автоматизация и дифференциация звуков С-Ш
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
конспект индивидуального занятия с ребенком старшего дошкольного возраста с ТНР по автоматизации и дифференциации звуков С-Ш с использованием песочной терапии
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Звуки [ш] и [с]. Автоматизация и дифференциация»
Цель:
- закреплять умение слышать и выделять звук [ш] в потоке других звуков;
- закреплять умение произносить звуки [с] и [ш] изолированно, в слоге и в слове;
- закреплять умение дифференцировать в речи слова со звуками [с] и [ш];
- продолжать учить составлять предложение с использованием заданных слов;
- развивать тактильно-кинестетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- развивать пространственное воображение.
Оборудование:
песочница с сухим песком размером 100 х 140 х 8 см;
щёточка (широкая кисточка), валик, палочка, спиртовые салфетки;
камешки, ракушки, счётные палочки;
мелкие игрушки (груша, слон, мишка, лягушка, собака, лиса, кошка);
символы звуков [с]- «насос» и [ш]- «сдувается воздушный шар»;
совок, веник, щётка для разравнивания песка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Ребёнок стоит у стола с песочницей, логопед располагается напротив. Педагог предлагает ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице. После этого ребёнок и педагог кладут руки на сухой песок, здороваются с ним, делятся своими тактильными ощущениями.
Взрослый объявляет ребёнку, что на занятии они следят за правильным произношением звуков [с] и [ш].
Развитие фонематического слуха и восприятия.
Логопед даёт задание: «Если ты услышишь звук [ш], спрячь ладошки в песке. На другие звуки – руки держи над песочницей». Ребёнок выполняет соответствующие движения, логопед одновременно произносит ряд согласных звуков.
Автоматизация изолированных звуков.
Логопед даёт следующее задание и настраивает ребёнка быть внимательным: «Возьми в оба кулачка песок и насыпь его горкой, произнося при этом «с-с-с-с». Теперь разрушь свою горку со звуком «ш-ш-ш-ш». Ребёнок вместе со взрослым или самостоятельно выполняет инструкцию.
Автоматизация и дифференциация звуков в слоге.
Логопед предлагает ребёнку построить на песке из листочков дорожку (выложить их в ряд, змейкой или по кругу).
Логопед: «Шагай двумя пальчиками по дорожке и повторяй «сва-сво-сву», «сма-смы-смо», «ску-ско-ска» и т.д.
А теперь рядом построй дорожку из камешков и ракушек, шагай по ней и повторяй «шка-шко-шку», «шма-шмы-шмо», «што-шту-шта». (Можно повторять слоги с оппозиционными звуками «сма-шма», «шка-ска», «сву-шву». Речевой материал зависит от уровня речевой подготовки ребёнка и стадии автоматизации звука).
Автоматизация и дифференциация звуков в слове.
Логопед предлагает ребёнку закрыть глаза и быстро закапывает в разных местах песочницы мелкие предметы и игрушки. Ребёнок открывает глаза и слушает задание взрослого: «В песочнице для тебя закопаны игрушки. Возьми кисточку и аккуратно раскопай их. Назови, что ты нашёл. Звуки [с] и [ш] произноси правильно».
Далее логопед выкладывает на песок в противоположные стороны два символа звуков и даёт инструкцию: «Разложи игрушки к картинкам: со звуком [с] – к «насосу», со звуком [ш] – к «шарику». Назови, с каким звуком игрушек больше».
Автоматизация и дифференциация звуков во фразе.
Логопед: «Из палочек, камешков, ракушек в левом верхнем углу песочницы выложи девочку. Придумай ей имя со звуком [с]».
Ребёнок: «Соня, Саша, Света».
Логопед: «Соня нарисовала воздушный шар. Возьми палочку и нарисуй на песке справа внизу от Сони свой воздушный шар. Придумай предложение про Соню и воздушный шар, звуки [с] и [ш] произноси правильно».
Ребёнок: «Соня купила воздушный шар. Соня надула воздушный шар. Соня нарисовала воздушный шар. Соне купили воздушный шар».
(Аналогично работа проходит с рисунком и словом «мышь»).
Итог занятия.
Взрослый хвалит ребёнка за работу и умение произносить звуки и предлагает, следуя правилам, навести порядок в песочнице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»
Консультация для родителей по теме «Преодоление нарушений звуко-слоговой структуры слова на этапе автоматизации и дифференциации звуков: через устное народное творчество, через детский фольклор»...

Авторское пособие "Звуковые дорожки", для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с\'].
quot;Звуковые дорожки" - авторское пособие для автоматизации и дифференциации звуков [ш]-[щ] и звуков [с]-[с'], поможет в игровой форме отработать изучаемые звуки....
Егорова О.В. "Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет"
Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет....

Егорова О.В. Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. —— М. «Издательство «Гном и Д», 2005. — 32 с.
Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков М, МЬ, Н, НЬ. В пособии предлагается ...
«Найди звук » : автоматизация и дифференциация звуков [к]-[т]
Предложенны игры и упражнения, направленные на отработку звука [к] в словах (начало, середина и конец). Представленно упражнение на различение звуков....

Игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [С], [Ш]. Часть 1 "Звук в начале слова".
Игра-карточки для автоматизации и дифференциации звуков [С], [Ш] . Часть 1 "Звук в начале слова"....

Игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [С], [Ш]. Часть 2 "Звук в конце слова"
Игра на автоматизацию и дифференциацию звуков [С], [Ш]. Часть 2 "Звук в конце слова"...
