Проект по развитию связной речи "Здравствуй сказка"
проект (средняя, старшая группа)

Скурятина Анна Александровна

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Сказкотерапия является одним из методов арт-терапии. «Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д. Ушинский). Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sentyabr_2023_g.docx60.61 КБ
Файл zdravstvuy_skazka.pptx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Проект

Тема проекта: «Здравствуй, сказка»

Тип проекта: ролево – игровой

Сроки реализации проекта: с 18 сентября по 18 октября 2023 года

Составитель: Скурятина Анна Александровна

учитель-логопед МКДОУ «Детский сад № 9»

Участники: дети 4-5 лет, родители (законные представители)

п. Каменский,

2023

Содержание

Актуальность

План реализации проекта

Планируемые результаты

План-график мероприятий

Приложения


Актуальность

Актуальность. Вопросы развития связной речи всегда актуальны, потому что являются центральной задачей речевого развития детей, имеющей большое значение для формирования личности ребенка дошкольного возраста и его социализации. Предупреждение речевых нарушений детей дошкольного возраста в образовательной работе ДОУ, формирование правильной речи приобретает особое значение, так как от уровня речевого развития зависит готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения.

В методике развития речи детей дошкольного возраста имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей. Метод работы со сказкой имеет многовековую историю – еще наши пра-пра-бабушки за проступок не бранили, а рассказывали сказку. Однако научное обоснование и целенаправленное использование этот метод в работе с детьми, в частности в логопедии,  получил сравнительно недавно, и сегодня является одним из наиболее перспективных. Огромный вклад в исследование и разработку данной проблемы внесли советские психологи Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Н.А. Погосова,   М. А. Поваляева,  Д. Ю. Соколов, О. В. Защиринская, С. А. Черняева и многие другие.  Все они свидетельствуют о возможности  использования сказки для развития связности  речи детей. Н. Погосова отмечает, что тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.

Сказкотерапия – это занятие с помощью сказки, направленное на решение какой-либо проблемы. Сказкотерапия является одним из методов арт-терапии. «Сказка – это первые и блестящие попытки русской народной педагогики» (К.Д. Ушинский). Действительно, сказки пользовались и продолжают пользоваться популярностью у маленьких дошколят.

Проблема. Последние статистические данные по России свидетельствуют о том, что до 50% дошкольников страдают нарушениями речи различной тяжести (Н.В.Новотворцева, Л.Р.Давидович, О.А.Степанова) и нуждаются в специальной логопедической помощи. Наблюдения и мониторинг речевого развития детей старшего дошкольного возраста показывает слабое развитие диалогической и монологической речи. К 4-5 годам лишь немногие дети владеют теми умениями, которые соответствуют высокому уровню развития связной диалогической и монологической речи, то есть не все дети имеют достаточный словарный запас, инициируют диалоги по теме, могут самостоятельно строить сложные предложения разных типов, составлять описание, повествование или рассуждение, развивать сюжетную линию по серии картинок, соединяя части высказывания разными типами связей. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционно-развивающей работы по развитию данного вида речевой деятельности.

Цель: формировать навыки связной диалогической и монологической речи, пересказа и составления творческих рассказов в процессе работы со сказкой у детей 4-5 лет.

Ожидаемые результаты:

  • Используют в активном словаре имена прилагательные и глаголы, подбирают к речевой ситуации точные по смыслу слова, однокоренные слова.
  • Используют в речи фразеологизмы, эпитеты, сравнения, синонимы, антонимы.
  • Умеют строить сложные предложения разных типов.
  • Владеют навыком связной диалогической речи.
  • Владеют навыком интонационной передачи диалога действующих лиц, характеристики персонажей в пересказывании сказок.
  • Владеют навыком составления описания, повествования или рассуждения, развивают сюжетную линию в серии картинок.
  • Владеют навыком построения связных монологических высказываний.
  • Создают различные виды творческих рассказов, сочиняют самостоятельно сказки.
  • Проявляют интерес к  жанру сказки как народному искусству, к книгам, чтению.
  • Повысился уровень развития памяти, внимания, мышления, воображения.

Задачи:

  • Учить использовать в активном словаре имена прилагательные и глаголы, подбирать к речевой ситуации точные по смыслу слова, однокоренные слова.
  • Учить составлять описания, повествования или рассуждения, сюжетные рассказы по серии картинок.
  • Стимулировать и развивать речевое творчество.
  • Активизировать и развивать  психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

План реализации проекта

Этапы работы:

  1. Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта.
  2. Составление плана-схемы проекта.
  3. Сбор информации, литературы, дополнительного материала;
  4. Работа по плану с детьми, родителями, педагогами.
  5. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата;
  6. Презентация проекта.  

Содержание работы с детьми

  1. Беседа «…да в ней намек».
  2. Чтение разных сказок;
  3. Разучивание присказок, поговорок, пословиц о сказках, сказочных героев.Пересказ прочитанных сказок, их инсценирование.  
  4. Загадки о сказках, героях сказок.

Содержание работы с родителями

  1. Домашние задания для родителей и детей (рисование иллюстраций к сказкам)
  2. Чтение сказок с детьми дома.
  3. Придумывание сказок с детьми.

Планируемые результаты по реализации проекта

  1. Улучшение качества произношения;
  2. Развитие лексико-грамматических категорий;
  3. Дети овладели грамотной и связной речью;
  4. Повысилась мотивация к занятиям;
  5. Создалось плодотворное и дружеское взаимодействие между всеми участноками образовательного процесса.

План-график мероприятий

№ п/п

Этап

Вид работы

1

Подготовительный

Определение темы и проблемы будущего проекта, постановка целей и задач.

Подбор и разработка необходимых материалов для работы с детьми (тематические занятия, беседы, подбор художественной литературы, составление плана реализации проекта).

Подготовительная работа с родителями детей (беседы, консультации, анкетирование).

2

Основной

Знакомство с русской народной сказкой через художественную литературу.

Работа с песком

Чтение поговорок, скороговорок, считалок

Заучивание стихов, небольших текстов из сказок

Пересказ прочитанных сказок

Загадывание и разгадывание загадок

Составление сказок по картинкам (разрезные картинки)

Игры на липучках

3

Заключительный

Подведение итогов проектной деятельности;

Оформление отчетной презентации с фото и видео.


Пальчиковые игры

  1. Сказки

(Дети поочередно загибают пальчики.На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок

Колобок- румяный бок.

Есть Снегурочка- краса,

Три медведя,

Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

  1. Три поросенка

Жили-были поросятки (сжимаем и разжимаем кулачки)

На полянке у реки. (показать ладошки)

Рано утром просыпались (круговые движения кулачками)

Умывали пятачки (указательными пальчиками трем нос)

Мыли ушки и копытца (ладошками проводим по ушам, затем трем ладошки друг об друга)

Ох, и теплая водица! (выставляем ладошки перед собой)

  1. Репка

Тянут, тянут бабка с дедкой. Дети вытягивают большие пальцы.

Из земли большую репку. Указательные

Тут пришла к ним внучка. Средние.

Подбежала Жучка. Безымянные.

Кошка тоже потянула. Мизинцы.

Хоть держалась крепко. Берут репку.

Вытянута репка! Поднимают руки вместе с репкой.


Пословицы и поговорки о сказках

  • Сказка не сказка, а присказка.
  • Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
  • Сказка – ложь, а песня – правда.
  • Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
  • Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается.
  • Сказка – складка, а песня быль.
  • Сказки – не салазки: не сядешь не поедешь.
  • Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай да на ус мотай.
  • Хороша сказка, да последняя.
  • Слушая сказку, вопросов не задают.
  • Всякая прибаутка в сказке хороша.
  • Бывает свинка золотая щетинка, да в сказках.
  • Быль за сказкой не угоняется.
  • Быль не сказка, из нее слова не выкинешь.
  • Не дочитав сказки, не кидай указки!
  • Всякой сказке бывает конец.  

Считалки по сказкам

Колобок по морю плыл
И в Америку заплыл.
Там ботиночки купил
И ботиночки забыл.
А ботиночки украли,
Из Америки забрали.
Колобок нас посчитал —
Ты ботиночки украл.

***

У Иванушки жар-птица
Поклевала всю пшеницу.
Он её ловил, ловил
И царице подарил.
Нет жар-птицы, нет пера,
А тебе водить пора!

***

Белка прыгала-скакала
И на ветку не попала,
А попала в царский дом,
Где сидели за столом:
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кем ты будешь такой?
Выбирай поскорей,
Не задерживай добрых
И мудрых людей!

***

На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
Говори поскорей,
Не задерживай добрых и честных людей!

***

Гномик золото искал
И колпак свой потерял.
Сел, заплакал, как же быть?
Выходи! Тебе водить!

***

Сидел король на стуле считал свои козюли,
Раз,Два,Три.
Кззюлейбудеш ты!
А козюля не моя,а козюля
Ко-ро-ля!


Стихи по сказкам

Баба Яга

image

Я живу в лесной избушке,
Очень милая старушка.
Костяной стучу ногой.

Все зовут меня Ягой

Маугли

image

В диких джунглях он живёт.
Волка он отцом зовёт.
А удав, пантера, мишка
Дружат с Маугли, мальчишкой

Царевна-Несмеяна

image

Не могу никак иначе:
Я всё плачу, плачу, плачу…
Кто царевну исцелит,
Несмеяну рассмешит?


Буратино

image

Я — мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Черепаха подарила
Этот ключ волшебный мне.
И тогда я очутился
В доброй сказочной стране.

Незнайка

image

Я — Незнайка-шалунишка,
Знаменитый коротышка.
Мне учиться ни к чему.
Без учёбы всё пойму!

Кащей Бессмертный

image

Не бессмертный он, Кащей.
Прячет смерть свою, злодей.
Прячет, прячет далеко,
Высоко и глубоко.


Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: Закрепление в активном словаре детей существительных по теме, формирование навыка образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами.

Оборудование: мяч.

Ход игры: Логопед предлагает ребенку изменить слово по образцу:
Курица – курочка, гусыня – гусочка, петух, гусь, цыплёнок, гусёнок и т.п.


Дидактическая игра «Узнай по отрывку»

1

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице пошла.

Топоры-то, топоры

Так и сыплются с горы.

Испугалася коза,

Растопырила глаза:

«Что такое? Почему?

Ничего я не пойму». (Федорино Горе)

        

2

Он бежал по дорожке,

И ему перерезало ножки,

И теперь он больной и хромой,

Маленький заинька мой!»

        

3

Старший поросенок так торопился побыстрее вернуться к играм, что построил не дом, а маленькую хижину из соломы.

Я хочу построить дом
Веселиться чтобы в нем.
Танцевать, скакать, играться,
Ни о чем не волноваться.

4

Только медведь на крышу полез, как теремок развалился на маленькие кусочки. Хорошо, что мышонок, лягушонок, ёжик и зайчонок успели из него выскочить.

Посмотрели тогда друзья друг на дружку и разом принялись за строительство. Новый теремок получился такой большой и красивый, что любо дорого глядеть.

5

Жила-была в одной деревушке маленькая девочка. Звали её Машенька. И такой она была доброй, милой и послушной, что бабушка с дедушкой души в ней не чаяли.

Как-то раз играла Маша со своими подружками в прятки и так хорошо и далеко спряталась за деревцем, что никто не смог её найти. Вышла девочка и давай подружек искать, бегала, бегала, звала, звала, да так сама и не заметила, как забрела в самую чащу леса.


Дидактическая игра «Какое настроение у сказочного героя?»

Ход игры: Детям предлагается отгадать, какое настроение у сказочного героя, изображенного на демонстрируемой воспитателем картинке (грусть, радость). Далее детям задаются вопросы и обсуждаются:

1. Каким становится лицо, когда человек грустит (радуется)?

2. Как еще мы можем понять, что человеку очень грустно (радостно)? (Когда человек плачет/улыбается, смеется).

3. Почему человек может грустить/ радоваться?

4. Радость/грусть - это хорошая эмоция или плохая?

5. Как помочь грустному человеку?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Здравствуй, сказка» Тип проекта: ролево – игровой Сроки реализации проекта: с 18 сентября по 18 октября 2023 года Учитель-логопед: Скурятина Анна Александровна

Слайд 2

Цель: формировать навыки связной диалогической и монологической речи, пересказа и составления творческих рассказов в процессе работы со сказкой у детей 4-5 лет.

Слайд 3

Задачи: Учить использовать в активном словаре имена прилагательные и глаголы, подбирать к речевой ситуации точные по смыслу слова, однокоренные слова. Учить составлять описания, повествования или рассуждения, сюжетные рассказы по серии картинок. Стимулировать и развивать речевое творчество. Активизировать и развивать психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Слайд 4

Этапы работы: Определение темы (проблемы проекта). Вызвать интерес детей и родителей к теме проекта. Составление плана-схемы проекта. Сбор информации, литературы, дополнительного материала; Работа по плану с детьми, родителями, педагогами. Подведение итогов, анализ ожидаемого результата; Презентация проекта.

Слайд 5

Работа с песком «Колобок» «Теремок»

Слайд 6

Работа с песком « Цветик-семицветик » «Сказка о том, как появилась первая бабочка»

Слайд 7

Сказка на липучках

Слайд 8

Составление сказок из нескольких частей (разрезные картинки ), пазлы

Слайд 9

Выводы по проекту У детей улучшилось качество произношения Дети овладели грамотной и связной речью; Повысилась мотивация к занятиям;

Слайд 10

Советы педагогам «Читайте сказки, ведь это не только интересно, но и полезно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по развитию связной речи «Мой папа» для детей подготовительной к школе группы

В проекте отражена работа по развитию связной речи детей подготовительной группы через различные  виды деятельности совместно с родителями....

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «Сказки любим мы читать и загадки сочинять».

Конспект занятия о придумывание загадок о литературных героях русской народной сказки « Кот, петух и лиса».Цель: Развитие связной речи.Задачи:Коррекционно – образовательные*Расширить...

Проект по развитию связной речи «Сказка с тобой очень интересно!»

Сказка является эффективным развивающим и коррекционным средством для развития связной речи детей.  На сегодняшнем этапе жизни современного общества чтение сказок родители заменяют просмотро...

Подвижные игры с целями по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"

Картотека подвижных игр по русским народным сказкам. Приложение к проекту по развитию связной речи у детей 4-5 лет "По дорогам сказок"...

Творческий проект по развитию связной речи «Сказки - добрые друзья»

Владение связной монологической речью — одна из центральных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного б...

Педагогический проект по развитию связной речи у детей подготовительного к школе возраста «Путешествие по сказкам»

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. П...

Проект по развитию связной речи "Развитие связной речи дошкольников средствами художественной литературы"

В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей, так как от уровня овладения связной речью зависит успешность обучения детей в школе, умение общ...