Образовательная практика « Бусотерапия как средство развития эмоциональной сферы у старшего дошкольного возраста с ТНР»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Шевченко Юлия Владимировна

« Бусотерапия как средство развития эмоциональной сферы у старшего дошкольного возраста с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.praktika-busoterapiya.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 26 «Теремок» г. Назарово Красноярский край

                                    Образовательная практика

« Бусотерапия как средство развития эмоциональной сферы у старшего дошкольного возраста с ТНР»

                                                                                 Автор: Шевченко Ю.В., воспитатель первой квалификационной категории                                            

2022 г.

Работая в комбинированной группе с детьми старшего дошкольного возраста, где присутствуют дети с ТНР, выявила, что у них часто наблюдаются нарушения в эмоциональном развитии: эмоциональная лабильность, снижение стрессоустойчивости, страх коммуникации в незнакомой ситуации, они тяжело идут на контакт со взрослыми и сверстниками. Это отрицательно влияет на общее развитие дошкольников. Чтобы решить эту проблему, для развитие эмоциональной сферы, я занималась поиском эффективной педагогической технологии, которая была бы интересна детям и позволила бы решить выявленную проблему.

Я решила использовать технологию - бусотерапия.

Данную технологию разработала Майя Ивановна Родина, известный педагог, музыкант, почетный работник общего образования РФ.

https://anichkov-most.ru/product/busograd-ili-volshebnye-igry-fei-businki/

Она привлекла меня своей простотой, доступностью, оригинальностью, приятными тактильными ощущениями.

Бусы всегда у детей вызывает живой эмоциональный отклик.

Бусы — это полет фантазии, а для ребенка — это еще и доступный и эстетически притягательный материал.

В бусах есть что-то магическое. При виде бус у каждого ребенка, загораются глаза – хочется их взять, потрогать, покрутить, примерить и применить в играх. Играя с бусами, дети быстрее начинают чисто интонировать и выразительно говорить, не стесняются фантазировать, проявлять свою выдумку, учатся договариваться друг с другом. Целью данной технологии

является развитие эмоциональной сферы детей (в том числе с ТНР) старшего дошкольного возраста.

Целевая группа практики: дети 6-7 лет, включая детей с ТНР.

При организации работы по технологии бусотерапия, были учтены приоритетные для работы с детьми с ОВЗ задачи в соответствии с ФГОС ДО - обеспечение вариативности и разнообразия содержания занятий и организационных форм дошкольного образования; (ФГОС ДО часть 1.6. п. 7) построение занятий с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.

Для выявления эмоциональной сферы у детей в комбинированной группе, использовались следующие методы и диагностические методики:

  1. беседа с родителями и воспитателями;
  2. методическое наблюдение;
  3. аналитическая справка педагога-психолога по результатам исследование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

В диагностическом исследовании приняли участие 17 детей из них 3 ребенка с ТНР, анализ результатов показал:

4 ребенка - с высоким уровнем эмоциональной сферы

5 детей – со средним уровнем

8 детей - с низким уровнем.

В ходе проведения диагностики выявили, что основным фактором проблемы в эмоциональном развитии у детей, является неумение договариваться со сверстниками, повышенное мышечное напряжение. Изучив существующие теоретические подходы к проблеме нарушений в эмоциональном развитие детей (в том числе с ТНР), свою работу решила выстроить на основе технологии бусотерапия. Это доступность подачи материала, игровая форма проведения, принцип повторения простых упражнений – все это отвечало мои требованиям в выборе практического метода. Из числа детей, показавших в результате первичных диагностических исследований высокий и средний уровень эмоциональной неустойчивости, создала подгруппу, целью работы с которой стало развитие эмоциональной сферы.

Коррекционные задачи в ходе реализации практики:

  1. Обучить детей способам снятия эмоционального напряжения.
  2. Развивать у детей умение снимать мышечное напряжение, зажимы
  3. Воспитывать в детях доброжелательное отношение друг к другу.

В ходе реализации практики были организованы 2 подгруппы детей, по 6 и 7 человек в возрасте 6-7. С родителями этих детей были проведены беседы, цель которых состояла в выяснении эмоциональной сферы ребенка в семье.

         

           Для достижения цели в ходе реализации практики определила

график работы подгруппы - 2 раза в неделю, не более 30 минут, во второй половине дня, в течение учебного года.

           Практическую деятельность разбила на следующие этапы:

I этап

Подготовительный.

Знакомство детей с бусами, определение цвета, формы и размера бусин. Используем пальчиковые упражнения с бусами. На занятиях используется следующие материалы:

  • Бусы;
  • Кукла;
  • Пальчиковый театр
  • Резиновые мячи;
  • Су-джок мячики;

Оборудование:

  • Музыкальная колонка
  • Мягкий ковер

В самом начале работа идет индивидуально с ребенком, только потом на следующих этапах идет в подгруппах. Ребята выполняют самые простые упражнения в группе такие как («Улиточка», «Ракушка»). Одновременно организую знакомство родителей (в рамках родительского собрания) с технологией бусотерапия. Взаимодействие с родителями позволит мне разнообразить материалы для работы с детьми. Конспект родительского собрания https://disk.yandex.ru/i/CBIHu_o_dEXrrQ

 II этап

Конструктивный

Все занятия выстраиваются по единому алгоритму. См.Приложение 1. Начинаем работу по подгруппам. Работаем над выкладыванием отдельных предметов, сопровождая упражнения стихами и речевыми упражнениями. На данном этапе дети следуют за педагогом, оттачивая свое мастерство в данной технологии. Привязываем упражнения к лексическим темам. Отрабатывая лексические темы, можно предложить детям сконструировать фигуры предложенных предметов (мебель, транспорт, цветы, явления природы) или живых существ. Изображения активизируют фразовую речь, способствуют развитию образного мышления. Конспект занятия    https://disk.yandex.ru/i/T2kAJRYZ5SskIg 

 III этап

Творческий.

Дети самостоятельно составляют сказки и рассказы, используя свое воображение, накопленный опыт взаимодействие друг с другом. Итогом деятельности в конце года становится открытое занятие совместно с родителями. На этом занятии дети выступают в роли «учителей» для своих мам, объясняя им, как можно работать с бусами. В совместной деятельности детей и родителей рождаются интересные сюжеты, дети эмоционально включаются, воплощая эти сюжеты бусами на плоскости.

             Основным приемом отслеживания результатов было наблюдение за деятельностью детей, положительные отзывы родителей. Так же, итоговая диагностика, которая включала в себя повторное обследование эмоциональной сферы детей педагогом-психологом. Результаты фиксировались, сравнивались с первоначальными данными диагностики. Глубокий анализ результатов помогает определить дальнейшую работу с детьми, дать рекомендации родителям.

Критериями эффективности проведенных занятий можно считать следующие изменения:

  1. Дети научились способам снятия эмоционального напряжения. У 98 % детей снизилось эмоциональная неустойчивость.
  2.  100% детей овладели технологией бусотерапии, что позволило справляться с мышечным напряжением.
  3. 98% детей, принимающих участие в практике, научились договариваться и идти друг с другом на контакт. п

Изменился микроклимат внутри группы, дети все чаще пребывали в хорошем настроении, стали помогать друг другу, отмечалась поддержка сверстников в трудную минуту. Родители также отметили положительные изменения в поведении своих детей. С их слов, дети стали более открытыми, пропала скованность, менее эмоциональными.

В марте 2022г. презентовала опыт своей деятельности на муниципальной площадке: «II Педагогические чтения «Образование детей с ОВЗ: опыт и перспективы»

https://disk.yandex.ru/i/bwvKvEHbRu5yUQ (презентация)

https://disk.yandex.ru/i/uKL7itOleCgbpA (сертификат)

 Проведенная работа с детьми дала положительные результаты.

Список используемой литературы

1.Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

2. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика- Синтез», 2003;

3. Любина Г. Рука развивает мозг. Журнал «Ребенок в детском саду», №6, 2003г., № 1, 2004 г.

4. Мелкая моторика в психофизическом развитии детей. Журнал «Дошкольное воспитание» №1, 2005 г.

5.Родина М.И. «Бусоград или Волшебные игры Феи Бусинки». Санкт- Петербург; Музыкальная

Приложение 1.

Алгоритм построения занятий бусотерапии:

1.Вводна часть:

-сюрпризный момент;

2.Основная часть:

-игры;

- использование художественного слова;

-просмотр сказок;

-музыкальное сопровождение;

-объединение в подгруппы;

3.Практическая часть:

-работа с бусами;

-рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Игра - ведущая деятельность детей, но каждому ребенку хочется сыграть свою роль, и это возможно в театрализованной деятельности....

Программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами природы

В программе представлена система игр и упражнений на развитие эмоциональной и коммуникативной  сферы, эмпатии, творческого воображения, воспитание основ нравственности....

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Методическая разработка:"Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы"

Актуальность темы в том, что именно художественная литература раскрывает перед детьми  мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать...

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушения опорно-двигательного аппарата) средствами арт-практик.

Представленная арт-практика, разработанная старшим воспитателем Антоновой Светланой Николаевной и воспитателем Романовой Ларисой Васильевной ГБДОУ № 101 Фрунзенского райрна Санкт-Петербурга,  обр...

«Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Теневой театр как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста» Среди многих проблем в системе дошкольного образования одной из основных является п...