Нищева)

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. 

(загибают поочередно все пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять.

(разгибают поочередно пальцы)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

 

4-я неделя. «Посуда»

 

Упражнения «Слушай и считай» (В. Волина, Н. Нищева)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Пять чашек стояло на полке.

Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?

Подумай - и ответишь сам.

 

У нашего Вовки

На блюде морковка.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в чашке.

Ну а у Валерки

Грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

 

Упражнение «Чайник» (Американская народная песенка)

Задача. Развитие творческого воображения

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я всем напоказ выставляю живот,
(дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; надувают живот)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(топают)
– Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

(делают призывные движения правой рукой)

 

Упражнение «Чайник» (Н. Нищева)

Вот большой стеклянный чайник, 

Очень важный, как начальник.

(Надувают живот, одну руку ставят на пояс, другую изогнули — «носик»)
Вот фарфоровые чашки, 

 Очень крупные, бедняжки.

(приседают, одну руку ставят на пояс)
Вот фарфоровые блюдца: 

Только стукни — разобьются.

(кружатся, «рисуя» руками в воздухе круг.)
Вот серебряные ложки, 
Голова на тонкой ножке.

(тянутся, смыкют руки над головой)
Вот пластмассовый поднос, 

Он посуду нам принёс.

(ложатся и, вытягиваются)

 

Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Н.Нищева)

Раз, два, три, четыре,                        

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                     

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку 

И большую поварешку.    

(загибают пальцы, начиная с большого)  

Мы посуду перемыли,                      

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,               

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали…

(загибают пальцы, начиная с большого)

Так мы маме помогали.                    

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry.docx59.02 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР

старшего возраста с 5 до 6 лет

Цель. Работа над общими речевыми навыками.

Задачи. Развитие координации речи с движением, мелкой моторики.

ОКТЯБРЬ

1-я неделя. «Осень. Признаки осени. Деревья осенью»

Пальчиковая гимнастика «Вышел дождик погулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

(удары по столу пальцами обеих рук. Левая начинает с мизинца, правая – с большого пальца)

Вышел дождик погулять.

(беспорядочные удары по столу пальцами обеих рук)

Шёл неспешно, по привычке,

А куда ему спешить?

(«шагают» средним и указательным пальчиками обеих рук по столу)

Вдруг читает на табличке:

«По газону не ходить!»

(ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу)

Дождь вздохнул тихонько:

(часто и ритмично бьют в ладоши)

- Ох!

(один хлопок)

И ушел.

Газон засох.

(ритмичные хлопки по столу)

Пальчиковая гимнастика по стихотворению Е. Толстенко

Всем деревьям в нашем парке

Осень раздала подарки:

(хлопают в ладоши)

Ожерелье - для осины,

Бусы алые – рябинам,

Шляпу модного фасона –

Для раскидистого клена,

Золотой наряд для ивы –

Он к лицу ей, пышногривой.

(загибают пальцы)

На ветру трепещут ветки:

- Да чего ярки расцветки!

(хлопают в ладоши)

Елки лишь огорчены:

Не досталось желтизны.

(разводят руки в стороны)

Упражнение «Дождь колючий» (Н. Нищева)

Вдруг закрыли небо тучи.

(поднимаются на носках, поднимают вверх перекрещенные руки)

Начал капать дождь колючий.

(прыгают на носках, держат руки на поясе)

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть.

(приседают, держат руки на поясе)

Грязь и лужи на дороге,

Поднимай повыше ноги.

2-я неделя. «Огород. Овощи»

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла» (Ю. Тувим)

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла

(шагают пальчиками по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают по одному пальцку на каждый овощ на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Вот овощи спор завели на столе –

Кто лучше, вкусней и нужней на земле.

(попеременные удары кулачками и ладонями)

Картошка? Капуста? Морковка?

Горох? Петрушка иль свёкла?

(загибают пальцы на обеих руках)

Ох!

(хлопок)

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала

(стучат ребром ладони по столу)

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свёклу.

(загибают пальцы)

Ох!

(хлопок)

Накрытые крышкой, в душном горшке

Кипели, кипели в крутом кипятке

(ладони складывают крест-накрест на столе)

Картошка, капуста, морковка,

Горох, петрушка и свёкла.

(загибают пальцы)

Ох!

(хлопок)

И суп овощной оказался неплох!

(показывают, как едят суп)

 

Упражнение «Наша грядка» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Что растет на нашей грядке?
Огурцы, горошек сладкий,
Помидоры и укроп,
Для приправы и для проб.
Есть редиска и салат -
Наша грядка просто клад.

Шесть овощей на нашей грядке

Перечисли по порядку.
Если слушал ты внимательно,
Назовешь их обязательно.

Игра «Урожай» (Н. Нищева)

В огород пойдем,

Урожай соберем.

(идут по кругу, взявшись за руки)

Мы морковки натаскаем

(«таскают»)

И картошки накопаем.

(«копают»)

Срежем мы кочан капусты,

(«срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный,

(показывают круг руками – 3раза)

Щавеля нарвем немножко

(«рвут»)

И вернемся по дорожке.

(идут по кругу, взявшись за руки)

Упражнение «Хоровод»

В огород пойдем,

Хоровод заведем. 

(дети идут по кругу, держатся за руки)

В хоровод возьмем редиску,

С ней присядем низко-низко. 

(приседают, держатся за руки)

В хоровод возьмем морковку. 

И с морковкой спляшем ловко. 

(выполняют танцевальные движения) 

Вверх потянемся с лучком, 

(тянутся вверх, поднявшись на носках)

Побежим за кабачком 

(бегут по кругу друг за другом)

И поскачем по дорожке,

Как зеленые горошки.

(скачут по кругу друг за другом)

3-я неделя. «Фрукты. Сад»

Хороводная игра «Яблоня» (Югославская песенка)

Цель. Работа над вопросительной интонацией.

- Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

(идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки, стоит ребенок - «яблоня»)

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

Или молния спалила?

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

(Дети останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке. Ребенок -яблонька отрицательно качает головой)

Куда они пропали?

(разводят руками, пожимают плечами)

- Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали….

(Дети загибают по одному пальцу на правой руке)

Дети оборвали!

(дети разбегаются, «яблонька» их ловит)

Упражнение «Ежик и яблоки» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Три яблока из сада
Ежик притащил.
Самое румяное
Белке подарил.
С радостью подарок
Получила белка.
Сосчитайте яблоки
У ежа в тарелке!

Упражнение «Яблоки» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Три яблока.

Одно сорвать

Ручонка так и тянется.

Но прежде надо сосчитать –

А сколько же останется.

Пальчиковая гимнастика «Компот» (Н. Нищева)

Будем мы варить компот,                          

(левую ладошку держат «ковшиком», указательным   пальцем правой руки «мешают»)

 Фруктов нужно много. Вот:  

(показывают пальцы на двух руках)                    

Будем яблоки крошить,                              

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибают пальцы на правой руке, начиная с большого)

Варим, варим мы компот.                          

(снова «варят» и «мешают»)

Угостим честной народ.

(разводят руки в стороны)

4-я неделя. «Лес. Грибы и лесные ягоды»

Упражнение «По ягоды» (В. Волина)

Мы шли-шли-шли,

(маршируют, руки на поясе)

Землянику нашли. 

(наклоняются, правой рукой коснулись носка левой ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять,

(маршируют)

Мы опять идем искать.

(наклоняются, правой рукой коснулись носка правой ноги, не сгибая колен)

Упражнения «Грибы» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

На полянке у дубка

Крот увидел два грибка,

А подальше, у осин,

Он нашел еще один.

Кто ответить нам готов,

Сколько крот нашел грибов?

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла,

Две лисички, боровик

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов?

Пальчиковая гимнастика «За ягодами» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре, пять,

(пальцы обеих рук «здороваются», начиная с больших)

В лес идем мы погулять.

(обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу)

За черникой, за малиной,

За брусникой, за калиной.

(загибают пальцы, начиная с большого)

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

(загибают пальцы, начиная с большого)

Упражнение «Боровик»

По дорожке шли –
Боровик нашли.

(идут по кругу, держатся за руки)
Боровик боровой

(приседают, опускают голову)
В мох укрылся с головой.

(опускают голову, группируются)
Мы его пройти могли,
Хорошо, что тихо шли.

(вновь идут по кругу)

 

НОЯБРЬ

1-я неделя. «Одежда»

Упражнения «Слушай и считай» (В. Волина) 

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Алёша на руку надел рукавицу,

И пальцы-умельцы попали в темницу.

Спокойно сидели б они взаперти,

Да брата большого не могут найти.

Живет он отдельно в своем терему,

И братья не знают дороги к нему.

(Сколько братьев у большого пальца?)

Дарит бабушка-лисица

Трём внучатам рукавицы:

- Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте,

Сколько всех, пересчитайте!

Упражнение «Помощники» (В. Волина)

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.        

(встают, наклонившись; руками двигают влево, вправо)

Раз, два, три, четыре. 

Потянулись,          

(тянутся, как бы вытирают правой рукой пот со лба)

Наклонились.          

(снова «полощут»)

Хорошо мы потрудились.          

(вытирают руку о руку)  

Упражнение «Неряха» (Н. Нищева)

 Коля, Коля, Николай, за собою убирай!

(идут по кругу друг за другом)

У тебя ленивы руки:

(хлопают в ладоши)

Под столом ремень и брюки,

(приседают)

Не в шкафу рубаха…

(«рисуют» четырехугольник)

Николай – неряха!

(грозят пальчиком и качают головой)

2-я неделя. «Обувь»

Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки» (Н. Нищева)

Как у нашей кошки

На ногах сапожки.

Как у нашей свинки

На ногах ботинки.

А у пса на лапках

Голубые тапки.

А козлёнок маленький

Надевает валенки.

А сыночек Вовка –

Новые кроссовки. 

(загибают на обеих руках пальцы по одному, начиная с больших пальцев)

Вот так,

Вот так,

Новые кроссовки.

(«шагают» указательным и средним пальцами обеих рук)

Пальчиковая гимнастика «Посчитаем в первый раз» (Н. Нищева)

Посчитаем в первый раз

Сколько обуви у нас.

(попеременные хлопки в ладоши и удары по столу)

Туфли, тапочки, сапожки

Для Наташки и Серёжки,

Да ещё ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот эти валенки

Для малышки Галеньки.

(на каждое название обуви загибают по одному пальцу, начиная с большого)

Хороводная игра «По дорожке Катя шла»

(Дети встают в круг и водят хоровод. Один ребенок – в центре, в руках держит картинку с изображением тапочек.  Катя передает тапочки тому из детей, чье имя названо)

По дорожке Катя шла,

Катя тапочки нашла.
Катя тапки примеряла,

(Катя изображает, что надевает тапки, поднимая то одну, то другую ногу)
Чуть надела, захромала.

(прыгает на одной ноге)

Стала Катя выбирать, 
Кому тапочки отдать.

(хоровод останавливается)
Коле тапки хороши,
- На, надень и попляши.

3-я неделя. «Игрушки»

Упражнение «Мячик мой» (В. Волина)

Друг весёлый, мячик мой,

(4 прыжка ка носках, руки на поясе)

Всюду, всюду он со мной.

(по два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу)

Раз, два, три, четыре, пять.

(5 прыжков на носках, руки на поясе)

Хорошо мячом играть.

(вновь по два взмаха- "удара")

Упражнение «Помоги Андрюшке» (В. Волина)

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Расставил Андрюшка

В два ряда игрушки.

Рядом с мартышкой -

Плюшевый мишка.

Вместе с лисой -

Зайка косой.

Следом за ними -

Еж и лягушка.

Сколько игрушек

Расставил Андрюшка?

Пальчиковая гимнастика «Игрушки» (Н. Нищева)

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят:

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок. 

(загибают поочередно все пальцы)

Раз, два, три, четыре, пять.

(разгибают поочередно пальцы)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

(попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками)

4-я неделя. «Посуда»

Упражнения «Слушай и считай» (В. Волина, Н. Нищева) 

Задачи. Развитие слухового внимания, элементарных математических представлений.

Пять чашек стояло на полке.

Чаю налили Николке.

Теперь же сколько чашек там?

Подумай - и ответишь сам.

 

У нашего Вовки

На блюде морковка.

У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке.

У нашей Наташки

Смородина в чашке.

Ну а у Валерки

Грибочки в тарелке.

А теперь ты не зевай

И посуду называй.

Упражнение «Чайник» (Американская народная песенка)

Задача. Развитие творческого воображения

Я чайник – ворчун, хлопотун, сумасброд,

Я всем напоказ выставляю живот,
(дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; надувают живот)
Я чай кипячу, клокочу и кричу:

(топают)
– Эй, люди, я с вами почайпить хочу!

(делают призывные движения правой рукой)

Упражнение «Чайник» (Н. Нищева)

Вот большой стеклянный чайник, 

Очень важный, как начальник. 

(Надувают живот, одну руку ставят на пояс, другую изогнули — «носик»)
Вот фарфоровые чашки, 

 Очень крупные, бедняжки.

(приседают, одну руку ставят на пояс)
Вот фарфоровые блюдца:
 

Только стукни — разобьются. 

(кружатся, «рисуя» руками в воздухе круг.)
Вот серебряные ложки, 
Голова на тонкой ножке.

(тянутся, смыкют руки над головой)
Вот пластмассовый поднос, 

Он посуду нам принёс.

(ложатся и, вытягиваются)

Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Н.Нищева)

Раз, два, три, четыре,                        

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Мы посуду перемыли:                     

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку 

И большую поварешку.    

(загибают пальцы, начиная с большого)  

Мы посуду перемыли,                      

(одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили,               

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали… 

(загибают пальцы, начиная с большого)

Так мы маме помогали.                    

(удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

 ДЕКАБРЬ

1-я неделя. «Зима. Зимующие птицы»

Пальчиковая гимнастика «Пирог» (П. Воронько)

Падал снег на порог.

(дети два раза медленно опускают ладони на стол)

Кот слепил себе пирог.

(прижимая ладонь к ладони, показывают, как лепят пирог)

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек

(«бегут» пальчиками обеих рук по столу)

Пирожки себе пеки

Не из снега - из муки

(снова показывают, как пекут пирог)

Пальчиковая гимнастика «Снежинки» (Н. Нищева)

Стою и снежинки в ладошки ловлю.

(ритмичные удары пальцем левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки)

Я зиму, и снег,

И снежинки люблю.

(ритмичные удары пальцем правой руки, начиная с указательного, по ладони левой руки)

Но где же снежинки?

В ладошке вода.

(На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать)

Куда же исчезли снежинки?

Куда?

(На первый вопрос сжать кулаки, на второй – разжать)

Растаяли хрупкие льдинки – лучи…

Как видно, ладошки мои горячи.

(мелкие потряхивания расслабленными ладонями)

Пальчиковая гимнастика «Снег бывает разный» (по стихотворению Т. Второвой)

Снег бывает разный:

Чистый, невесомый,

Снег бывает грязный –

Липкий и тяжелый.

Снег летит пушистый,

Мягкий и приятный,
Снег бывает рыхлый,

Снег бывает ватный.

(дети проговаривают слова и загибают пальцы на обеих руках)

Пальчиковая гимнастика (по стихотворению А. Яшина «Покормите птиц»)

Покормите птиц зимой!

(дети «сыплют крошки»)

Пусть со всех концов

(разводят руки в стороны)

К вам слетятся, как домой,

(большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями)

Стайки на крыльцо

(соединяют концы пальцев, изображая крышу дома)

Сколько гибнет их - не счесть.

Видеть тяжело!

(держаться за голову и качают ею)

А ведь в нашем сердце есть

(прижимают руки к груди)

И для птиц тепло.

(обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз

(выставляют руки вперед ладонью вверх)

К своему окну,

(«рисуют» квадрат в воздухе)

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!

(складывают пальцы обоих рукой щепоткой, «открывают и закрывают клюв»)

Упражнение «Снеговик» (В. Егоров)

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

(дети идут по кругу друг за другом, изображают, что катят перед собой снежок)

Он превратится в толстый ком,

(останавливаются, «рисуют» двумя руками ком)

И станет ком снеговиком.

(«рисуют» снеговика из трех кругов разного размера)

Его улыбка так светла!

(показывают руками на лице улыбку)

Два глаза, шляпа, нос, метла.

(показывают глаза, прикрывают голову ладонью, показывают нос, встают прямо, держат воображаемую метлу)

Но солнце припечет слегка –

(медленно приседают)

Увы! – и нет снеговика.

(пожимают плечами и разводят руки)

2-я неделя. «Домашние животные зимой»

Пальчиковая гимнастика «Буренушка» (чешская песенка)

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку – на донышке.

(дети показывают, как доят корову)

Ждут меня котятки,

Малые ребятки.

(делают «мордочки» из пальчиков)

Дай им сливок ложечку,

Творогу немножечко,

Масло, простоквашки,

Молочка для кашки.

(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

(снова «доят»)

Игра «Как мы поили телят» (К. Кубилинскас)

Задача. Развитие подражательности, творческого воображения.

Стало жарко, будто в печке.

Замолчали птицы.

(дети идут в хороводе)

Мы телят погнали к речке –

Надо им напиться.

(идут по кругу друг за другом, взмахивая воображаемой хворостиной)

Саргис, пестрый

Пес дворовый,

Как навстречу бросится!

(прыжок в круг)

Разогнал телят пугливых,

Скачет, лает, носится…

(бегут по кругу на четвереньках)

Уж ходили мы, бродили

По полям за стадом.

(идут в хороводе)

Уж мы Саргиса бранили.

Та что был не рад он.

(останавливаются, встают в круг лицом, грозят пальцем)

Саргис-Маргис непослушный

Плелся еле-еле.

(идут по кругу на четвереньках)

У бедняги даже уши

От стыда висели.

(встают, ладонями изображают висящие уши)

Игра «Киска» (Н. Нищева)

Киска шла по мостику

И махала хвостиком.

(дети идут по кругу друг за другом, руки на поясе)

Мостик развалила,

В воду угодила.

(приседают)

Потеряла тапки,

Намочила лапки.

(садятся на ковре, вытягивают ноги, пожимают плечами)

Игра по стихотворению Г. Зеленкиной

У щенка Тимошки

(дети приставляют кисти рук к голове – «ушки у щенка»)

На спине горошки,

(касаются руками спины)

А на лапках точки,

(показывают кисти рук)

Коготки – крючочки.

(сжимают и разжимают кисти)

Любит он играться

И слегка кусаться.

(прыгают на двух ногах)

Вот такой щеночек –

(руки в стороны)

Маменькин сыночек.

(обнимают себя руками)

3-я неделя. «Дикие животные зимой»

Пальчиковая гимнастика «Сидит белка на тележке» (русская народная потешка)

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки

(выполнять ритмичные удары кулачками по столу)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому.

(загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших)
Кому в платок,

Кому в зобок,

Кому в лапочку.

(выполнять ритмичные удары кулачками по столу)

Упражнение «Маленький кролик» (В. Егоров)

Задача. Развитие подражательности, творческого воображения.

Маленький кролик,

Пушистенький кролик

(дети скачут по кругу, сделав «ушки» из ладошек и двигая ими вперед – назад)

Всех нас смеяться заставил до колик:

(останавливаются, держатся за животики)

Прыгал за белкой, за уткой скакал,

(сначала прыгают на прямых ногах, потом - вприсядку)

Лапкой тюльпан поднимал, как бокал.

(останавливаются, поднимают воображаемый бокал к лицу)

Ах, как смешно его уши торчали!

(делают «ушки» из ладошек)

Мы хохотали, души в нем не чая,

(держатся за животики)

Но, на опушке заметив лису,

(смотрят из-под руки)

Он подмигнул нам и скрылся в лесу.

(подмигивают, разбегаются)

4-я неделя. «Новый год»

Пальчиковая гимнастика «На елке»  (В. Волина)
Мы на елке веселились, 

(ритмичные хлопки в ладоши)
И плясали, и резвились.
(ритмичные удары кулачками)
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнес.
(«шагать» средним и указательным пальцем по столу)
Дал большущие пакеты,

(«рисуют» руками большой круг)
В них же - вкусные предметы:
(ритмичные хлопки в ладоши)
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко, один
Золотистый мандарин.
(загибать на обеих руках пальцы, начиная с большого)

ЯНВАРЬ

2-я неделя. «Мебель»

Упражнение «Будь внимательным»

Задача. Развитие слухового внимания, грамматического строя речи.

Какие сова, обозначающие мебель, встречаются в стихах? С какими предлогами?

…Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне В КРОВАТЬ

И само меня бы мыло –

Хорошо бы это было!

(Б. В. Заходер «Петя мечтает»)

Он тогда залез НА СТУЛ,
Притворился, что уснул.
Скатерть СО СТОЛА стянул,
И в окошко улизнул!

(Б. В. Заходер «Вредный кот»)

Кто, например, В БУФЕТ,
Конфеты там нашёл
И все бумажки от конфет
Кто побросал ПОД СТОЛ?

(Б. В. Заходер «Никто»)

Молоко блестит в стаканах,
Вишни стынут в киселе,
С тонкой корочкой румяной
Хлеб пшеничный НА СТОЛЕ.

(В. Донникова «Все готово для ребят»)

Телефон у нас висит,

Телефон весь день звонит.

Я на цыпочки встаю -

Я залез НА ТАБУРЕТ,

Говорю, что папы нет.

(С.Баруздин «Телефон»)

Алеша плохо держит ложку –
Все учат ЗА СТОЛОМ Алешку.

(А. Кардашова «За ужином»)

Сидя книги брал со шкапа.

И не раз ему в кино

Говорили: «Сядьте на пол,

Вам, товарищ, все равно!

Дядя Степа утром рано».

Быстро вскакивал С ДИВАНА.

(С. В. Михалков «Дядя Степа»)

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре,

Много мебели квартире.               

(сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.       

(загибают пальцы, начиная с больших, на каждое название мебели)

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом. 

(загибают пальцы, начиная с больших, на каждое название мебели)

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире.       

(выполняют попеременно хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Игра «Много мебели в квартире» (Н. Нищева)

Раз, два, три, четыре,

(хлопают в ладоши)

Много мебели квартире.               

(прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку,

(повороты туловища вправо–влево)

А в буфет поставим чашку.

(поднимают руки вверх)

Чтобы ножки отдохнули,

(трясут каждой ногой)

Посидим чуть-чуть на стуле.       

(приседают)

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

(кладут руки под щеку)

А потом мы с котом

Посидели за столом. 

(хлопают в ладоши)

Чай с вареньем дружно пили

Много мебели в квартире.       

(прыгают на месте)

3-я неделя «Грузовой и пассажирский транспорт»

Упражнение «Ехали медведи» (Корней Чуковский)

Задача. Развитие слухового внимания.

Перечисли какой транспорт упоминается в стихотворении.

Корней Чуковский

Ехали медведи
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперед.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

А за ними раки
На хромой собаке.

Волки на кобыле.
Львы в автомобиле.

Зайчики
В трамвайчике.

Жаба на метле…

Игра «Самолет» (В. Волина)

Руки в стороны — в полёт

Отправляем самолёт, 

(дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны)
Правое крыло вперёд,

(поворот через правое плечо)
Левое крыло вперёд.
 

(поворот через левое плечо)
Раз, два, три, четыре —
Полетел наш самолёт.

(дети бегут на носочках по кругу, расставив руки в стороны)

Игра «Теплоход» (В. Волина)
От зеленого причала

Оттолкнулся теплоход.

(шаг вперед, руки опущены)

Раз, два –

Он назад шагнул сначала
(два шага назад)
А потом шагнул вперед –

Раз, два -
(два шага вперед)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход.

(руки вытянуты вперед и сомкнуты – это нос теплохода; движения по кругу мелкими шагами)

4-я неделя «Профессии на транспорте»

Игра «Летчик» (В. Маяковский)

Быть шофером хорошо,

(дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)
А летчиком - лучше,
Я бы в летчики пошел,

(бегут, расставив руки, как крылья)
Пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин,

(остановились, наклонили воображаемый сосуд)
Завожу пропеллер.

(круговое движение правой рукой)
"В небеса, мотор, вези,
Чтобы птицы пели".

(бегут, расставив руки, как крылья)

Игра «Шофер» (по стихотворению Б. Заходера)

Качу,

Лечу

Во весь опор.

Я сам - шофер.

И сам - мотор.

(дети бегут по кругу, крутят воображаемый руль)
Нажимаю

На педаль –

(останавливаются, нажимают на воображаемую педаль правой ногой)

И машина

Мчится вдаль!

(бегут в противоположную сторону)


ФЕВРАЛЬ

1-я неделя. «Детский сад. Профессии»

Пальчиковая гимнастика «Наша группа» (Н. Нищева)

В нашей группе все друзья.

(дети ритмично стучат кулачками по столу)

Самый младший – это я.

Это Маша,

Это Саша,

Это Юра,

Это Даша.

(разжимают кулачки, начиная с мизинца)

2-я неделя. «Ателье. Закройщица»

Пальчиковая гимнастика «Наперсток (М. Кульская)

Вышивает, шьет иголка,

Пальцу больно,

Пальцу колко.

(левая ладонь раскрыта, в правой руке - воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке)

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик

Прыг!

(«шьют»)

Говорит иголке:

- Шей.

А колоться ты не смей!

(грозят указательным пальцем левой руки)

Игра «Шьем одежду» (Н. Нищева)

Игла, иголка, шей быстрей –

(дети имитируют движение руки с иглой при шитье)

Мы шьем одежду для друзей.

(хлопают в ладоши)

Матрешку, мишку, куклу Ладу

Оденем в новые наряды!

(приседают и встают с легким поворотом вправо-влево)

Игра «Ателье» (А. Кардашова)

Мастера пустили в дело

(шагают на месте)

Иглы, ножницы, утюг.

(«шьют», «режут», «гладят»)

За шитье взялись умело

(«шьют»)

Много быстрых, ловких рук.

(перекрестные движения руками перед собой)

Все по мерке, в самый раз:

«Получайте свой заказ».

(«предлагают» заказ)

3-я неделя. «Наша армия»

Игра «Пограничник» (по стихотворению Г. Ходырева)

Свой ремень

Мне подарил

Старший брат.

(дети сводят и разводят кулачки перед грудью)

Целый день

Я мастерил

Автомат.

(выполняют ритмичные удары кулачок о кулачок)

А потом

Надел пилотку,

(«надевают пилотку»)

Изменил

Слегка походку:

(руки на пояс)

- Левой!

Левой! –

Через двор.

(маршируют на месте)

У березы

Встал в дозор.

(останавливаются, «держат автомат» двумя руками справа)

Вечер.

(поворачивают голову вправо)

Звезды.

(поднимают голову)

Тишина.

(смотрят вперед)

За спиною –

Вся страна.

(правая рука к виску – отдают честь)

Игра "Мы солдаты"

Раз-два – аты - баты,

Три-четыре – мы солдаты.

Маршируем как пехота.

(маршируют на месте)

Раз-два – повороты.

(повороты вправо – влево)

В кабину сели самолёта,

(садятся на корточки)

Три-четыре – мы пилоты.

(встают)

Вниз – вверх, вниз – вверх,

Наши крылья лучше всех.

(машут руками вниз – вверх)

А теперь на кораблях,

(руки - в стороны)

Мы качаемся в волнах.

(качаются вправо – влево)

Сквозь бинокль вдаль посмотрим –

Нелегко служить на флоте.

(прикладывают сложенные в кулачки ладони к глазам)

4-янеделя. «Стройка. Профессии строителей»

Упражнение «Маляры» (В. Степанов)

Маляры известку носят,

(дети идут по кругу друг за другом, держат в руках воображаемые ведра)
Стены кистью купоросят.

(повернулись лицом друг к другу, движения воображаемой кистью вверх-вниз)
Не спеша, разводят мел.

(наклонились, мешают кистью в воображаемом ведре)

Я бы тоже так сумел.
(«красят»)

Упражнение «Кровельщик» (В. Степанов)

То не град, то не гром –

(стоят лицом в круг, изображают удары молотком, тянутся на носках, подняв руки вверх)

Бьет он громко молотком –

(изображают удары молотком)

Вся округа слышит.

(закрывают уши руками)

Он железом кроет дом,

(изображают удары молотком)

Чтобы сухо было в нем.

(наклоняются, достают носки руками)

Пальчиковая гимнастика «Дом» (Е. Железнова)

Я хочу построить дом,
(руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(руки перед глазами, пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,

(ладони повернуты к себе, сомкнуты боковыми частями)
Рядом чтоб сосна росла,

(пальцы растопырены, тянут руки вверх)
Чтоб вокруг забор стоял,

(руки перед собой «кольцом», пальцы соединены)
Пёс ворота охранял.

(одна рука – «пес»: отсоединяют мизинец от других пальцев)

Чтоб на травке жил жучок,

(пальцами левой руки «бегут» по кисти правой руки)

Бегал быстрый паучок,

(пальцами правой руки «бегут» по ладони левой руки)
Солнце было,

(скрещивают кисти, пальцы растопырены)

Дождик шёл,

(выполняют «стряхивающие» движения)
Чтоб тюльпан в саду расцвёл!
(соединяют вместе ладони и медленно раскрывают пальцы)

МАРТ

1-я неделя. «Весна. Приметы весны. Мамин праздник»

Упражнение «Клен» (С. Коган)

За окном сосулька тает,

(дети стоят лицом в круг, четыре прыжка на носках, руки на поясе)
Ветер тучи рвет в клочки.

(руки вверх; наклоны туловища влево-вправо)
Разжимает, разжимает

Клен тугие кулачки.

(руки перед грудью, локти опущены вниз; медленно разжимают кулачки)
Прислонился он к окошку.

(четыре прыжка, руки на поясе)
И, едва растает снег,

(наклоны)
Мне зеленую ладошку, смотрят друг на друга, повернувшись
Клен протянет раньше всех. — жмут друг другу правые руки.

(смотрят друг на друга, протягивают друг другу правые руки - рукопожатие)

Игра «Пришла весна – красна» (по отрывку из стихотворения М. Пиудунен)

Пришла весна - красна

и вот свои подарки раздаёт:

(дети идут по кругу друг за другом)

Кому - то листья

(поднимают руки вверх)

и траву,

(присаживаются, опускают руки)

Кому - то неба синеву,

(поднимают руки вверх)

Кому - то звонкую капель,

(опускают руки)

Кому - то птиц веселых трель.

(легко бегут врассыпную)

Игра «Весна пришла»

Солнце, солнце высоко.

(встают на цыпочки, руки тянут вверх)

Нам от солнышка тепло.

(легкие поглаживания руками по лицу)

Тает снег от лучей. 

(приседают несколько раз))

Звонко побежал ручей.

(бег по кругу)

Вы за ручейком бегите,

Лужи все перешагните,

(ходьба по кругу)

2-я неделя. «Комнатные растения»

Игра «Кактус»

На окне цветок колючий

(показывают прямоугольник перед собой)

Смотрит за околицу.

(делают «бинокль» из ладоней)

Вы его не троньте лучше –

(грозят пальцем)

Очень больно колется.

(«укалывают» пальцем ладонь и морщатся)

Не подушка для иголок

(складывают ладони под щёку)

И не ёжик, и не ёлка, 

(складывают ладони. растопыривают пальцы, «рисуют» ёлку перед собой)

Но не даст себя в обиду, 

(отрицательный жест головой и указательным пальцем)

Потому что весь в иголках.

(«укалывают» пальцем ладонь)

Игра «На окне в горшочках» (Н. Нищева)

На окне в горшочках

(дети сидят на корточках лицом в круг)
Поднялись цветочки,

(медленно встают)
К солнцу потянулись,

(тянутся на носках, подняв руки вверх)
Солнцу улыбнулись.(тянутся на носках, подняв руки вверх)
К солнышку цветочки

Повернут листочки.

Развернут бутоны,
В солнышке утонут
.

(руки соединяют над головой, медленно разводят в стороны)

3-я неделя. «Пресноводные и аквариумные рыбы»

Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (М. Клокова)

Рыбка плавает в водице,

Рыбке весело играть.

(сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка)

Рыбка, рыбка, озорница,

(грозят пальцем)

Мы хотим тебя поймать.

(медленно сближают ладони)

Рыбка спинку изогнула,

(снова изображают, как плывет рыбка)

Крошку хлебную взяла.

(делают хватательные движения обеими руками)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(снова «плывут»)

Пальчиковая гимнастика «Налим»

Жил да был один налим,

(сложить ладони и показать плавными движениями, как плавает рыбка)

Два ерша дружили с ним.

(показать, как плывут две рыбки, параллельно расположенными ладонями)

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки

(сложить ладони крест-накрест и помахать, изобразив полет птицы)

И учили их считать:

(ритмично сжимать и разжимать кулачки)

Раз, два, три, четыре, пять.

(загибать пальцы на обеих руках, начиная с больших)

Игра «Аквариум» (Н. Нищева)

Задача. Развитие подражательности, творческого воображения.

Улитки ползут, 

Свои домики везут.

(дети передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)
Рогами шевелят,
 

На рыбок глядят.

(останавливаются, делают «рожки» из пальцев, ритмично наклоняют голову вправо, влево)
Рыбки плывут, 
Плавничками гребут.

(передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед – назад)
Влево, вправо поворот, 

А теперь наоборот.

(плавные повороты туловища влево – вправо и наоборот)

4-я неделя. «Наш город»

Игра «Скачет солнце по домам» (по стихотворению Т. Второвой)
Скачет солнце по домам,

(дети прыгают на двух ногах на месте)
По деревьям, по кустам,

(поднимают руки вверх, наклоняются – опускают)
Ловит блики на блесну,

(делают хватательные движения двумя руками)
За собой ведёт весну!

(«зовут» весну кистями рук)
На ольхе цветут серёжки,

(делают «фонарики»)
А у Светы и Антошки,
Кати, Томы и Ванюшки

(загибают пальцы на обеих руках одновременно)
Расцветают конопушки!

(касаются указательными пальцами щек)

АПРЕЛЬ

1-я неделя. «Весенние работы на селе»

Упражнение «Грядка» (В. Глущенко)

Я давно весну ждала,

У меня свои дела

(дети идут по кругу, взявшись за руки)

Мне участок в огороде

Нынче мама отвела.

(идут в противоположную сторону)

Я возьму свою лопатку,

Я пойду вскопаю грядку.

(остановились, изображают, как копают грядку)

Мягкой грядка быть должна,

Это любят семена.

(показывают, как рыхлят грядку граблями)

Посажу за ней морковку

И редиску. А с боков

Будут кустики бобов.

(идут по кругу, изображая, что разбрасывают семена)

Пальчиковая гимнастика «Скворцы» (Е. Тараховская)

Мы построили скворечню

(дети попеременно постукивают кулачок о кулачок и по столу)

Дом веселого скворца.

(сводят руки над головой)

Мы повесили скворечню

Возле самого крыльца.

(попеременно постукивают кулачком о кулачок и ладонью о ладонь)

Все семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Черненькие перышки

(соединяют каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза)

2-я неделя. «Космос»

Упражнение «Ракета» (В. Волина)

А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
(маршируют по кругу)
На носки поднимись,

(тянутся, подняв руки над головой, сомкнув их)
А потом руки вниз.
(опускают руки)
Раз, два, три потянись.

(тянутся)
Вот летит ракета ввысь!
(бегут по кругу)

3-я неделя. «Откуда хлеб пришел?»

Пальчиковая гимнастика «Каша»

Каша в поле росла,

(дети поднимают руки, шевелят пальчиками)

К нам в тарелку пришла.

(«идут» пальчиками по столу)

Всех друзей угостим,

По тарелке дадим.

(в правой ладони «мешают» указательным пальцем левой руки)

Птичке – невеличке,

Зайцу и лисичке,

Кошке и матрешке

(загибают по одному пальцу на обеих руках)

Всем дадим по ложке.

(разжимают кулачки)

   

Игра «Золотая рожь» (Е. Серова)

Ветерок спросил, пролетая:

(бегут по кругу на носках, руки на поясе)

- Отчего ты, рожь, золотая?

(меняют направление бега)

А в ответ колоски шелестят:

(останавливаются, руки вверх, наклоны в стороны)

- Золотые руки растят!

(Два наклона к носочкам)

Пальчиковая гимнастика «Из чего печется хлеб» (по стихотворению Т. Лавровой)

Из чего печётся хлеб,

Что едим мы на обед?

(дети разводят руки в стороны)

Хлеб печётся из муки,

(медленно поднимают руки вверх и опускают)

Что дают нам колоски.

(встают на носки, руки вверху, «колышут» ими)

Рожь, пшеница в век из века

(две руки вправо, потом влево)

Щедро кормят человека.

(поглаживают рукой живот)

Плюшки с маком, кекс сметанный,

Чёрный с тмином, пеклеванный,Хочу такой сайт

Калачи, батоны, халы...

(загибают пальцы на руках)

Хлеб для маленьких и старых,

(приседают и встают)

Для Танюшек и Наташ.

(разводят руками в стороны)

Добрый хлеб – кормилец наш!

(хлопают в ладоши)

Пальчиковая гимнастика «Хлеб» (С. Мельников)

Золотистую пшеницу

(дети поднимают руки вверх и покачивают ими вправо – влево)

Жернова сотрут в мучицу.

(ладонь над ладонью – выполняют круговые движения ладонями)

Из муки замесим тесто –

(«вымешивают тесто» - сжимают и разжимают кисти)

В формочках в печи ей место.

(соединяют пальцы рук, образуя круг)

Подрумянился, окреп

(ставят руки вперед ладонями вверх)

В жаркой печке вкусный хлеб.

(хлопают в ладоши)

4-я неделя. «Почта»

Игра «Почтовый ящик» (А. Шибаев)

На скамейку я встаю,

Еле ящик достаю.

(поднимаются на носки и тянутся за руками вверх) 

Открываю ящик,

Голубой, блестящий

(«открывают»)

Посыпались из ящика

Письма настоящие.

(приседают - встают с вытянутыми вперед руками)

Упражнение «Подскажи словечко» (С. Маршак «Почта»)

Задача. Развитие слухового внимания, чувство рифмы.

Пароход
Отойдёт
Через две минуты.
Чемоданами народ
Занял все каюты.

Но в одну
Из кают
Чемоданов не несут.
Там поедет вот что:
Почтальон и …
почта.

Нетрудно письму
Увидеть свет.
Ему
Не нужен …
билет

Погляди, письмо за мной
Облетело шар земной.
Мчалось по морю вдогонку,
Понеслось на Амазонку.
Вслед за мной его везли
Поезда и …
корабли.

Пальчиковая гимнастика «Письмо» (по стихотворению Э. Мошковской)

Пишет мама:

«Знаешь что,

(дети «пишут» указательным пальцем правой руки на ладони левой руки)

Я куплю тебе лото!

Хочешь саблю?

Я куплю!

Хочешь лошадь?

Я пришлю!

Я пришлю тебе слона!

Я пришлю гиппопотама!»

(загибают пальцы по одному на обеих руках)

А себя не шлёт она.

(поднимают плечи вверх)

А нужна мне только мама.

(хлопают в ладоши)

МАЙ

2-я неделя. «Правила дорожного движения»

Игра «Машины (Я. Тайц)

На улице нашей

Машины, машины.

Машины-малютки,

Машины большие.

(дети двигаются из одного конца группы в другой, держа в руках воображаемый руль)

Спешат грузовые,

Фырчат легковые.

Торопятся, мчатся,

Как будто живые.

(делают разворот, двигаются в противоположную сторону)

— Эй, машины, полный ход!

Я — примерный пешеход:

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю.

(когда все «машины проехали»; один из детей – пешеход, «переходя улицу», произносит эти слова; пешеходы – все дети по очереди)

3-я неделя. «Лето. Насекомые»

Упражнение «Гусеница» (В. Егоров)

Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон». 

(дети лежат на спинах вытянувшись; руки вдоль туловища, ногами в центр круга)
Свив на ветке этот дом,  
Дремлет гусеница в нём.

(переворачиваются на левый бок, подкладывают ладонь под щеку)

Спит без просыпа всю зиму.

(переворачиваются на правый бок, подкладывают ладонь под щеку)

Но зима проходит мимо -
(переворачиваются на спину, потягиваются лежа)

Март, апрель, капель, весна…

(медленно садятся)

Просыпайся, соня – сонюшка!

(потягиваются сидя) 
Под весенним ярким солнышком
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!

(бегут по кругу, машут руками, как крыльями) 

Хороводная игра «Яблоня» (из сербского фольклора)

— Яблоня! Яблоня!

Где же твои яблоки?

(дети идут по кругу, взявшись за руки; в центре, подняв руки, стоит один ребенок — «яблоня»)

Заморозил их мороз?

Или ветер их унес?

(останавливаются, на каждую строчку загибают по одному пальцу на левой руке)

Или молния спалила?

(«яблонька» отрицательно качает головой)

Или градом их побило?

Или птицы поклевали?

Куда они пропали?

(дети разводят руками, пожимают плечами)

— Не морозил их мороз,

И не ветер их унес,

Не спалило их огнем,

Града не было с дождем,

Птицы их не поклевали...

(загибают по одному пальцу на правой руке)

Дети оборвали!

(дети разбегаются, «яблонька» бежит за ними, пятнает)

Игра «Бабочка» (по стихотворению Н. Радченко)

Бабочка проснулась,

(дети поднимают руки вверх)

Солнцу улыбнулась,

(потягиваются, улыбаются, глядя вверх)

Села на цветок

Выпить сладкий сок.

(руки вниз, чуть в стороны, присаживаются)

И легко порхая,

Над травой кружит —

(легко бегут по кругу, руки в стороны, легко машут руками)

Летела бабочка, летела,

Устала, на ладошку села,

(присаживаются, обнимают себя руками)

Немного посидела, отдохнула,

Оправилась и мигом упорхнула.

(встают, машут руками)

4-я неделя. «Лето. Цветы на лугу»

Упражнение «Будь внимательным»

Задачи. Развитие слухового внимания и элементарных математических представлений.

У этого цветка
Четыре лепестка.
А сколько лепестков
У двух таких цветков?

(В. Волин)

На ромашке – две букашки,

А на лютике – жучок,

В колокольчике – кузнечик,

На гвоздике паучок.

А на маке никого.

Сколько было их всего?

Побыстрее расскажи,

Как задачу нам решить.

(Н. Нищева)

Игра «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы
Небывалой красоты.

(потягиваются, руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.

(потягиваются, руки вверх)
С ними потянись и ты.

(потягиваются, руки вверх)
Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(делают наклоны из стороны в сторону)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

(потягиваются, руки вверх)

Игра «На зеленой на лужайке» (стихотворение А. Прокофьева, движения Н. Нищевой)

На зелёной на лужайке

(дети стоят лицом в круг)
Заиграли балалайки,

(изображают игру на балалайке)

Загудела дудочка,
Дудочка-погудочка.

(изображают игру на дудочке)

В сарафане красненьком
Заплясала Настенька.

(пляшут)

Хорошо ли, плохо ли,
Мы в ладоши хлопали.

(хлопают в ладоши)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовое тематическое планирование по основам безопасной жизнедеятельности детей (ОБЖ) для старшей группы.

Годовое перспективное планирование по основам безопасной жизнедеятельности старшего дошкольного возраста....

Тематическое планирование игротеки педагога-психолога для детей среднего и старшего дошкольного возраста в летний период.

В плане представлены:игровые ситуации, беседы, подвижные игры, дидактические игры, для детей среднего и старшего дошкольного возраста по коммуникативному развитию....

Учебно-методическое пособие комплексного планирования лексической темы :«Насекомые» для детей с ТНР старшего возраста групп компенсирующей направленности

Разработка  комплексно -тематической лексической темы: , "Насекомые" для детей старшего дошкольного возраста, посещающих группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи...

Логоритмические игры и упражнения для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Логоритмические игры и упражнения с музыкальным сопровождением...

Календарно - тематическое планирование по реализации НРК 2021 - 2022 учебный год (старший возраст)

 В рамках реализации программы "Мой любимый город Канск" разрабатывается на год комплексно-тематическое планирование. При разработке планирования учитывается: содержание программ...

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР старшего возраста с 6 до 7 лет

Пальчиковая гимнастика «Осень» (Н. Нищева)Ветер по лесу летал,Ветер листики считал:(дети выполняют плавные волнообразные движения ладонями)Вот дубовый,Вот кленовый,Вот рябиновый резной,Вот...