«В гости к Эдуарду Николаевичу Успенскому»
проект по логопедии (подготовительная группа)

Талагаева Алена Сергеевна

Информационно - творческий проект: " В гости к Эдуарду Успенкому"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota_2.docx44.53 КБ

Предварительный просмотр:

Название проекта:

«В гости к Эдуарду Николаевичу Успенскому»

Авторы проекта:

Пряничникова Людмила Викторовна - воспитатель

Брехова Екатерина Александровна - воспитатель

Талагаева Алена Сергеевна – учитель - логопед

Консультанты проекта:

Татарченко Татьяна Андреевна - заведующий МДОБУ ЦРР Д/С № 11 ЛГО

Название образовательного учреждения:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение                      «Центр развития ребенка - детский сад № 11 Лесозаводского городского округа»

Аннотация:

«За одну хорошую книгу я бы мог отдать пять телевизоров.

И, если ребенок завален книгами, у него появляется воображение.

А если он завален телевизорами, у него появляются шишки.

Ребята, читайте больше и больше».

Э. Успенский

В наше время у детей дошкольного возраста отсутствует интерес к российской художественной литературе. Книги часто заменяются телевизором, планшетом, телефоном, где дошкольники смотрят фильмы не очень хорошего качества. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно - эстетического воспитания ребенка. Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью. 

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Анализ сказок и стихов Э. Успенского позволяет детям понять и почувствовать их глубокое идейное содержание и художественные достоинства, поэтические образы пронизаны   гуманизмом: верой в победу добра и справедливости, в торжества и правды, в великую Дружбу.

Нами было проведено анкетирование среди родителей «Роль книги в воспитании детей». Проанализировав результаты, большая часть родителей не читают детям книги дома, объясняя это отсутствием свободного времени.

Именно поэтому мы решили создать проект, в ходе реализации которого постараемся определить степень важности и необходимости ознакомления детей с художественной литературой, сформировать у детей и их родителей устойчивый интерес к совместному домашнему чтению (через ознакомление с творчеством Э. Успенского).

Творчество Успенского - неизведанная гавань для многих, оно несет огромное воспитательное, познавательное и эстетическое значение. Все его книги просты и понятны детям. Главное достоинство его книг – мир сказочных героев. Будь то Шапокляк, кот Матроскин - у каждого свой язык, свой характер, которые помогают расширять знания ребенка об окружающем мире, воздействуют на личность малыша, развивают умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Что дает участие в проекте педагогу?

Участие в проекте даст педагогу ДОУ возможность пополнить, уточнить и активизировать словарный запас детей, приобщить детей к чтению художественной литературы; осуществить педагогическое просвещение родителей по проблеме.

Что дает участие в проекте воспитаннику?

Проект поможет активизировать самостоятельную и познавательную деятельность детей, освоить окружающую действительность.

Что дает участие в проекте родителям?

Родители, участвуя в проекте, проявят интерес к совместной деятельности по реализации проекта, повысят уровень просвещенности в вопросах развития и воспитания детей с помощью произведений Успенского.

Проблемы, которые нужно решить в данном проекте:

Недостаточно знаний о российском детском писателе Эдуарде Успенском.

Основополагающий вопрос проекта:

Как с помощью сказок Э. Успенского развить у ребенка волевые качества и веру в себя?

Проблемные вопросы проекта:

  1. Почему дети так мало интересуются сказками Успенского?
  2. Откуда берёт Успенский героев своих сказок?
  3. Чему учат герои сказок Успенского?

Направление воспитательной деятельности, в рамках которого проводится работа по проекту:

Работа по проекту проводится в рамках образовательной области «Познавательное развитие».

Состав проектной группы:

Пряничникова Людмила Викторовна - воспитатель

Брехова Екатерина Александровна - воспитатель

Талагаева Алена Сергеевна – учитель - логопед

Дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: проведение ОД, экскурсий, привлечение детей и родителей к творческой и продуктивной деятельности,  осуществление  педагогического просвещения родителей по проблеме.

Дети: участвуют в разных видах деятельности.

Родители: участвуют в анкетировании и совместной деятельности; оказание необходимой помощи педагогу.

Тип проекта:

Информационно - творческий, 

По количеству участников: групповой

Краткое описание ситуации проекта:

Ситуация,  в которой будет проходить проект следующая. Привлечь внимание детей через чтение произведений Э. Успенского, просмотр мультфильмов, чтобы показать им чувственность и доброту героев сказок. С помощью сказок научить детей давать оценку героям произведений.

Основные принципы и подходы к реализации проекта:

Принцип дифференциации – заключается в создании оптимальных условий самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний с учетом возраста детей, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.

Принцип наглядности – используются наглядные средства (пособия, иллюстрации, технические средства), которые создают развернутую картину действий и результатов.

Принцип целостности – предполагает построение деятельности участников проекта на основе единства процессов развития, создания уравновешенного образовательного пространства, который учитывает адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования и воспитания.

Принцип доступности – предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности дошкольников.

Принцип обучения деятельности – главное, не передача готовых знаний, а организация такой деятельности, в процессе которой дети сами узнают новое путем решения проблемных задач.

Заказчики проекта:

Родители, сотрудники дошкольной организации.

Цели проекта:

Педагогическая:  

приобщение ребенка к чтению художественной литературы через творчество Э. Н. Успенского

Практическая:

Театрализация  произведения Э. Успенского «Разгром»

Задачи проекта:

Обучающие:

-Познакомить детей с жизнью и творчеством Э. Успенского

-Формировать у детей желание самостоятельно обращаться к книге, как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

-Формировать умение понимать главную идею произведения, правильно оценивать поступки героев.

-Обогащать и активизировать словарный запас.

Развивающие:

-Развивать связную речь.

-Развивать творческие способности детей.

-Развивать психические процессы (внимание, память, воображение, образное мышление, любознательность).

Воспитательные:

-Воспитывать любовь к художественной литературе, бережному отношению к книгам.

-Воспитывать положительные качества: дружелюбие, товарищество, вызвать у детей положительный эмоциональный отклик, навыки взаимодействия и сотрудничества.

-Воспитывать активность и самостоятельность.

Продукты проекта:

1.Выставка книг Э. Успенского

2.Мнемотаблицы по сказкам: «Чебурашка», «Простоквашино»

3.Выставка детских работ «Мои любимые герои»

4. Мини - музей героев сказок Э. Успенского.

5. Коллаж  «Герои любимых сказок Э. Успенского»

6.Театрализация произведения «Разгром»  Э. Успенского

Временные рамки:

Продолжительность проекта: с 25.11.2022г. – 16.12.2022г.

Сроки реализации проекта:

1 этап

25 ноября 2022г. - 30 ноября 2022г.

2 этап

1 декабря 2022г. - 9 декабря 2022г.

3 этап

12 декабря 2022г. - 16 декабря 2022г.

Показатели эффективности проекта:

  1. Наличие у детей стойкого познавательного интереса
  2. С удовольствием участвуют в творческой деятельности

Необходимое оборудование:

Наглядный материал, атрибуты для сюжетно - ролевых игр, ноутбук, книги Э. Успенского.

Использование современных педагогических технологий:

Игровые технологии

Здоровьесберегающие технологии

Технологии сотрудничества

Технология проектной деятельности

Информационно – коммуникативные технологии

Формы взаимодействия организаторов с участниками:

С детьми

 С родителями

- образовательная деятельность;

- сюжетно - ролевые игры

- беседы

- чтение художественной литературы

- рассматривание книг, иллюстраций

- экскурсии

- игра - драматизация

- анкетирование

- консультации

- презентация реализованного проекта

Возможные трудности и риски и способы их преодоления:

Трудности и риски

Способы их преодоления

Отказ детей от активного участия в проектной деятельности (специфика возраста)

Таким детям нужно позволить быть слушателями, не принуждать  к высказыванию, активным действиям

Возможно, нежелание родителей принимать участие в  совместном творчестве с ребенком и деятельности по проекту

Работа по проекту выстраивается так, чтобы такие дети, также имеет возможность для активного участия Индивидуальные беседы с родителями, консультации

Дети не посещают детский сад, в связи с отпуском родителей или по причине болезни

Дети с родителями включаются в работу над проектом на 2 или 3 этапе

Жизненный цикл проекта:

1 этап:

Подготовительный

Продолжительность:

25 ноября 2022г. - 30 ноября 2022г.

Цель:

Заинтересовать, привлечь каждого ребенка и родителей  тематикой проекта. Познакомить с творчеством детского писателя Э. Успенского

Форма

Сроки

Место работы

Содержание работы

1. Подготовка методического обеспечения проекта

25.11.22

группа

2.Разработка содержания бесед, занятий, презентаций

28.11.22

группа

3.Формирование мотивационной готовности родителей к участию проектной деятельности.

29.11.22

группа

Анкетирование родителей «Роль книги в воспитании ребенка»:

выявить уровень просвещенности родителей по данному вопросу.

Ожидаемые результаты:

Все участники проекта теоретически готовы к работе над проектом

Продукты этапа        

1.Выставка книг Э. Успенского

2 этап:

Основной

Продолжительность:

1 декабря 2022г. - 9 декабря 2022г.

Цель:

Формирование и расширение представлений детей о творчестве детского писателя Э. Успенского.

Форма:

Сроки:

Место работы:

Содержание работы

1. Экскурсия в библиотеку им. Гайдара

1.12.22

Библиотека им. Гайдара

Беседа «Этот неизвестный Эдуард Успенский»- расширять знания о биографии и творчестве писателя, дать представление о том, чему учат его сказки, развивать речь детей, обогащая, словарь новыми словами.

2.Чтение произведения Э. Успенского «Про девочку Веру и обезьянку Анфису».

2.12.22

группа

Беседа по содержанию прочитанной сказки.

3.Рассказывание сказки по мнемотаблице           «Вера и Анфиса»

5.12.22

группа

Закрепить знания детей о персонажах сказки, умение пересказывать сказку по мнемотаблице, развивать связную речь детей.

4.Чтение произведения            «Крокодил Гена и его друзья »

6.12.22

группа

Познакомить с волшебной и

занимательной сказкой, ее героями.

5.Лепка героев сказки    «Крокодил Гена и его друзья»

6.12.22

группа

Продолжать развивать художественно - эстетические навыки, закреплять  знакомые приемы лепки.

6.Дидактические игры «Найди ошибку»,  «Найди пару»,  «Сказочная

путаница»

7.12.22

группа

Игры на развитие внимания, мышления, памяти.

7. Презентация

 «Музей Чебурашки»

8.12.22

группа

Просмотр и беседа о музее Чебурашки в Москве и значимости героев в зарубежных странах. 

8.Рисование героев сказки по произведениям Успенского

8.12.22

группа

Рисование любимых героев.

 

9. Просмотр мультфильмов              Э. Успенского:               «Дядя Федор пес и кот и другие»

9.12.22

группа

Беседа о героях сказочного произведения

10. Коллаж из фрагментов сказок        Э. Успенского по сказкам

9.12.22

группа

 Создание коллажа к юбилею Э. Успенского

11.Работа с родителями

10.12.22 11.12.22

дома

Чтение детям произведений Э. Успенского

Ожидаемые результаты:

У детей сформированы представления о творчестве   Э. Успенского.

Продукты:

1.Мнемотаблицы по сказкам: «Чебурашка», «Простоквашино»

2.Выставка детских работ «Мои любимые герои»

3. Мини - музей героев сказок Э. Успенского.

4. Коллаж  «Герои любимых сказок Э. Успенского»

3 этап

Заключительный

Продолжительность:

12 декабря 2022г. - 16 декабря 2022г.

Цель:

Совершенствование результатов проекта

Форма:

Сроки:

Место работы:

Содержание работы

1. Викторина по сказкам «В гостях у Э. Успенского»

12.12.22

музыкальный зал

Закрепление полученных знаний о произведениях  Э. Успенского.

2.Разучивание текста произведения «Разгром»                  Э. Успенского

13.12.22

14.12.22

группа

Разучивание текста, создание проблемной ситуации.

3.Театрализация произведения «Разгром»      

Э. Успенского

15.12.22

16.12.22

Музыкальный зал

Показ театрализации воспитанникам и родителям ДОО.

1.Работа с родителями

12.12.22-14.12.22

домашнее задание

Изготовление атрибутов и костюмов к произведению «Разгром».

Ожидаемый результат:

У детей сформировался интерес к произведениям российского писателя Э. Успенского.

Продукты:

1.Театрализация произведения «Разгром»  Э. Успенского

Перспективы развития проекта: Повышение уровня развития личностных компетенций: познавательной активности, самостоятельности, инициативы у детей старшего дошкольного возраста посредством литературных произведений.

Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах:

Результаты внедрения проекта будут использовать педагоги других групп при изучении темы.

Распространение информации о деятельности по проекту и его результатах:

Результаты проекта будут представлены педагогам ДОУ. Планируется размещение материалов на интернет сайте ДОУ. Рассматривается также возможность представить данный проект на всероссийских и международных конкурсах.

Список используемых информационных ресурсов:

Валькова В. Г. Эдуард Николаевич Успенский (рекомендации по проведению праздника писателя для младших школьников)  Начальная школа. - 2002. - № 12. - C. 10-12.

Власова Е. Ю. Книжкины именины: «У Крокодила Гены и его друзей" - юбилей! (литературная конкурсная программа к 40-летию книги Э.Н. Успенского). Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2006. - № 1. - С. 16-18.

Вяткина Н. В. «День рожденья только раз в году»: театрализованная викторина к 70-летию Э.Н. Успенского для детей 4-5 лет, Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. - 2007. - № 10. - С. 14-15.

Дмитриевич В. Кроссворд «Стихи Эдуарда Успенского»  АБВГД. - 2002. -№ 7.

Горшкова Л. В. Дядя Фёдор и его друзья : (сценарий литературного лото по книгам Э. Успенского), Читаем, учимся, играем. - 2004. - № 1. - С. 45-47.

Кудрявцева Е. О. нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников, (обсуждение стихотворения Э. Успенского "Если бы я был девчонкой...")  Е. Кудрявцева, Н. Ледовских, Дошкольное воспитание. - 2003. - № 9. - С. 24-25.

Мельникова О. В. литературная олимпиада,  вопросы викторины по сказкам Э. Успенского, Л. Лагина, А. Волкова и А. Линдгрен , Начальная школа. - 2006. - № 3. - С. 80-81.

Могильникова Т.В. Любимые книги любимого писателя, (кукольное представление по творчеству Э. Н. Успенского) Читаем, учимся, играем. - 1998. - № 7. - С. 13-17.

Шишигина Т. С. Добро пожаловать в Простоквашино! сценарий семейного конкурса по книжкам Э. Н. Успенского, Т. С. Шишигина, Н. И. Зырянова, Читаем, учимся, играем. - 2004. - ; 3. - С. 88-92.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эдуард Николаевич Успенский "Дядя Федор пес и кот"

Чтение художественной литературы в детском саду. Дети ПРОСТО ОБАЖАЮТ ЭТУ КНИЖКУ!...

Презентация: В гости к Эдуарду Успенскому

Презентация: В гости к Эдуарду Успенскому...

Презентация для родителей. Эдуард Николаевич Успенский – наш любимый детский писатель .

 Успенский Эдуард Николаевич – поэт, детский прозаик, драматург, сценарист. Родился 22 декабря 1937 года в Егорьевске Московской области. Еще в школе был назначен вожатым к малышне. С тех ...

Мини-презентация на тему "Сказочные повести Успенского Эдуарда Николаевича в воспитании личностных качеств детей"

Мини-презентация поможет при знакомстве с творчеством Э.Н.Успенского. Несет познавательный характер, послужит примером в воспитании личностных качеств детей....

Педагогический проект В гости к Эдуарду Успенскому

Ознакомление с творчеством писателя (поэта) как средство воспитания положительного отношения к книге...

«Путешествие по страницам произведений Эдуарда Николаевича Успенского» (для детей с ОВЗ 4-6 лет )

Совместная работа педагогов, детей и их родителей над творческим наследием Эдуарда Успенского...

знакомство с творчеством Эдуарда Николаевича Успенского

Знакомство детей с писателем Успенским. С его произведениями и главными героями....