Статья
статья по логопедии (старшая группа)

Сибогатова Наталья Анатольевна

В статье рассмотрены особенности звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, у которых присутствуют тяжелые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sibogatova_n.a.docx15.95 КБ

Предварительный просмотр:

Сибогатова Наталья Анатольевна

магистрант 1 курса, факультет «Клиническая и

специальная психология»

ФГБОУ ВО «Московский государственный

психолого-педагогический факультет»

г. Москва

ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: В статье рассмотрены особенности звукового анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста, у которых присутствуют тяжелые нарушения речи.

Ключевые слова:  звуковой анализ, звуковой синтез, дизартрия, алалия.

Приобретение навыка языкового анализа и синтеза относится к первоочередному фактору, способствующему успешному освоению процессов чтения и письма. При этом дошкольники, у которых отмечаются тяжелые нарушения речи (далее ТНР), имеют специфические особенности звукового анализа и синтеза.

Успешное овладение родным языком находится также в зависимости от психических процессов, которые лежат в основе реализации языкового анализа и синтеза. При его несформированности у ребенка присутствуют трудности с обучением, а в ряде запущенных случаев может развиваться постоянная неуспеваемость, что приводит к школьным проблемам и потере уверенности в себе ребенка.

Умение ребенка слышать каждый отдельный звук в слове, отделять его от рядом стоящего, знание, из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова, является важнейшей предпосылкой для последующего правильного обучения грамоте. Звуковой анализ - это сложная мыслительная операция, которая у детей с нарушениями речи появляется только лишь в ходе специального обучения.

Для ТНР характерны стойкие специфические нарушения, которые наблюдаются при формировании всех компонентов речи, таких как грамматический строй, звукопроизношения, фонематических процессов и т.д.

В механизме речевого акта звуковой анализ играет значительную роль. При этом нарушения в его правильном становлении воздействуют на выбор слов, звуков, что обуславливает в становлении акта речи наличие определенного звена, за которым закреплен контроль за звуковым выбором.

Несформированность навыков звукового анализ и синтеза у детей с ТНР приводит к нарушенному фонематическому восприятию, являясь первопричиной дисграфии и дислексии в большинстве случаев [3]. Звуковой анализ с точки зрения логопедии представляет собой высшую ступень уровня сформированности фонематической системы, и являет собой процесс мысленного разделения звукокомплексов на фонемы, которые представляют собой составляющие звука. Работами ученых, занимающихся проблемами звукового анализа, доказано, что при нарушениях произношения звука отмечается нарушение звука при его произношении. Это безусловно говорит о том, что уровень развития звукового анализа находится в тесной связи от уровня развития фонематического слуха.

В большинстве случаев у детей с ТНР отмечаются нарушения в артикуляционном аппарате, выраженные в виде гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов и прочих проявлений, происходит нарушение моторики органов артикуляции, отмечается снижение качества артикуляторных движений. Данная патологическая особенность отрицательно воздействует на формирование фонематического слуха. Данная моторная недостаточность в итоге препятствует правильному развитию фонематического слуха. Слабая развитость фонематического слуха затрудняет при обучении усвоение умственных операций, которые можно объединить термином «фонематическое восприятие», что в свою очередь не формирует правильный звуковой анализ.

Дети с ТНР имеют нечеткое произношение и невнятную речь, что препятствует у них формированию нормального звукового анализа. При этом нарушения процессов звукового анализа у детей с ТНР способствуют тому, что слово может быть воспринято ребенком, при этом ориентиром служит смысловая сторона, а фонетическая сторона в виде последовательности звуков, составляющих данное слово, ребенком не воспринимается.

Дети с ТНР, у которых наблюдаются нарушением в процессах восприятия и произношения фонем, имеют значительные затруднения в звуковом анализе и синтеза. Их выраженность может варьировать от смешения порядка отдельных звуков до отсутствия полного понимания их количества, а также невозможности определить последовательность их расположения в слове или ту позицию, которую они занимают [2].

При этом развитие звукового анализ и синтеза у детей с ТНР возможно только лишь при формировании устойчивого фонематического восприятия, что должно учитывать при проведении логопедической работы с детьми, которые имеют ТНР. Дети с ТНР имеют хорошо развитое произвольное внимание, что можно учитывать при разработке и проведении коррекционной работы.

Литература:

1. Бельтюков В.И. О закономерностях развития речевой функции в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2004. - № 5. - С. 34.

2. Володина Н.В. Говорю красиво. Для детей 6-7 лет. - М.: Эксмо-Пресс, 2013. - 56 с.

3. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка / Детская речь. Хрестоматия; Ч. 2. - СПб.: Акцидент, 1995. - 64 с.

4. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М.: Детство-пресс, 2007. -472 с.

5. Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 110 с.

6. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2013. - 366 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения

Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »

Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.

«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)

Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"

ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."

Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...