Театрализованная деятельность как средство связной речи у старших дошкольников с ОНР
статья по логопедии (старшая группа)

Баркарь Вероника Владимировна

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Театральная деятельность24.64 КБ
Файл Справка от 2022 г.853.67 КБ
PDF icon spravka_2022.pdf140.95 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Доклад

 Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших 

дошкольников с общим недоразвитием речи

Подготовила:

Учитель – логопед Баркарь В.В.

р.п. Дрожжино,

2023 г.


Театрализованная деятельность как средство развития связной речи у старших

дошкольников с общим недоразвитием речи

Иногда очень многое можно понять,

просто спросив человека,

 какая у него любимая сказка.

С. Раевский

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые, контактные, замкнутые, любознательные. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: роботы, куклы «Барби», «Лол», телефоны, планшеты. Все дальше, дальше уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову. Невнимательно слушают, плохо говорят, и не знают сказок. Как же разбудить их души? «Пробудить отзывчивость души – в возможностях искусства», – писал Б.М. Неменский. Приобщение ребёнка к миру искусства, художественно – эстетической деятельности может существенно обогатить духовный мир ребёнка, расширить горизонты мышления, воображения, а также развить художественный вкус. Привлечь внимание дошкольника, заинтересовать образами и материалами искусства – всё это в возможности педагога.

Ведь не случайно Н.К. Крупская писала: «Надо помочь ребёнку через искусство глубже осознать свои мысли и чувства, яснее мыслить и глубже чувствовать; надо помочь ребёнку это познание самого себя сделать средством познания других, средством более тесного сближения с коллективом, средством через коллектив расти вместе с другими и идти сообща к совершенно новой, полной глубоких и значительных переживаний жизни»[1].

В дошкольном возрасте вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, общаться с окружающими людьми, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики), то есть умение держать себя в обществе.

Театрализованная деятельность, может сыграть большую роль в формировании творческих способностей ребёнка. Эти виды детской деятельности доставляют много радости и располагают целым комплексом средств: художественные образы – персонажи, оформление, слово и музыка – все это вместе взятое, в силу образно – конкретного мышления дошкольника, помогает ребёнку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.

Дошкольники очень впечатлительны и быстро поддаются эмоциональному воздействию. Театрализованная деятельность, воздействуя на чувства дошкольников, пробуждает эмоционально – творческое настроение, творческую фантазию, выступает как побудительный мотив к практической деятельности. Причём деятельности не механической, а созидательной, творческой, свободной.

Театрализованная деятельность включает в себя не только само действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям, но также и литературную деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания); музыкальную (исполнение знакомых песенок от лица персонажей, их инсценирование, напевание). Особенность театральной деятельности в том, что они объединены сценическим решением, поэтому они отличаются от другой игровой деятельности. Литературная деятельность детей в театрализованной деятельности подчиняется драматургическим законам – она выступает в виде либо диалогов, либо монологов от лица персонажей. Музыкальная деятельность проявляется в театрализованной деятельности особенно активно, нередко играя организующую роль ритмической стороны сценического действия.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать, сопереживать разыгрываемые события.

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Театрализованная деятельность направлена на развитие у её участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счёт расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.

У детей при ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизмы, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени: это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами фонетико-фонематического или лексико-грамматического недоразвития.

У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память.

Таким образом, у детей с ОНР страдают все структурные компоненты речи; снижена память, внимание, словесно-логическое мышление; отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики  общей, мимической, мелкой и артикуляционной.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах К.Д.Ушинским, Е.И.Тихеевой, Е.А.Флериной, А.М.Бородич и другими. «Связная речь, — подчеркивал Ф.А.Сохин – это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. Связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя». По тому, как дети строят свои высказывания, можно судить об уровне их речевого развития[2].

Связной речью называют умение высказывать свои мысли в правильной последовательности, без спешки, не отвлекаясь на сторонние детали и используя при этом живую интонацию. Различают два главных вида связной речи – монологический и диалогический. Под первым видом подразумевают образную, эмоциональную речь, при этом она должна быть связной, осмысленной, отвлечение на посторонние детали недопустимо.

Связная речь у детей этого уровня неполно передает смысловые связи и сводится к простому перечислению предметов или событий. Ребенок отвечает на вопросы взрослого по картинке, но простыми предложениями. В процессе рассказа число аграмматизмов возрастает.

Она также характеризуется нарушением логико-временных связей в повествовании. Ребёнок пропускает важные составляющие рассказа, переставляет местами его части. Сложности возникают в самостоятельном составлении описательного рассказа. Он отличается непоследовательностью и частыми повторами, воспитанник переключается с одной мысли на другую. В речи много аграмматизмов, имеются трудности в подборе лексики. Сложным остается рассказ-описание по плану, предложенному педагогом. Дошкольник перечисляет отдельные части предмета, его признаки. Может, не закончив высказывание, вернуться к раннее сказанному. Нарушает порядок слов в предложении.

Нарушения связной монологической речи наблюдаются и при четвертом уровне речевого недоразвития (ОНР). Отмечается нарушение логической последовательности. Ребенок в рассказе уделяет большое значение второстепенным деталям, но пропускает главные события сюжета, повторяет отдельные эпизоды несколько раз. При рассказывании дети пользуются преимущественно простыми предложениями. Сохраняются сложности в планировании рассказа и подборе языковых средств высказывания.

Таким образом, театрализованная игра один из самых эффективных способов развития связной речи дошкольников. Дети адекватно используют вербальные и невербальные средства общения, владеют диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление и воображение.


[1] Крупская Н.К. Дети  наше будущее: [Сборник статей и речей о дошкольном воспитании]. М.: Просвещение, 1975.  302 с.

[2] https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/06/



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №22 «Город детства»

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

(О.А. Шорохова, Т.Д. Зинкевич – Евстигнеева)

Подготовила: Баркарь В.В.

учитель – логопед

р.п. Дрожжино

2022 г.

Сказкотерапия в коррекционной работе учителя-логопеда

В последнее время значительно увеличивается число детей с тяжелыми нарушениями речи (далее – ТНР), при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в развитии речи детей (нарушение звукопроизношения, связной и лексико-грамматической сторон речи, бедный словарный запас). Следует отметить, что нарушения речи, если их вовремя не исправить в дошкольном возрасте, в дальнейшем вызовут трудности общения с окружающими, что не даст детям в полной мере раскрыть свои природные, интеллектуальные способности, затруднит их обучение в школе и дальнейшую социализацию. Оказание помощи детям с ТНР должно начинаться не с коррекции недостатков речи, а с создания таких психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие их речи.

Данная проблема подтолкнула к поиску новых методов и приемов эффективной работы учителя-логопеда для совершенствования всех компонентов речевой системы детей, повышения их интереса к занятиям и коррекционному процессу.

Изучив психолого-педагогическую литературу, следует выделить для себя метод сказкотерапии. Опыт работы показывает, что для преодоления ТНР у дошкольников в первую очередь нужно создавать специальные условия, способствующие формированию артикуляционной моторики, всестороннему развитию речи, невербальных средств общения (мимики, пантомимики).

Одним из методов, активно применяемых в последнее время в коррекционной работе с дошкольниками, имеющими ТНР, является сказкотерапия. Основатель метода комплексной сказкотерапии – Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Сказкотерапия – это лечение сказками, совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.

Следует отметить, что работа учителя-логопеда тесно связана с использованием логопедических сказок (артикуляционных, пальчиковых, фонетических, лексико-грамматических и других).

Сказки для развития артикуляции

Ежедневное выполнение традиционной артикуляционной гимнастики в течение долгого времени приедается детям. Для поддержания интереса детей используются яркие сказочные герои, которые обучают ребёнка различным упражнениям через стихотворения. Увлекают детей «Сказки о Веселом Язычке», повествующие о разных историях Язычка.

Сказки для автоматизации звуков

Этап автоматизации поставленного звука может занимать достаточно длительное время у детей с ТНР. Дидактическая игра «Звуковые дорожки» используется для закрепления изолированного произношения поставленного звука, а также перед отработкой данного звука в слогах, словах.

Лексико-грамматические сказки

 Эти сказки помогают приобрести умения верно использовать разные части речи, формировать правильную лексику, грамматический строй речи. Чтобы перечислить свойства характера сказочного героя, дети расширяют лексику за счёт активизации в речи качественных прилагательных.

Элементы сказкотерапии применяются на занятиях по разным лексическим темам, где формируются навыки словообразования и словоизменения. Например, через демонстрационное пособие «Федорино горе» отрабатываются навыки винительного, творительного падежей, расширяется словарь по теме: «Посуда».

Сказки, способствующие формированию связной речи

Для развития связной речи используются разные виды театра: пальчиковый театр, настольный тряпичный раскладной театр, театр на медалях, театр тряпичных шагающих игрушек, театр в матрёшке. Для создания наибольшего эмоционального отклика и развития творчества детей в ходе занятий применятся тряпичный раскладной настольный театр с разными комнатами и дополнительными атрибутами. Вопрос развития связной речи решается разными способами. Используются авторские, русские народные сказки и сказки, сочиненные вместе с детьми. Предлагаются разнообразные ситуации. Например, дети по своему желанию изменяют конец известной сказки или продолжают известную сказку. Им предлагается сравнить одинаковых сказочных персонажей из разных сказок.

Результативность использования метода сказкотерапии

Отслеживается результативность использования метода сказкотерапии в коррекционной работе учителя-логопеда. Цель исследования: оценить эффективность влияния сказкотерапии на преодоление проблем у детей старшего дошкольного возраста с ТНР. В исследовании участвовали 17 дошкольников с ТНР в течение 2 лет обучения на базе МАДОУ «Д/с №22 «Город детства» в логопедической группе №17 «Ветерок».

Детям предлагалось пройти ряд тестовых заданий, позволяющих оценить динамику формирования артикуляционной моторики, мимики, пантомимики и состояние экспрессивной речи до и после использования метода сказкотерапии. Исследование проходило с применением ряда методик. При обследовании артикуляционного аппарата опирались на рекомендации Г.В. Чиркиной. Динамика передачи эмоционального состояния посредством мимики, пантомимики отслеживалась с применением методики В.М. Минаевой. Состояние экспрессивной речи изучалось с использованием методик В.М. Акименко, Е.В. Архиповой, С.Е. Большаковой.

Благодаря сказкотерапевтическим занятиям, у детей с ТНР совершенствовалась артикуляционная моторика, звукопроизношение, лексика, грамматика, стала полноценно развиваться связная речь, дети научились передавать эмоциональные состояния с помощью мимики, пантомимики. Кроме этого, улучшилось состояние мелкой и общей моторики, познавательных процессов (внимания, памяти, мышления), дети научились использовать разные виды интонации. Всё это способствует формированию благоприятного климата для дальнейшей социализации детей с ТНР и их успешного обучения в школе.

https://vk.com/images/blank.gif https://sun9-16.userapi.com/impg/3jjSWQ2WbDaLZPedd6PDTbA9dgWNPYXszcnfgQ/BSgHuhZV1_E.jpg?size=1792x828&quality=95&sign=706f883bbe2acf23d95af171a9ce7257&type=album  https://sun9-32.userapi.com/impg/VZAqZGerJCU4eEtHQpb7TK5eh1H6WR1-lbeITA/G33MxH6eEx0.jpg?size=960x1280&quality=95&sign=460354e19ac0eec08174c4a461f95ac0&type=albumhttps://sun9-78.userapi.com/impg/m8VdOsAJL5jykSav4pHVk15-x3lStUE09faDfw/ZYdXEFJZhbM.jpg?size=720x405&quality=96&sign=42ecab26ca1afe26c467ed997823812a&type=album


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В человеке всегда заложено творческое начало, и театральные игры, наиболее полно способствуют творческому развитию личности дошкольников. Театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус ...

Консультация :"Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников".

Театрализованная деятельность как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников...

Выпускная работа "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников"

Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей старших дошкольников...

Статья "Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников"

Игровая театрализованная деятельность как средство развития творческой активности старших дошкольников...

театрализованная деятельность как средство развития речи у старших дошкольников

театрализованная деятельность как средство развития речи у старших дошкольников...

План по самообразованию "ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие  задачи, касающиеся  интеллектуального и художественно-эстетического развития,  а так же формирования выразительной речи дош...

"театрализованная деятельность , как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста "

Цель:Развитие связной, выразительной речи у детей через театрализованную деятельность, формирование умения излагать свои мысли последовательно.Задачи:учить детей излагать свои мысли связно, последоват...